Используем марионеточную деформацию в фотошоп. Инструмент свободное трансформирование

18.07.2019

Фотошоп предоставляет множество способов вращения, искажения и иного искривления изображений , и все эти мощные полезные приемы следует иметь в своем арсенале хитростей.

Поворачивая изображение, можно сделать его более интересным внешне, преобразовать вертикальные элементы в горизонтальные (или наоборот) и выпрямить кривые элементы. Искажение удобно, когда вам требуется сделать объект или текст наклонным или немного повернуть его на сторону или если вы хотите, чтобы объект или текст исчезал вдали перспективой. А инструмент позволяет искажать отдельные объекты в изображении, оставляя другие без изменений.

Простое вращение

Команда Вращение изображения (Image Rotation) позволяет повернуть документ целиком (слои и прочее) на 180 или 90 градусов (по часовой стрелке или против часовой стрелки), или же произвольно под любым указанным вами углом. Вы можете также отразить холст (или слой) по горизонтали или по вертикали.

Трансформирование

Другой способ и вращения изображений - использовать команды трансформирования , которые могут помочь вам сделать один выбранный объект или весь слой больше или меньше, не меняя размер документа.

Если вы перейдете в меню Редактирование , то увидите команды Свободное трансформирование (Free Transform) и Трансформирование (Transform) примерно в середине списка. Единственное существенное различие между этими двумя вариантами - это то, что при выборе пункта из меню Трансформирование, вы ограничиваете себя выполнением только этой конкретной задачи, тогда как другая команда позволяет выполнять несколько изменений одновременно (не требуя нажатия клавиши Enter)

Выбор одной из этих команд вызывает ограничительную рамку, которая выглядит и работает как с крошечными квадратными маркерами по четырем сторонам изображения.

Вы можете преобразовать любые объекты, какие захотите. Особенно хорошими кандидатами на трансформацию являются векторы, контуры, слои-фигуры и текстовые слои, а также , поскольку размер всех их можно изменить без ущерба изображению. Но вам не стоит слишком сильно увеличивать , потому что вы не можете контролировать разрешение, интерполяцию или другие важные свойства. Чтобы действительно обезопасить себя, изменяйте размер изображения с помощью команд трансформации только по следующим причинам:

1. Для уменьшения размера на одном слое.

2. Для уменьшения размера всего содержимого на одном или нескольких слоях

3. Для увеличения размера вектора, контура, части контура, слоя-фигуры, текстового слоя или смарт-объекта на одном или нескольких слоях.

Чтобы применить команду Свободное трансформирование , выберите слой, а затем нажмите сочетание клавиш Ctrl+T или выберите соответствующую команду меню Редактирование. Фотошоп поместит ограничительную рамку вокруг изображения, содержащую маркеры, позволяющие применять к вашему объекту любую или все из следующих трансформаций: масштабирование, искажение, поворот, перспектива, наклон и деформация .

4. Чтобы изменить масштаб (размер) объекта, захватите угловой маркер и перетащите его по диагонали внутрь для уменьшения или наружу для увеличения размера. Нажмите и удерживайте клавишу Shift при перетаскивании, чтобы изменить размеры пропорционально (то есть чтобы объект не был искажен).

Вы можете перетаскивать по одному маркеру или нажать и удерживать клавишу Alt для изменения масштаба от центра наружу (имеется в виду, что все четыре стороны ограничительной рамки будут двигаться одновременно).

Если вы вызовите команду Свободное трансформирование, чтобы изменить размер крупного объекта, маркеры могут оказаться за пределами края документа (или полей), в результате чего их станет невозможно увидеть, а тем более захватить. Чтобы вернуть их в поле зрения, выберите команду меню Просмотр — Показать во весь экран .

5. Чтобы повернуть изображение , расположите указатель мыши за угловым маркером. Когда указатель примет вид изогнутой двунаправленной стрелки, перетащите мышь вверх или вниз.

6. Чтобы наклонить (скосить) объект , удерживайте сочетание клавиш Ctrl+Shift и перетащите один из боковых маркеров (указатель мыши примет вид двунаправленной стрелки).

7. Чтобы свободно исказить изображение , удерживайте клавишу Alt при перетаскивании любого углового маркера.

8. Чтобы изменить перспективу объекта , удерживайте сочетание клавиш Ctrl+Alt+Shift и перетащите любой из угловых маркеров (указатель станет серым). Этот маневр добавляет объекту одноточечную перспективу (другими словами, одну точку схода).

9. Чтобы деформировать изображение , перетащите любую контрольную точку или линию сетки.

Когда вы закончите, нажмите клавишу Enter или дважды щелкните мышью внутри ограничительной рамки, чтобы применить изменения.

Если применив трансформирование вы поняли, что его недостаточно, можно повторить операцию, выбрав команду меню Редактирование — Трансформирование — Применить снова. Ограничивающая рамка не появится, вместо этого фотошоп повторно применит то же самое трансформирование.

Все трансформации основаны на крошечном центре преобразования, который появляется в центре окна преобразования. Он выглядит как круг с перекрестием. Вы можете перетащить его или установить собственный центр, перейдя на панель параметров или щелкнув мышью по одному из квадратных указателей значка, показывающего положение центра преобразования или указав координаты X и Y.

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

В Фотошопе команда Liquify (Исказить) позволяет скручивать, изгибать, растягивать и другими способами деформировать слой изображения.

Так же, как и в случае команды Extract (Извлечь), в диалоговом окне команды Liquify есть окно предварительного просмотра, в котором можно видеть все изображение целиком (рис. 19.1).

Деформировать или реконструировать изображение можно только с помощью кисти, размер которой и степень воздействия на изображение регулируются (подобно кистям других видов в Фотошопе). Также можно воспользоваться инструментом Freeze (Заморозить), чтобы предотвратить искажение отдельных областей изображения аналогично тому, как это делается с помощью маски. Если вы хотите частично или полностью отменить те искажения, которые были внесены, воспользуйтесь инструментом Reconstruct (Реконструировать). Внесенные изменения не станут постоянными до тех пор, пока вы не щелкнете по кнопке ОК и не закроете окно.

Рис. 19.1. Диалоговое окно команды Liquify после применения инструмента Twirl Clockwise к изображению Эйфелевой башни

Деформация изображения с помощью команды Liquify

Для большей безопасности работайте с дубликатом слоя или сделайте снимок исходного изображения с помощью палитры History (История).

  1. Выберите слой, содержимое которого вы хотите подвергнуть искажению. При активизации флажка Backdrop действие инструмента Liquify можно распространить лишь на один из нескольких слоев по выбору, а не на все, как предусмотрено по умолчанию. При этом в поле Opality (Непрозрачность) можно также регулировать прозрачность слоя. Команда Liquify (Исказить) работает только с растровым слоем и не может быть применена к слою редактируемого текста или слою фигуры.
  2. Выберите команду Liquify в меню Filter (Фильтр) или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Shift+X .
  3. Для деформации заданного изображения воспользуйтесь инструментами диалогового окна Liquify (рис. 19.2). Сначала в разделе Tool Options (Опции инструмента) (рис. 19.3) введите размер кисти (параметр Brush Size ), установив значение в диапазоне от 1 до 600 пикселов, а также величину нажима кисти (параметр Brush Pressure ) от 1 до 100% и величину колебаний шума (параметр Turbulent Jitter ), чтобы определить, как будет происходить искажение изображения. Эти три параметра относятся ко всем инструментам команды Liquify . В случае, если вы используете планшет, можно установить флажок Stylus Pressure (Нажим пера), чтобы нажим пера влиял на значение параметра Brush Pressure .

Рис. 19.2. Инструменты в диалоговом окне Liquify

Рис. 19.3. Раздел Tool Options диалогового окна Liquify

Рис. 19.4. Раздел Freeze Options диалогового окна Liquify

  1. По желанию. Активизируйте инструмент Freeze (Заморозить), щелкнув по пиктограмме инструмента (вторая снизу) или нажав клавишу F , чтобы замаскировать некоторые области изображения, которые не должны подвергаться искажению. Далее выберите цвет из раскрывающегося списка Freeze Color (Цвет маски) в разделе View Options (Режимы просмотра). По умолчанию установлен красный цвет, такой же цвет используется при работе с быстрой маской. Закрасьте те области, которые следует оставить в текущем состоянии. Если произошла ошибка, то переходите к следующему пункту.
  2. По желанию. Для того чтобы убрать защиту с замаскированных («замороженных») областей, активизируйте инструмент Thaw (Разморозить), «горячая» клавиша Т , и рисуйте с его помощью.
  3. Выполните любое из перечисленных ниже действий:
    • для того чтобы инвертировать маску, щелкните по кнопке Invert (Инвертировать) в разделе Freeze Area (Область маски);
    • чтобы удалить маску со всего изображения (в результате чего все изображение снова можно редактировать), щелкните по кнопке Thaw All (Разморозить все) - см. рис. 19.4;
    • для того чтобы спрятать маску, созданную при помощи инструмента Freeze (Заморозить), снимите флажок Show Frozen Areas (Показать маскированные области) в разделе View Options (Режимы просмотра).
  4. Активизируйте один из инструментов искажения (нажмите соответствующую «горячую» клавишу) и рисуйте на изображении в диалоговом окне. Возможности инструментов указаны ниже:
    • инструмент Warp (Деформация) -клавиша W - сдвигает точки в направлении движения кисти (рис. 19.5, стрелка показывает направление движения кисти);
    • инструмент Turbulence (Волнение) - клавиша А или пиктограмма инструмента - раздвигает точки по направлению движения кисти. Изображение в области действия кисти выглядит как бы размытым водой (рис. 19.6);
    • инструменты Twirl Clockwise (Закрутка по часовой стрелке) - клавиша R или пиктограмма инструмента - и Twirl Counterclockwise (Закрутка против часовой стрелки) - клавиша L или пиктограмма инструмента - поворачивают пикселы, пока вы держите нажатой кнопку мыши либо тащите изображение. Чем больше величина параметра Brush Pressure (Нажим кисти), тем быстрее происходит поворот (рис. 19.1);

Рис. 19.5. Warp

Рис. 19.6. Результат применения инструмента Turbulence

Рис. 19.7. Результат применения инструмента Pucker

Рис. 19.8. Результат использования инструмента Reflection

    • инструменты Pucker (Складка) - клавиша Р или пиктограмма Bloat (Раздувание) - клавиша В или пиктограмма инструмента - перемещают точки к центру кисти или в противоположном направлении, пока вы держите нажатой кнопку мыши или тащите изображение (рис. 19.7). Чем больше величина параметра Brush Pressure (Нажим кисти), тем быстрее двигаются точки;
    • инструмент Shift Pixels (Сдвиг пикселов) - клавиша S - перемещает пикселы в определенном направлении, зависящем от направления движения кисти. По умолчанию пикселы сдвигаются влево от направления движения кисти. Нажав клавишу Alt , можно переместить их вправо;
    • инструмент Reflection (Отражение) - клавиша М - копирует точки слева от линии направления кисти и перемещает их в область действия этого инструмента, но только в «отраженном» виде. На рис. 19.8 показано, как инструмент Reflection был использован для того, чтобы передвинуть на изображении реку Сену поближе к Эйфелевой башне. В результате получился великолепный эффект отражения. Для этого понадобилось всего два штриха кистью.

Указанный инструмент использовал точки справа от верхней линии (верхнего штриха) и слева от нижней линии (штриха). Нажав клавишу Alt , можно копировать точки с противоположной стороны относительно положения кисти (рис. 19.9).

Попробуйте заморозить ту область, точки которой следует отразить, а потом воспользуйтесь инструментом Reflection (Отражение).

  1. Для того чтобы частично или полностью отменить действие команды Liquify (Исказить), следуйте инструкциям, приведенным в этой главе, раздел «Реконструкция изображения».
  2. Щелкните по кнопке ОК , чтобы зафиксировать внесенные изменения и вернуться к окну изображения.

Чтобы применить инструмент Freeze к определенной области, выделите ее до того, как будете применять команду Liquify (Исказить). Сохраните выделение в альфа-канале, потом воспользуйтесь командой Liquify из меню Image (Изображение), а затем во всплывающем меню Channel (Канал) раздела Freeze Area (Область маски) найдите альфа-канал. Можно щелкнуть по кнопке Invert (Инвертировать), чтобы поменять местами замаскированные и незамаскированные области изображения.

Рис. 19.9. Результат применения инструмента Reflection при нажатой клавише Alt

Количество графических примитивов в программе Illustrator невелико, поэтому довольно сложно ограничиться только ими при создании изображений. Однако программа предоставляет массу возможностей для изменения (трансформации, деформации и искажения) исходных векторных контуров. С особенностями трансформации, которая реализована через эффекты трансформации (Effects=>Distort&Transform ) и через соответствующие команды всплывающей панели Transform , мы ознакомились на одном из первых уроков, а теперь поговорим об искажении и деформации.

Операции искажения и деформации выполняются в Adobe Illustrator тремя способами: через эффекты деформации из группы Warp (Effects=>Warp) , посредством интерактивных инструментов «текучести» Liquify Tools из панели инструментов и с помощью эффектов из группы Envelope Distort (Object=>Envelope Distort) . Механизм работы всех этих инструментов одинаков: любой объект (текст, растровое или векторное изображение) искажается на основе другого векторного изображения, лежащего поверх первого и служащего оболочкой для деформируемого объекта; при этом искаженный объект остается редактируемым.

Группа эффектов Warp представлена 15 готовыми вариантами деформации, применяемыми ко всему выделенному изображению. Они прекрасно подходят, например, для создания графических заголовков.

Инструменты Liquify Tools позволяют мгновенно исказить изображение, причем сделать это можно локально — только в той части рисунка, которая оказалась в пределах досягаемости инструмента, размер и степень воздействия на объект которого легко изменить. С помощью инструментов Liquify Tools можно быстро получить самые причудливые деформации, не достижимые другими способами.

Еще большие возможности предоставляют эффекты Envelope Distort (Искажение по огибающей): Make with Warp, Make with Mesh и Make with Top Object. Режим Make with Top Object (Привести в соответствие с верхним объектом) позволяет использовать в качестве оболочки любой векторный контур, созданный в программе Illustrator или импортированный в нее, и вписывать в данную оболочку любые другие объекты, как растровые, так и векторные. Make with Mesh (Создать градиентную сетку) позволяет искажать объект на основе лежащей поверх него градиентной сетки, в которой можно изменять число ячеек и редактировать узлы, тем самым добиваясь почти любой трансформации искажаемого объекта. Режим Make with Warp (Создать искажение) просто дублирует команду Effects=>Warp .

Эффекты деформации из группы Warp

Возьмите инструмент Line (Линия) и нарисуйте линию произвольной длины. Затем щелкните на линии правой кнопкой мыши и с помощью команды Transform=>Rotate (Трансформация=>Поворот) из всплывающего меню создайте копию данной линии, повернув ее на 3° и щелкнув на кнопке Copy (Копирование) (рис. 1). Для продолжения копирования с поворотом нажимайте комбинацию клавиш Ctrl+D до тех пор, пока не пройдете полный круг, а изображение не станет напоминать представленное на рис. 2.

Выделите все изображение и исказите его с помощью команды Effect=>Warp=>Twist (Эффект=>Деформация=>Изгиб) при таких параметрах, как на рис. 3, — изображение в результате станет напоминать рис. 4. Затем деформируйте рисунок, воспользовавшись командой Effect=>Distort & Transform=>Pucker & Bloat (Эффект=>Искажение и трансформация=>Сморщивать и раздувать) при значении деформации в 96% (рис. 5). Чтобы сделать изображение еще более эффектным, можно изменить (например, ослабить) цветовой оттенок по направлению от краев к центру. Для этого сохраните все изображение в буфере обмена, потом вставьте его на передний план командой Edit=>Paste in Front (Редактирование=>Вставить на передний план), измените цвет, уменьшите размер скопированного фрагмента, щелкнув на правой кнопке мыши, и выберите из всплывающего меню команду Transform=>Scale (Трансформация=>Размер). Затем всю последовательность операций повторите еще два-три раза — вполне возможно, что в итоге изображение станет напоминать рис. 6.

А теперь рассмотрим более сложный пример — попытаемся создать фрагмент изображения флага с помощью эффекта деформации Flag (Флаг). Нарисуйте серию параллельных вертикальных линий одного цвета (в данном случае зеленого) (рис. 7). Продублируйте их, в полученной копии измените цвет линий (например, на желтый) и разместите их между зелеными линиями (рис. 8). Выделите все линии инструментом Selection , Blend (Переход), установите вариант цветового перехода Smooth Color (Сглаженный цветовой переход) и создайте серию «живых» переходов, последовательно связывая верхние узловые точки отрезков. Результат будет напоминать рис. 9.

Разбейте полученный сложный объект на отдельные отрезки командой Object=>Expand (Объект=>Разбить), а затем выделите все изображение и исказите его, применив команду Effect=>Warp=>Flag (Эффект=>Деформация=>Флаг) при примерно таких параметрах, как на рис. 10; полученная таким образом заготовка для флага представлена на рис. 11. Поверх заготовки нарисуйте инструментом Pen (Перо) векторный контур флага (рис. 12) и, чтобы скрыть лишние области заготовки, создайте отсекающую маску Clipping Mask , нажав на кнопку Make/Release Clipping Mask на палитре Layers . Под конец добавьте к полученному флагу древко. Может быть, получившийся флаг будет напоминать тот, что показан на рис. 13.

Инструменты из группы Liquify Tools

Данная группа представлена семью инструментами деформации: Warp Tool (Искажение), Twirl Tool (Завиток), Pucker Tool (Сморщивание), Bloat Tool (Раздувание), Scallop Tool (Зубчатая кайма) и Crystallize Tool (Кристаллизация), которые доступны из палитры Tools и работают по одному принципу. Под воздействием любого из них объект (текст, растровое или векторное изображение) деформируется, оставаясь при этом редактируемым. Деформировать можно как весь объект целиком, так и отдельные его части — это зависит от размера инструмента. Все инструменты группы отличаются широтой применения и просто незаменимы в процессе рисования объектов, так как позволяют придавать им замысловатые формы, над которыми вручную пришлось бы долго трудиться. Данные инструменты хорошо подходят для создания логотипов, применяются для получения эффектных графических заголовков и пр.

Рассмотрим пример с деформацией изображения при помощи инструмента Scallop Tool . Создайте в качестве исходной формы окружность и закрасьте ее, например, как на рис. 14. По умолчанию у создаваемой окружности есть лишь четыре узловые точки, чего недостаточно для реализации задуманной идеи. Поэтому увеличьте количество узловых точек, несколько раз применив команду Object=>Path=>Add Anchor Points (Объект=>Путь=>Добавить узловые точки), — в данном случае команда была использована три раза. В итоге число узловых точек увеличится, а исходное изображение примет такой вид, как на рис. 15.

Выберите команду Effect=>Distort & Transform=>Pucker & Bloat (Эффект=>Искажение и трансформация=>Сморщивать и раздувать) при небольшом отрицательном значении параметра искажения, поскольку наша цель — добиться искажения узловых точек на внешней границе окружности (рис. 16). А затем попытаемся усилить эффект зубчатых краев, превратив их в настоящие лучи. Для этого дважды щелкните на инструменте Scallop и в открывшемся окне настроек определите параметры деформации в соответствии с рис. 17. После чего щелкните инструментом Scallop в центре окружности и вы получите примерно такой результат, как на рис. 18. Изображение будет напоминать солнышко, которое рисуют в детских книжках. Данное впечатление еще больше усилится, если раскрасить изображение в соответствующий цвет, как на рис. 19.

Далее отмените деформацию и попробуйте выполнить те же действия, но при других параметрах деформации (рис. 20). Результат будет совершенно другой — у вас получится уже не солнышко, а морской еж (рис. 21).

Рис. 21. Результат искажения окружности инструментом Scallop — морской еж

А теперь поэкспериментируем с растровым изображением (рис. 22). Дважды щелкните на инструменте Twirl Tool (Завиток) и настройте его параметры в соответствии с рис. 23. Затем установите маркер мыши так, как показано на рис. 24, и щелкните один раз инструментом Twirl — в итоге водоросли наклонятся, а ограничивающая камень линия станет более естественной (рис. 25). После этого вновь дважды щелкните на инструменте Twirl и измените направление угла формирования завитка на противоположное, введя в окне Twirl Rate (Степень завивания) значение 50%. Установите маркер мыши примерно на правую нижнюю границу правого камня и один раз щелкните инструментом Twirl. Это приведет к искажению нижней границы камня — она тоже станет более естественной, а изображение будет напоминать рис. 26.

Рассмотрим еще один простой пример — создание снежинки с применением инструмента Pucker Tool (Сморщивание). Для начала на черном фоне нарисуйте линию белого цвета толщиной в 4 пиксела (рис. 27). Затем выделите линию и создайте копию, повернув ее на 90?. Для этого нажмите правую кнопку мыши и из всплывающего меню выберите команду Transform=>Rotate (Трансформация=>Поворот), укажите угол в 90? и щелкните на кнопке Copy (Копирование). Аналогичным образом создайте еще несколько линий, чтобы изображение стало напоминать рис. 28. Увеличьте количество узловых точек, несколько раз применив команду Object=>Path=>Add Anchor Points (Объект=>Путь=>Добавить узловые точки) — изображение примет такой вид, как на рис. 29.

Объедините все линии в группу командой Object=>Group (Объект=>Группировать) и наложите на них фильтр ZigZag (Effect=>Distort & Transform=>ZigZag — Эффект=>Искажение и трансформация=>Зигзаг) при параметрах, представленных на рис. 30. Результат будет напоминать рис. 31.

Дважды щелкните на инструменте Pucker Tool , настройте его параметры (рис. 32) и щелкните в центре снежинки, которая после этого станет похожей на изображение на рис. 33. Выделите снежинку, сделайте копию и поверните на 22,5?, а затем уменьшите размеры снежинки и поместите ее, например, на новогоднюю открытку (рис. 34 и 35).

Теперь с помощью инструмента Bloat Tool (Раздувание) попробуем создать простейший логотип. Сначала нарисуйте узкий прямоугольник (рис. 36), затем скопируйте его в буфер обмена и четыре раза вставьте, размещая фигуры друг под другом. Для того чтобы объекты оказались строго друг под другом и на одинаковом расстоянии друг от друга, выделите их и последовательно щелкните на кнопках Horizontal Align Center (Выравнивание по горизонтали) и Vertical Distribute Center (Распределение по вертикали), находящихся на панели Align . Результат будет напоминать рис. 37.

Дважды щелкните на инструменте Bloat , настройте его параметры примерно так, как на рис. 38, и один раз щелкните им в центре группы прямоугольников (рис. 39 и 40). Напечатайте нужные фрагменты текста и подберите для них подходящие параметры шрифта (рис. 41), затем выделите верхний текстовый блок, который должен изгибаться в виде выпуклой вверх дуги, и наложите на него эффект Effect=>Warp=>Arc (Эффект=>Деформация=>Дуга) при таких параметрах, как на рис. 42. Нижний текстовый блок должен представлять собой выпуклую вниз дугу. Чтобы добиться этого, скорректируйте параметры эффекта Arc , поменяв значение опции Bend (Изгиб) с 50 на –50, и наложите его на данный блок. При желании дополните логотип какими-либо дополнительными элементами, например как на рис. 43.

Рис. 39. Положение указателя мыши в момент применения инструмента Bloat

Эффекты из группы Envelope Distort

Наиболее интересным и чаще всего используемым эффектом данной группы является Make with Top Object (Искажение по огибающей), позволяющий вписать растровый или векторный объект в любую векторную форму. Единственным условием является строго определенное положение векторной формы — она должна находиться над вписываемым объектом.

Вписывание растровых изображений в геометрические примитивы

Откройте исходное изображение (рис. 44), нарисуйте поверх него в центре небольшой эллипс с белой заливкой и отсутствием границы, например как на рис. 45. Если эллипс получился не в центре, то для его центрирования относительно исходного изображения воспользуйтесь кнопками Horizontal Align Center Vertical Align Center (Выравнивание по вертикали), находящимися на панели Align (Выравнивание), предварительно выделив оба объекта инструментом Selection . Не снимая выделения, впишите исходный рисунок в эллипс при помощи команды Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом). Возможно, результат будет напоминать рис. 46.

Не менее интересно попытаться вписать исходное изображение в другие геометрические примитивы, например в звезду (рис. 47 и 48). Для усиления впечатления на созданную звезду можно наложить градиентную сетку командой Object=>Envelope Distort=>Make with Mesh (Объект=>Искажать по огибающей=>Создать градиентную сетку) примерно с такими параметрами, как на рис. 49. При необходимости скорректируйте состояние созданной градиентной сетки, чтобы добиться желаемого эффекта. Иногда достаточно будет переместить некоторые узлы или потребуется добавить новые узлы инструментом Mesh (Сетка) и откорректировать их положение. В итоге может быть получено изображение, представленное на рис. 50.

Можно попытаться вписать в векторную форму и фотографию (правда, для такой работы подойдут лишь фотографии, где допустимы пространственные искажения). Откройте фотографию (рис. 51), сформируйте поверх нее эллипс, выровняйте его относительно исходного изображения (рис. 52) и впишите исходный рисунок в эллипс при помощи команды Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом). В итоге фотография примет такой вид, как на рис. 53.

Рис. 52. Наложение векторного контура для вписывания исходного изображения

Вписывание рисунка в форму с наложением на нее эффектов

Следует иметь в виду, что после вписывания объекта в форму к ней невозможно применить ряд эффектов, например наложить тень или изменить прозрачность и режим смешивания слоя, хотя векторная форма останется редактируемой. Поэтому все преобразования с формой нужно проводить до вписывания в нее объекта, затем форму следует дублировать и вписывать объект уже в полученную копию формы.

Для примера попытаемся создать пасхальное яйцо (для его росписи воспользуемся уже готовым узором (рис. 54). Откройте файл с узором, а затем поверх него нарисуйте подходящего размера эллипс, подберите для него градиентную заливку, режим смешивания и степень непрозрачности и наложите тень (рис. 55). Создайте копию слоя с эллипсом так, чтобы слой с узором оказался между слоями с эллипсом (рис. 56). В палитре Layers выделите верхний слой с эллипсом и слой с узором и примените команду Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом). Результат представлен на рис. 57 — видно, что удалось вписать узор в форму и вместе с тем сохранить у формы тень, степень непрозрачности, режим смешивания и градиентную заливку. Улучшить внешний вид и придать блеск полученному изображению можно в любом редакторе, ориентированном преимущественно на растровую графику, например в Adobe Photoshop. После небольшого редактирования в этой программе пасхальное яйцо стало напоминать представленное на рис. 58.

Вписывание векторного объекта в контур с последующим редактированием объекта

Рассмотрим пример по вписыванию в контур серий линий. Таким образом можно получить эффектные изображения, в которых переплетающиеся линии образуют замысловатые узоры. Для этого инструментом Line Segment Tool создайте несколько вертикальных, близко расположенных друг от друга линий с толщиной штриха в 1 пиксел (рис. 59). Выделите все линии инструментом Selection и сгруппируйте их при помощи команды Object=>Group (Объект=>Группировка).

Вначале попытаемся вписать серию линий в обычный эллипс. Нарисуйте поверх линий эллипс без заливки и границы, а затем центрируйте его относительно серии линий по вертикали и по горизонтали, выделив вместе с линиями инструментом Selection и последовательно щелкнув на кнопках Horizontal Align Center (Выравнивание по горизонтали) и Vertical Align Center (Выравнивание по вертикали), находящихся на панели Align (рис. 60). Не снимая выделения, впишите линии в эллипс командой Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом). Возможно, результат будет напоминать рис. 61.

Еще более оригинальных форм из линий можно добиться, если затем воспользоваться эффектами деформации из группы Effect=>Warp (Эффект=>Деформация). Например, наложив стиль Arc , можно превратить эллипс в яйцо (рис. 62), стиль Twist позволит получить замысловатые изогнутые формы (рис. 63), вариант деформации Fish обеспечит превращение эллипса в рыбу (рис. 64) и т.д.

Рис. 62. Результат наложения деформирующего эффекта Arc — параметры настройки эффекта и внешний вид изображения

Рис. 63. Результат наложения деформирующего эффекта Twist — параметры настройки эффекта и внешний вид изображения

Рис. 64. Результат наложения деформирующего эффекта Fish — параметры настройки эффекта и внешний вид изображения

Можно пойти дальше и поэкспериментировать с параметрами границы (Stroke ) — подобрать толщину границы, сделать ее сплошной или прерывистой, изменить цвет и пр. Правда, вначале придется избавиться от первоначальной формы огибающей, применив команду Object=>Envelope Distort=>Expand (Объект=>Искажать по огибающей=>Раскрыть). Остановимся, например, на последнем варианте деформации (Fish ), затем немного скорректируем размеры полученного объекта (рис. 65) и изменим настройки панели Stroke (Штрих), в соответствии с рис. 66. Результат представлен на рис. 67.

Рис. 65. Изображение после наложения эффекта Fish и изменения его масштаба

Рис. 67. Изменение изображения в результате корректировки параметров штриха

Интересные деформации получаются и при вписывании той же группы линий в другие формы, например в звезду (рис. 68 и 69) или в спираль (рис. 70 и 71). Созданные в результате подобных деформаций формы могут служить исходным материалом для создания более сложных изображений. Так, на основе серии линий, вписанных в спираль, был создан цветок, показанный на рис. 72.

Рис. 72. Цветок, почти полностью состоящий из вписанных в спирали линий

Вписывание текста в контур

Одним из художественных приемов оформления плакатов является вписывание текста в различные формы (данный прием был особенно популярен в конце XIX века). С помощью функции Envelope (Огибающая) программы Adobe Illustrator такой вариант печати текста реализуется достаточно просто, но следует быть внимательными при выборе гарнитуры шрифта — лучше всего здесь смотрятся гарнитуры, имеющие жирное и плотное начертание.

Прежде всего создайте базовую форму в виде окружности (рис. 73). Вначале попробуем целиком вписать в нее фрагмент текста. Выберите из меню палитры Layers команду Duplicate (Дублировать) и сделайте дубликат слоя — в итоге в палитре Layers окажутся два слоя: Layer 1 и Layer 1 copy. Активизируйте слой Layer 1 copy и на свободном месте рабочей области напечатайте нужный фрагмент текста (рис. 74). Выделите инструментом Selection (Выделение) при нажатой клавише Shift окружность и текстовый фрагмент и воспользуйтесь командой Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом). Вполне возможно, что результат будет напоминать рис. 75.

Очевидно, что пока вписанный текст выглядит не слишком хорошо — явно требуется откорректировать его положение и центрировать. Кроме того, возможно, следует изменить размер и цвет шрифта и т.п. Однако напрямую данные операции окажутся недоступными, поэтому, чтобы текст стал доступен для редактирования, примените команду Object=>Envelope Distort=>Edit Contents (Объект=>Искажать по огибающей=>Редактировать содержание). Если нужно изменить параметры шрифта, то из командного меню Window (Окно) вызовите панель Character (Гарнитура) и внесите требуемые изменения. Затем для центрирования текста перейдите на вкладку Paragraph (Абзац) и щелкните на кнопке Align Center (Выровнять по центру). И под конец скорректируйте положение текста относительно формы, переместив его инструментом Direct Selection . В итоге изображение станет похоже на то, что показано на рис. 76.

Намного сложнее вписать текст не в форму, а в специально созданные для этой цели контейнеры, на которые разбита форма. Рассмотрим и этот вариант. Как и в предыдущем случае, сначала создайте базовую форму (рис. 77). Продублируйте слой с формой командой Duplicate (Дублировать) из всплывающего меню палитры Layers . Активизируйте слой Layer 1 . Для того чтобы разделить форму на контейнеры, при помощи инструмента Pen (Перо) создайте линии, которые будут определять границы разбиения формы. Увеличьте толщину границы каждой линии — в данном примере толщина обводки линий составляет 2 пункта, потому что желаемая ширина разрыва между блоками текста равна 2 пунктам. Изображение станет напоминать представленное на рис. 78.

Рис. 78. Исходная базовая форма с нарисованными поверх нее линиями разделения на контуры

Выделите все созданные линии и воспользуйтесь командой Object=>Path=>Outline Stroke (Объект=>Контур=>Обводка очертаний) — линии станут толще (рис. 79). Откройте палитру Pathfinder (Следопыт) командой Window=>Pathfinder (Окно=>Следопыт), при нажатой клавише Shift инструментом Selection выделите все разделяющие линии и базовую форму. Затем щелкните при нажатой клавише Alt на кнопке Subtract (Вычесть) из палитры Pathfinder (Следопыт), чтобы вычесть линии из базовой формы, и, не снимая выделения, разгруппируйте объекты командой Object=>Ungroup (Объект=>Разгруппировать). Откажитесь от выделения объектов. В итоге форма окажется разбитой на отдельные контуры, которые можно будет выделить инструментом Selection (рис. 80), а палитра Layers примет вид, показанный на рис. 81.

Рис. 81. Состояние палитры Layers после разбиения базового объекта на контуры

С помощью текстового инструмента Type Tool создайте по одному текстовому объекту для каждого контейнера базовой формы (рис. 82). Выделите верхний контейнер и верхний фрагмент текста при нажатой клавише Shift и примените команду Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом) — выделенный текстовый фрагмент окажется вписанным в соответствующий контейнер. Затем аналогичную операцию проведите в отношении всех остальных текстовых объектов, поместив их в созданные для них контейнеры. После этого при необходимости откорректируйте положение текста, предварительно применив команду Object=>Envelope Distort=>Edit Contents (Объект=>Искажать по огибающей=>Редактировать содержание). Вполне вероятно, что у вас получится примерно такой результат, как на рис. 83.

Рис. 83. Окончательный вид текста, вписанного в отдельные контейнеры окружности

Контуры, в которые вписывается текст, могут быть любой формы, представлять собой выноски, формы для логотипов и пр. и иметь соответствующую создаваемому образу текстурную заливку (или какую-то иную — в виде подходящего фонового изображения и т.п.). Правда, реализовать все это на практике гораздо сложнее. Рассмотрим конкретный пример. Предположим, нам необходимо вписать некий документ в форму, заполненную текстурой (которой, естественно, нет в списке доступных заливок и которая представляет собой обычное растровое изображение). Вписать текст в форму или заполнить форму текстурой по отдельности не составляет труда, а вот вписать в форму одновременно и текстуру, и текст не удастся. Поэтому данные операции придется выполнять отдельно и в разных документах, а потом объединить все в одном файле.

Откройте текстуру для документа (рис. 84). Создайте новый слой Layer 2 и нарисуйте поверх текстуры прямоугольную векторную область (рис. 85); при этом палитра слоев станет выглядеть в соответствии с рис. 86. Скопируйте прямоугольник в новый документ и вновь вернитесь к документу с текстурой. Выделите прямоугольник и текстуру при нажатой клавише Shift и примените команду Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом) — текстура окажется вписанной в прямоугольную область (рис. 87). После этого деформируйте прямоугольник командой Effect=>Warp=>Inflate (Эффект=>Деформация=>Надувание), придав ему вид выпуклого бумажного свитка (рис. 88) и увеличьте его высоту, поскольку там планируется разместить довольно большой текст (рис. 89).

Рис. 86. Состояние палитры Layers после формирования прямоугольной области

Перейдите на вспомогательный документ, в который ранее был скопирован прямоугольник. Текстовым инструментом Type Tool создайте текстовый объект и напечатайте нужный текст, а если образец текста имеется у вас в текстовом файле (так намного удобнее), то откройте соответствующий текстовый файл, скопируйте данный образец в буфер обмена, переключитесь обратно в программу Illustrator и при активном инструменте Type Tool воспользуйтесь командой Edit=>Paste (Редактирование=>Вставить) — текст окажется вставленным в единый текстовый блок в программе Adobe Illustrator. Обратите внимание, что в случае вставки текста из буфера обмена он окажется напечатанным в одну очень длинную строку. Поэтому переместите текст на прямоугольную область, чтобы верхние левые границы текста и области совпали, и клавишей Enter вручную поделите строки в тех местах, где, на ваш взгляд, такое деление будет наиболее удачным (иначе текст будет вписан совершенно неприемлемым образом). Возможно, что результат ваших действий будет напоминать рис. 90. Поменяйте местами слои с текстом и формой для вписывания, а затем воспользуйтесь командой Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом) — текст окажется вписанным в прямоугольную область (рис. 91).

После этого примените команду Object=>Envelope Distort=>Edit Contents (Объект=>Искажать по огибающей=>Редактировать содержание), чтобы текст стал доступен для редактирования, и отцентрируйте его, щелкнув на кнопке Align Center (Выровнять по центру) из панели Paragraph (Абзац). При необходимости скорректируйте другие параметры текста и переместите его инструментом Direct Selection в центр прямоугольной области. Затем наложите на форму тот же вид деформации Inflate и при тех же параметрах, что были применены в основном файле с текстурой (рис. 92). Скопируйте текст в буфер обмена, переключитесь на основной документ с текстурой, вставьте текст из буфера и подкорректируйте его положение, а при необходимости и размер формы с текстурой. Вполне возможно, что вы получите примерно такой результат, как на рис. 93.

Рис. 92. Результат вписывания и искажения текста на вспомогательном файле

Рис. 93. Окончательный вид текста, вписанного в форму, заполненную текстурой.

Вписывание объекта в сложную многоугольную форму

Формы для вписывания объектов могут быть самыми разными. Например, возьмем в качестве исходного изображения газетную страницу, представленную на рис. 94, а для формы попытаемся создать сложный многоугольник с наличием вогнутых углов, взяв за основу обычный прямоугольник (рис. 95). По умолчанию у создаваемого прямоугольника есть лишь четыре узловые точки, в данном же примере для многоугольника необходимо 14 узловых точек. Поэтому дважды воспользуйтесь командой Object=>Path=>Add Anchor Points (Объект=>Путь=>Добавить узловые точки). В итоге прямоугольник примет такой вид, как на рис. 96. После этого инструментом Direct Selection перетащите узловые точки примерно так, как показано на рис. 97.

Выделите инструментом Selectio n созданную форму и исходное растровое изображение газеты при нажатой клавише Shift и воспользуйтесь командой Object=>Envelope Distort=>Make with Top Object (Объект=>Искажать по огибающей=>Привести в соответствие с верхним объектом) — газетный лист окажется вписанным в созданный контейнер (рис. 98) и будет напоминать смятую газету.

Искажение объекта путем деформации градиентной сетки

Есть и другой способ деформации — за счет искажения градиентной сетки. Рассмотрим его также на примере газетной страницы, пытаясь добиться эффекта смятости. В качестве исходного изображения возьмем рис. 99. Выделим газетную страницу инструментом Selection и применим команду Object=>Envelope Distort=>Make with Mesh (Объект=>Искажать по огибающей=>Создать градиентную сетку) с такими параметрами, как на рис. 100. В итоге газетная страница покроется градиентной сеткой (рис. 101). После этого достаточно будет инструментом Direct Selection перетащить отдельные узловые вершины сетки так, чтобы создать видимость, что газетный лист смят, например как на рис. 102.

Инструмент применяется для трансформации размера и формы изображения. Инструмент можно активировать с помощью команды Редактирование > Свободное трансформирование (Edit > Free Transform) или с помощью горячих клавиш Ctrl + T . Вокруг изображения появится рамка трансформации с маркерами в виде квадратиков.

Выбрав инструмент Свободное трансформирование, Вы сможете поворачивать, увеличивать, уменьшать, отображать в перспективе, искажать, наклонять, отражать по вертикали и горизонтали изображение. Трансформирование можно применять как к целому изображению, так и к отдельно выделенной части изображения или объекту. Рассмотрим инструмент трансформации более подробно.

Панель настроек инструмента.

Как и любой другой инструмент Фотошоп Свободное трансформирование (Free Transform) имеет свою панель настроек.

В группе параметров 1 можно менять положение центрального маркера (нажимая на один из белых квадратиков на иконке инструмента), вокруг которого происходит вращение рамки трансформации с изображением.

В группе 2 можно задать точный масштаб трансформации по ширине и высоте. Если нажата кнопка в виде цепочки, изменения будут происходить с сохранением пропорций изображения.

В группе параметров 3 можно задать угол поворота изображения. При вводе положительного значения угла, изображение повернётся по часовой стрелке, при вводе отрицательного - против часовой стрелки.

В группе 4 можно наклонять изображение на заданный угол в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Работа с инструментом.

1. Чтобы изменить размер изображения, перетаскивайте один из маркеров расположенных по периметру рамки трансформации.

2. Чтобы изменить размер изображения сохраняя пропорции, удерживайте клавишу Shift и перетаскивайте один из угловых маркеров.

3. Чтобы повернуть изображение вокруг центральной точки, выведите курсор за пределы рамки (курсор примет вид изогнутой стрелки в двух направлениях) и перемещайте в направлении поворота. Можно изменить координаты оси поворота, передвинув центральную точку в нужное место.

4. Чтобы спрятать рамку и лучше видеть внесённые изменения, нажмите Ctrl + H (нажмите ещё раз и рамка появится снова).

5. Чтобы применить трансформацию и завершить работу с инструментом, нажмите Shift .

Трансформирование.

Расположив курсор внутри рамки трансформирования и нажав правую кнопку мышки, откроется подменю Трансформирование (Transform) .

1. Масштабирование (Scale) . Изменение размера изображения или выделенного объекта. Эту функцию мы рассмотрели выше (работа с инструментом).

2. Поворот (Rotate) . Вращение изображения вокруг центральной точки. Можно изменить координаты оси поворота, передвинув центральную точку в нужное место.

3. Наклон (Skew) . Наклоняет изображение горизонтально или вертикально. Подведите курсор к боковой рамке трансформации и он станет белым, а рядом с ним появится стрелка, нажмите правую кнопку мышки и перетащите рамку в сторону, чтобы наклонить изображение. Стороны остануться параллельными, но углы изображения изменятся. Если при изменении размеров удерживать Ctrl + Alt , центральная точка рамки трансформирования останется на месте, а углы будут менять положение.

4. Искажение (Distort) . Искривляет изображение в любую сторону. Углы при этом двигаются независимо друг от друга. При нажатой клавише Alt , центральная точка остаётся на месте, а все искажения происходят вокруг неё. Функция хорошо подходит если нужно растянуть или сделать перспективное искажение объекта.

5. Перспектива (Perspective) . Если требуется создать впечатление, что объект расположен на некотором отдалении, вам поможет команда Перспектива. Использование этой команды интуитивно понятно. Когда Вы перетаскиваете угловой маркер, противоположный ему маркер движется в обратном направлении. Другими словами, он ведет себя как зеркальное отражение перетаскиваемого маркера. Различие между командами Искажение и Перспектива состоит в том, что первая применяется только к одному краю объекта, а Перспектива автоматически изменяет месторасположение двух маркеров при перетаскивании только одного из них.

6. Деформация (Warp) . Эта функция появилась с версии CS2. При выборе этой функции на объекте появляется сетка. Кликнув по любой точке сетки и потянув мышь, мы можем деформировать объекты произвольным образом. К примеру накладывать изображение на предметы.

Со следующими функциями всё понятно, приведу лишь их перевод:

7. Поворот на 180° (Rotate 180°) .

8. Поворот на 90° по часовой (Rotate 90° CW) .

9. Поворот на 90° против часовой (Rotate 90° CCW) .

10. Отразить по горизонтали (Flip Horizontal) .

11. Отразить по вертикали (Flip Vertical) .

Горячие клавиши инструмента.

1. Масштабирование относительно центральной точки: Alt + перетаскивание углового маркера .

2. Симметричный наклон изображения: Ctrl + Alt + перетаскивание бокового маркера .

3. Искажение изображения: Ctrl + перетаскивание бокового маркера .

4. Искажение изображения вдоль определённой оси: Ctrl + Shift + перетаскивание бокового маркера .

5. Перспектива: Ctrl + Shift + Alt + перетаскивание бокового маркера .

Надеюсь теперь Вы с лёгкостью сможете трансформировать любое изображение, отдельный объект или выделенную область.

И на очереди инструмент под названием - Марионеточная деформация . С помощью этого инструмента можно трансформировать любую часть изображения. Находится этот пункт в меню "Редактирование" -> "Марионеточная деформация" (Edit->Puppet Warp).

В самом начале инструмент может быть неактивным. Это может быть связано с тем, что слой или заблокирован или просто не выбран. Поэтому разблокируем слой и начнем работу с фотошоп инструментом .

Когда вы будете использовать марионеточную деформацию, всегда отделяйте объект от основного изображения. Как этом сделать можете посмотреть или . В данном конкретном примере у нас есть паучок, который уже отделен от основного изображения и находится на отдельном слое.

Давайте теперь, стоя на нужном слое, включим марионеточную деформацию. Изображение у нас покрылось сеткой, а сверху, на панели инструмента, появились новые настройки. Давайте немного по ним пройдемся.

Вот какие настройки есть у фотошоп инструмента:

Режим - эта установка позволяем нам определить эластичность нашей сетки на изображении: строгий, нормальный и искажение;
- Частота - это расстояние между узлами сетки. Этой опцией мы добиваемся более тонкой настройки деформации. Она может иметь значения: меньше точек, нормальный и больше точек;
- Расширение - опция, которая отвечает за область покрытия. Чем больше цифра, тем больше сетка выходит за границы изображения;
- Сетка - отвечает за скрытие сетки с изображения;
- Поворот - может быть фиксированным или авто. В дальнейшем мы разберемся с ним более подробно.

Теперь давайте попробуем что-нибудь деформировать. Прежде чем это делать давайте представим марионетку, т.е. куклу, которая сама по себе не двигается и подвязана на веревочках. Сверху эта кукла управляется пальцами, когда мы дергаем за эти веревочки. Так и здесь, мы можем указать какая часть изображения будет двигаться и как изменяться, а для того, чтобы ограничить область передвижения изображения, мы ставим специальные точки, которые называют булавки. Давайте представим, что мы хотим изменить какаую-то часть изображения, к примеру, передвинуть лапку у паука, относительно остальной его части. В данном случае остальная часть, кроме передвигаемой лапки, должна быть заблокирована. Блокировать ее будем через булавки, которыми мы указываем заблокированную от движения часть изображения. Поставить их можно через клик левой клавишей мыши по сетке.

Теперь если мы зажмем лапку левой клавишей мыши и немного перетащим ниже, то она будет изменяться относительно остального изображения.

Если вы хотите еще ограничить передвижение лапки, то достаточно добавить на нее новую булавку как на рисунке ниже.

Мы можем убирать булавки, если где-то они были поставлены случайно. Для этого щелкаем по ней и нажимаем клавишу "Backspace" (это обычная стрелка направленная влево, находящаяся выше клавиши "Enter"). Также, можно щелкнуть правой клавишей мыши по булавке и из выпадающего меню выбрать пункт "Удалить булавку".

Ну и еще один прием, зажимаем клавшу "Alt" на клавиатуре, подводим к булавке пока не появится иконка ножниц и щелкаем мышкой. Поинт удалится.

Также, мы можем крутить изображение. Для этого щелкаем по булавке левой клавишей мыши, зажимаем на клавиатуре клавишу "Alt" и немного уводим курсор в сторону. Вокруг поинта появляется окружность и теперь, зажав левую клавишу мыши, мы можем крутить изображение.

В данном случае у нас вступает в действие настройка "Поворот". Если оставляем настройку на пункте "Фиксированный", то мы сами задаем поворот зажатой клавишей мыши. Если оставляем на пункте "Авто", то рядом необходимо поставить еще градусы, т.е. указать на сколько мы хотим сделать поворот изображения.

Еще одной особенностью инструмента является то, что мы можем изменять изображение используя несколько булавок. Чтобы их соединить сначала выбираем один поинт, а затем нажимаем клавишу "Shift" и щелкаем еще по одной булавке. Теперь изображение будет деформироваться согласно выделенным точкам.

И еще одна особенность о которой я не могу не сказать. В фотошопе имеется возможность выделить часть изображения, над которой мы будем работать с инструментом. Для этого выбираем любой из инструментов выделения, к примеру, "Лассо" или "Прямоугольная область", выделяем участок и заходим в инструмент "Марионеточная деформация". Таким образом все изменения будут происходить только на части изображения, которая находится в выделении, а все остальное изображение будет не задействовано.

На этом у меня все.

Видеоурок: