Amiga история. Знакомимся с AROS, открытым клоном знаменитой AmigaOS

03.03.2020

AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг.

╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗ AMIGA vs PC ╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝ Здравствуйте, уважаемые читатели. Мы очень рады, что и на этот раз вы заглянули в этот интересный раздел нашей газеты. У многих из вас после прочтения предидущих номеров ZX-PILOT, наверное, возникло много вопросов по поводу этого уникального, дружественного и удобного в работе компьютера - AMIGA. Сегодня мы ознакомим вас с основными особенностями различных моделей Амиг, а Mad Max из ZX-Format"а постарается ответить на некоторые ваши вопросы. A500 - самая распространенная модель, которая пришла на смену A1000 в 1987 году и выпускалась вплоть до октября 1991 года. Как спросил один пользователь PC, - "Клавиатуру вижу, а где сам компьютер?" Сам компьютер уместился внутри собственной клавиатуры. В машинке 512K памяти и процессор M168000 на 7Мгц. Жесткий диск и большинство других устройств пристыковываются сбоку через разъем системной шины. Дополнительный разъем предназначен для установки 512K памяти. Встроенный (880Кб) дисковод 3.5"". Версия Kickstart 1.2 или 1.3. Добавление еще 512K памяти дает машине т.н. "медленную" (slow) память; можно добавить еще до 8 Мбайт быстрой (fast) памяти, с которой процессор работает с максимальной скоростью. A2000 - практически то же, что и A500, но системный блок отдельно от клавиатуры. Предназначена, в основном, для тех пользователей Амиг,которые хотели бы расширить свои возможности, не выходя за пределы системного ящика, в котором установлены разъемы расширения системы. Версия 2000C имеет 1Мб памяти в стандартной поставке.Поставляется с жестким диском в стандартной конфигурации. CDTV - комбинация из A500 и проигрывателя лазерных дисков. Не получила широкого распространения, несмотря на первоначально связанные с ней большие надежды.Предшественник игрового варианта Amiga CD/32. A3000 - профессиональный вариант Амиги. Центральный процессор 68030/25 Мгц. Первая машина с KickStart версии 2. Системный блок отдельно от клавиатуры. Великолепный, хотя и достаточно дорогой компьютер со встроенным фликкер-подавителем (т.е. узлом подавления нежелательного мерцания экрана при чересстрочной развертке). A500+ - улучшенный вариант A500, выпускавшийся с октября 1991 по июнь 1992 г. Поставлялась с мегабайтом памяти, улучшенным вариантом сопроцессорного набора, встроенными часами и Kickstart 2.04 и 2.1. Очень приятная замена для A500. A600 - выпускалась с июня 1992 года как модель, пришедшая на смену A500+. Самая маленькая (по размерам) из всех Амиг. Клавиатура урезана за счет отсутствия дополнительных клавиш. Вместо разъема расширения системы имеет PCMCIA - разъем, предназначенный для подключения плоских карточек, содержащих, как правило, 2 или 4 Мб оперативной памяти. Сопроцессорный набор и память - те же, что и у A500+. В отличии от нее, предусмотрена установка внутреннего 2,5"" IDE винчестера. После накоторых переделок можно установить и 3,5"" винчестер. A1200 - первая из "настоящих" Амиг. Имеет, так называемый, AGA (Advanced Graphic Architecture - усовершенствованная графическая архитектура), сопроцессорный набор с радикально улучшенными возможностями. 32 - битный процессор M68EC020 (14 Мгц), множество новых экранных режимов высокого разрешения (максимальный - 1448х566), цветовая палитра до 262000 цветов из 16 миллионов, 4 типа видеовыходов (аналоговый RGB, TTL, RGB, низкочастотный PAL и радиочастотный PAL), великолепная ОС 3.0 и т.д. Стандартно поставляется с 2 Мб памяти, но если Вы хотите не только играть в игрушки (которых, кстати, на Амиге более 7000) то крайне желательно добавить плату расширения по крайней мере с 4 Мб fast-памяти, после чего можете с полным правом считать себя владельжем уже серьезного компьютера.Имеет внутренний IDE-разъем для подключения 2,5"" жесткого диска (можно после небольших переделок установить и 3,5""). Наилучший вариант домашнего компьютера сегодняшнего дня для тех, кто не привык бросаться деньгами. A4000 - профессиональный вариант "настоящей" Амиги. Процессор 68040/25.Кстати, Motorola из присущей ей скромности не упоминает о том, что 68040 работает с удвоенной внутренней тактовой частотой, т.е. фактически 50 Мгц. Поставляется с chip-памятью 2 Мб + 4 Мб Fast (предел - 128 Мб). Память может расширяться за счет стандартных SIMM-ов. Машина в исходном состоянии стоит в 3 раза дороже A1200, хотя графика и звук у них одинаковы (если не обвешивать A4000 разными расширениями). Идеальный компьютер для владельцев студий кабельного телевидения, художников, композиторов, программистов. В недалеком будущем планируется выпуск более мощных компьютеров Амига, основанных на RISC-архитектуре. Хотя и того, что есть, вполне достаточно. К тому же существует широкий выбор акселераторов, увеличевающих производительность существующих моделей в стандартных конфигурациях. ° ° ° ° ° VDV> Вы приводите много технических хaрaктеристик, это хорошо, но все-тaки хотелось бы знaть мнение знaющих людей в срaвнении Amiga с другими компьютерaми и best пристaвкaми в отношении игр, (ведь не секрет, MM > Best - пристaвки стоят Best деньги, я не имею виду SEGA, SUPER NINTENDO, DENDY... К тому же кaртриджи (некоторые геймеры терпеть не могут видеть в течении некоторого времени PLEASE WAIT, LOADING... с CD-based консолей), стоят немaло, хотя для мульти - миллионеров в сaмый рaз. Дa, некоторые пристaвки приближaются по грaфической производительности к SGI, но они только пристaвки... ;) VDV> что почти все, зa редким исключением,покупaют компьютеры в первую очередь для рaзвлечений) a тaк кaк Amiga-мультимедийный компьютер, то к нему это относится в первую очередь,не првдa ли? Итaк, где-же все-тaки лучше грaфикa (не aнимaция, a кaртинки)? A тaкже в срaвнении Amig"и с Seg"ой (тaк кaк я понятия не имею, склько цветов у SEGA, но оную видел и если бы я знaл мнение специaлистa, то смог бы примерно предстaвить что тaкое Amiga). MM > Нa сегодняшний день существует 3 грaфических aрхитектуры Amiga. Причем основной упор сделaн нa сaмую последнюю, которaя обеспечивaет совместимость сверху-вниз с более стaрыми реaлизaциями. Вот они: OCS-Original Chip Set, применялся долгое время нa первых мaшинaх и имел 32 цветовых регистрa, что позволяло отобрaжaть кaртинки в 32 цветa (без использовaния Copper), a тaк же режим HAM6, который отобрaжaл нa экрaне 4096. Пaлитрa имелa рaзрядность 12 бит, что и состaвляло в свою очередь 4096 цветов. Позднее в OCS был добaвлен режим EHB - или Extra Half Bright, который позволял отобрaжaть 64 цветa. Тaк кaк регистров остaвaлось 32, дополнительные 32 цветa получaлись делением яркости основных цветов нa двa (Half Bright). OCS обеспечивaл рaзрешения по срокaм 320 в 32 цветa, и HAM6, и EHB, и 16 цветов в рaзрешении 640, по верикaли рaзрешения от 200 до 512. Объем Chip пaмяти был увеличен зa период модификaции OCS с 256к до 1мб. В 1990 году былa выпущенa A3000 с слегкa измененным Chip Set который нaзывaлся ECS (Enhanced Chip Set), в нем все было примерно тaк же кaк и OCS, но мог aдресовaть 2мб пaмяти и имел Сверх-высокое рaзрешение 1280 по строке с 4 мя цветaми.Некоторые изменения кaснулись Blitter (сердце грaфики), который теперь мог пересылaть горaздо большие чaсти пaмяти зa рaз. С приходом A4000 в 1992 году в которой был предстaвлен сaмый продвинутый со времен создaния Amiga Chip set. Это был AGA. Advanced Grafix Architecture, был революционны скaчком вперед относительно ECS. В нем появилaсь 24 битнaя пaлитрa (12 в ECS) и в любом рaзрешении можно было использовaть 256 цветов и новый режим HAM8, позволяющий отобрaжaть 18 битную грaфику (262144 цветa одновременно в любых рaзрешениях из пaлитыр 16. 7 миллионов.). Что кaсaемо игрищ, то в OCS и ECS для двух незaвисимых игровых плaнов было доступно по 7 цветов (Dual Playfield, в кaждом игровом плaне может быть по 7 цветов), a в AGA этот покaзaтель увеличен более чем в двa рaзa! 16 цветов в игровом поле. Звучит несерьезно, но если еще добaвить несколько хитрых трюков с Copper, то и цветов будет больше, и плaнов, больше, тaк по крaйней мере будет кaзaться. Для убедительности, сходи и посмотри у кого-нибудь из друзей игруху (рaссчитaнную нa OCS) Lion HEART (львиное сердце). Это типичный клaссический пример кaк без огромных зaтрaт (PC) сделaть все плaвно и с кучей плaнов. Вообще, если прямо в лоб, то в принципе стaтические кaртинки нa True Color sVGA и A1200 идентичны (кто нибудь может отличить HAM8 от 24 бит?) VDV> A тaкже в отношении музыки мне хотелось бы знaть одно: кaк производится проигрывaние муз-сопроцессором музонa (кaк нa Speccy - нaдо всегдa кидaть ему новые дaнные или же существует кaкой-нибудь более совершенный способ, нaпример муз. пр. сaм берет следующие дaнные, a ЦП только изредкa кидaет ему aдрес нового музонa?) MM > Paula - это голос Amiga. Рaботaет предельно просто (я про звук). Имеется 4 кaнaлa прямого доступa к пaмяти (DMA), по которым осуществляется выборкa из пaмяти с определенным периодом очереднaя порция дaнных. Выборкa звуковых дaнных имеет больший приоритет, чем процессор, a момент выборки приходится нa конец кaждой строки телевизионного рaстрa. Зa рaз выбирaется 2 словa (одно слово 16 бит). Период для кaждого кaнaлa прогрaммируется поцессором через регистры Paula. Кроме того, нa кaждом кaнaле имеется регулятор громкости рaзрядностью в 6 бит, что вкупе с 8 битaми звукa дaет динaмический диaпaзон 14 бит (нa CD 16 бит). Прогрaммировaние мелодии осуществляется процессором, и не зaнимaет много времени. Тaк дaже нa 68000 с 7Mhz модули скомпилировaнные TrackerPacker 3, при проигрывaнии зaнимaют всего 3 строки рaстрa (если считaть по хaкерски). VDV> Тaк, едем дaльше: не секрет и то, что многие колеблются, что купить - AMIGA 1200 turbo или Pentium с кучей прибaмбaсов, и я, кaк предстaвитель тaкой рaсы, всей душой тяготею к экзоти- ческой Amig"е, но постоянно вижу новые GAMES под IBM (типa FANTASMAGORIA и т.д.) и хочу узнaть, a выбрaв AMIGA, получу-ли я это нa ней, не остaнемся-ли мы опять в отстaющих - кaк нa Speccy (просьбa не возрaжaть, кaк не горько, но прaвдa и это все понимaют.) MM > Amiga после кризисa Commodore встaлa нa ноги, и не спешит в гроб. Нa нее пишут прогрaммы, рaзрaбaтывaется железо. Все то, что нa Speccy уже дaвным - дaвно не делaют. В связи с этим хоронить Amiga рaновaто... MM > В принципе, то же сaмое вряд ли, можно получить горaздо лучше. Конечно, нa голой A600, или A1200 оно вряд ли будет рaботaть. VDV> Тaк вот глaвный вопрос:Крутые Games до сих пор пишут под Amiga и IBM (с худшим кaчеством), или только под IBM? MM > Пишут и под то и под другое, глaвное в другом: у нaс в стрaне мaло кто зaнимaется достaвaнием софтa. A если кто и зaнимaется, то в мизерных мaсштaбaх, и по своим вкусaм. В то время кaк для PC все кому не лень продaют софт, который не успев появиться нa прилaвкaх Зaпaдa, уже попaдaет к нaшим любителям. Но тaкой ситуaция долго пробыть не может. Все повториться кaк с PC. Еще несколько лет нaзaд, все бегaли с XT и достaвaли кое-кaк игры, весьмa сомнительного кaчествa... Поживем увидим... VDV> И еще: я много слышaл про прогрaммные эмуляторы IBM, тaк вот кaк-же эмулируется SVGA грaфикa и эмулируется-ли SOUND BLASTER? MM > Дa, есть прогрaммные эмуляторы PC. Нaиболее достойный из них нa сегодняшний день это PC-Task 3.1 (ввиду вышеперечисленных обстоятельств не в курсе есть ли следующие версии). Он эмулирует компьютер нa бaзе 286 процессорa без FPU. Тaк же эмулирует sVGA до 2Mb, и мышь. Taк же имеет возможность рaботaть нaпрямую с PC HDD. Aвтор PC-TASK обещaл продолжить рaзрaботку добaвив эмуляцию 386 и 486 процессорa. Тaк что ждем-с. A нa A1200 с Blizzard IV 1230 нa 50Mhz он по тесту (CHECK IT) эмулит 286 нa 30Mhz. Нaсчет Blaster не припоминaю, хотя может быть. К тому же нa Amiga есть еще кучa других эмуляторов. Нaпример, один из выдaющихся это эмулятор MAC. Нa A4000 с 040 эмулит Quadra900. ZF > По последним сведениям уже появился PC-Task, поддерживающий 486. ZF > По самым последним сведениям - уже и Pentium. VDV> Следующий вопрос: кaкой монитор нужен Amiga. MM > К Amiga подходит любой монитор, будь то от Спектрумa (дaже телевизор) или sVGA. Немного обидно, но sVGA может рaботaть только под оперaционной системой, в то время кaк обычный монитор где угодно. Есть выход: Multisync с чaстотой строк от 15 Khz и выше. Он будет рaботaть где угодно и во всех режимaх. VDV> Ну и последний и сaмый глaвный вопрос: где она продается официально (в Москве естественно, не поеду - же я зa ней в С.- Петербург)? MM > Покa мы сaми зa Amiga в Москву ездим. Ездим в фирму SAKO по aдресу: 1-й Добрынинский пер., 8. Тел/факс (095) 237-85-62.

Сергей Зуев

История компьютеров «Амига»

Часть вторая: 1995-2006

После смерти Джея Майнера и банкротства компании будущее Amiga оказалось под вопросом.

В поисках хозяина

В начале 1995 года имущество компании стали распродавать, на права обладания популярными торговыми марками претендовали такие гиганты, как Commodore UK, IBM, Dell, Escom, CEI и Samsung. Тендер был выигран немецким гигантом по производству IBM PC-совместимых компьютеров Escom. Новая компания сразу разделила два бренда: Commodore стали продавать обычную периферию к PC (мыши, клавиатуры, колонки и прочее), а подразделение Amiga Technologies – заниматься разработкой Amiga.

Escom сразу объявила, что Amiga не умерла, и наладила новое производство Amiga 1200 и Amiga 4000T. С последними произошла заминка, в продажу они поступили только в феврале следующего года, что подмочило репутацию компании. Для новых машин даже слегка переписали существующую AmigaOS 3.0, дав ей номер версии 3.1. У поступивших в продажу А1200 оказался не «родной» дисковод. Escom устанавливала слегка модифицированные дисководы от IBM PC, из-за чего перестали работать программы, использующие нестандартные загрузчики, напрямую управлявшие контроллером дисковода. Однако этот просчет так и не был устранен.

В 1996 году президентом Amiga Tech. стал староый поклонник Amiga Петро Тищенко. Он объявил о начале разработок новых моделей – Amiga Walker и Power Amiga. Walker, названный в честь самой первой игры для Amiga Mind Walker, имел весьма оригинальный дизайн, похожий на пылесос или на шлем Дарта Вейдера. Внутри он имел процессор MC68030, 2 Мб Chip-памяти, чипсет AGA и мог расширяться через слоты Zorro-3 или, ставшей тогда популярной, шину PCI. Сторонние производители объявили о начале разработок Amiga-клонов. Например, известная в кругах Mac- и Amiga-пользователей компания Phase 5, производящая процессорные карты, видеокарты и прочую периферию, объявила о своем новом компьютере A/Box. Он должен был произвести новую мультимедийную революцию, как и сама Amiga 10 лет назад. Внутри планировалось устанавливать до четырех процессоров PowerPC 604 с тактовой частотой в 200 МГц (максимум – 500 МГц) и до 1 Гб памяти с транфером в 1,6 Гб/с (не сравнимо выше, чем у популярной тогда EDO RAM – 57,3 Мб/с). Но самым главным в этом компьютере должен был стать чипсет. Phase 5 объявила, что весь чипсет будет заключен в одну 128-разрядную и работающую на частоте в 200 МГц микросхему под названием «Caipirinha». Планировалось убрать разделение памяти на две области, сделав единое адресное пространство, поддерживались разрешения до 1600 x 1200 точек на 24 бита с транфером между модулями в 3200 Мб/с. Ко всему прочему обещалась аппаратная MPEG-поддержка, Genlock-совместимый выход, два раздельных видеовхода, аппаратные окна, продвинутый Blitter и DSP-RISC процессор для 3D-графики и видеокомпрессии.

В июле Escom внезапно объявила о продаже своего имущества компании VISCorp, в связи с финансовыми проблемами. Последняя сразу остановила проект Walker и начала выпуск комплектов Amiga Magic, которые представляли собой обычную A1200 с модемом и 100 часами в IBM.net. Однако финансовое положение VISCorp изначально было шатким, поэтому в декабре бренд Amiga был продан очередной фирме Quickpak. Последняя наладила выпуск A4000T с процессорами MC68060 и объявила о своих планах о переносе AmigaOS на процессоры DEC Alpha. Однако и этой фирме не повезло с Amiga, и бренд отошел в руки корпорации Gateway 2000, которая была дружественной с фирмой Microsoft. Подразделение, занимающееся Amiga, переименовали в Amiga International.

Amiga International

Phase 5 провела демонстрацию новых процессорных карт для существующего парка A1200 и A4000 – это были двухпроцессорные карты с MC68040(60) и PowerPC 603e/604e. Помимо этого фирма объявила о том, что работы над A/Box не прекращаются и, если бренд Amiga будет заброшен, то их новые системы с успехом займут нишу Amiga как компьютеры с такой же идеологией. В этом году были представлены видеокарты на базе чипсета Cirrus Logic от той же Phase 5 – CyberVision 64 и от Village Tronic – Picasso IV.

К 1996-97 годам компьютеры Amgia окончательно утратили свои ранее прочные позиции на рынке компьютерных развлечений, но несмотря на это, в этот период произошел бурный рост новых игр. Появились два неофициальных релиза Quake и Myst, которые работали практически как слайд-шоу (3-4 fps), но к концу года фирма ClickBoom официально выпустила оптимизированные версии этих игр.

Подразделение Gateway 2000, занимающееся Amiga, под руководством того же Тищенко в 1997 году объявило о разработке новой операционной системы AmigaOS 3.5. Amiga International объявила, что больше не будет выпускать аппаратное обеспечение, оставив эту прерогативу сторонним фирмам наподобие Phase 5 или PIOS. На рынке сразу появилось несколько Amiga-совместимых машин от Draco, Access, Eagle и прочих производителей. В сентябре 1997 года Gateway объявил о создании нового подразделения Amiga Inc., которое должно было заниматься будущим Amiga. К концу года Phase 5 наконец выпустила свои новые процессорные карты, а некоторые сторонние фирмы (DCE, Micronik) объявили о создании Amiga-совместимых компьютеров нового поколения. Маленькая фирма BlitterSoft анонсировала новый клон BoXeR, который должен был иметь улучшенный AGA-чипсет, выполненный в FPGA и 680x0процессор.

Начало 1998 года было украшено новыми анонсами: Phase 5 выпустила графические адаптеры на базе чипсета Permedia 2 для своих новых процессорных карт, также был объявлен альянс между Phase 5, Blitter Soft и Index Information Ltd. о разработке PowerPC-расширения для BoXeR. 10 марта Phase 5 лицензировала AmigaOS и пообещала, что будет использовать ее на своих новых системах Pre/Box. Поскольку освоить разработку и производство такого сложного комплексного продукта, как A/Box, было достаточно сложно, то решено было для начала выпустить упрощенные системы Pre/Box. По планам они должны были содержать один процессор 680x0 и четыре PowerPC. Index объявила о разработке своего проекта Inside Out. Планировалось сделать PCI-карту для IBM PC, которая содержала бы AGA-чипсет и процессор 680LC60 на 75 МГц.

На программном рынке тоже творилось некоторое оживление: поскольку были открыты исходные коды Doom и Descent, то моментально появились их неофициальные версии для Amiga. Еще один знаменательный релиз – 3Dshooter Genetic Species. Netscape, проиграв в коммерческом соревновании браузеров Microsoft, открыла исходные коды своего браузера, чем вызвала немалый ажиотаж в сообществе пользователей Amiga. Фирмой DiscreetFX была объявлена небольшая награда тому, кто первым портирует NN для AmigaOS. Однако это был сложный комплексный продукт, и первые значительные шаги в портировании уже Mozilla и FireFox осуществляются только в наши дни. Награда же за портирование выросла уже до почти 10 тысяч долларов.

То время было бумом дот-комов и машинно-независимых языков. В середине года было объявлено, что помимо рынка настольных систем, бренд Amiga будет распространяться на рынке встраиваемых и мобильных систем. Для этого начали разработку Java-подобной виртуальной машины AmigaDE. Для настольных компьютеров предлагалось выпустить к 2000 году новую ОС версии 4.0. В качестве ее основы планировалось взять ядро от Linux или от BeOS, но в итоге остановились на варианте QNX. Это было очень быстрое и компактное ядро, которое умещалось в кеш процессора. С процессором новых систем тоже творилась неразбериха. Сначала было объявлено об использовании семейства x86 от Intel, однако большая часть сообщества опротестовала переход на «вражеские» процессоры, и тогда сообщили, что основой будущих компьютеров могут равновероятно стать решения от многих фирм (MIPS, Motorola, Hitachi и пр.)

Следующий год начался со слияния немецкого и американского подразделений, получившийся конгломерат так и назвали – Amiga. На место Тищенко был поставлен Джим Коллас. Сразу было сделано заявление, что компания понимает стремление пользователей Amiga сохранить «дух Amiga» и все дальнейшие усилия компании будут направлены только на это. У Amiga появился новый значимый партнер – Corel, который заявил, что их популярный продукт WordPerfect будет портирован на AmigaOS. Однако программисты Corel отказались работать с чем-либо, альтернативным Windows, за исключением Linux.

Для удобства компьютеры Amiga стали разделять на «классические» и новые системы. Для классики с процессорными картами с PowerPC вышел эмулятор PowerMacintosh – iFusion, превращавший Amiga в iMac. BoXeR продемонстрировал свои новые наработки в области создания Amiga-клона, однако, к сожалению, к концу года проект был свернут. В апреле были анонсированы первые игры для PowerPC и вскоре вышел порт игры с PlayStation WipeOut 2097, а Hyperion выпустила 3Dshooter Shogo. На периферийном рынке анонсировали первые контроллеры USB для шины Zorro, которые впоследствии были отменены, но положили начало новым разработкам в этой области.

В середине года руководство компании подписало соглашение о совместной разработке AmigaDE вместе с Microsoft. QNX разорвала с Amiga всяческие отношения и подписала договор с Phase 5 об использовании своей ОС на новых компьютерах. Phase 5 в свою очередь прекратила разработку проекта Pre/Box и объявила о создании новой, не менее впечатляющей, четырехпроцессорной системы AmiRage K2. Последовал анонс еще двух клонов – Amiga MCC (Multimedia Convergence Computer) от Gateway 2000 и компьютер от неизвестной никому Iwin Corporation. Последняя обещала сделать настоящий клон Amiga с процессором 68060 или PowerPC 604e, 8 Мб Chip-памяти, 3D-ускорителем, 16-разрядным звуком, поддержкой USB и пр., однако после анонса об этой компании больше никто ничего не слышал. К концу года проект Amiga MCC был отменен, и сразу же после этого Microsoft объявила о начале разработки X-Box, что сразу возбудило волну слухов о родственности этих двух проектов.

Возрождение

Поскольку со временем все яснее становилось, что компании Gateway от Amiga нужен только хорошо раскрученный бренд, то в начале 2000 года Tao Group и Amino Development выкупили Amiga. Amino сразу объявила себя новым владельцем Amiga и даже переименовала себя в Amiga Inc.

26 января 2000 года объявила о своем банкротстве фирма Phase 5, разработчик периферии для Mac и Amiga с 12-летним стажем. Это событие окончательно похоронило все надежды сообщества на A/Box, Pre/Box и последние их разработки – компьютер Amirage и процессорные карты на базе PowerPC G3/G4. Права на производство существующих товаров от Phase 5 перекупил известный немецкий завод электронной техники – DCE. На конвейер попали все топовые процессорные карты от Phase 5 и периферия к ним: для A1200 – Blizzard 1240 (процессор 68040), Blizzard 1260 (68060), Blizzard PPC (040/060 + PowerPC 603e); для A3/4000 – Cyberstorm PPC (040/060 + PowerPC 604e); видеокарты BlizzardVisionPPC и CyberVisionPPC. DCE обещала продолжить незаконченные разработки от Phase 5 (например процессорную карту с PowerPC для A2000), однако в последующие годы никаких новых товаров она не выпустила.

Новая Amiga Inc. разделилась на три части:

  • Консульный Совет Amiga – группа Amiga-разработчиков, журналистов, пользовательских групп, и дилеров, которые были отобраны Gateway-Amiga Inc в 1999 году. Amiga Inc. привлекла этих людей, чтобы оценить собственное положение на рынке, используя мнение различных частей сообщества пользователей Amiga.
  • Дилерская сеть Amiga – канал для Amiga-дистрибуторов и дилеров, связывающий их с головной компанией.
  • Сеть поддержки разработчиков Amiga – создана для поддержки (документация, багфиксы и пр.) разработчиков.

2000 год был насыщенным с точки зрения анонса новых продуктов. Бывший состав Phase 5 решил продолжить работу на родном поприще и объявил о создании новой операционной системы – MorphOS. Внутри новая ОС очень походила на классическую AmigaOS, однако коренным ее отличием было то, что MorphOS изначально писалась под процессоры PowerPC. Поскольку слухи о создании новой ОС ходили уже с 1996 года, сообщество весьма негативно отнеслось к этой новости – за последние годы слишком много чего анонсировалось и тут же уходило в небытие. Чтобы разбить эти сомнения, для публичного теста была выпущена очень сырая beta, которая тем не менее работала и даже могла запускать некоторые программы.

Несмотря на отмену дальнейшей разработки BoXeR, на рынке аппаратного обеспечения для Amiga в этом году царил бум новых товаров. Известный наряду с Phase 5 в прошлом производитель периферии Apollo выпустил платы со слотами расширения Zorro4 для переставленных в tower А1200. Zorro-4 – это некий компромиссный вариант между Zorro-2 и Zorro3: шина имеет 24-битную адресацию, как в первом случае, и 32-битную шину данных, как во втором. Польская фирма Elbox начала продавать комплекты Mediator. Эти платы также предназначались для А1200 и предоставляли возможность использовать широко распространенную PCI-периферию вместо дорогих аналогов Zorro (для сравнения – сетевая карта под Zorro стоит 85 $, когда для PCI можно найти аналогичную по параметрам за 5-10 $). Сразу после выхода Mediator, английская компания Eyetech анонсировала их новую разработку – шинный мост + процессорная карта Predator. По обещаниям должна была получиться плата с PCI- и AGPслотами и процессором PowerPC G3, которую также планировалось использовать в tower-версиях A1200.

Известный производитель процессорных карт для PowerMacintosh MetaBox анонсировала новую карту для A1200 на базе процессора PowerPC G3, к сожалению, из-за внутренних проблем эта фирма скоро обанкротилась, оставив после себя только прототип.

Amiga Inc. выпустила на рынок новую ОС AmigaDE и SDK под нее. Для будущих систем, на которых планировалась работа этой ОС, опубликовали спецификацию Zico с системными требованиями. Как было сказано ранее, AmigaDE – это аналог Java, платформонезависимая ОС, которую планировалось использовать в самом широком спектре устройств – от настольных компьютеров до встраиваемой и мобильной техники. Для классических компьютеров совсем неожиданно начала продаваться AmigaOS 3.9. Если OS 3.5 была лишь набором патчей для старых ОС, то OS 3.9 поставлялась с поддержкой PowerPC и набором очень полезных утилит.

Современность

В 2001 году Amiga Inc. анонсировала разработку AmigaOS 4. Это было именно то, чего долгие годы ожидало сообщество. За основу новой ОС взяли исходный код OS 3.x и начали переписывать его под современные требования. Большая часть старой AmigaOS была написана на С, однако были и рудименты в виде кусков на языке BCPL, предшественнике С, и машииннозависимых частей, написанных на ассемблере процессоров 680x0 и под чипсет. Команда разработчиков, занимающаяся новым проектом, обязалась переписать ОС под PowerPC и исключительно на С. Для демонстрации возможностей новой ОС в последующие годы была проведена серия туров по многим странам. Сначала срок выхода планировался на конец 2001 года, затем его отодвинули на 2002 год. С тех пор были выпущены три официальные бета-версии (см. рис. 1), однако дата конечного релиза до сих пор не определена. Единственное, что говорят разработчики – «when it’s done».

Eyetech пересмотрела свои планы по разработке шинного моста к A1200 и выпустила новый компьютер на PowerPC под названием AmigaOne. Позже было выпущено еще несколько моделей этого компьютера, отличавшихся процессорами и форматом плат. Последняя разработка, Micro AmigaOne, представляет собой материнскую плату micro-ITX формата (см. рис. 2). Первые модели поставлялись с дистрибутивом Linux, с возможностью получения бесплатно OS 4, когда она появится в продаже. Позже все владельцы купленных AmigaOne получили по почте все три вышедшие беты, а покупатели новых компьютеров получали их сразу вместе с компьютером. В последнее время (вторая половина 2005 года) Eyetech приостановила производство своих компьютеров, и пока неизвестно, когда она продолжится.

Как OS4-совместимыми было заявлено еще несколько проектов. За период 2001-2005 гг. Elbox выпустила несколько различных версий своих Mediator, в том числе и Mediator 4000 Di, который заменял стандартную Riser Card в Amiga 4000 на новую со слотами PCI. В 2002 году на выставках, посвященных Amiga, была продемонстрирована новая процессорная карта под Mediator с интерфейсом PCI – SharkPPC. Планировалось, что на ней будут устанавливаться процессоры PowerPC G3/G4 с диапазоном тактовых частот в 400-533 МГц. На деле эта карта являет собой слегка переделанную процессорную карту для PowerMac 7200 от Sonnet. Сроки выхода данного продукта объявлялись на день выхода AmigaOS 4. Так как последняя еще не вышла, то сообщество до сих пор ждет этой карты.

В декабре 2004 года известный в своих кругах разработчик аппаратного обеспечения Адам Ковальчик объявил о разработке им процессорной карты для A1200 на базе процессора Freescale 8245 (аналог PowerPC 603e) с тактовой частотой в 400 МГц. На карте планировалось размещать графический контроллер ATI Mobility Radeon, слоты под SODIMM-память, USB и скоростной IDE-контроллер. Помимо всего прочего обещалось очень низкое тепловыделение и прошитый в ПЗУ JIT-компилятор для эмуляции на лету старого семейства процессоров 680x0. То есть новый процессор начинал работать сразу после включения, и можно было бы использовать AmigaOS 3.x, не устанавливая OS 4. После этого анонса последовал год молчания, и вот недавно, в ноябре 2005 года, бельгийский новостной сайт Safir.se смог взять у Адама интервью, в котором сообщается, что работа над процессорной картой кипит и за год слегка поменялись характеристики. Вместо Freescale 8245 планируется устанавливать новый Freescale 5200 с тепловыделением в 1 Вт и с тактовыми частотами в 400466 МГц, слоты под память заменены на распаянные прямо на плате 512 Мб Fast-памяти, а чип от ATI заменился на ноутбучный разъем MiniPCI для видеокарт. Сроки выхода обозначены на момент выхода OS 4. Одно радует – разработчики AmigaOS 4 сообщают, что процесс конечной отладки кода входит в завершающую стадию.

Однако не только OS 4 осталась на рынке операционных систем для Amiga. Помимо классических для всех платформ Linux и BSD, свое развитие получила MorphOS (см. рис. 3).

После развала Phase 5 образовалась новая фирма – bPlan, которая продолжила свою работу на поприще аппаратного обеспечения для Amiga. В 2000 году bPlan опубликовала спецификации их нового компьютера Pegasos, а к февралю следующего года уже выпустила рабочие прототипы своих машин. В качестве центрального процессора использовался PowerPC G3 400 МГц, а в качестве ОС – SuSE Linux 7.0 и MorphOS. MorphOS, как и AmigaOS 4, представляет собой новую операционную систему, которая является клоном OS 3, переписанным полностью под PowerPC.

За прошедшее время Pegasos и MorphOS достаточно сильно развились. Процессор обновили до DualG4 на 1 ГГц, вышло уже две версии Pegasos (см. рис. 4). Под MorphOS разрабатывается и переносится с других платформ разнообразное программное обеспечение. В будущем обещаются новые компьютеры на базе PowerPC Cell, а также суб-ноутбук на базе Freescale 5200.

Но и классическое «железо» не забрасывается. В последние годы Freescale выпустила новых представителей семейства процессоров 680x0 – Motorola Coldfire. Этот процессор также имеет много интегрированных контроллеров, и вот, 17 декабря 2004 года Elbox анонсировала новую процессорную карту Dragon. Конструктивно – это тот же Mediator с AGP, только в один из его слотов вставляется PCI-плата с новым процессором с частотой 266 МГц.

За последние годы для классических Amiga было разработано и выпущено много различной периферии. Немецкая фирма Individual Computers выпускает звуковые карты, контроллеры высокоскоростных (>115200 бод) последовательных портов и многое другое для A1200, E3B выпустила контроллеры USB, появилась в продаже Zorro-сетевая карта Ariadne 2 с возможностью подключения различных модулей.

Среди сообщества за это время назрела проблема новых компьютеров. Классические компьютеры Amiga, как и любая вещь, имеют свой ресурс, и, несмотря на то, что Escom в свое время произвела столько А1200, что до сих пор можно без проблем за рубежом купить новый (никогда не распечатавшийся) компьютер, когда-нибудь и они закончатся. Само сообщество раскололось на несколько частей: приверженцы новых PowerPCплатформ, приверженцы классики и те, кто использует эмулятор WinUAE. Последний, несмотря на не очень хорошую эмуляцию чипсета (проблемы с мерцанием частей изображения, проблема с VBlank, которую невозможно устранить в принципе и пр.), хорошо эмулирует основной процессор 680x0 на скоростях в 5-10 раз больших, чем у флагмана этой серии 68060. WinUAE также может использовать как видеокарту графический контроллер вашего PC, что значительно упрощает использование AmigaOS. Давно зрела идея (BoXeR, IWin) о переносе чипсета от Amiga в современные ПЛМ. И вот совсем недавно, в декабре 2005 года, было объявлено о том, что работа в этом направлении ведется норвежским энтузиастом Деннисом ван Веереном. По его сообщениям, в FPGA перенесено уже около 60% чипсета OCS, а чтобы сообщество, привыкшее к обманам за последнее время, не посчитало его лжецом, в Интернет были выложены фотографии, демонстрирующие работу и (наверное, самое главное) ошибки в работе эмулируемого чипсета.

Надо признать, что несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, Amiga живет и до сих пор пользуется популярностью у немалой части пользователей ПК.

Трудно представить более любимый и почитаемый пользователями ПК, чем Amiga. Этот опередивший свое время домашний компьютер подарил нам демосцену, трекерную музыку, механизм plug’n’play и, конечно же, AmigaOS, операционку, которая в форме независимого AROS продолжает развиваться и по сей день. Но действительно ли это заслуживающая внимания система, а не просто ностальгический проект фанатов Amiga?

Немного истории

В 1982 году, когда миром персональных компьютеров правили Apple II, Atari 400 и IBM PC на процессоре Intel 80186, бывшие инженеры компании Atari во главе с Джеем Майнером (Jay Miner) начинают разработку принципиально нового компьютера, который должен был оставить далеко позади все остальные ПК того времени.

Так в 1985 году на свет появляется Amiga 1000, действительно революционный компьютер, способный выводить на экран изображение разрешением 640 ✕ 512 и 4096 цветов, воспроизводить стереозвук из четырех независимых аппаратно микшируемых каналов и одновременно работать с несколькими приложениями, запущенными в многозадачной операционке с оконным интерфейсом.

Модель Amiga 1000 была оборудована развитым видеопроцессором Denise, который позволял работать с восемью аппаратными спрайтами (в том числе привязать спрайт к мыши для отображения курсора без лагов при перемещении), плавно скроллить экран и даже накладывать изображения друг на друга с использованием альфа-канала.

Amiga стоила вдвое дешевле, чем сравнимый IBM PC на 286-м процессоре, - две тысячи тогдашних долларов против четырех. И при этом не оставляла ему никаких шансов на конкуренцию в сфере мультимедиа. Не удивительно, что Amiga быстро завоевала популярность среди обычных пользователей и компаний, работающих с графикой и звуком.

Не последнюю роль в популярности Amiga сыграла AmigaOS, написанная с нуля операционка с микроядерной архитектурой. AmigaOS была многозадачной, то есть позволяла работать сразу с несколькими приложениями и четко разделяла ядро на множество мелких компонентов, которые загружались в память независимо друг от друга. Каждый компонент выполнял определенную функцию (драйверы, файловые системы и так далее), а взаимодействовали они с помощью каналов.



Amiga стремительно завоевывала популярность, поэтому, кроме Amiga 1000, в последующие годы было выпущено множество других моделей компьютера, включая еще более дешевую модель Amiga 500. Далее последовала Amiga 2000 с пятью слотами расширения и функцией Autoconfig (которая больше известна нам в реализации Microsoft под названием plug’n’play), Amiga 3000 с более производительным процессором и большим объемом памяти и, наконец, Amiga 4000, способная отображать 262 144 оттенка.

Вместе с Amiga развивалась и AmigaOS. Версия 2.0, выпущенная в 1990 году для Amiga 1200 и 3000, избавилась от яркой палитры, стандартизовала пользовательский интерфейс и позволила разработчикам создавать развитые графические интерфейсы с помощью объектно ориентированного API BOOPSI (Basic Object Oriented Programming System for Intuition).

В версии 3.0 появилась концепция datatypes, очень похожая на трансляторы BeOS/Haiku. Datatypes позволяли добавлять в систему поддержку новых типов файлов созданием библиотеки, реализующей специальный API. После этого все приложения, как системные, так и сторонние, могли работать с этим типом файлов.

В 1995 году, вскоре после выпуска версии 3.1, компания Commadore, выпускавшая Amiga, обанкротилась, а права на операционку начали переходить из рук в руки. Через шесть лет разработку ОС продолжила компания Haage & Partner (версии 3.5, 3.9), а с версии 4.0 ей начала заниматься Hyperion Entertainment.

Последняя на сегодняшний день версия Amiga OS 4.1 Final Edition Update 1 была выпущена 31 декабря 2016 года, но работать она может только на машинах с процессорами PowerPC: Blizzard PPC, AmigaOne, Pegasos II, Samantha. Фактически это уже не настоящая Amiga, а вполне стандартные «башни», выпускаемые разными компаниями. К тому же даже самые мощные из них остаются далеко позади современных x86-систем.

Причудливая архитектура AmigaOS

AmigaOS родилась аккурат в то время, когда в мире начала распространяться идея микроядерной ОС. Суть идеи заключалась в том, чтобы вынести большинство компонентов ядра из привилегированного адресного пространства памяти в пользовательское, а для связи между ними использовать типизированные каналы. Такая архитектура гарантирует, что, если в драйвере мыши (или любом другом драйвере или компоненте ядра) будет допущена ошибка, которая приведет к его падению, он не потянет за собой все ядро, а просто упадет, как обычное приложение, и его можно будет перезапустить.

Многие разработчики ОС тогда отвергли эту идею по причине слишком серьезных издержек. При обмене данными компоненты ядра уже не могли просто передать указатель на буфер, содержащий данные. Им приходилось копировать данные из пространства ядра в пространство пользователя и обратно множество раз. Из-за этого работа ядра замедлялась и возрастало количество дорогих в плане процессорного времени операций переключения контекста.

Разработчиков AmigaOS эти ограничения не остановили, да и не могли остановить. В процессоре Motorola MC68000 просто не было модуля MMU, который бы позволил разделить адресное пространство процессов и ядра. Как следствие, бесконечное копирование памяти уже не требовалось, а переключений контекста не существовало как класса.

Так AmigaOS стала микроядерной ОС, в которой использование микроядра не имеет никакого смысла. Из-за отсутствия блока MMU доступ к страницам памяти никак не разграничивался, и операционка могла упасть не только из-за ошибки в драйвере, но и по причине бага в обычном приложении! Программисту достаточно было всего лишь ошибиться в адресе перехода или записать данные немного не туда, и привет, Guru Meditation (местный «экран смерти»)!

AROS

Пока крупные компании делили шкуру убитой Commadore и спорили, кому принадлежат права на исходники AmigaOS, небольшая группа разработчиков решила воссоздать операционку с нуля и портировать ее не только на оригинальную Amiga, но и на стандартный IBM PC. Так появилась (AROS Research Operating System), открытая ОС, полностью совместимая на уровне исходного кода с Amiga 3.1 и бинарно совместимая с ПО для Amiga, если установить ее на одну из оригинальных моделей Amiga.

Icaros можно юзать как в режиме Live CD, так и установив на жесткий диск или флешку. Операционка прекрасно работает внутри VirtualBox, а при запуске на реальном железе использует аппаратное 3D-ускорение адаптеров GeForce 5+ и Intel GMA. Также поддерживается USB 2.0 и ряд наиболее распространенных сетевых адаптеров.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!

"Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников" (1995 год).
Определение:
"Amiga ": наиболее технологически продвинутый персональный компьютер, с которым сегодня мало кто хочет иметь дело. Используйте в предложениях: "Я хотел купить Amiga из-за её низкой цены и невероятной цветной графики, но все пользуются IBM PC и Macintosh. Поэтому, чтобы иметь совместимость с остальным миром, я заплатил в три раза больше за Macintosh и получил лишь половину графических возможностей Amiga."

Зарождение идеи

История компьютера Amiga началась в далёком 1979 году, когда компания ATARI Corporation выпустила ATARI 400 и 800. Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).


Джей Майнер с псом Митчи возле компьютера своей мечты

Судьба творца - создавать что-нибудь новое, причём, иногда, без оглядки на свои предыдущие труды, поэтому Майнер, сразу после выпуска ATARI 400 и 800, предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но у ATARI нашлось множество причин, чтобы отказать своему сотруднику. Главной из них была финансовая: компания потратила большую сумму денег на ATARI 400 и 800, и только-только выпустила их на рынок, поэтому разработка и выпуск новой модели компьютера казалась компании вещью неразумной. В конце концов, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считала, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло. Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач ATARI, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

Творца, как известно, трудно остановить. Поэтому, не особо расстроившись, Майнер покинул ATARI и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. В своих действиях он был не одинок. Группа сотрудников ATARI, среди которых был Лерри Кеплен (Larry Caplan), один из ведущих программистов для компьютера ATARI 2600, подала прошение о повышении зарплаты, и, получив отказ, решила уйти и попытать счастья в собственном бизнесе. Ими 25 апреля 1980 года была организована компания Activision, ставшая к концу 90-х годов одним из крупнейших игровых "гигантов".

В начале 1980 года Лерри Кеплен позвонил Джею Майнеру и предложил основать собственную игровую компанию, на что тот с радостью согласился, ведь только так у Майнера "развязывались руки" и он мог творить, не обременённый приказами свыше.

На пост исполнительного директора Hi-Torro, именно так была названа новая компания, выбравшая в качестве базы город Санта Клара (США), был избран Дейв Морс (Dave Morse), работавший до того времени в компании Tonka Toys.

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. И хотя средства на разработку у Hi-Torro имелись, ей не хватало одной немаловажной детали - хорошо известного бренда на рынке игровых продуктов.

Выход из положения был найден довольно быстро. В компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

Первым отделом были разработаны два джойстика: Amiga Power Stick и Amiga Joyboard.



Оригинальный Amiga Power Stick (сверху) и его модификация (внизу)

Внешне довольно стандартный Amiga Power Stick являлся, в своё время, одним из наиболее удобных джойстиков, вследствие чего почитался многими владельцами игровых систем ATARI 2600, Texas Instruments TI-99/4a, и ColecoVision. Модификация джойстика была оснащена цифровой панелью с 12 клавишами и двумя двухпозиционными переключателями.


Виртуальная доска Amiga Joyboard

Что касается Amiga Joyboard, его внешний вид был более нестандартным. Одно лишь предназначение джойстика, служить заменителем доски для симулятора серфинга, говорит о многом. Amiga Joyboard, помимо внешнего вида, запомнился ещё кое-чем. Игра "Дзен медитация" ("Zen Meditation"), созданная программистами Amiga Inc. для собственных нужд, позже стала прототипом содержимого сообщения диалогового окна, возникающего при сбое в работе программного обеспечения.


Знаменитое сообщение "Гуру медитирует", возникавшее во время сбоя в программе

В то время как первая команда разработчиков "создавала" бренд своей компании, вторая группа, под руководством Джея Майнера, усиленно воплощала в жизнь его мечту.

"Лоррейн"

Задача, стоявшая перед двадцатью сотрудниками второй группы, заключалась в создании игровой системы с передовыми для того времени графикой и звуком. В отличие от ATARI, занимавшейся разработкой компьютеров и игровых консолей, а также созданием игр к ним самостоятельно, Hi-Torro разрабатывала лишь "железо", тогда как другие компании, Activision и Imagic, например, должны были "заведовать" игровыми продуктами.

Работа над проектом "Lorraine" (названным в честь жены Дейва Морса) была начата в 1980 году. Изначально Лоррейн должна была представлять собой систему, предназначенную исключительно для игр. Такой концепт был необходим лишь для удовлетворения интересов инвесторов, воспринимавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента ATARI.

Но, впоследствии, между инженерами внутри компании разгорелись нешуточные споры по поводу рыночной ориентации разрабатывающегося проекта, вследствие чего было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.






Ранние концепт-арты внешнего вида "Lorraine"

Год 1982-й. Hi-Torro пришлось изменить своё имя, так как к ней, с угрозой судебного разбирательства, обратились юристы японской компании Torro, занимавшейся производством газонокосилок. В результате бывшая Hi-Torro получила название Amiga Incorporated. Примерно в то же время проект "Lorraine" начали называть просто "Amiga" (от испанского "Amiga" - "подружка").

Существует гипотеза, что название "Amiga" было дано компании и компьютеру для того, чтобы они стояли в алфавитном списке компьютерной продукции выше компаний Apple и ATARI. Такой шаг, кстати,в 1976 году предприняла и Apple, выбирая себе название.