Исследование в области информатики зачастую перерастает в проект с практическим результатом. Это может быть разработанная программа, презентация, сайт, приложение и т.д.
В данном разделе
тем исследовательских работ по информатике
собраны темы по истории ЭВМ, системам счисления, алгоритмам, по программированию и web-программированию, работе с электронными таблицами в Microsoft Excel, по созданию презентаций в Microsoft PowerPoint, по работе в графических, flash-, -video и 3D-редакторах.
Представленные ниже темы исследовательских работ по информатике можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять.
Данные темы исследовательских работ и проектов по информатике рекомендуются для школьников, увлекающихся информатикой, исследованиями и новинками в области IT-технологий, электроники, программирования, ИКТ И т.д.
Системы счисления
Темы исследовательских работ и проектов по системам счисления:
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Вывод признаков делимости в различных системах счисления.
Двоичная система счисления.
Действия над числами в различных системах счисления.
Древние системы счисления
Из истории систем счисления.
История систем счисления.
Недесятичные системы счисления.
От обыкновенных дробей к двоичным.
Позиционные системы счисления.
Представление чисел с помощью систем счисления.
Признаки делимости в разных системах счисления.
Римская система счисления.
Системы счисления.
Системы счисления Древнего мира.
Способы представления чисел в различных системах счисления.
Я моделирую ЭВМ в троичной системе счисления.
История компьютера (ЭВМ), Интернета
Темы исследовательских работ и проектов по истории ЭВМ:
Абак и его разновидности.
Архитектура ЭВМ «по фон Нейману».
Библиотеки OpenGL и DirectX: история и перспективы.
Вычислительные средства прошлых лет.
История Интернета.
История развития вычислительной техники.
История системы счисления и развитие вычислительных машин.
Кто изобрел арифмометр
От счета на пальцах до персонального компьютера.
Первые электронно-вычислительные машины.
Соробан - любимые счеты японцев.
Токарный станок или механический компьютер.
Что такое перфокарты?
Алгоритмы
Темы исследовательских работ по информатике на алгоритмы:
Алгоритмы. Алгоритмы среди нас.
Алгоритмы в нашей жизни.
Алгоритмы решения текстовых задач.
Алгоритмы извлечения квадратных и кубических корней.
Алгоритм решения уравнений.
Алгоритмы. Структурный подход в алгоритмизации.
Алгоритм изготовления орнамента.
Алгоритм решения уравнений.
Программирование
Темы исследовательских работ и проектов по программированию
Автоматизированная система контроля посещений учебного заведения.
Автоматизированная система управления персональными данными учащихся школы.
АРМ классного руководителя.
Анимация с использованием координат.
Геометрия задач линейного программирования.
Делфи-приложение "Построение графиков основных математических функций".
Использование компьютерных технологий для реализации решений систем линейных уравнений.
Исследование информационной проводимости социальных сетей.
Искусственные спутники Земли.
Компьютерная программа «Изучаем английский язык с компьютером».
Криптографические методы защиты информации.
Методическое пособие «Программирование на Pascal динамических структур данных (Куча, Стэк, Очередь).
Моделирование в среде Microsoft Excel и Turbo-Pascal.
Простейшие алгоритмы на языке QBasic.
Программирование решения уравнений.
Программа для тестирования.
Применение динамического программирования для решения экстремальных задач.
Применение задач линейного программирования в сельском хозяйстве.
Применение линейного программирования в организации железнодорожных перевозок.
Проектирование и конфигурирование базы данных в 1С. Школьная поликлиника.
Разработка и использование сетевой тестовой оболочки.
Сборник Flash анимаций для дошкольников.
Сеть Интернет и ее использование в информационно-технологической подготовке школьников.
Современные языки программирования семейства си/си.
Современные языки веб-программирования.
Создание программы «Гороскоп» в среде программирования.
Создание минипроектов в среде программирования Delphi.
Создание тематического сайта.
Шифратор – дешифратор типизированных файлов.
Фракталы в компьютерной графике.
Электронный учебник «Окружающий мир».
Электронный справочный комплекс «ЕГЭ по информатике».
Электронные таблицы (Microsoft Excel)
Темы исследовательских работ и проектов по Microsoft Excel:
Диаграммы.
Диаграммы вокруг нас.
Диаграммы и их использование в школьной практике.
Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel.
Построение графиков кривых в Microsoft Excel.
Решение систем уравнений в Microsoft Excel.
Решение задач с помощью программы MS Excel.
Использование компьютера для исследований функций и построения графиков.
Презентации (Microsoft PowerPoint)
Темы исследовательских работ и проектов по презентациям:
Компьютерная презентация помогает решать задачи.
Создание занимательных тестов.
Создание учебного пособия «Open Office. Calc».
Создание учебного пособия «Open Office. Impress».
Создание учебного пособия «Open Office. Writer».
Создание электронной викторины.
Электронное портфолио ученика.
Методическое пособие по работе в «Консультант Плюс».
Графические редакторы
Темы исследовательских работ и проектов по графическим редакторам:
Изучение сечений в стереометрии с помощью компьютера.
Интерактивные инструменты программы «Corel DRAW».
Использование редакторов векторной графики для построения сечений многогранников.
Компьютерное моделирование разверток правильных многогранников.
Панель инструментов программы «Corel DRAW».
Созвучие графики и музыки (Среда Аdobe Photoshop).
Среда Flash
Темы исследовательских работ по созданию Flash-анимаций:
Альтернативные источники получения энергии (Среда Flash, web).
Безотходное производство (Среда Flash, web)
Экологически чистый транспорт (Среда Flash, web-сайт).
Экологическое градостроительство (Среда Flash, web-сайт).
Видео-редакторы, 3D-моделирование
Темы исследовательских работ по созданию видео и 3D-моделированию:
Мир vidio (Среда Аdobe premiere).
Программные средства для представления занимательных чисел (Среда Visual Studio).
Обзор виртуальных музеев.
Способы поиска гамильтонова цикла (Среда Visual Studio).
Пакет MathCad
Темы исследовательских работ и проектов по MathCad:
Автоматизация труда учителя на примере решения систем алгебраических уравнений с использованием программного пакета MathCad.
Общие темы исследовательских работ по информатике
Антивирусы. Анализ антивирусов.
Влияние компьютера на психику детей.
Использование bat-файлов для ликвидации последствий вредоносных программ.
Компьютер и его воздействие на поведение, психологию человека.
Компьютерные вирусы.
Существует несколько форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это и конспектирование статей, написание рефератов, подборка литературы по определенному кругу вопросов и другое.
Мы считаем, что для формирования умений и навыков ведения исследовательской работы необходима система специальных заданий, выполнение которых приобщали бы учащихся к ведению такой работы. Возможно это становление некой “Творческой лаборатории учащегося и учителя”.
Мы понимаем, что вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения на пути создания таких лабораторий, будет возникать очень много. Самый главный из них — это результативность всей работы. Возможны различные варианты: открытая защита творческих заданий, организация научно практических ученических семинаров и конференций, публикации и др.
Укажем на основные формы такой работы, с уверенность, что некоторые из них знакомы практикующему учителю.
В связи с тем, что сеть Интернет стала доступной в каждой школе, исследование и творчество можно связать с ней.
В качестве примера покажем один из моментов проведения творческой работы, организованной учителем после изучения редактора Word, в частности, после рассмотрения стандартных требований к документу Word.
Вместо надоевшего учащимися набора текста, предлагается следующий комплект заданий:
Примерные темы работ
Учащиеся, работая над выбранными темами, во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций выбранной ими теме.
Исследовательская РАБОТА НА ТЕМУ: «Влияние эми компьютеров на память школьников» Выполнила: ученица 10 класса МКОУ КГО «СОШ № 1 г. Теберды им. И. П. Крымшамхалова » Текеева Зарина Руководитель: учитель информатики Волкова Л.П.
Актуальность В связи с процессом глобаль ной компьютеризации жизни че ловека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физи ческое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния ком пьютера на здоровье школьни ков, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и воз можными отдаленными последс твиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет.
Цели и задачи Цель работы. Изучение влияния компьютерного излучения на нервную систему школьника, а именно на процессы памяти Задачи исследования. Изучение литературных источников по выбранной теме Отбор материала для исследования (тесты) Проведение эксперимента и оценка результатов Формулирование выводов исходя из результатов эксперимента
гипотеза По данным научных исследований электромагнитное излучение (ЭМИ) отрицательно сказывается на жизнедеятельности живых существ. Следовательно можно спрогнозировать в результате эксперимента мы будем наблюдать ухудшение памяти школьников
Методы исследования. а нализ литературных источников эксперимент (тестирование) статистическая обработка результатов тестирования графическая обработка результатов тестирования
Этапы исследования I Этап. Изучение литературы по обозначенной теме. II Этап. Составление программы эксперимента. III Этап. Отбор материалов для эксперимента: тесты по определению памяти IV Этап. Проведение эксперимента. V Этап. Статистическая обработка результатов тестирования.
I этап. Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник? «+» - быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.) - удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках); - в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий; - возможность слушать любимую музыку во время работы; - чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать; - множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть; - огромное количество юмора в сети Интернет; «-» - наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе; - компьютер дома - это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе; - очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями; - компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д. - в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой!
Основные вредные факторы при работе за компьютером Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения; Утомление глаз, нагрузка на зрение; Перегрузка суставов кистей; Стресс при потере информации; Психические расстройства.
Правильная рабочая поза при работе за компьютером
ЭМИ Монитор и зрение. (гимнастика для глаз) Защитный экран
Негативное влияние компьютера на здоровье человека Перезагрузка суставов кистей Психические расстройства
II этап. Составление программы эксперимента Методика исследования. Письменное тестирование Статистический анализ I этап. Опыт. На уроке информатике. Работа с компьютером II этап. Контроль. Отсутствие на уроке работы с компьютером
III этап. Отбор материалов для экспериментов
В течении минуты попытайтесь отыскать человечков с предыдущего рисунка
Iv этап. Проведение эксперимента Тестирование проводилось с учащимися 5 – 11 классов В тестировании принимали участие 150 учащихся Тестирование проводилось в два этапа
I этап. На уроке информатики. Работа с компьютером.
Ii этап. Контроль отсутствия на уроке работы с компьютером.
V этап. Статистическая обработка результатов.
Формирование выводов. 1. Результаты исследования подтвердили гипотезу поставленную в начале работы: ЭМИ компьютеров отрицательно влияет на память школьников. Всего 30 минут активной работы за компьютером почти на 50% снизили уровень способности к запоминанию. 2. Если 30-ти минутное воздействие ЭМИ компьютера приводит к таким последствиям, то сидение за компьютером в течении нескольких часов может вызывать необратимые изменения в структуре мозга. Особенно у школьников. 3. Можно предположить, что школьники после работы ещё долгое время не способны усваивать информацию, следовательно становятся абсолютно «бесполезными» на уроках.
Перспективы работы Изучить воздействие на память длительных доз ЭМИ компьютера Определить в какие сроки восстанавливается способность к нормальному запоминанию после воздействия ЭМИ компьютера Разработать рекомендации по снижению отрицательного воздействия ЭМИ компьютера
выполнила Зеленкова Маргарита, ученица 8 класса
Звук является неотъемлемой частью нашей жизни. При помощи звуков мы общаемся, получаем информацию, учимся. Звук применяется во многих сферах деятельности: в охране, в работе служб спасения, в быту. Также, широко используется ультразвук, не слышимый человеческим ухом: в эхолокации, медицине, дефектоскопии (обнаружении трещин в трубах, корпусах и т.п.).
Многие слышали, что звук - это волна, а точнее это физическое явление волновой природы. Наука, которая изучает звук называется акустикой, название происходит от греческого слова «akuein», что означает «слышу».
К концу XVIII века появилось достаточно много работ учёных (музыкантов, математиков), исследовавших природу и свойства звуковых волн. Многие исследования касались математической стороны акустики, рассматривая колебания звука (Г. Галилей), скорость движения звука (М. Мерсенн), принципы движения волн (Х. Гюйгенс), механические колебания звука (И. Ньютон) и т.д.