Создание android прошивки с нуля. Коротко о программе Samsung Root Firmware Replacer и ее возможностях

11.05.2019

Многие пользователи сталкиваются с проблемой переустановки операционной системы «Андроид» на телефоне или планшете. Дело в том, что эта система подвержена атакам вирусов больше, чем другие.

Не имея мощной антивирусной программы, владельцы устройств под управлением «Андроид» закачивают множество различного контента с неизвестных источников и подвергают систему риску.

Конечно, полностью привести гаджет в нерабочее состояние достаточно трудно, а вот напрочь «снести» несчастный Андроид – вполне. Тогда и возникает вопрос перепрошивки устройства, а как сделать это самому мы и расскажем в этой статье.


Существует два способа : с помощью компьютера и без. Если вы склоняетесь к последнему варианту, обязательным условием такой переустановки является наличие карты памяти, ведь сам установочный файл «операционки» будет находиться непосредственно на ней. Итак, кратко рассмотрим процесс.

Перепрошивка с помощью компьютера

Хотелось бы предупредить всех пользователей, что перепрошивкой лучше заниматься, если в этом деле у вас есть хоть какой-то опыт, иначе все сведется к тому, что вы просто понесете устройство в сервисный центр и все равно заплатите за работу деньги. Но если вы твердо решили – начните с подзарядки гаджета. Он должен быть заряжен минимум наполовину. Дальнейшие действия будут зависеть от модели вашего телефона или планшета.

Как сделать прошивку на Андроид самому

Вам будет необходимо найти версию прошивки для вашего устройства. На просторах интернета есть все, что для этого нужно. Рекомендуем использовать проверенные сайты, чтобы вместе с прошивкой не закачать себе на ПК еще и вирусных программ. Одним из таких сайтов является «4pda».

Тут можно найти не только прошивку, но и «программу-перепрошивальщик», которая нам также понадобится. Например, для «самсунгов» это программа «Odin», для «сони эриксон» – «PC Companion», а вы должны найти версию такой утилиты под свое устройство. После загрузки прошивки, ее нужно «перекинуть» в такую программу и начинать работу.

Итак, вам нужно:

  • Ваш гаджет;
  • USB-шнур;
  • Программа для перепрошивки;
  • Прошивка.

Подключите через кабель устройство к компьютеру и переведите его в режим «Bootlader». Обычно это комбинации кнопок, какая же подходит вам – нужно уточнить, это также зависит от модели гаджета и фирмы изготовителя.

После этого начнется работа программы и нужно дождаться конца установки. Ни в коем случае не отключайте шнур от компьютера или устройства и желательно не использовать ПК для других целей в это время.

Любой пользователь Android имеет свое представление о том, как должна выглядеть операционная система, какие функции выполнять и какой набор ПО в ней должен быть установлен по умолчанию. Однако далеко не все знают, что создать собственную прошивку не так уж сложно. Для этого совсем не обязательно разбираться в ядре Linux, уметь компилировать исходники Android или понимать, как устроен смартфон.

Введение

Существует три способа создания собственной прошивки для Android-коммуникатора: 1. Допиливание и компиляция операционной системы из исходников, публикуемых компанией Google или командой CyanogenMod. 2. Модификация стоковой прошивки коммуникатора. 3. Модификация сторонней прошивки, созданной с помощью первого или второго способа.

Первый способ является наиболее правильным и гибким, однако он зачастую требует достаточно глубоких знаний об особенностях Android и умения редактировать исходники системы так, чтобы они после этого работали на устройстве. Эта тема выходит за рамки нашей статьи, поэтому сборку исходников Android мы рассматривать не будем, а остановимся на двух других способах, точнее на третьем.

Сторонние прошивки (так называемые моды) существуют практически для любого Android-устройства, с момента выхода которого на рынок прошла хотя бы неделя. Обычно они уже включают в себя все необходимые модификации, необходимые для корректной работы прошивки на коммуникаторе, а потому представляют собой отличную площадку для экспериментов над системой. Их можно модифицировать практически до неузнаваемости, включать в состав ОС любое ПО, изменять ее внешний облик, создавать множество низкоуровневых настроек с помощью простого текстового редактора и файлового менеджера. Эти действия не требуют глубоких знаний ОС и могут быть выполнены любым читателем журнала.

Выбираем подопытного

Итак, предположим, что наш коммуникатор уже зарутован и в загрузочную область записана консоль восстановления ClockworkMod, позволяющая устанавливать на аппарат любые прошивки без всяких ограничений (о том, как это сделать, мы писали в статье «Тотальное подчинение», опубликованной в октябрьском номере ][). Теперь мы хотим установить на устройство другую прошивку, да не абы какую, а с собственными модификациями, настройками и набором ПО. Поэтому нам нужен каркас, а именно чужая прошивка, стабильно работающая на нашем устройстве. Где ее взять?

Главное место обитания всех ромоделов - это, конечно же, форумы xda-developers.com. Там можно найти все что угодно для коммуникаторов, работающих под управлением iOS, Windows Mobile, Windows Phone и Android. Открываем сайт в браузере, жмем на раздел Forums и ищем в списках форумов свой коммуникатор. Далее заходим в соответствующий раздел Android Development и внимательно просматриваем список тем, содержащих в названии слово «». Лучше найти какую-нибудь чистую прошивку с названием вроде «Pure Android 2.3 Rom» или порт CyanogenMod, хотя, в сущности, подойдет и любая другая (правда, возможно, придется отменять авторские изменения). Открываем тему, проматываем первый пост, находим где-то в конце ссылку на скачивание и загружаем ROM на свой комп.

Теперь файл прошивки нужно вскрыть. Делается это с помощью самого обычного unzip:

$ mkdir ~/rom; cd ~/rom $ unzip ../путь/до/прошивки.zip

Общая структура каталогов и важные файлы

Набор файлов и каталогов, образовавшийся в результате выполнения предыдущей команды, и есть, в сущности, операционная система Android, причем ровно в том виде, в каком она будет размещена в NAND-памяти устройства. В зависимости от версии Android и фантазии автора, она может содержать разные наборы каталогов и файлов, однако в ней всегда присутствуют три обязательных объекта: META-INF, файл boot.img и директория system.

Первый каталог содержит метаинформацию о прошивке, включая файлы сертификатов автора, манифест со списком файлов и их контрольными суммами, а также скрипт обновления, который может создавать в NAND-памяти новые файлы, менять права доступа и выводить прогресс-бар, который видят пользователи во время установки прошивки.

Файл boot.img содержит загрузочный образ, который включает в себя ядро Linux и образ initrd. Его можно распаковать, однако для нас он не несет особой пользы, так как почти любые системные параметры можно изменить с помощью файлов настроек и файловой системы /proc. Если же тебе требуется ядро, собранное с особыми параметрами, например с активированным планировщиком BFS или поддержкой NFS, то почти наверняка его можно найти на том же xda-developers и прошить с помощью ClockworkMod.


Наконец, каталог system - это то, ради чего все и затевалось. Содержимое этого каталога и представляет собой операционную систему Android без ядра Linux. Он содержит все, что нужно для работы ОС, а потому знать его структуру просто необходимо. Выглядит она так:

  • app - предустановленные приложения: телефон, калькулятор, календарь и т. д.
  • bin -аналог каталогов /bin и /usr/bin в Linux. Содержит различные системные компоненты, используемые более высокоуровневыми компонентами системы. Например, именно здесь лежит виртуальная машина dalvikvm.
  • etc - файлы настроек. Полный аналог /etc в Linux, используемый, однако, только системными компонентами. Приложения Android хранят настройки в каталоге /data/data.
  • fonts - шрифты. По умолчанию содержит только фирменные шрифты Droid (или Roboto в Android 4.0).
  • framework - наборы Java-классов, используемые системой и Android-софтом. Тут же лежит файл framework-res.apk, содержащий полное описание интерфейса операционной системы, включая все графические файлы.
  • lib - Linux-библиотеки, используемые низкоуровневыми компонентами системы. Аналог каталогов /lib и /usr/lib в Linux, включает такие стандартные библиотеки, как libc (правда, Android использует собственную Bionic вместо Glibc), libz (gzip-шифрование), libssl и другие.
  • media - медиафайлы: рингтоны, звуки уведомлений, звуки интерфейса и файлы анимации загрузки ОС.
  • tts - файлы, необходимые для работы синтезатора речи.
  • usr - необязательный каталог, который обычно содержит файлы, необходимые для работы софтин из каталога bin. По сути, аналог /usr/share.
  • vendor - файлы, поставляемые производителем аппарата. Обычно содержит бинарную firmware для различных «железных» компонентов, например модуля Wi-Fi.
  • xbin - необязательный каталог, который содержит все, что не вошло в bin. Как правило, используется для хранения полезных утилит, тем не менее необязательных для работы системы (top, текстовый редактор). CyanogenMod использует его для хранения инструментов администрирования: bash, ssh, powertop, busybox и т. д.
  • build.prop - файл, содержащий информацию о сборке, а также различные низкоуровневые настройки.

Kоманда setprop

Приведенные в статье настройки build.prop можно применить и в уже работающей системе с помощью команды setprop:

# setprop debug.sf.nobootanimation 1

Собственный набор ПО

Каталог /system/app содержит все предустановленное в прошивку ПО. Удаляя и добавляя пакеты в этот каталог, мы можем изменить набор приложений, доступных «из коробки». Например, ни для кого не секрет, что стандартный ланчер Android (да и ADWLauncher в CyanogenMod) тормозит и имеет многочисленные недостатки. ОK, заменим его на LauncherPro :

$ rm system/app/Launcher.apk $ wget goo.gl/U9c54 -o system/app/LauncherPro.apk

И это все. Не надо ничего устанавливать, не надо нигде ковыряться, просто закидываем нужное приложение в каталог - и готово. Даже имя не имеет значения, Android сам найдет нужное приложение и установит его в качестве домашнего экрана. Таким же образом можно поместить в прошивку любую другую программу или удалить ее оттуда.

Полезно поместить в прошивку одно из приложений для поиска утерянного смартфона (например, prey), тогда даже в случае сброса до заводских настроек оно останется в ОС и будет работать. Также можно заменить некоторое системное ПО, например добавить Dialer One вместо стандартного Phone.apk или Go SMS вместо sms.apk.

Как насчет системных Linux-приложений, например ssh-сервера или mc? Здесь тоже все просто. Собрать софтину для Android и процессора ARM можно с помощью комплекта NDK от Google, но большинство нужных приложений уже собрано до нас. Например, мы хотим предустановить mc в свою прошивку. Идем на xda-developers и выполняем поиск по запросу Midnight Commander. На первой же странице находим apk-пакет с установщиком и распаковываем его с помощью все того же unzip:

$ cd /tmp; unzip ~/NativnuxInstaller_1.1.apk

Видим в списке распакованных файлов assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet. Это архив tar.gz, который распаковывается в корень системы после установки apk-пакета (а точнее, после установки apk, запуска приложения и нажатия кнопки Install). Мы можем сразу распаковать его в нашу прошивку и получить предустановленный mc:

$ cd ~/rom $ tar -xzf /tmp/assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet

Теперь для запуска файлового менеджера на устройстве достаточно открыть терминал и набрать mc. Другие приложения могут распространяться в zip-архивах для прошивки с помощью ClockworkMod Recovery. Поместить их в свой мод еще проще, для этого достаточно перейти в корень прошивки (в данном случае ~/rom) и распаковать архив с помощью unzip.


Внешний облик

Собственную прошивку чаще всего создают для того, чтобы изменить внешний облик Android по своему вкусу. Проделать эту операцию в Android, опять же, очень просто. Все настройки графического интерфейса Android хранятся в файле framework/framework-res.apk. Его можно распаковать с помощью утилиты apktool:

$ cd ~; wget goo.gl/hxz5l $ tar -xjf apktool1.4.1.tar.bz2 $ cd ~/rom/system/framework $ java -jar ~/apktool.jar d framework-res.apk

В результате в текущем каталоге должен появиться каталог framework-res, содержащий все файлы пакета. Наиболее интересные подкаталоги внутри него - это res/drawable-* и res/layout-*. Первый содержит все графические элементы в виде png-файлов для разных разрешений и положений экрана. Например, drawable-land-mdpi - это каталог с графическими ресурсами для экранов среднего разрешения, находящихся в горизонтальном положении (во время поворота экрана ОС переключается на использование других файлов). Разумеется, любой файл можно отредактировать или заменить другим.


Каталоги layout содержат описания графических элементов в формате XML (на самом деле они хранятся в бинарном формате AXML, но apktool преобразовал их в обычный XML). Формат описания достаточно прост и понятен, но с наскоку с ним разобраться трудно, особенно если не знать, где что находится. Поэтому мы снова обратимся к услугам обитателей форума xda-developers, которые уже успели придумать массу различных модификаций для графического интерфейса Android. Их легко найти с помощью поискового запроса «framework-res mod имя_устройства».

Обычно такие моды распространяются в виде готового файла framework-res.apk, который можно просто положить в свою прошивку. Если же ты хочешь найти конкретные отличия в содержимом, то мод можно распаковать и сравнить с твоим framework-res с помощью diff:

$ diff -R ~/framework-res \ ~/rom/system/framework/framework-res

К сожалению, в рамках одной статьи мы не можем рассмотреть хотя бы часть внутреннего устройства framework-res, поэтому за более подробной информацией обращайся к соответствующей теме форума 4PDA .

После внесения модификаций можно собрать framework-res.apk с помощью все того же apktool. Однако для этой операции требуется утилита aapt из комплекта Android SDK, которую apktool использует для окончательной упаковки apk-файла. Ее можно получить и отдельно:

$ cd ~/bin; wget goo.gl/tC7k8

Теперь можно собрать файл:

$ cd ~/rom/system/framework $ java -jar ~/apktool.jar b framework-res $ cp framwork-res/dist/framework-res.apk . $ rm -rf framework-res

Следующий этап - это изменение анимации загрузки. Она хранится в виде обычных png-файлов, упакованных в архив system/media/bootanimation.zip. Распакуем его:

$ cd /tmp $ mkdir bootanimation; cd bootanimation $ unzip ~/rom/system/media/bootanimation.zip

Внутри находится файл desc.txt, описывающий анимацию в следующем формате:

Ширина Высота FPS p Порядок Пауза Каталог...

Стандартный вид этого файла:

480 800 30 p 1 0 part0 p 0 0 part1

Это значит, что изображение имеет размер 480 x 800, а скорость смены изображений (FPS) составляет 30 штук/с. Далее идет описание первой части анимации, файлы которой находятся в каталоге part0. Она проигрывается один раз (цифра 1 после p). Следующая часть (part1) проигрывается бесконечное число раз, пока аппарат не загрузится. Обычно каталог part0 содержит изображения, соответствующие первой части анимации, а part0 - все остальные изображения, которые проигрываются в цикле. Сами изображения должны быть одинакового размера, а их названия должны содержать числа в возрастающем порядке, например 0001.png, 0002.png и т. д.

Так как анимация загрузки имеет очень простой формат, ее довольно легко сделать. Достаточно преобразовать видеоролик в png-изображения с помощью mencoder (в desc.txt необходимо выставить значение FPS 24):

$ mplayer -nosound -vo png:z=9 video.avi

Но и это будет лишним. Участники форума xda-developers наделали столько анимаций, что необходимость работы руками отпадает вовсе. Ссылки на интересные анимации приведены в конце статьи.

Низкоуровневые настройки

Последнее, о чем я хотел бы рассказать в статье, - это редактирование низкоуровневых настроек. В Android для этого есть файл system/build.prop, который хранит информацию о сборке прошивки и настройки для конкретных устройств. Добавив в этот файл те или иные строки, можно изменить функционирование Android, ускорить его работу или уменьшить расход батареи. Ниже приведены наиболее интересные настройки.


  1. Запрет выгрузки рабочего стола из памяти: ro.HOME_APP_ADJ=1

    Опция позволяет сделать работу с устройством более удобной за счет мгновенного доступа к рабочему столу в любое время. Не рекомендуется использовать для устройств с малым объемом памяти.

  2. Повышение качества сохраняемых JPG-файлов: ro.media.enc.jpeg.quality=100

    Позволяет сделать снимки камеры более четкими, но существенно повышает нагрузку на ЦП.

  3. Отключение анимации загрузки для ускорения загрузки операционной системы: debug.sf.nobootanimation=1
  4. Возложение части работы по отрисовке интерфейса на GPU: debug.sf.hw=1

    Позволяет сделать интерфейс более быстрым и плавным.

  5. Блокировка извещения об активном режиме отладки (при подключении к компу с помощью USB): persist.adb.notify=0
  6. Устранение проблемы с возникновением черного экрана после завершения звонка: ro.lge.proximity.delay=25 mot.proximity.delay=25
  7. Включение подсветки клавиш управления сразу после включения экрана: ro.mot.buttonlight.timeout=0

Помимо всего этого, многие пользователи также рекомендуют применять следующие комбинации флагов:

  1. Уменьшение времени отклика сенсорного экрана: debug.performance.tuning=1 video.accelerate.hw=1 windowsmgr.max_events_per_sec=150
  2. Увеличение времени жизни батареи: wifi.supplicant_scan_interval=180 pm.sleep_mode=1 ro.ril.disable.power.collapse=0
  3. Твики 3G-модуля: ro.ril.hsxpa=2 ro.ril.gprsclass=10 ro.ril.hep=1 ro.ril.enable.dtm=1 ro.ril.hsdpa.category=10 ro.ril.enable.a53=1 ro.ril.enable.3g.prefix=1 ro.ril.htcmaskw1.bitmask=4294967295 ro.ril.htcmaskw1=14449 ro.ril.hsupa.category=5
  4. Улучшение производительности сети: net.tcp.buffersize.default=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.wifi=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.umts=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.gprs=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.edge=4096,87380,256960,4096,16384,256960

Все эти строки необходимо просто поместить в файл system/build.prop и сохранить.

Сборка

ОК, мы внесли необходимые изменения, внедрили свои приложения, твикнули систему и теперь должны создать готовый к прошивке образ ОС. В этом нам поможет утилита testsign. Сначала следует запаковать прошивку с помощью zip:

$ cd ~/rom; zip -r my-rom.zip *

Теперь необходимо подписать архив, чтобы Recovery смог его установить:

$ wget goo.gl/OyBBk $ java -classpath testsign.jar testsign \ my-rom.zip my-rom-signed.zip

После этого закидываем архив my-rom-signed.zip на карту памяти устройства и выключаем аппарат. Чтобы попасть в Recovery, включаем аппарат с зажатой клавишей уменьшения громкости (для некоторых устройств процедура может отличаться).

Теперь переходим в пункт «Install zip from sdcard», а затем в «Choose zip from sdcard», находим my-rom-sign.zip на SD-карте и выбираем Yes. После завершения установки выбираем «Reboot system now».

Выводы

Android - гибкая платформа, и в этой статье описаны далеко не все возможности по ее модификации. Более глубокая модификация может включать в себя замещение ядра, изменение экрана блокировки и стандартных приложений, активацию таких возможностей, как автоматическая установка приложений на карту памяти, внедрение механизма загрузочных скриптов (/etc/init.d), и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях.

Практически у каждого пользователя android смартфона появлялось желание создать или отредактировать прошивку под свои нужды и желания. В данной статье мы и рассмотрим принцип редактирования прошивки для CWM (в zip формате).

Подготовка:

В первую очередь необходимо определиться какую прошивку будем брать за основу. Лучше использовать офф. прошивку в зипе. Почти для каждого распространённого девайса существует чистая прошивка + root.
Когда прошивка выбрана её необходимо скачать в любое удобное вам место на ПК (распаковывать не стоит).
Также нам потребуется архиватор, советую использовать 7zip и лучший в своём роде текстовый редактор Notepad++ .

Структура прошивки:

Открывая архив с прошивкой вы видите следующее:
META-INF - в папке хранятся скрипты установки прошивки.
system - папка со всеми файлами прошивки (приложения, твики, скрипты и т.д.).
boot.img - ядро системы.

Практически все манипуляции проводятся в папке system , её структура:
app - системные приложения.
bin - ресурсы самой системы.
etc - Скрипты, твики, конфиги, профили и настройки системы.
fonts - Системные шрифты.
framework - здесь хранятся главные файлы системы (графика, настройки текста анимации и т.д).
lib - библиотеки системы.
media - файлы мультимедиа (мелодии уведомлений, анимация загрузки, обои и т.д).
usr - настройки не изменяемые в дальнейшем системой (работают в режиме "только чтение").
xbin - опять же системные конфиги и прочие твики.
build.prop - инфа о системе, настройки локали и производительности системы.

Приложения:

Перед тем как добавлять/удалять софт в систему, необходимо проверить деодексирована ли ваша прошивка (то есть проверить наличие файлов.odex в папке app. Если файлы есть, то необходимо от них избавиться вот по этой инструкции .
Добавляем софт в прошивку:
Прежде всего необходимо установить себе в смарт те программы которые вы хотите добавить в сборку. После установки достаём их из системы при помощи Root Exporer и его аналогов, находятся они по пути data/app , так же нам понадобятся их либы (если они конечно есть) они находятся по пути data/data . Находятся они в одноимённой приложению папке и имеют расширение .so . Затем изъятые .apk файлы кладем в архив по пути system/app и файлы с расширением .so (lib"ы) по пути system/lib .
Удаляем софт из прошивки:
Тут всё просто, заходим в папку app - определяемся что нам не нужно и удаляем весь ненужный софт (систему лучше не трогать).

Язык и версия прошивки:

Копируем файл build.prop на рабочий стол. Открываем его блокнотом и находим строчки:

ro.product.locale.language=en
ro.product.locale.region=US

для русского языка необходимо сделать так:

ro.product.locale.language=ru
ro.product.locale.region=RU

название своего мода вписываем в строку

в том же build.prop

Графика:

Вся графическая часть прошивки хранится в двух файлах framework-res.apk путь к файлу systemframework и SystemUI.apk по пути systemapp . А графическая часть приложения настройки хранится естественно в приложении Settings.apk .

Скрипты и твики (ускорение и оптимизация системы):

Большая часть настроек проводится в файле build.prop , по этому поводу можно прочитать . Так же если ваше ядро поддерживает init.d есть ряд скриптов для оптимизации системы, один из них описан в этой статье (оптимизация оперативной памяти) и в данной статье Скрипты-твики для init.d

Замена шрифтов системы:

Как выше излагалось все шрифты содержаться в папке fonts , основные шрифты это: DroidSans.ttf и DroidSans-Bold.ttf их можно заменить любыми шрифтами переименовав их аналогично вышеуказанным и переместить с заменой в архив с прошивкой в папку fonts .

Ядро:

Теоретически достаточно заменить boot.img своим, но в некоторых случаях Ядра сопровождаются дополнительными скриптами. По этому советую ничего не делать если есть какие либо сомнения.



Нередко случается, что кому-то из пользователей Android не по душе стандартная прошивка его смартфона либо планшета. Например, по причине лишнего софта, из-за которого стремительно сокращается , либо просто не нравится функционал некоторых программ и хочется заменить их другими. Начинаются усиленные поиски пользовательских прошивок, но и они не всегда дают желаемый результат. Что делать?

Любую прошивку можно доработать под определенного пользователя

Далеко не все знают, что прошивку можно допилить под свои личные потребности. Существуют несколько способов, как это можно сделать, каждый из них отличается уровнем сложности и необходимым набором инструментов. И, если вы не знаете, как собрать прошивку Android самостоятельно, эта статья для вас.

Сборка из исходников

Один из самых правильных способов является использование исходного кода, публикуемого командами разработчиков Google или Cyanogenmod. Но одновременно этот способ самый сложный, ведь для того, чтобы собрать прошивку Android из исходников, оптимизировать её и заставить работать на конкретном устройстве, нужно обладать довольно глубокими навыками программирования, разбираться во всех тонкостях работы мобильной операционной системы и железа устройства. Эти знания не приобретаются за день, поэтому в этой статье мы не будем подробно описывать этот способ.

Изменение уже готового файла

Если вы не слишком разбираетесь во всех тонкостях работы ОС, но хотите что-то изменить в своей прошивке, лучшим решением будет подправить уже . Можно изменить как родную, встроенную прошивку, так и уже изменённую кем-то другим. Кастомизированных прошивок в интернете очень много, и вы вряд ли будете испытывать недостаток в их количестве. Итак, представляем пошаговую инструкцию по сборке собственной прошивки на основе уже существующего продукта.

Редактирование с помощью компьютера

Необходимое программное обеспечение

Нам понадобится компьютер, устройство, файл прошивки и специальная программа под названием Android Kitchen (известная также как кухня). Файл прошивки можно найти на специализированных форумах, наиболее известные - англоязычный XDA Developers и русскоязычный 4PDA. В разделе вашей модели устройства можно найти ссылки на самые популярные и проверенные прошивки как официальные стоковые, так и неофициальные пользовательские.

Далее нужно установить кухню на свой компьютер. Лучше всего работать под Linux, но необходимые библиотеки можно поставить и в Windows. В этом случае можно выйти из ситуации установив Cygwin. и следуйте пошаговой инструкции, помещённой в архиве. Перед этим потребуется установить также Java Platform (JDK) с официального сайта (https://www.oracle.com/technetwork/java/javase/downloads/index.html для Windows) или же в Центре приложений Ubuntu найти и скачать OpenJDK Java 6 Runtime либо похожее (для Linux). Второй вариант использования - установить Linux на виртуальную машину и управлять процессом через неё.

Модификация прошивки

Прошивки чаще всего распространяются в виде файла с расширением.img, реже - как ZIP-архив. В обоих случаях вам понадобится с прошивкой в папку установленной кухни, чтобы она смогла импортировать её и начать с ней работу. Кухня должна быть установлена по пути c:/cygwin/home/user/ (при установке через Cygwin) или Файловая система/home/user/ (при работе через Linux).

  1. Запустите кухню через Cygwin или Linux-терминал с помощью команды cd kitchen, затем./menu.
  2. Распакуйте архив в кухню, как уже писалось выше.
  3. После того как появится меню программы, перейдите в раздел 0. Advanced Options.
  4. После этого будет представлен список команд для модификации прошивки. Выберите именно ту, которая нужна вам. Можно добавить Busy Box, Root, Apps2SD, заменить стоковые приложения, различные анимации, освободить память устройства и многое другое.
  5. После окончания манипуляций запустите в главном команду 99. Build ROM from working folder (Построить прошивку с рабочей папки) и заберите ZIP-архив с OUTPUT_ZIP.

Прошивка устройства

Прошить устройство можно как через компьютер, так и без него. В первом случае нужно скачать программу для прошивки, обычно это Flash Tool или Odin, драйверы для вашей модели устройства и подготовить уже подправленный архив.

При прошивке через Recovery понадобится скопировать файл в корень карты памяти, загрузить устройство в режиме Recovery, отформатировать устройство и кэш, а затем установить прошивку из архива. После перезагрузки у вас будет изменённая лично вами прошивка.

Редактирование на устройстве

Самый простой способ из всех возможных. Не нужно никаких дополнительных приборов и манипуляций. Вам понадобится лишь устройство с рут-правами, приложение для создания резервных копий (лучше всего Nandroid backup) и файловый менеджер с функцией изменения системного раздела.

Изменение собственной прошивки

  1. Если на устройстве ещё не получен root, получите его. Как это сделать, можно прочесть на специализированных форумах в разделе, посвящённом именно вашему аппарату. Дело в том, что поддерживаются малым количеством устройств и большинство из них имеют индивидуальную процедуру.
  2. Установите Nandroid backup (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.h3r3t1c.onnandbup&hl=ru) и сделайте с его помощью резервную копию системы своего девайса. Сохраните её в надёжном месте, например, в облачном хранилище. Для чего создавать копию? Вдруг что-то пойдёт не так или вы нечаянно удалите что-то нужное - будет возможность вернуть всё как было.

  1. Установите файловый менеджер, работающий с системным разделом, чтобы удалить ненужный софт и добавить свои приложения. Золотым стандартом является Titanium Backup.
  2. Выберите приложения, которые вы хотите удалить, и удалите их через файловый менеджер.
  3. Установите приложения, которыми вы хотите заменить удалённые, и через Titanium Backup сделайте их системными.
  4. Перезагрузите устройство и наслаждайтесь своими успехами.

Изменение сторонней прошивки в ZIP-архиве

  1. Скачайте интересующий вас файл прошивки в формате.zip.
  2. Установите файловый менеджер, умеющий работать с архивами, например, ES Проводник или Total Commander, и распакуйте содержимое архива.
  3. Удалите лишние или добавьте недостающие приложения, после чего запакуйте архив обратно и переместите в корень флеш-карты.
  4. С помощью Nandroid backup (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.h3r3t1c.onnandbup&hl=ru) создайте резервную копию системы и скопируйте её на облачный диск.
  5. Прошейте устройство из режима Recovery.

Заключение

Как видите, сборка прошивки Android своими руками необязательно очень длительный и , требующий глубоких познаний. Понятно, что с нуля создать модификацию будет куда сложнее, но что-то подправить или заменить и удалить лишние программы под силу практически каждому. Надеемся, наша инструкция вам в этом помогла.

Собирали ли вы прошивку для Android самостоятельно? Что вы в ней меняли и каким образом это делали? Будет интересно, если вы поделитесь своими отзывами.

Здравствуй Хабр!

Несколько лет назад, когда я впервые познакомился с Android, я услышал от своего коллеги по работе, что Android предусматривает возможность установки модифицированных или самодельных прошивок. Признаться, тогда я был далек от этого. И даже пол года назад меня едва интересовали подобные вещи. Глубоко в душе, я был уверен: то, что делает производитель, уже предназначено для нормального использования.

Каково же было мое разочарование, когда я приобрел телефон из поднебесной, где заводскими настройками было запрещено использование Google, Skype, Facebook и других приложений. В принципе, на некоторые вещи можно было закрыть глаза, но когда мой телефон не подразумевал использование учетной записи Google - я взял с себя обещания обязательно разобраться во что бы мне это не стало.

Прошло пол года и мои кастомные прошивки с успехом используются по всему миру.

В данной серии статей пойдет речь о том, как делать reverse программирование для Android, реализовывать патчи, твики и моды.

Преамбула

И так! Давайте сперва определимся с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Ваше привычное понимание, при этом, может сильно отличаться.

Патч - изменение или замена существующего программного кода с целью модификации алгоритма программы.
Мод - как правило, добавление дополнительного функционала в существующий программный код без изменения алгоритма.
Твик - усовершенствование функционала программы с целью облегчения доступа к параметрам системы.

Также хочу заметить, что все примеры будет взяты для телефона HTC, но это не значит, что данная информация не может быть использована на других телефонах.

Подготовка среды

Обойдусь без подробных инструкций как пользоваться тем или иным программным обеспечением. Если вам интересна данная статья и вы дочитали до этих строк, то я надеюсь, что вы уже опытный пользователь и имеете опыт использования, ну или хотя бы экспериментирования в данной области. Инструкций, статей и результатов тестирования полно в открытом доступе, впрочем, как и на Хабре. Также обойдусь без описания некоторых терминов, иначе статья получится очень большой и нудной. Будем писать только по делу. Уверен, что среда у вас уже давно стоит. Если нет, то предлагаю скачать и установить.

1 . Android SDK . Это среда разработки приложений для Андроид. Для того чтобы делать модификации, нам обязательно придется проверять наш программный код. Среда разработки самое лучшее, что мы можем использовать.
2 . Android Kitchen . Данная утилита позволит вам работать с образами системных партиций официальной ну или неофициальной прошивки.
3 . JD-GUI . Декомпилятор программного кода языка Java. Сразу отмечу, что это самый лучший декомпилятор в плане удобства использования.
4 . DJ Java Decompiler . Еще один декомпилятор, или дизассемблер, как некоторые любят называть, программного кода языка Java. Не удобен в плане использования, но разбирает код, который иногда не понимает JD-GUI.
5 . smali . Еще один дизассемблер, но уже dalvik кода. smali нужен для дизассемблирования, а backsmali ассемблирования кода.
6 . dex2jar . Утилита для конвертации исполняемых файлов Dalvik кода.

Преобразование прошивки

Разумеется, прошивка, которая стоит у вас на телефон от производителя оптимизирована с целью сокращения энергопотребления. Для того чтобы прошивку можно было изменять, ее необходимо преобразовать в формат, позволяющий изменять код. Для этого используется Android Kitchen. Можно конечно и руками, как я и делал раньше, пока не нашел эту самую «кухню». Как вытаскивать системную область из телефона, устанавливать среду, делать DEODEX прошивки, вы можете прочитать в интернете. Если вам уже ничего не понятно, я думаю стоит повременить со статьей, пока вы не наберете достаточно опыта.

После того, как прошивка из оптимизированного вида (ODEX - оптимизированный dalvik исполняемый код, если мне не изменяет память) стала DEODEX (то бишь НЕ оптимизированной), все исполняемые файлы готовы к модификации.

Непосредственно модификации

Создание патчей
Как я уже и рассказывал, мой телефон изначально имел запрет на использование Google. Ну хоть ты тресни, на Playstore не зайти, учетную запись не настроить, телефонная книга толком не синхронизируется. Зачем нужен такой Android? Долго копаясь в логах (logcat) самого устройства, я нашел записи, которые говорили о том, что использование Google запрещено. Самое не удобное в Android, вы видите лог, но не знаете какое системное приложение его производит. Чтобы отыскать от куда ноги растут, мне пришлось распотрошить все системные приложения до дизассемблированного Java кода. Это заняло достаточно времени, но я до сих пор пользуюсь проделанной работой при анализе и поиске нужного кода. Этапы получения подобного инструментария следующие:
1 . Сделать DEODEX всей прошивки
2 . Вашу новую DEODEX прошивку надо будет собрать и прошить на телефон. Как это делается - тема другой статьи.
3 . Из каждого файла, находящегося в /system/framework вытащить файл classes.dex и переконвертировать в JAR посредством dex2jar.
4 . Каждый полученный JAR открыть в JD-GUI и пере-сохранить в исходный код
5 . Распаковать исходный код из архива.

В итоге у меня получилось столько папок, сколько было JAR файлов в /system/framework, и каждая папка имела структуру исходных кодов Java.
Путем несложных манипуляций, я быстро отыскал то место, которое генерировало записи в logcat.

Не будем рассматривать всю логику запрета, так как для каждого случая это отдельная история. Мне пришлось потратить пару часов, прежде чем я нашел где производятся проверки, построить в голове блок схему алгоритма и понять куда надо лезть, чтобы алгоритм чуть чуть «попортить».

Оказалось все просто. Есть подпрограмма, которая на основе заранее установленных констант, при обращении отвечала, относится ли телефон к Китаю или же нет.

Код находился в файле HTCExtension.jar , а класс, который содержал данную подпрограмму находился в

Распаковка и анализ оригинального файла
1 . Сперва нам надо взять оригинальный DEODEX JAR файл, который отвечает за нужную нам часть кода. В нашем случае HTCExtension.jar .
2 . Открыть любым архиватором и вытащить от туда classes.dex
3 . С помощью конвертера dex2jar преобразовать его в JAR файл. Команда: dex2jar.bat classes.dex
4 . Открыть полученный classes_dex2jar.jar файл в JD-GUI.
5 . Да, чаще всего JD-GUI декомпилирует код не так как он выглядит в оригинале, оно и понятно, но читать вполне можно. В исходнике мы видим, что подпрограмма проверяет параметры проекта и языковой флаг прошивки. В нашем прискорбном случае возвращается значение TRUE.
public static boolean isChina() { if ((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 216) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 218) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 23)); while (((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 1) && (2 == HtcBuildFlag.Htc_LANGUAGE_flag)) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 27)) return true; return false; }
6 . Чтобы сделать патч, нам надо дизассемблировать сам Dalvik код. Для этого используем baksmali. Удобнее всего создать отдельную папку и положить туда три файла вместе: HTCExtension.jar , smali.jar и baksmali.jar . Даем команду java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a -d -o HTCExtension -x HTCExtension.jar

Это API вашей версии Android. Для JB - это 16
- папка, где находятся все фреймворки прошивки.

В моем случае это была команда
java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a 16 -d S:\dev\Android\Android-Kitchen\WORKING_JB_15\system\framework -o HTCExtension -x HTCExtension.jar
7 . В нашей вновь созданной папке появилась папка HTCExtension, а в ней наши файлы с Dalvik кодом.
8 . Отыскиваем файл по пути \com\htc\util\contacts\BuildUtils$Customization.java и смотрим код:
.method public static isChina()Z .registers 3 .prologue const/4 v0, 0x1 .line 276 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0xd8 if-eq v1, v2, :cond_13 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0xda if-eq v1, v2, :cond_13 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0x17 if-ne v1, v2, :cond_14 .line 297:cond_13:goto_13 return v0 .line 283:cond_14 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S if-ne v1, v0, :cond_1d .line 285 const/4 v1, 0x2 sget-short v2, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_LANGUAGE_flag:S if-eq v1, v2, :cond_13 .line 291:cond_1d sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0x1b if-eq v1, v2, :cond_13 .line 297 const/4 v0, 0x0 goto:goto_13 .end method
9 . Страшно, не правда ли? Ничего же не понятно. Но, это дело поправимое. Создав несколько своих патчей и набив тем самым руку, вы легко сможете модифицировать код без сторонних средств. В нашем случае, в этом коде
.prologue const/4 v0, 0x1 происходит присваивание переменной v0 значение 1, то есть TRUE. Далее идут всякие проверки, и если телефон не китайский, то значение переменной изменяется:
.line 297 const/4 v0, 0x0 goto:goto_13
10 . Самый простой способ спасти отца русской демократии, это изменить код на следующий:
.prologue const/4 v0, 0x0 , то есть поменять значение переменной с 1 на 0. То есть что бы ни было, всегда бы возвращалось значение FALSE и в JD-GUI код выглядел бы как public static boolean isChina() { if ((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 216) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 218) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 23)); while (((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 1) && (2 == HtcBuildFlag.Htc_LANGUAGE_flag)) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 27)) return false; return false; }
11 . Да, метод,будет работать. Но мы же не ищем легких путей - это раз. Во-вторых не совсем красиво. Хочется кода что-то вроде
public static boolean isChina() { return false; }
12 . А как нам получить Dalvik код данного исходного кода? Для новичков мы сделаем небольшой трюк.

Создание Dalvik кода
1 . Открываем Android SDK.
2 . Создаем новый проект, и в наш единственный тестовый класс пишем следующий код
package ru.habrahabr.test; public class test { public static boolean isChina() { return false; } }
3 . Компилируем наш проект и затем берем собранное приложение из рабочей области.
4 . Кладем собранное приложение в папку, где мы с вами потрошили JAR файл.
5 . Даем команду java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a -d -o test -x test .apk
6 . Мы дизассемблировали только что собранное приложение в Dalvik код.
7 . Открываем наш файлик test.smali и видим там код
.method public static isChina()Z .registers 1 .prologue .line 7 const/4 v0, 0x0 return v0 .end method
8 . Все, код для патчинга готов.
Накатывание патча
1 . Dalvik код замусорен маркерами, указывающими строку кода в оригинальном исходном файле. Это нужно при выводе ошибок, если таковые имеются в вашей программе. Без указаний строк код также прекрасно работает.
2 . Удаляем строки с нумерацией строк, копируем и заменяем метод (подпрограмму) в нашем \com\htc\util\contacts\BuildUtils$Customization.java файле.
.method public static isChina()Z .registers 1 .prologue const/4 v0, 0x0 return v0 .end method
3 . Сохраняем файл. Да, забыл сказать, редактор нужен нормальный, например Notepad++ или EditPlus. Кому какой нравится.
Компиляция и сборка патченного JAR файла
1 . С помощью backsmali мы распотрошили наш JAR файл, а теперь его надо собрать обратно.
2 . Даем команду java -Xmx512m -jar smali.jar -a 16 HTCExtension -o classes.dex
3 . В нашей папочке появляется файлик classes.dex
4 . Снова открываем HTCExtension.jar файл архиватором и заменяем в нем существующий classes.dex на наш только что созданный.
5 . Все, наш HTCExtension.jar содержит модифицированный программный код.
Замена оригинального файла на патченный
Обычно, для рядовых пользователей создаются специальные скрипты, которые через recovery заменяются. Но нам такое не интересно. Во-первых долго и нудно, во-вторых мы же опытные пользователи и можем себе позволить некоторые тонкости.

1 . Заменить текущий рабочий файл можно следующими командами, если у вас уже стоит DEODEX прошивка и имеется root доступ:

Adb push HTCExtension.jar /sdcard/HTCExtension.jar adb shell su mount -o remount -rw /system dd if=/system/framework/HTCExtension.jar of=/system/framework/HTCExtension.jar.back dd if=/sdcard/HTCExtension.jar of=/system/framework/HTCExtension.jar chmod 644 /system/framework/HTCExtension.jar rm /data/dalvik-cache/system@[email protected]@classes.dex reboot

1-ая команда закидывает патченный файл на флешку
2-ая команда открывает shell
3-ая команда дает root доступ
4-ая команда монтирует систему в режим чтения/записи
5-ая команда делает резервную копию файла
6-ая команда перезаписывает существующий файл новым патченным.
7-ая команда настраивает разрешения
8-ая команда удаляет кэш
9-ая команда делает перезагрузку устройства.

2 . Спасибо что дочитали до этого пункта, осталось немного.
3 . После перезагрузки ваш новый патченный код вступит в силу.
4 . Если код не работает или выскакивает ошибка, то путем не хитрых комбинаций можно вернуть назад резервную копию.
adb shell su mount -o remount -rw /system dd if=/system/framework/HTCExtension.jar.back of=/system/framework/HTCExtension.jar rm /data/dalvik-cache/system@[email protected]@classes.dex reboot

Эпилог

Да, кому-то показалось данная статья слишком специфичной, кому-то мало-понятной, а кому-то бесполезной. Я специально обошелся без углубленной детализации и иллюстраций как это все выглядит в живую и на практике. Во-первых, данный труд будет неблагодарный и только породить еще больше вопросов. Во-вторых, не хочу видеть армию пользователей на форумах, которые жалуются, что убили свой телефон.

К следующей статье я расскажу как делать Твики. Будет пример использования автоматической записи телефонных звонков родными средствами телефона. Спасибо за ваше внимание.

P.S. Если что-то не понятно или смущает, задавайте вопросы - всегда буду рад ответить и пояснить.