Зайти в биос быстрая загрузка windows 7. Как зайти в биос – способы и сочетания клавиш

06.02.2019

Общая биология

Научные открытия и теории полезны, но они всегда могут быть подвержены сомнению: "неопровержимых доказательств" в науке не существует. Один научный редактор заметил, что многие читатели его журнала очевидно считают, что все, чему их учили в университетах, - неопровержимая истина.

Быть может самое ценное, что вы можете извлечь из курса биологии, - это здоровый скептицизм по отношению к научным открытиям, как старым, так и новым.

D. Camp, K. Arms

Определение понятия ЖИВАЯ МАТЕРИЯ

Всякая наука обладает набором понятий, которые составляют ее основу. Такие понятия называются в философии - "категории", а их набор - категориальной системой. В категориальной системе биологии предельно общим являются понятия "живая материя" и "жизнь". Являясь предельными, они не могут быть определены в рамках самой биологии, так как все остальные понятия выводятся из них, или содержат их в скрытом виде. Выход из этого затруднения подсказывает философия. Он заключается в том, чтобы подвести предельный биологический термин под более общее понятие. Исходя из материалистической точки зрения, таким родовой по отношению к “живой материи” является философская категория "материя". И, следовательно, мы можем сказать, что

Однако такое определение ничего не проясняет, так как другая сторона проблемы определения понятия "живая материя" заключается в том, чтобы найти специфическое, отличающее данную категорию от других категорий.

Для нас наиболее актуально найти специфику, отличающую биологическое от химической формы материи. Эта задача значительно сложнее. Иногда она кажется неразрешимой в принципе. Например, представитель индуктивного пессимизма Полинг писал: "По поводу определения жизни я должен сказать, что иногда легче изучать предмет, чем определить его."

Обусловлен такой пессимизм непониманием принципиального различия между атрибутами – внешними свойствами объекта, и сущностью объекта – качеством, скрытом от внешнего наблюдения, требующим некоторого напряжения мысли и абстрагирования. Процедура эта чрезвычайно сложна и имеет длительную и весьма запутанную историю.

Начнем с того что попытаемся поставить некоторые простые вопросы, на которые однако очень сложно ответить однозначно.

Вопрос первый : Есть ли у живой материи сущность? (Менее философичный вариант – Обладает ли живая материя таким уникальным свойством, которой не может быть выведено или сведено к явлениям иной природы?)

“Нет” - утверждают представители философского направления, получившего названия механицизм .



Механицизм отрицает наличие каких-либо принципиальных отличий живой материи от неживой. В первую очередь в этом подходе предполагается отсутствие особой сущности, обусловливающей биологические явления. Вот, например, что писал Рассел по этому поводу: "все, отличающее живую материю, может быть сведено к химии и тем самым в конце к физике. Основные законы, управляющие живой материей, являются, по всей вероятности, теми же самыми, которые управляют и поведением атома, а именно - законами квантовой механики".

Доказать несостоятельность такого подхода очень сложно. В современной биологии наблюдается отчетливая подмена изучения сущности жизни, которую познать сложно, изучением физической и химической основы, которую познать гораздо проще. По всей видимости, наступает осознание того факта, что не увенчались успехом надежды понять биологические явления через изучение их молекулярных основ. Возможный путь опровержения несостоятельности механицизма - обнаружении сущности живой материи.

Мы, не вдаваясь в философское обоснование наличия собственной сущности у живой материи, примем это как данность и, в противоположность механицистам, ответим на данный вопрос утвердительно. Тогда перед нами встает вопрос, необходимость постановки которого редко осознается исследователями.

Вопрос второй : Познаваема ли сущность живой материи? (или В состоянии ли человеческий разум познать скрытую от него сущность?)

Далеко не все оптимистично смотрят на возможности человеческого познания. Например, витализм отрицает рациональное познание мира. Правда в рамках этого направления мысли утверждается возможность трансцедентального познания – восприятием идеи (в христианстве, например, верованием в церковные догматы). Главная характерная черта витализма - попытка объяснить жизненные явления посредством особого нематериалистического начала. Очень тесно такая методология связана с объективно-идеалистическим направлением, объявляющим материю результатом деятельности духа.

Примером такого типа могут служить рассуждения Куэно: семена имеют приспособления для распространения (типа парашют или винт) ® они поразительно совершенны ® они очень похожи на орудия, произведенные человеком ® нечеловеческие орудия появились в результате осуществления идей мастера. Хотя приведенные рассуждения чрезмерно примитивны, но они помогают разобраться в более хитроумных построениях, так как часто “творец замаскирован” под "жизненное поля", энтелехии и т.п.

Логическую несостоятельность позиции витализма философия обнаруживает в парадоксе лжеца (Я лжец, так лжец ли я?): аргументировано отрицая научное познание, без доказательно утверждается возможность трансцедентального познания. Дриш хорошо заметил по этому поводу: “они подменяют объяснение, объяснением, которого на самом деле нет”

При положительных ответах на два первых вопроса, перед исследователем встает

Вопрос третий . Как дать определение?

Обычно биологи не задумываются о том КАК и дают определения. Все попытки дать определение в рамках биологии можно свести к трем подходам.

1. Моноатрибутивный подход: определение категории "живая материя" включает в себя характеристику только одного из свойств живых материальных объектов, которое считается ГЛАВНЫМ. Посмотрим каким образом решают проблему выбора одного главного признака различные авторы.

А.И. Опарин видел такую специфику в особой согласованности и направленности обменных процессов вещества: "особенностью является то, что в живых телах многочисленные биохимические реакции не только строго согласованы между собой во времени и пространстве, но и весь этот порядок закономерно направлен к постоянному самосохранению и самовоспроизведению всей живой системы в целом".

По мнению В.М. Жданова: "Существо жизни заключается в количественном и качественном возрастании генетической информации".

М.М. Камшилов считал, что "Жизнь - круговорот, совершаемый взаимодействующими системами сложных соединений углерода".

Уже на этих немногочисленных примерах можно увидеть внутреннюю несостоятельность этого подхода - каждый автор считает наиболее важными различные признаки: обмен веществ, накопление генетической информации и саморегуляцию.

Кроме того, если есть Важнейший признак, есть и производные, подчиненные. Это в наш прагматичный век чревато перекосами в развитии научного знания, ведь из такого подхода вытекает, что надо познавать этот важнейший признак, из которого проистекают все остальные второстепенные свойства.

Но самым большим недостатком является фактическое отрицание необходимости широты познания живого. К сожалению век энцеклопедистов прошел и в современной науке наблюдается прогрессирующая специализации исследователей, что не позволяет увидеть проблему в целом, во всей ее сложности.

2. Полиатрибутивный подход является другой крайностью - в его рамках пытаются перечислить все (или все основные) свойства и проявления жизни.

Подобными определениями пестреют практически все учебники и словари. Особенно часто такой подход используется в популярной литературе, что дополнительно придает ему широкое распространения в представлениях людей.

Например, К. Вилли пишет в своем знаменитом учебнике по биологии: "Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость". Или другой пример из популярной литературы - Barker (1958) считает, что кошка отличается от кирпича следующими признаками: самодвижением, питанием, дыханием, ростом, самовосстановлением телесных повреждений, экскрецией продуктов обмена, раздражимостью, чередованием покоя и активности, размножением.

Часто в полиатрибутивные определения кроме свойств живой материи включаются характеристики ее материальной структуры.

Например, А.С. Мамзин считает, что "Жизнь в ее элементарной форме можно определить как способ существования открытых коллоидных систем, содержащих в качестве своих обязательных компонентов соединения типа белков, нуклеиновых кислот и фосфорорганических веществ", и далее "обладающих свойствами саморегуляции и развития на основе накопления и преобразования вещества, энергии и информации в процессе их взаимодействия с окружающей средой".

Основной недостаток полиатрибутивного подхода видится в недоучете следующих моментов:

Проявление жизни имеет бесчисленное множество сторон,

Развитие жизни не остановилось, следовательно у нее появляются новые стороны, свойства, отношения и т.д.

Бесконечен сам процесс познания жизни. Поэтому, само требование полиатрибутивной методологии - перечислить все признаки живого - не выполнимо. Однако само стремление к комплексному анализу, по-видимому, возможный путь движения к истине (Обратите внимание на парадокс – методология, которая не верна в принципе, оказывается приемлемой как тенденция, как путь к истине).

Особенно жесткой критике подвергся полиатрибутивный подход со стороны биологов-теоретиков, стоящих на идеалистической точке зрения.

Например, Сент-Илер писал: "Говорить, что жизнь есть способность перемещаться, воспроизводить, чувствовать … значит только перечислять ее свойства, а не определять ее сущность. Всякое определение есть синтез, а здесь мы имеем дело только с анализом жизни".

Выявить сущность объекта (его внутреннее содержание) - главная цель познания. Особенно отчетливо это становится понятно когда мы вспомним, что существование живых материальных тел не означает наличия у них всех проявлений жизни. Отдельные проявления жизни могут отсутствовать у некоторых живых материальных объектов вообще или в какие-то периоды их развития.

Например: не размножаются рабочие особи общественных насекомых (перепончатокрылых и термитов), отсутствует собственный метаболизм у вирусов, спор, животных в анабиозе.

Посмотрите, какой напрашивается вывод - ни наличие явлений, ни отсутствие каких-либо из них само по себе не может служить достаточным основанием для выводов о том, какие именно материальные тела относятся к живой материи, а какие нет. И это не исчерпывает все недостатки данного подхода к определению живой материи. практическое использование определений, созданных на основе полиатрибутивной методологии, ведет к трудностям в истолковании природных явлений.

Примером может служить цитата из работы А.М. Голдовcкого: "состояние анабиоза и промежуточные должны быть признаны нежизненными состояниями организма. … однако организм в состоянии анабиоза не может приравниваться к телам мертвой природы, поскольку он является организованным телом c сохранившимися жизненными структурами клеток, которые могут начать функционировать при соответствующих условиях". Вот так! и не живое и не мертвое а некое третье состояние.

3. Хотя функциональный подход сходен с предыдущим, но отличается рядом существенных поправок:

Определение никогда не содержит указаний на конкретный материальный субстрат,

Учитываются только функции направленные во вне объекта (наружу).

Так А.Н. Колмогоров, рассуждая о жизни вообще, ставит два вопроса: 1) возможна ли жизнь на базе других материальных тел? 2) возможно ли моделирование сложноорганизованных материальных систем? И замечает по этому поводу: "Оба обстоятельства настоятельно требуют, чтобы определение жизни было освобождено от произвольных предпосылок о конкретной природе лежащих в их основе физических процессов, чтобы это определение было чисто функциональным".

Само желание отвлечься от частных особенностей конкретных материальных систем, существующих на Земле, можно рассматривать как достоинство, но полный отказ от учета субстрата чреват перегибами. Познание сущности подразумевает параллельное обобщение свойств живых материальных систем и свойственных им функций.

Однако более важна скрытая внутренняя несостоятельность самого подхода: с одной стороны - отрицание обобщенного анализа конкретных материальных объектов, с другой - рассмотрение конкретных жизненных функций, присущих этим конкретным объектам.

В принципе формально этого можно избежать, аккуратно составив определение. Но наш опыт ограничен земной практикой и, какие бы задачи не ставились изначально, определения содержат характеристики единственно известных нам земных объектов. Другими словами, кажется, что функциональный подход не способен разрешить им же поставленную задачу.

Итак, вывод из всего сказанного напрашивается самый не утешительный – основывающая на индуктивной методологии биология не располагает общепринятым определением "живой материи" и, по-видимому, не в состоянии его сформулировать и в будущем.

Здесь уместно еще раз вспомнить о недостаточности чистой индукции как методологии формулировки категорий.

Например, Ф. Энгельс писал по этому поводу: “По мнению индуктивистов, индукция является непогрешим методом. Это настолько неверно, что ее, казалось бы, надежные результаты ежедневно опровергаются новыми открытиями … Индукция учила нас, что все позвоночные животные обладают центральной нервной системой дифференцированной на головной и спинной мозг, и что спинной мозг заключен в хрящевых или костных позвонках … Но вот оказалось, что ланцетник – позвоночное животное с недифференцированной центральной нервной системой и без позвонков”.

Необходимым элементом является дедукция – рефлексия (выявление) сущности. Хотя обнаруживаемые индуктивным путем атрибуты – общие свойства, но сущность скрыта за ними и ее выявление требует иных подходов. Рефлексия сущности не является задачей курса, поэтому мы опустим эту процедуру остановившись только на двух принципиально важных моментах.

Момент первый. Большинство имеющихся определений априорно предполагает один – организменный – уровень сложности живых систем. Что не верно по сути. По нашему мнению можно выделить как минимум три уровня организации живой материи:

Организменный, для которого характерны основные свойства, приводимые обычно в определениях. А именно, раздражимость, размножение, определенные формы и т.д.

Популяционный. На этом уровне идут генетико-эволюционные процессы.

Биоценотический. Где происходят процессы передачи энергии, вещества и информации.

Момент второй. При выработке определения понятия "живая материя", по-видимому, необходимо учитывать следующие требования:

Жизнь есть объективное явление,

Живая материя происходит из неживой,

Нельзя осуществлять сущность живой материи и сущность живых организмов. Необходимо учитывать многоуровневую организацию живой материи.

Определение должно учитывать единство "живой материи" как субстрата и "жизни" как движения (функции).

Окончательно определение таким образом можно сформулировать следующим образом:

Живая материя – форма материи, сущностью которой является тенденция к самосохранению .

Список литературы

Веселовский В.Н. О сущности живой материи. М.: Высшая школа. 1971. 295 с.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир. 1988. 671 с.

Цитаты по теме:

Роджер Желязны “Создание света – создание тьмы” из разговора Оакима (человека без имени превращенный в машину, которая рассыпалась на части) и Анубиса:

А.: - Скажи мне, ты жив?

А.: - Почему же?

А.: - И какое из этих качеств есть жизнь? Вспомни, что ты не дышишь, что твоя нервная система – это металлические нити и что я сжег твое сердце. Вспомни еще, что у меня есть машины, которые умнее тебя, больше помнят, лучше говорят. Что же тогда оправдывает твое утверждение? Ты говоришь, что слышишь мой голос? Хорошо. Я отключу и твой слух. Следи внимательно, перестанешь ли ты существовать.

Знаешь ли ты теперь различие между жизнью и смертью?

О.: - “Я” - вот что такое жизнь, - произносит Оаким. – Что бы ты ни дал мне и ни взял у меня, если “я” остается, то это – жизнь. (Желязны Р. 1993. Т. 1. С. 29-30)

Общая биология

Происхождение жизни на Земле.

Вопрос о сущности жизни напрямую связан с проблемой происхождения жизни. Самый главный вопрос: "Что можно считать живым?", решается двояко. Многие ученые, например Дж. Бернар, утверждают, что жизнь появилась до организмов в виде комплексов взаимодействующих макромолекул и только позднее индивидуализировалась, обособившись от окружающей среды в виде организмов. Несомненно это очень удобный способ решения многих вопросов, связанных с решением проблемы происхождения жизни:

Химическое единство организмов,

Проблемы возникновения сложных полимеров, составляющих тела первичных протоклеток,

Единство строения мембран и носителей генетической информации,

Единство химических процессов обеспечивающих считывание генетической информации и т.п.

Однако, из нашей повседневной практики мы знаем, что жизнь всегда дискретна. Она представлена организмами. И у нас нет оснований утверждать, что жизнь возникла до организмов не оставив никаких следов такого уровня организации. Кажется все же более разумным рассматривать предшествующие возникновению жизни этапы как эволюцию химической формы материи, заложившей основы качественного скачка к биологической форме.

2.1. Ранние представления о происхождении жизни.

Не стоит думать, что вопрос о происхождении жизни волновал человечество с незапамятных времен. Идея переселения душ - одна из самых ранних и распространенных. В древних мифах о сотворении мира человек и животные равноправны. Происхождение всех живых организмов крайне таинственно. Если человек может стать животным, то и животное может стать человеком. И до тех пор пока люди считали, что различные формы жизни могут превращаться друг в друга произвольно, или по крайней мере с помощью магии, проблема происхождения жизни попросту не существовало. Отголоски этих предрассудков существуют и в нашем обществе. Для нас до сих пор вполне естественны такие образы, как отвага и благородство льва, хитрость лисы и так далее.

Обряды и смесь различных идей древних послужили почвой для построений философских концепций древнегреческих философов (VI век до н.э.). То, что нам известно о взглядах Фалеса и более ранних представителей милетской школы, позволяет утверждать, что это были первые попытки объяснения начала мироздания. И хотя в своих объяснениях они обходились без духовного начала, это была всего лишь рационализация старых мифов.

Например, древневавилонского мифа о герое Мардуке, который разорвал надвое чудовище Тамат и создал из его спины Небо, а из живота Землю; или древнеегипетских представлений в которых Земля часто уподобляется плоскому блюду, плавающему на воде.

У Фалеса, например, имеется первоисточник всего сущего – вода, который в процессе саморазвития создает этот мир.

Развитие таких взглядов довольно быстро поставило вопрос: КТО обеспечивает это развитие. В результате появился недостающий компонент – НЕКТО (творец, дух, бог и т.п.).

Первоначально идея сотворения была очень простой - некто создает нечто и всегда из чего-то. Создавая предмета Творец прежде изготовляет форму, затем субстанцию, которую он помещает в эту форму, или из которой вырезает нужную форму согласно модели. И наконец, во все одушевленные существа он вдыхает душу.

Классическим примером являются 1 и 2 Главы Библии:

Стих 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Стих 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И, наконец, согласно Библии, последним актом творения, быть может, несколько запоздалым, было создание женщины.

Отец наук греческий философ Аристотель (III век до н.э.), прославившийся замечательными естественно-научными трудами, допускал, что одни тела время от времени превращаются в другие, а те в свою очередь, распадаясь, претерпевают новые превращения и таким образом развитие и распад уравновешивают друг друга. Но как бы ни был проницателен Аристотель, он не мог знать всего. Авторитет Аристотеля был настолько велик, что его высказывания о самозарождении лягушек, мышей и т.п. были приняты его последователями без сомнений. Причем эти легенды приобрели еще большую силу в процессе их трансформации при переходе от язычества к христианству, а также благодаря тем видоизменениям, которые они претерпели в раннем магометанстве и даосизме.

Неудивительно, что в серьезнейших научных трудах долго присутствовали рисунки деревьев, рождающих с одной стороны морских уточек, а с другой - голубей.

Долгое время не было никакой надежды развенчать все эти выдумки. Некий проблеск в общественном сознании пришел с новым духом скептицизма (принесенному в Европу эпохой Возрождения) с одной стороны, а с другой - насущными человеческими проблемами. Так человечество живо интересовал вопрос: "Отчего портится мясо?". Аристотель утверждал, что личинки мух зарождаются в нем в результате его загнивания. Однако нашелся сомневающийся - тосканийский врач Франческо Реди, который в 1668 году доказал, что если защитить мясо от мух, то и личинок в нем не будет. Тем самым проблема зарождения жизни была снята с повестки дня - виды какими они были созданы изначально таковыми существуют и они не появляются ниоткуда.

Все изменилось после работ Чарльза Дарвина. Снова остро встал вопрос о возникновении жизни, причем он принял четкую и вполне определенную форму - откуда взялся первоначальный живой зачаток? В это же время Луи Пастер (1862) проводит серию опытов, чтобы еще раз подчеркнуть божественную разницу между живым и неживым. После его работ догмат "все живое от живого" становится незыблемым.

С появлением идей Дарвина и Пастера вопрос о возникновении жизни на Земле встал особо остро и одновременно оказался неразрешимым. Жизнь уникальна и неповторима как для верующих в божественное творение, так и для дарвинистов. Проблема становится "неприличной" в научном мире - ее не обсуждают и не ставят. И только когда развитие химии догнало ушедшую вперед биологию, именно биохимики снова поднимают на форум научной дискуссии эту старую проблему. Осуществили этот прорыв А.И. Опарин (1924) в России и Дж. Холдейн (1929) в Англии.

К их идеям мы вернемся чуть позже. Сейчас кажется рациональным посмотреть, что предшествовало биологической эволюции.

2.2. Физическая и химическая эволюция Вселенной. Возникновение планетных систем

Открыв в 1917 г. теорию относительности Эйнштейн разрушил картину застывшей Вселенной. К концу 20-ых годов данная космологическая проблема была решена. Сначала А.А. Фридман (1922-1924) показал, что общая теория относительности указывает на неизбежность эволюционирующей Вселенной. Затем Э. Хаббл (1928) доказал, что Вселенная расширяется.

Современная космология предполагает, что около 20 млрд лет назад где-то в глубинах Вселенной произошел "Большой Взрыв". Что в действительности произошло тогда неизвестно. И все же многое удалось узнать о физическом состоянии вещества в первые минуты, часы и годы от начала взрыва. Первоначально вещество Вселенной, согласно гипотезе "горячего начала" (автор Г. Гамов, 40-ые годы), представляло собой необычайно плотную и горячую плазму, пронизанную к тому же мощным электромагнитным излучением. За несколько мгновений после начала взрыва плотность вещества от формально "бесконечно большой" стала описываемой современной физикой - сравнимой с плотностью вещества внутри атомного ядра (приблизительно 10 18 кг/куб.м).

При расширении вещества понижалась его плотность и температура. Сначала образовались элементарные частицы, а в дальнейшем и первое химический элемент - водород. В дальнейшем под действием сил гравитации единое водородное облако распалось на отдельные скопления (звезды) внутри которых под действием высокой температуры и давления начался ядерный синтез - превращение водорода в гелий (4H ® He + тепло). По мере выработки водорода звезда продолжала сжиматься, что привело к новому подъему температуры. Началось превращение гелия (3He ® C). Гелий сгорает быстрее водорода. Выделение слишком большого количества тепла привело к взрыву звезд. Образовавшиеся облака сформировали новые центры тяжести в которых снова собралась материя. Сжатие материи в новых звездах сопровождалось ядерными процессами, в результате которых из атомов гелия и углерода получился кислород, затем неон, магний, кремний, сера и так далее. Когда догорают остатки горючего звезды становятся неустойчивыми и взрываются - возникают сверхновые. Следующие поколения звезд уже в самом начале содержат примесь тяжелых элементов. Наше Солнце как раз относится к числу таких звезд, возникших из обогащенного тяжелыми элементами водородного облака.

"Звезды должны собраться, взорваться и вновь собраться для того, чтобы пренебрежительно малая доля исходной материи превратилась в те разнообразные вещества, которые мы видим на Земле. Потребовалось чрезвычайно много времени и чрезвычайно большое количество материала, чтобы создать вещество нашего мира" (Вайнскоф В.).

В видимой Вселенной (Метагалактике) наблюдается сложная иерархия астрономических структур, от Солнечной системы, Галактики и скоплений галактик до сверхскоплений и ячеек. Однако, наблюдаемая Вселенная в целом однородна по распределению в ней вещества. Средняя плотность во всех случайных объемах составляет приблизительно 10 -27 кг/куб.м).

Изучение радиоактивных изотопов углеродисто-хондритных метеоритов (возникших из космической пыли) показали, что Солнечная система сформировалась 4,6 млрд. лет назад, а планета Земля через 29 миллионов лет после ее образования.

Возникновение планетной системы около Солнца всегда служило объектом ожесточенных споров, восходящих еще к греческому философу Декарту. Хотя после Коперника и Галилея Землю больше не рассматривают как центр Вселенной, все же считалось возможным, или хотя бы желательным рассматривать Землю как исключительную планету в исключительной Солнечной системе (антропоцентрический принцип). В идее, согласно которой Земля образовалась в результате какой-то космической катастрофы, неповторимой и очень редкой по своей природе, была своя привлекательность. Именно эти представления легли в основу гипотез, которые полагали, что Земля и другие планеты были образованы из струи газа, вырванной из Солнца или проходившей поблизости звездой, или какой-то внутренней катастрофой. Но поскольку все эти гипотезы оказались несостоятельными вернулись к старой (небулярной) гипотезе Канта и Лапласа, которая предполагает, что планеты солнечной системы образовались из туманности, представлявшей собой вращающийся диск из пыли и газа. В последствии этот диск распался на концентрические круги, каждый из которых в конце концов сконденсировался в отдельную планету.

Современный вариант этой гипотезы разработал шведский физик и астроном Альвен: на ранней стадии газопылевой диск вокруг Солнца состоял из плазмы, то есть из ионизированных атомов, движение которых отличается от ньютоновских электрически нейтральных частиц, обладающих только гравитационной массой. Возможно, Солнечная система развивалась как система магнитогидродинамических вихрей, вовлеченных в один главный вихрь. Позднее, уже электрически нейтральные, эти вихри сконденсировались в планеты и каждая из них обладала своим собственным моментом количества движения, который уже нельзя было изменить. В случае, если эта гипотеза верна, образование планетных систем можно рассматривать как обычное, закономерное явление, которое может повторяться в истории Вселенной вновь и вновь.

Расчеты возможного количества планет, пригодных для зарождения и развития жизни, были произведены Опариным и Фесенко (1936). Они исходили из того, что для развития материи в сторону биологической формы необходимо присутствие планетарных систем со строго определенными условиями. Первое, жизнь может возникнуть не планете масса которой имеет определенную величину. Если масса планеты будет слишком большой, например 0,01 массы Солнца, то они будут слишком горячими. Другая крайность - планеты малой массы (типа Меркурия): в силу слабой интенсивности тяготения они не способны удержать атмосферу. Первому условию в пределах солнечной системы отвечают Земля и Венера. Вероятность встречи в Космосе планет подобной массы оценивается в 1%. Второе важное условие - относительное постоянство и оптимальный режим радиации (подразумевается оптимальность орбиты, постоянство центрального светила). Вероятность этого условия оценивается в 0,01%. Произведение этих вероятностей дает величину 0,001%. В нашей галактике, где насчитывается более 150 млрд звезд, таких планет будет несколько сотен. Однако отсутствие космических препятствий к развитию жизни еще не означает, что жизнь на них обязательно разовьется.

Б. Спиноза (философ-материалист начала эпохи Нового времени) (1632-1677). Цитата Спинозы взята из произведения «Системы природы» Вольтера: «Опыт показывает, что материи, рассматриваемые нами как инертные и мёртвые, вступая в определённые сочетания, обретают действия, разумения и жизнь…»

Высказывание Э. Шредингера (физик-теоретик, создатель уравнений квантовой механики) (1887-1961): «Жизнь – это прекраснейший шедевр, когда-либо достигнутый по линии Господней квантовой механики…»

Определение академика В.И. Гольданского (физико-химик) (1923-2000): «Жизнь есть форма существования биополимерных тел (систем), способных к саморепликации в условиях постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой…»

Определение А.А. Ляпунова (кибернетик) (1914-1973): «Жизнь это такое высокоустойчивое состояние вещества, которое для выработки сохраняющих реакций использует информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул…»

Определение Е.А. Мурзина (инженер-изобретатель первого в мире фотоэлектронного синтезатора музыки) (1914-1970): «Жизнь в целом – исключительно созидающий процесс, процесс созидания невероятных в термодинамическом отношении структур и состояний вещества, основанный на расширенном воспроизводстве информации, организуемый живой материей, в которой информация неотделима от её субстрата, с целью господства в природе…»

«Впервые получить органические молекулы – аминокислоты – в лабораторных условиях, моделирующих те, что были на первобытной Земле, удалось американскому учёному Стэнли Миллеру в 1952 г. Тогда эти эксперименты стали сенсацией, и их автор получил всемирную известность. В настоящее время он продолжает заниматься исследованиями в области предбиотической (до возникновения жизни) химии в Калифорнийском университете. Установка, на которой был осуществлён первый эксперимент, представляла собой систему колб, в одной из которых можно было получить мощный электрический разряд при напряжении 100 000 В.

Миллер заполнил эту колбу природными газами – метаном, водородом и аммиаком, которые присутствовали в атмосфере первобытной Земли. В колбе, расположенной ниже, было небольшое количество воды, имитирующей океан. Электрический разряд по своей силе приближался к молнии, и Миллер ожидал, что под его действием образуются химические соединения, которые, попав затем в воду, прореагируют друг с другом и образуют более сложные молекулы.

Результат превзошёл все ожидания. Выключив вечером установку и вернувшись на следующее утро, Миллер обнаружил, что вода в колбе приобрела жёлтоватую окраску. То, что образовалось, оказалось бульоном из аминокислот – строительных блоков белков. Таким образом, этот эксперимент показал, как легко могли образоваться первичные ингредиенты живого. Всего-то и нужны были – смесь газов, маленький океан и небольшая молния…»

Очень интересно, что другой американский учёный, тоже по фамилии Миллер, в начале прошлого века сделал не менее важное открытие. Дейтон Миллер после 24-летних исследований, проводившихся в 1902-1926 годах, убедительно доказал существование эфира или, как тогда говорили, «эфирного ветра» . Т.е. он доказал, что Космос не является пустым, а заполнен «потоками первичных материй» (по терминологии академика Николая Левашова). Эти эксперименты перечёркивали подделку Майкельсона-Морли, которая служила подтверждением «правильности» высосанной из пальца «Теории Относительности» А. Эйнштейна. Поэтому о сенсационных результатах одного из крупнейших американских физиков того времени Дейтона Миллера тоже демократически забыли навсегда. Об этом сообщает Николай Левашов в замечательной статье «Теория Вселенной и объективная реальность» …

Хороша же наука на «просвещённом Западе», не правда ли?

Но вернёмся к теме нашего повествования. Стэнли Миллер допустил лишь одну неточность: он считал, что жизнь зародилась в атмосфере . А на самом деле, жизнь зародилась в Океане , потому что вода поглощала часть жёстких излучений от Солнца и из Космоса, уничтожавших в то время всё живое в атмосфере.

В общем и целом «научное» сообщество согласно с тезисом, что живые организмы от неживых отличаются способностью питаться и размножаться . Но это и всё, больше никаких поползновений к конкретизации и детализации этих процессов «учёными» не наблюдается по сей день. Ничего, кроме заумных разговоров о том, как сложна Жизнь, как она непостижима, и какой Бог молодец, что придумал такую интересную штуку всем на потеху…

Но реальность ведь совсем другая! Если живая материя существует, и мы это хорошо видим в зеркале, то значит, существуют процессы , которые позволили неживой материи постепенно превратиться в живую! Давайте же вместе с академиком Николаем Левашовым разыщем и озвучим эти «таинственные» процессы, которые привели к самопроизвольному появлению «живой материи» на планете Земля и на миллиардах других планет нашей Вселенной.

Что такое «живая материя» в действительности

Николай Левашов убедительно показал, что ЖИВЫМ может считаться только тот организм, который состоит из совокупности физического и хотя бы одного т.н. «тонкого» тела. А Жизнью (живой материей) формально является процесс перетекания первоматерий между физическим и тонкими телами организма. Только благодаря этому процессу живые организмы могут питаться и использовать полученную «энергию» для регенерации клеток и размножения.

Для доказательства своей теории Николай Викторович подробно объяснил, каким образом из неорганической появилась органическая материя; потом рассказал, как органические молекулы приобрели способность питаться и размножаться , и таким образом стали настоящими живыми организмами. Я здесь очень кратко перескажу объяснения академика Н.В. Левашова, обращая внимание лишь на процессы , которые должны были бы заинтересовать науку. А желающие вникнуть в детали этой интереснейшей темы могут свободно сделать это в уже упоминавшейся легендарной книге .

Для того чтобы понять, что же такое Жизнь (живая материя), нужно рассматривать живые организмы во всей их полноте. Иными словами, учёные просто обречены на неудачу, рассматривая и анализируя только лишь физически видимые тела организмов. Да, они является важной составляющей любого живого организма, но это далеко не весь организм. Без рассмотрения т.н. «тонких» тел – эфирного, астрального и ментальных, – располагающихся на соответствующих материальных уровнях планеты, получить полное представление о сути Жизни просто невозможно! Поэтому мы рассмотрим, как у органической материи появляется самое первое «тонкое тело» – эфирное.

Как появилось эфирное тело

Каждый атом оказывает на микрокосмос влияние, пропорциональное своему атомному весу. И чем больше атомный вес элемента, тем большее влияние он оказывает на свой микрокосмос. В числе прочего, это влияние включает и приоткрывание качественного барьера между физическим и эфирным уровнями нашей планеты. Чем меньше атомный вес элемента, тем меньший канал он способен создать между уровнями, а, чем атомный вес больше, тем больше и канал (степень открытия качественного барьера).

Обозначения на рисунке:

1. Эфирный уровень планеты.

2. Канал, создаваемый водородом.

3. Канал, создаваемый кислородом.

4. Канал, создаваемый атомом менделевиума.

5. Канал, создаваемый атомом золота.

6. Канал, создаваемый атомом урана.

Через этот канал на эфирный уровень перетекает материя, но не всякая, а в первую очередь та, которой не хватает в структуре эфирного слоя Земли. Мы помним из предыдущей статьи , что физический уровень планеты образовался слиянием 7 первоматерий. А ближайший к нему – эфирный уровень – образовался слиянием 6 первоматерий. Исключение составила первоматерия G , которая отсутствует в составе гибридной материи эфирного уровня планеты. Вот эта материя и перетекает в первую очередь на эфирный уровень и обратно. Но для того, чтобы эта материя начала перетекать на эфирный уровень, должен образоваться её избыток на физическом уровне! Откуда же берётся избыток этой первоматерии во вполне конкретном месте? Такой избыток первоматерии может появиться только при расщеплении чего-либо, содержащего эту первоматерию. Вот такой процесс и является в действительности процессом питания.

Что такое процесс питания?

Процесс питания у всех живых организмов в конце концов заканчивается расщеплением переваренной пищи на первоматерии и использованием этих первоматерий для нужд тонких тел организма и регенерации клеток физически плотного тела. Вот, как это сложилось у живых организмов на нашей планете (изложение материала из книги Н.В. Левашова «Последнее обращение к Человечеству…»).

В природе существует несколько химических элементов, имеющих по четыре валентных электрона, что позволяет им создавать соединения атомов в виде длинных цепочек. При этом на соединение в цепочку атом «затрачивает» максимум два из четырёх валентных электронов, а это позволяет на свободные валентные связи присоединять другие атомы и даже сложные радикалы. Элементы эти: углерод, кремний, фосфор... Самый активный из них – углерод , кстати, один из самых распространённых на Земле. Он и послужил основой органической жизни на планете.

В первичном океане была большая концентрация атомов углерода и других химических элементов, которые послужили строительным материалом органических молекул. Но для того, чтобы атомы углерода соединились в длинные цепочки, необходимы были новые, особые условия . Необходим был активный источник энергии, который должен был повлиять на устойчивость атомов углерода и вызвать новое соединение атомов углерода в цепочку. Таким источником энергии послужили электрические разряды в атмосфере (молнии ). Мощное электрическое поле молнии в локальном объёме создавало благоприятные условия для того, чтобы атомы углерода соединились по-другому:

| | | | |

- С - С - С - С - С - …

| | | | |

Из таких цепочек атомов углерода возникли молекулы, молекулярный вес которых составлял тысячи, десятки тысяч атомных единиц. Новые молекулы соединялись между собой и создавали ещё большие молекулы. А это означает, что, соединённые таким образом в молекулу ядра атомов углерода создают канал между физическим и эфирным уровнями даже больший, чем супертяжёлые трансурановые элементы, и при этом сами на первоматерии не распадаются.

Обозначения на рисунке:

1, 2, 3. Каналы, создаваемые неорганическими и простейшими органическими молекулами.

4. Граница, за которой каналы органических молекул начинают приобретать новое качество.

5. Канал между уровнями, создаваемый молекулами ДНК и РНК .

6. Канал, создаваемый ядром клетки.

Вот таким образом возникают условия для перетекания первоматерии G с физического уровня планеты на эфирный. Осталось выяснить, откуда берётся дополнительный объём первоматерии G для этого процесса? Мы помним, что органические молекулы, как простые, так и более сложные, возникли в первичном океане после атмосферных электрических разрядов. В воде кроме органических молекул были и неорганические, которые хаотически двигались, демонстрируя все прелести броуновского движения.

Неорганические молекулы и простейшие органические молекулы имеют атомный вес и, соответственно, степень взаимодействия с эфирным уровнем планеты значительно меньший, чем более сложные и крупные молекулы ДНК и РНК . И когда, в результате хаотического движения в воде, эти молекулы, атомы и ионы попадают в зону действия канала молекул ДНК и РНК , они начинают распадаться на первоматерии, их образующие. Т.е. вполне можно сказать, что молекулы ДНК и РНК приобрели способность поглощать другие молекулы, т.е. питаться . Распад поглощённой «пищи» начинается потому, что для этих молекул, атомов и ионов перепад мерности между невозмущённым пространством и каналом молекул ДНК и РНК является запредельным. В зоне влияния молекул ДНК и РНК простейшие молекулы, атомы и ионы существовать не могут, они распадаются на первоматерии и поглощаются гигантскими молекулами ДНК и РНК . Вот откуда берётся дополнительный объём первоматерии G , которая перетекает на эфирный уровень нашей планеты.

Возникшие в результате распада пищи первоматерии по каналам молекул ДНК и РНК начинают перетекать на эфирный уровень Земли. И что особенно интересно, форма искривления пространства полностью повторяет форму молекул ДНК и РНК , потому что именно они продавливают пространство до эфирного уровня. Процесс перетекания будет продолжаться до тех пор, пока концентрация первоматерии G на эфирном уровне не станет близкой к концентрации этой материи на физически плотном уровне Земли. В результате этого перетекания формируется, так называемое, эфирное тело молекул ДНК и РНК , и полностью исчезает качественный барьер между физическим и эфирным уровнями в зоне этих молекул. Возникает полное тождество физического и эфирного уровней Земли в пределах молекул ДНК и РНК . А это означает, что физическое и эфирное тела становятся единой системой !

Органические молекулы с их новыми качествами ещё не являются живой материей, Жизнью, это лишь необходимые условия для возникновения Жизни . О Жизни можно говорить только тогда, когда соединение нескольких органических молекул приобретает и другое новое качество – возможность повторения, дублирования своей структуры, т.е. размножения .

Как происходит размножение Жизни

Первой действительно живой структурой является вирус , который представляет собой примитивнейшую живую форму, которая находится на границе между живой и неживой материей. В водной среде вирусы ведут себя, как живое соединение, но при обезвоживании вирус проявляет себя, как неживое соединение и представляет собой кристалл. В таком состоянии вирус может находиться сколь угодно долго. Снова попадая в водную среду, вирус из неживого кристаллика превращается в примитивнейший живой организм.

Обозначения на рисунке:

1. В обезвоженной среде вирус проявляет себя, как неживой; канал между физическим и эфирным уровнями закрыт.

2. Попадая в воду, молекула РНК вируса на свободные электронные связи присоединяет группы ОН и Н , и это приводит к тому, что искривление пространства становится достаточным для распада простых молекул на формы материй, их образующие и перетекания этих материй на эфирный уровень.

В водной среде структура вируса создаёт такой канал между физической и эфирной сферами, при котором происходит распад простых органических и неорганических молекул, и возникают условия для перетекания первоматерий, образующихся при этом распаде, с физического уровня на эфирный, что и приводит к формированию на эфирном уровне точной копии вируса – появлению эфирного тела вируса. Именно благодаря этому, вирусы в процессе эволюции приобрели возможность дублировать свою структуру, т.е. размножаться . Причём, возникший дубль вируса сохраняет способность создавать уже свой дубль.

Эта способность связана с качествами пространственной структуры молекулы РНК вируса. Молекула РНК состоит из двух спиралей. Создающие их атомы имеют максимальную степень взаимодействия между собой, в то время как сила взаимодействия между атомами разных цепочек (спиралей) очень маленькая. Другими словами, прочность соединения атомов в каждой цепочке во много раз превышает прочность соединения цепочек между собой. Эта пространственная неоднородность свойств молекулы РНК вируса и создаёт предпосылки нового качества, свойственного живой природе.

Мутации вируса в первичном океане со временем привели к тому, что связи между спиралями молекулы РНК вируса стали ещё слабее, и уже достаточно было незначительных изменений внешней среды вируса, чтобы эти связи распались, и молекула РНК вируса разделилась на две, уже независимые друг от друга цепочки. Но каждый участок этих цепочек мог присоединить из окружающих его органических молекул на вакантные электронные связи только молекулы, имеющие зеркальное тождество с ним. Эти молекулы (их называют нуклеотидами – аденин, тимин, цитозин, урацил) присоединяясь, воспроизводят точную копию второй нехватающей цепочки, и вместо одной молекулы РНК вируса возникают две тождественные друг другу молекулы. Необходимым условием для того, чтобы это произошло, является лишь наличие нужного количества нуклеотидов и их качественный состав.

Следует отметить одну очень важную особенность, которая отличает вирусы от других, более совершенных живых организмов. В момент распада молекулы вируса на две спирали, вновь уменьшается искривление микрокосмоса, и канал между физическим и эфирным уровнями вновь закрывается . Только после того, как каждая из спиралей завершает строить себе зеркальную копию, вновь атомный вес становится критическим, и открывается канал между физическим и эфирным уровнями. После завершения восстановления полной структуры, возникает сверхкритическое искривление микрокосмоса, при котором молекулы РНК сами начинают распадаться, и материи, их составляющие, начинают тоже перетекать по каналам на эфирный уровень. По мере распада этих молекул, каналы ими создаваемые начинают уменьшаться. Активность перетекания материй между уровнями, с уменьшением величины каналов, постепенно возвращается к норме.

Но, за время сверхактивного перетекания первоматерий между уровнями, концентрация первоматерии G на эфирном уровне становится во много раз больше нормы и, как следствие, возникает обратное перетекание по каналам материи G с эфирного уровня планеты на физический . При этом перетекании эфирные структуры молекул РНК проявляются (проецируются) на физический уровень, что создаёт благоприятные условия для восстановления полной структуры молекул РНК вируса на физическом уровне. Когда система приходит к состоянию равновесия, на физическом уровне остаются две устойчивые молекулы РНК с балансными каналами между физическим и эфирным уровнями Земли.

Вот так, если говорить упрощённо, в действительности происходит размножение вирусов , да и всех остальных живых организмов. Не правда ли, это несколько отличается от того «детского лепета», который десятилетиями издают «учёные» по поводу питания и деления клеток!?

1. Наличие гравитации или постоянного перепада мерности . Понятно, что на планете без гравитации ничего ни зародиться, ни удержаться не способно. Поэтому наличие гравитации является одним из необходимых условий зарождения Жизни на планете. Кроме того, величина постоянного перепада мерности и коэффициент квантования пространства, определяющий количество форм материй данного типа, которые могут слиться в пределах этого перепада, определяют эволюционный потенциал возможной жизни . Кратность этих величин – критерий, дающий представление о количестве качественных барьеров (уровней), возникающих внутри этого перепада мерности. Количество барьеров характеризует качественное многообразие возможной жизни. В том числе, возможность появления Разума и его развития.

2. Наличие воды . Вода является основой и колыбелью органической жизни на нашей планете. Без воды живая материя не смогла бы ни зародиться, ни выжить на Земле, не говоря уже о длительной эволюции. Конечно, наверняка существуют формы жизни не только на белковой основе. Но их изучение находится пока за пределами наших возможностей, поэтому лучше нам постараться познать хотя бы то, что уже находится в наших руках.

3. Наличие атмосферы . Атмосфера является наиболее динамичной, активной частью планеты. Она быстро и резко реагирует на изменения состояния внешней среды, что очень важно для возникновения жизни. Наличие в атмосфере кислорода и углекислого газа – знак наличия на планете белковой жизни. Атмосфера не должна быть не очень плотной, не чрезмерно разрежённой. При очень плотной атмосфере излучения звезды не достигают поверхности планеты и не нагревают её. При этом нижние слои атмосферы не поглощают излучения звезды и тепловые излучения поверхностных слоёв планеты. В результате, перепад мерности между освещённой и ночной частями поверхности планеты не возникает. И, как следствие, не возникает движение атмосферных масс в нижних слоях атмосферы. При отсутствии градиента (перепада) мерности вдоль поверхности планеты, не возникают атмосферные электрические разряды.

В чрезмерно разрежённой атмосфере нижние слои имеют возможность поглощать излучения звезды и тепловые излучения поверхности. Но при этом не возникает движение атмосферных масс, как результат её чрезмерной разрежённости.

Как известно, величина и плотность атмосферы определяется размером и качественными свойствами неоднородности пространства, в которой образовалась планета (см. статью «Наука не хочет знать, как Бог создавал Землю»). Поэтому только планеты, соизмеримые по размерам и массе с нашей планетой Землёй, имеют максимально благоприятные условия для возникновения белковой жизни. Атмосфера не должна быть ни чрезмерно «тяжёлой», ни чрезмерно «лёгкой».

4. Наличие периодической смены дня и ночи . Планетарные сутки не должны быть очень короткими или очень длинными. Планеты с продолжительностью планетарных суток в пределах диапазона 18-48 земных часов имеют максимально благоприятные условия для возникновения жизни. При меньшей продолжительности планетарных суток, процессы, протекающие в атмосфере, не достигают уровня, при котором происходит активное движение атмосферных масс и разряды атмосферного электричества, без чего возникновение органической жизни невозможно.

Более длительные планетарные сутки (больше, чем 48 земных часов) приводят к постоянному штормовому состоянию атмосферы планеты, что создаёт тяжёлые условия для возникновения и развития жизни. На таких планетах жизнь может возникнуть только, когда интенсивность излучений звезды, достигающих поверхности планеты, уменьшится до определённого уровня. Только при уровне излучений звезды, когда освещённая поверхность планеты не перегревается, возникают условия для зарождения жизни. Обычно такие условия появляются на последней стадии эволюции звёзд, и даже, если на них и возникает жизнь, то она не успевает развиться до сложных форм перед тем, как звезда погибает.

5. Наличие разрядов атмосферного электричества . Во время разрядов атмосферного электричества в морской воде происходит синтез органических молекул. В зоне разряда создаётся дополнительное искривление пространства (изменение уровня мерности), при котором молекулы неорганических соединений, растворённых в воде, соединяются между собой в качественно новом порядке, образуя органические соединения, которые представляют собой цепочки однотипных атомов. Только мощные разряды атмосферного электричества способны создать необходимые условия, при которых уровень мерности достигает критической величины. Атмосферные электрические разряды возникают, как следствие перепада мерности на качественном барьере между физическим и вторым материальным (эфирным) уровнями планеты.

Вот такие необходимые условия для зарождения «живой материи» (Жизни) сформулировал академик Николай Левашов в своей книге «Неоднородная Вселенная» полтора десятка лет назад. И для того, чтобы эти необходимые условия стали достаточными , нужно всего-навсего, чтобы они существовали на соответствующей планете одновременно ! Тогда на такой планете Жизнь зарождается неизбежно и автоматически. И таких обитаемых планет только в нашей Галактике – миллиарды! Т.е. Вселенная насыщена жизнью очень плотно, ведь живая материя автоматически зарождается на любых планетах , на которых появляются необходимые и достаточные для этого условия.

Если жизнь на планете погибает по какой-либо причине, а такое случается в абсолютном большинстве случаев (см. об этом «Первое подтверждение» на сайте Н.В. Левашова), то, как только необходимые условия восстанавливаются, «живая материя» начинает автоматически зарождаться вновь, не обращая никакого внимания на прошлые «неудачи». Так что зарождение Жизни – это природный процесс , происходящий автоматически , как только сложатся необходимые для его протекания условия. Мало того, если условия для образования Жизни сохраняются на уже обитаемой планете, то процесс образования «живой материи» всё равно протекает в своём обычном режиме, невзирая на окружающую обстановку.

Кстати сказать (опять о хорошей теории ), теория Мироздания Николая Левашова позволит археологам понять , почему они находят древние предметы одинакового уровня изготовления в разные временные эпохи ! Это происходит потому что, наверняка, Жизнь на Земле доходила до высоких форм организации не один раз, а потом погибала по каким-то, пока ещё неизвестным нам причинам. Но, ввиду того, что необходимые и достаточные условия не исчезали или восстанавливались вновь, «живая материя» опять появлялась на планете и эволюционировала. Именно поэтому следы различных цивилизаций находятся в разных временных эпохах.

Заключение

Подводя краткие итоги изложенному материалу, можно вполне определённо сказать следующее: современная фундаментальная «наука» не имеет ни малейшего понятия о том, что такое Жизнь на самом деле, и как она образуется на планетах с подходящими условиями. Реальные природные процессы и наша фундаментальная «наука» пока ещё находятся в разных плоскостях бытия. Т.е. товарищи «учёные» совершенно не занимаются своими прямыми обязанностями по исследованию природных процессов, и просто старательно проедают государственные деньги.

Из-за этой многовековой «научной» диверсии фундаментальной «науки» наша прикладная наука тоже выглядит весьма и весьма скромно. Да, мы научились красить в яркие краски железные сооружения, с помощью которых мы передвигаемся в пространстве, и которые выжигают кислород (с 1959 по 1989 гг. только с помощью космических кораблей человек уничтожил 30% озонового слоя, который природа создавала один миллиард лет) и загрязняют планету и атмосферу множеством продуктов своей деятельности. Да, мы научились всовывать в телефоны массу ненужных приборов. Мы даже еду научились делать из всякой гадости, типа ГМО; и делать массу других, совершенно ненужных или даже вредных нам изделий…

Но мы до сих пор остаёмся совершенно невежественными в отношении природных процессов, изучение и копирование которых могло бы помочь нам жить совершенно другой жизнью. Мы совершенно беззащитны перед любыми стихийными бедствиями на нашей планете. Мы допрыгались до того, что на Земле иссякают запасы чистой пресной воды и пищи; исчезает огромное количество видов животных; и даже падает плодородность земли. Мы до сих пор не умеем добывать «чистую энергию», разлитую вокруг нас в неисчислимых объёмах, и ведём себя на Земле, как дикари, вдруг очутившиеся в супермаркете «Детский Мир» без взрослых.

Единственным способом пробуждения людей Н.В. Левашов считал «просветление знаниями» – просвещение людей с помощью неискажённой информации, которая неизбежно открывает глаза на сегодняшнюю реальность и заставляет людей быстро «взрослеть», т.е. понимать и принимать ответственность за свою судьбу, за судьбу своей семьи, свой страны и цивилизации.

Эту неблагодарную работу Николай Викторович вёл всю свою сознательную жизнь, вплоть до гибели в июне 2012 года в расцвете сил в возрасте 52 лет. Сегодня эту работу продолжает множество людей, понявших уровень опасности и определивших приоритет выживания, как наивысший . Некоторые из них вступили в Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» , организованное Николаем Викторовичем в 2007 году, но большинство действует самостоятельно, сообразно своим представлениям и пониманию ситуации.

Частью этой работы являются и эти статьи из серии «Наука не хочет знать» , и Интернет-Конференции , в которых я стараюсь обозначить природные процессы, тщательное изучение которых быстро поможет честной фундаментальной науке не только преодолеть «разруху в головах», но и, как минимум (для начала), предотвратить грядущую экологическую катастрофу на планете.

Дмитрий Байда, 18.07.2015

Ближайшая Конференция из серии «Новая наука Николая Левашова» состоится в воскресенье 26 июля в 17 часов мск на сайте «Ключи познания» . Все наши Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех разумных, просыпающихся и интересующихся граждан…

Николай Левашов. Путь в вечность

Проблематика

Говоря о жизни, обычно подразумевают жизнь тел с геномом , содержащим весь закодированный набор необходимых для полного периода существования белков . В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие, как бактериофаги , которые не производят своих белков.

Попытки определить принципиальные различия живого и неживого делаются достаточно давно. В разное время разные авторы использовали различные подходы.

Одно из направлений заключается в рассмотрении границ жизни: феноменов рождения и смерти . Так появилось отдельное философское направление, изучающее смерть - танатология . Согласно логике одного из её основоположников метафизика М. Ф. К. Биша , жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Аналогично описывает феномен его оппонент, материалист -диалектик Ф. Энгельс : «Жизнь есть способ существования белковых тел…» . Ему же принадлежит цитата: «Жить - значит умирать» . Оба оппонента мыслили о единственной известной тогда белковой форме жизни и определяли её по отношению к её же противоположности - смерти, используя классическое предметное мышление и бинарную логику.

В современной литературе понятие жизнь может трактоваться как с классической философско-биологической точки зрения, так и с позиции теории информации , кибернетики , топологии , физики сложных систем, религии .

Определения

Научные

Биологическое

Жизнь - это особый вид материального взаимодействия генетических объектов , которые осуществляют синтез (производство) себе подобных генетических объектов.

Системное

Используется системный ряд понятий: Сущность - Живая сущность - Живое существо - Здоровье .

А. Для Живых cущностей: Жизнь - это форма движения материи, в процессе которого осуществляется Развитие Живых сущностей.

Б. Для Живых cуществ: Жизнь - это форма движения материи, в процессе которого осуществляется Развитие Живых существ , и включающая:

  • обмен веществ (внутренний и с внешней средой; сопровождается обменом энергией);
  • коммуникативность - обмен сигналами (биоэнергетическими, электромагнитными, оптическими, химическими, акустическими, визуальными, тактильными);
  • воспроизведение (за исключением искусственных межвидовых скрещиваний - например, мул, направленной селекции или специального селекционного отбора - например, безкосточковые плоды).

Приведенные определения относятся к формам движения материи, осуществляющим программные циклы развития. Здесь использованы следующие детерминанты понятий:

1. Сущность: любой мысленный образ материального образования или абстрактного понятия, о котором Человек может составить себе представление в виде набора определенных - общеупотребительных или заданных определениями - понятий.

2. Живая сущность (в условиях планеты Земля): Категории , осуществляющие процессы Развития * в пределах своих жизненных циклов.

  • Термин «Развитие» в приведенном значении введен с заглавной буквы для его отделения от общеупотребительного термина «развитие», означающего рост из исходной точки (положения, стадии, момента) до высшей точки (положения, стадии, момента).

Категории: А. Земля. Элементы Земли, определяющие Развитие других Живых Сущностей - кора со всем набором составляющих ее элементов и всеми водными ресурсами, атмосфера, биогеоценозы.

Б. Биогеоценозы, элементы категории «Земля» - находящиеся в динамическом равновесии природные комплексы, состоящие из участков коры с прилегающими водными ресурсами, атмосферы и Живых существ.

Развитие: полная реализация жизненного цикла , разворачивание Живой сущностью в пространстве и времени этого цикла - заданного общими природными процессами Вселенной или частными видами этих процессов, представленных наборами генетических программ - от появления (зарождения) до прекращения существования в виде Живой сущности (Метацель Развития для Живых существ: совершенствование в процессе реализации жизненных циклов адаптивных возможностей индивидов для сохранения видов).

Полная реализация жизненного цикла : предусмотренный природными процессами или генетической программой процесс последовательных изменений в нормальном состоянии Живой сущности.

Нормальное состояние, Норма :

  • свободный, стабильно протекающий процесс Развития Живой сущности, обладающей здоровьем ;
  • не ограничиваемая внутренними и внешними причинами возможность Развития.
  • потенциал Развития Живой сущности / Живого существа.
  • атрибутный и неотъемлемый компонент Живой сущности, характеризующий ее способность к Развитию.

3. Живые существа - представители всех 5 биологических царств на Земле (археобактерии, бактерии, грибы, растения, животные и представители вида «Человек»).

Критика

Определения ограничены областью Живых сущностей (существ), осуществляющих программные циклы Развития. Это оставляет вне рассмотрения другие формы Жизни, использующие иные принципы существования, или созданные на другой основе - например, сущности, создаваемые на основе Искусственного Интеллекта (в том числе Систем Творческого Искусственного Интеллекта ).

Модели

Химико-физическая

Жизнь - преобладание процессов синтеза над процессами распада , пул энергопотребляющих процессов изменения вещества и других объектов физической химии, в которых различимы два цикла (во времени):

  • цикл регенерации необходимых веществ,
  • цикл регенерации механизма регенерации вещества.

Наша углеродная жизнь в данной схеме выглядит следующим образом: обмен веществ в клетке - цикл регенерации вещества, деление клетки и размножение - цикл регенерации самого механизма регенерации вещества.

Данная модель визуализирует свойство живых организмов к неограниченной репликации. Это одна из первых простых двумерных моделей понятия жизни, тяготеющая к использованию нелинейных методов мышления и использования волновых свойств реальности.

Критика
Химико-волновая модель

Жизнь - это химическая волна, то есть многомерная каталитическая циклическая химическая реакция. В каждый момент времени её существования, называемом временем жизни, в каждой отдельной нити реакции на любом уровне масштаба рассмотрения от молекул до классов живых организмов можно выделить три материальных элемента:

  • результат.

Для каждого из указанных элементов контроль следующих свойств является необходимым:

  • фаза волнового процесса существования-несуществования,
  • функции пространственного распределения концентраций .

Элементы взаимодействуют друг с другом в определённых временных фазах. Колебанием являются концентрации веществ. Каждый результат является ресурсом для следующего звена взаимодействия - волны концентраций веществ. Жизнь возникла, когда в процессе спонтанной химической цепной каталитической реакции одной из нитей конечный результат оказался тождественным одному из собственных ресурсов (ресурсом одного из предшествующих поколений). Все циклические химические реакции протекают без потерь информации бесконечно долго - вследствие чего химическая жизнь генотипа считается бесконечной. В комплексном потоке химических волн имеет место энтропийное затухание, приводящее к необходимости смерти для отдельных циклов волны (отдельные молекулы, клетки, тела организмов).

Критика

Данная модель также не включает в себя живые существа, которые лишены средств к существованию.

Так человек без еды и питья - не полноценная жизнь, и в этом можно увидеть некоторый смысл.

Наличие ресурса, катализатора и результата может часто являться достаточным условием понятия живого. Костёр имеет лишь два из трех составляющих: ресурс (древесина плюс кислород) и катализатор (температаура возгорания), но результат - зола и дым не является ресурсом и, поэтому костер в данном контексте не называют живым, но называют автоволной. В то же время в другом контексте можно и сказать «живые языки пламени»

Кибернетическая (информационная)

Жизнь - это кибернетическая структура реализующая специфические информационные функции:

  • память, системы кодирования, записи, передачи, приема, декодирования и интерпретации (исполнения) управляющей информации,
  • собственный внутренний язык - систему сигналов, свойств и методов.
  • Способность «слушать» и «говорить» на внутреннем языке (обрабатывать сигналы, выполняя информационные функции)

Наблюдаемые в естественной среде т. н. биологические формы жизни могут так-же

  • в определенных внешних условиях реплицироваться (репродуцироваться) то есть

Жизнь - это виртуальный объект, НЕ связанный с конкретным материальным предметом-носителем, по законам кибернетики, обладающий свойствами инвариантности своего описания (возможность копирования информации об объекте от одного материального носителя к другому) и изофункциональности интерпретации этого описания (осуществления функции организма) в произвольной среде.

  • весь комплекс жизни в рамках модели химической волны,
  • цивилизацию с её культурой, включая некоторые компьютерные программы, рассматриваемые уже как живой организм.

Её можно использовать для:

  • описания «кремний-электрической», полупроводниковой жизни,
  • описания и моделирования структур любых иных форм жизни на произвольном субстрате,
  • описания и моделирования динамических процессов проблематики эволюции жизни,
  • прогнозирования дальнейшей эволюции жизни.
Критика
Энтропийно-эволюционная

Жизнь - это турбуленция в потоке информации-энтропии в процессе расширения Вселенной, повышающем энтропию пространства при трансформации её в энтропию времени.

Критика

Если рассматривать события предметно, изолированно, вне их связи с историей рельного мира и его причинно следсвенных связей, то…

Камень подброшенный вверх и живое существо падающее вниз также не подходят под данное определение.

Топологическая
Термодинамическая

Жизнь - процесс одностороннего обмена информацией о структуре между ограниченной частью материальной системы и её окружением, использующий эффект односторонней проводимости мембран. Проводимость мембраны живого организма в направлении «внутрь организма» для информации высока, для энтропии низка. В направлении «из организма» - наоборот: проводимость для информации низка, а для энтропии высока. Примером такой мембраны является физическая граница двух любых различных сред. Результатом существования такой мембраны явлются образование области пространства с более высокой информацией и низкой энтропией относительно среднего их значения в данной области. Информационная насыщеность области автоматически означает факт аккумуляции в ней энергии, за счёт которой организм остается неизменным в течение продолжительного времени; относительно меньшей изменчивости во времени, что означает узнаваемость её в течение некоторого продолжительного времени; способствует повышению стабильности во времени этой области - здесь возникает живой организм. Так, кристалл, в отличие от плазмы или газа, стабилен во времени. Роль мембраны в нём играют векторные силы взаимодействия и вероятности распределений нуклонов и лептонов атомов. Если в системе по некоторой причине возник кристалл, то вся материя системы будет стремиться постепенно перейти в состав кристалла - неизменчивого во времени образования. В случае нашей углеродной жизни мембрана за счёт избытка информации внутри организма способна некоторое время поддерживать одностороннюю проводимость. Эта модель хорошо объясняет, почему тела живых организмов умирают: мембраны истрачивают свой запас информации и проводимость их в обоих направлениях выравнивается. С другой стороны, при репликации у дочернего организма создается мембрана не по подобию мембраны родительской клетки, а по значительно менее мутированной РНК или ДНК. В молекулах вся наследственная информация, в том числе свойства мембраны, закодирована нелинейными функциями с глубокими отрицательными обратными связями , обеспечивающими компенсацию случайных отклонений её свойств. Если её свойства восстанавливаются полностью, то генотип не погибает, и мы говорим «живёт».

Критика

Жизнь определяется как свойство односторонней проводимости мембран. Под это определение подходит компьютерная система предназначенная для накопления статистической информации с датчиков.

Мембраны обладают двухсторонней, хотя и в отношении многих веществ, анизотропной проводимостью. Наиболее подробно и эффективно роль мембран в клетке рассматривалась Митчелом Питером Д. (Mitchell, Нобелевская премия 1978 по химии) и вслед за ним, академиком Скулачевым .
(Юрий Рабинович 08:08, 7 июня 2009 (UTC))

Технологическое

Жизнь биологическая - белковые тела, способные самостоятельно управлять синтезом или модификацией белка.

Критика

Определение касается только белковых форм жизни.

Под определение подходит процесс искусственного синтеза белка в лабораторных условиях из неживых компонентов.

Другие

Созданы и другие модели (для предметного мышления: «Существуют и другие теории и гипотезы о существовании») не только белковой формы жизни и не где-то в других галактиках, а рядом с нами. Например: лептонная теория.

Критика

Неучёных

Данное определение описывает формы жизни, которые возможны только в материальном мире.

С точки зрения религии, всякая жизнь есть дар от вечно живого Бога.

Полноты определения

Определение достаточно сильно сужает рамки жизни в бесконечном материальном мире. Предполагается, что жизнь всегда имеет генетические объекты , и исключается возможность жизни, например, в виде процессов на звездах или компьютерных программ, которые могут не иметь генетические объекты как химические вещества и иметь иной механизм репликации средств репликации своего субстрата.

Живые процессы также выпадают из данного описания жизни.

Определение достаточно туманно касается роли генетических объектов для жизни. Остается непонятным, каким образом эти объекты используются для преобразования неживых объектов в живые.

До сих пор до конца не ясен статус таких объектов, как вирусы (биологические, компьютерные).

Ненаучные

Религиозное

Философское

Жизнь - это идеальная форма существования материи, способная случайно (по своему желанию) воздействовать на материю и подстраивать для себя причинно-следственные связи (адаптироваться). Известная нам земная форма жизни возникла как результат эволюции полимерных соединений углерода и представлена разнообразными организмами , каждый из которых представляет собой индивидуальную целостную систему, обладающую:

  • сложной структурой и обменом веществ ,
  • определенным порядком взаимосвязанных биохимических реакций.

Понятие Живой организм или жизнь должны обладать следующими свойствами:

  • способность преодолевать нарастание энтропии ,
  • приспособленность к существованию в данных условиях окружающей среды ,
  • приспособляемость всех частей организма (молекул , клеток и органов) к выполняемым в жизненном процессе функциям,
  • способность к сохранению и передаче наследственной информации.

Эта модель - вершина классического этапа эволюции понятия языка. Здесь использовано предметное мышление с учетом нескольких параллельных процессов - элементов диалектики, позволившее получить высокую валидность описания. Её сложность и неприспособленность к использованию в реальной жизни создавала предпосылки для создания новых динамических, масштабно-релятивных методов мышления.

Критика

В определении указывается, что жизнь должна иметь возможность преодолевать нарастание энтропии . Если живое существо поместить в замкнутую систему , то оно будет лишено возможности преодолевать нарастание энтропии , так как не сможет получать энергию извне. Тем не менее, оно останется живым, пока у него останутся внутренние ресурсы для поддержания жизни.

В определении указывается на способность к сохранению и передаче наследственной информации . Но это вряд ли может быть причислено к обязательным свойствам жизни, так как, например, мулы не могут передать свою наследственную информацию . Ну а кристаллы имеют кристаллическую решётку , которую вполне можно сравнить с наследственной информацией .

Юмористическое

О возможных причинах сложности определения жизни

Некоторые причины трудности определения понятия «жизнь» могут заключаться в том, что данное понятие не является организованным по своей природе, будучи лишь хаотичным набором разрозненных ассоциаций.

Каждый человек с детства имеет привычку относить одни феномены окружающего мира к проявлениям жизни, а другие феномены - к проявлениям неживого.

Самовоспроизводящиеся компьютерные программы обычно не принято считать живыми, а траву обычно не принято считать мёртвой - хотя, как можно предположить по трактовке Айзеком Азимовым библейских текстов, в древности растительный мир считался частью мира мёртвых объектов. Но ни у того, ни у другого убеждения нет рациональной причины - которая восходила бы к однозначно определённому понятию жизни.

Таким образом, причина трудности определения понятия жизни может состоять вовсе не в том, что это понятие является невероятно сложным для человеческого умопостижения, а в том, что оно вообще не существует в качестве понятия.

Все представленные выше попытки определения жизни - не более чем попытки придумать формулировку, не противоречащую стихийно выработавшимся бессистемным убеждениям человека.

Примеры: 1 нет необходимости вспоминать генетическую теорию и квантовую механику, если вопрос о жизни стоит в связи с использованием того или иного кулинарного рецепта.

2 упоминания о химии будут неуместны во время ритуальной службы в церкви.

3 при проведении социально-психологического эксперимента религиозная модель жизни работать не будет

4 в работе скорой медицинской помощи лучше «работает» химико-физическая модель жизни в сравнении с кибернетической.

5 при программировании компьютерной программы нет необходимости вспоминать энтропию атомов углерода в различных изотопических формах, чему уделено внимание в термодинамической модели жизни, но актуальны будут свойства, описываемые в кибернетической модели.

Вывод

Ни одно из приведённых в статье определений не является универсальным для всех возможных ситуаций и задач, стоящих перед читателем определением жизни как явления реальности. Каждая из приведенных моделей имеет свои недостатки, но имеет и плюсы. Каждая модель экономит ресурсы мозга на описание, акцентируя свое внимание лишь на некоторых аспектах рассматриваемого феномена (ЖИЗНЬ). Читатель должен сам выбирать, исходя из своей конкретной ситуации, какая модель его устроит по точности и удобству описания больше всего.

Читатель должен сам контролировать граничные искажения в выбранном описании, должен сам найти область определения своего понятия термина «жизнь» в контексте своей конкретной задачи.

Читатель также волен и сам создать свою референцию понятия «ЖИЗНЬ», если ни одно из найденных в литературе не отвечает его конкретным требованиям, если это не будет сопровождаться непременным требованием для всех его читателей отказа от использования в иных ситуациях иных моделей.

Попытка найти и использовать одну и ту же референцию для всех случаев жизни - безуспешна, поскольку в реальном мире не существует единственно верного языка, которым могли бы овладеть все люди. Следовательно, не существует и изложенной на нем единственно верной абсолютной истины.

Жизнь человека

Примечания

См. также

Литература

  • Чернавский, Дмитрий Сергеевич . 2000. Проблема происхождения жизни и мышления с точки зрения современной физики // Успехи физических наук. Т. 170. № 2. С. 157-183. (PDF-версия)

Ссылки