В команде, как правило, содержатся не сами операнды, а информация объект адресах ячеек памяти или регистрах, в которых они находятся. Код команды можно представить состоящим из нескольких полей, каждое из которых имеет свое функциональное назначение.
В общем случае команда состоит из:
операционной части (содержит код операции);
адресной части (содержит адресную информацию о местонахождении обрабатываемых данных и месте хранения результатов).
В свою очередь, эти части, что особенно характерно для адресной части, могут состоять из нескольких полей.
Структура команды определяется составом, назначением и расположением полей в коде.
Форматом команды называется заранее оговоренная структура полей ее кода с разметкой номеров разрядов (бит), определяющих границы отдельных полей команды, или с указанием числа разрядов (бит) в определенных полях, позволяющая ЭВМ распознавать составные части кода.
Пример формата команды процессора i486.
mod r/m - спецификатор режима адресации;
r/m - регистр памяти;
SS - масштабный множитель для режима масштабирования индексной адресации;
КОП - код операции;
index - определяет индексный регистр;
base - определяет базовый регистр.
Важной и сложной проблемой при проектировании ЭВМ является выбор структуры и форматов команды, т.е. ее длины, назначения и размерности отдельных ее полей. Естественно стремление разместить в команде в возможно более полной форме информацию о предписываемой командой операции. Однако в условиях, когда в современных ЭВМ значительно возросло число выполняемых различных операций и соответственно команд (в компьютерах с CISC-архитектурой более 200 команд) и значительно увеличилась емкость адресуемой основной памяти (32, 64 Мб), это приводит к недопустимо большой длине формата команды.
Вместе с тем, для упрощения аппаратуры и повышения быстродействия ЭВМ длина формата команды должна быть по возможности короче, укладываться в машинное слово или полуслово. Решение проблемы выбора формата команды значительно усложняется в микропроцессорах, работающих с коротким словом.
Проследим изменения классических структур команд.
Чтобы команда содержала в явном виде всю необходимую информацию о задаваемой операции, она должна, как это показано на рис. 3.1 (б), содержать следующую информацию: А1, А2 - адреса операндов, А3 - адрес результата, А4 - адрес следующей команды (принудительная адресация команд).
Рис. 3.1. Структуры команд: а) обобщенная, б) четырехадресная, в) трехадресная, г) двухадресная, д) одноадресная, е)безадресная
Такая структура приводит к большей длине команды и неприемлема для прямой адресации операндов основной памяти. В компьютерах с RISC-архитектурой четырехадресные команды используются для адресации операндов, хранящихся в регистровой памяти процессора.
Можно установить, как это принято для большинства машин, что после выполнения данной команды, расположенной по адресу К (и занимающей L ячеек), выполняется команда из (K+L)-ой ячейки. Такой порядок выборки команды называется естественным. Он нарушается только специальными командами (передачи управления). В таком случае отпадает необходимость указывать в команде в явном виде адрес следующей команды.
В трехадресной команде (рис. 3.1, в) первый и второй адреса указывают ячейки памяти, в которых расположены операнды, а третий определяет ячейку, в которую помещается результат операции.
Можно условиться, что результат операции всегда помещается на место одного из операндов, например первого. Получим двухадресную команду (рис. 3.1, г), т.е. для результата используется подразумеваемый адрес.
В одноадресной команде (рис. 3.1, д) подразумеваемые адреса имеют уже и результат операции и один из операндов. Один из операндов указывается адресом в команде, в качестве второго используется содержимое регистра процессора, называемого в этом случае регистром результата или аккумулятором. Результат операции записывается в тот же регистр.
Наконец, в некоторых случаях возможно использование безадресных команд (рис. 3.1, е), когда подразумеваются адреса обоих операндов и результата операции, например, при работе со стековой памятью.
С точки зрения программиста, наиболее естественны и удобны трехадресные команды. Обычно в ЭВМ используется несколько структур и форматов команд разной длины. Приведенные на рис. 3.1. структуры команд достаточно схематичны. В действительности адресные поля команд большей частью содержат не сами адреса, а только информацию, позволяющую определить действительные (исполнительные) адреса операндов в соответствии с используемыми в командах способами адресации.
Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ
Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "
Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами
Арифметические операции.
г) команды передачи кодов;
Akk:=Аkk*ОП[А1].
Все возможные преобразования, дискретной информации могут быть сведены к четырем основным видам:
Передача информации в пространстве (из одного блока ЭВМ в другой);
Передача информации во времени (хранение);
Логические (поразрядные) операции;
Арифметические операции.
ЭВМ, являющаяся универсальным преобразователем дискретной информации, выполняет указанные виды преобразований.
Обработка информации (решение задач) в ЭВМ осуществляется автоматически путем программного управления. Программа представляет собой алгоритм обработки информации (решение задачи), записанный в виде последовательности команд, которые должны быть выполнены машиной для получения результата.
Команда представляет собой код, определяющий операцию и данные, участвующие в операции. Команда содержит также в явной или не явной форме информацию об адресе, по которому помещается результат операции, и об адресе следующей команды.
По характеру выполняемых операций различают следующие основные группы команд:
а) команды арифметических операций над числами с фиксированной и плавающей точками;
б) команды десятичной арифметики;
в) команды логических операций;
г) команды передачи кодов;
д) команды операций ввода-вывода;
е) команды передачи управления;
ж) команды задания режима работы машины и др.
В команде, как правило, содержатся не сами операнды, а информация об адресах ячеек памяти или регистрах, в которых они находятся.
Команда в общем случае состоит из операционной и адресной частей (рис.2.2,а).
В свою очередь, эти части, что особенно характерно для адресной части, могут состоять из нескольких полей.
Рис. 2.2. Структуры команд: а) обобщенная; б) четырех-; в) трех-;
г) двух -; д) одно -; е) безадресная
Операционная часть содержит код операции (КОП), который задает вид операции (сложение, умножение и др.). Адресная часть содержит информацию об адресах операндов и результате операции, а в некоторых случаях -информацию об адресе следующей команды.
Структура команды определяется составом, назначением и расположением полей в команде.
Форматом команды называют ее структуру с разметкой номеров разрядов (бит), определяющих границы отдельных полей команды, или с указанием числа бит в определенных полях.
Важной и сложной проблемой при проектировании ЭВМ является выбор структуры и форматов команды, т.е. ее длины, назначения и размерности отдельных ее полей. Естественно стремление разместить в команде в возможно более полной форме информацию о предписываемой командой операции. Однако в условиях, когда в современных ЭВМ значительно возросло число выполняемых различных операций и соответственно команд (в компьютерах с CISC-архитектурой более 200 команд) и значительно увеличилась емкость адресуемой основной памяти (32, 64 Мб), это приводит к недопустимо большой длине формата команды.
Действительно, число двоичных разрядов, отводимых под код операции, должно быть таким, чтобы можно было представить все выполняемые машинные операции. Если ЭВМ выполняет М различных операций, то число разрядов в коде операции
Если основная память содержит S адресуемых ячеек (байт), то для явного представления только одного адреса необходимо в команде иметь адресное поле для одного операнда с числом разрядов
Вместе с тем для упрощения аппаратуры и повышения быстродействия ЭВМ длина формата команды должна быть согласована с выбираемой, исходя из требований к точности вычислений, длиной обрабатываемых машиной слов (операндов), составляющей для большинства применений 32 бита с тем, чтобы для операндов и команд можно было эффективно использовать одни и те же память и аппаратные средства обработки информации. Формат команды должен быть по возможности короче, укладываться в машинное слово или полуслово, а для ЭВМ с коротким словом (8-16 бит) должен быть малократным машинному слову. Решение проблемы выбора формата команды значительно усложняется в микропроцессорах, работающих с коротким словом.
Отмечавшиеся ранее характерные для процесса развития ЭВМ расширение системы (наборы) команд и увеличение емкости основной памяти, а особенно создание микроЭВМ с коротким словом, потребовали разработки методов сокращения длины команды. При решении этой проблемы существенно видоизменилась структура команды, получили развитие различные способы адресации информации.
Проследим изменения классических структур команд.
Чтобы команда содержала в явном виде всю необходимую информацию о задаваемой операции, она должна, как это показано на рис. 2.2,6, содержать следующую информацию:
А1 , А2; - адреса операндов, А3 - адрес результата, А4 _ адрес следующей команды (принудительная адресация команд).
Такая структура приводит к большей длине команды (например, при S = 200, S = 32 Мб длина команды - 108 бит) и неприемлема для прямой адресации операндов основной памяти. В компьютерах с RISC-архитектурой четырехадресные команды используются для адресации операндов, хранящихся в регистровой памяти процессора.
Можно установить, как это принято для большинства машин, что после выполнения данной команды, расположенной по адресу К (и занимающей L ячеек), выполняется команда из (К+L)-й ячейки. Такой порядок выборки команды называется естественным. Он нарушается только специальными командами (передачи управления). В таком случае отпадает необходимость указывать в команде в явном виде адрес следующей команды.
В трехадресной команде (рис. 2.2,в) первый и второй адреса указывают ячейки памяти, в которых расположены операнды, а третий определяет ячейку, в которую помещается результат операции.
Можно условиться, что результат операции всегда помещается на место одного из операндов, например первого. Получим двухадресную команду (рис. 2.2,г), т.е. для результата используется подразумеваемый адрес.
В одноадресной команде (рис. 2.2д) подразумеваемые адреса имеют уже и результат операции и один из операндов. Один из операндов указывается адресом в команде, в качестве второго используется содержимое регистра процессора, называемого в этом случае регистром результата или аккумулятором (Akk). Результат операции записывается в тот же регистр:
Akk:=Аkk*ОП[А1].
Наконец, в некоторых случаях возможно использование безадресных команд (рис. 2.2,е), когда подразумеваются адреса обоих операндов и результата операции, например, при работе со стековой памятью.
С точки зрения программиста, наиболее естественны и удобны трехадресные команды. Однако из-за необходимости иметь большее число разрядов для представления адресов основной памяти и кода операции длина трехадресной команды становится недопустимо большой, и ее не удается разместить в машинном слове. Следует отметить, что очень часто в качестве операндов используются результаты предыдущих операций, хранимые в регистрах машины. По указанным причинам в современных ЭВМ применяют трехадресные команды для адресации регистров.
Способ расширения кодов операции
В машинах с коротким словом практически невозможно в одном формате команды, т.е. при фиксированном назначении ее полей, кодировать большое число различных операций и одновременно иметь гибкую форму адресации операндов. Это противоречие в машинах с коротким словом преодолевается расширением кодов операций в команде. Для задания небольшой группы основных операций (арифметических и др.) используется короткий код операции, а получаемая при этом сравнительно большая адресная часть команды позволяет реализовать гибкую, например двухадресную с многими модификациями, адресацию. Для задания других операций используются более длинные (расширяемые) коды операций, при этом сокращаемая адресная часть оставляет возможность лишь для более простой, например одноадресной адресации операндов. В пределе расширяемый код операции занимает весь формат команды (безадресная команда).
Обычно в ЭВМ используется несколько структур и форматов команд разной длины.
Приведенные на рис. 2.2. структуры команд достаточно схематичны. В действительности адресные поля команд большей частью содержат не сами адреса, а только информацию, позволяющую определить действительные (исполнительные) адреса операндов в соответствии с используемыми в командах способами адресации.
Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт
Программа представляет собой набор байтов, воспринимаемых микропроцессором как коды той или иной команды вместе с соответствующими данными для этой команды. Для упрощения программирования используется мнемоническая запись команд МП (обычно в виде сокращенных английских слов).
Исходя из логики выполнения, команды разбиты на следующие группы: пересылки данных, арифметические, сдвига, логические, передачи управления, ввода-вывода и работы со строками.
Под адресацией данных в МП подразумеваются способы описания соответствующих адресов хранения операндов, которые можно применять в командах. Основные способы описания операндов: операнды-регистры, непосредственные операнды, операнды в памяти.
Входящие в состав микропроцессора компоненты указывают на то, что он является процессором с программным управлением. Некоторые компоненты - программный счетчик (счетчик команд СК), стек, регистр команд (РК) служат для обработки команд. Арифметико-логическое устройство, триггер переноса, регистры общего назначения (РОН) и регистр адреса данных (РА) служат для обработки данных. Все остальные компоненты, а именно: дешифратор команд (дешифратор кода операции ДКОП) и блок управления и синхронизации (БУ) управляют работой других компонентов. Взаимодействие компонентов осуществляется по внутренней шине данных. Связь МП с другими блоками (ЗУ и устройствами ввода-вывода) происходит по адресной щине, шине данных (внешней) и управляющей шине.
При выполнении каждой команды ЭВМ проделывает определенные стандартные действия.
Затем во всех случаях, за исключением команды останова или наступления прерывания, все описанные действия циклически повторяются.
После выборки команды останова ЭВМ прекращает обработку программы. Для выхода из этого состояния требуется либо запрос от внешних устройств, либо перезапуск машины.
Пр и мер 3.2. Описать процесс выборки и исполнения команды, по которой содержимое регистра РОН суммируется с содержимым аккумулятора Л и результат операции фиксируется в аккумуляторе.
Команда однобайтовая с прямой регистровой адресацией. В коде команды (10000001) 2 = (81) 16 первые пять старших разрядов определяют код операции; три последних - код адреса регистра С. Команда записана в ячейку ОЗУ с адресом (номером) (0176), 6 . Число (2Б) |6 записано в регистр С РОН. В аккумулятор Л записано число (ЗА) 16 .
Процесс выборки и исполнения команды можно условно разбить на несколько этапов.
Микропроцессор имеет все режимы адресации, однако они обладают определенными особенностями, присущими данному процессору. Непосредственная адресация предполагает, что операнд занимает одно из полей команды, а следовательно, выбирается из оперативной памяти одновременно с ней. В зависимости от форматов обрабатываемых процессором данных непосредственный операнд может иметь длину 8 или 16 бит, что обозначается соответственно data8 и data 16.
Механизмы адресации операндов, находящихся в регистровой и оперативной памяти, существенно различаются. К регистровой памяти допускается лишь прямая регистровая адресация. При этом в команде указывается номер регистра, содержащего операнд. 16-разрядный операнд может находиться в регистрах АХ, ВХ, СХ, DX, DI, SI, SP, ВР, а 8-разрядный - в регистрах AL, АН, BL, ВН, CL, СН, DL и DH.
Регистры общего назначения (РОН) - основные рабочие регистры программ: АХ, ВХ, СХ и DX. К ним можно адресоваться как отдельным, так и однобайтным словом.
Например, АХ - старший байт АН, младший байт AL.
Регистр АХ - аккумулятор, который используется во всех операциях ввода-вывода и в операциях со строками и в арифметических операциях.
Регистр ВХ - базовый регистр, единственный из РОН, используемый в индексной адресации. Он также применяется в вычислениях.
Регистр DX - регистр данных, используемый в операциях ввода-вывода, а также в операциях умножения и деления больших чисел (совместно с АХ).
Любой из РОН может применяться для сложения или вычитания 8- или 16-разрядных величин.
Регистры указателя SP и ВР применяются для обращения к данным в стеке.
Регистр SP (Stack Pointer) - указатель стека, используется для временного хранения адресов и иногда данных, т. е. адресует стек.
Регистр ВР (Base Pointer) - указатель базы, обеспечивает ссылки на параметры (адрес, данные), передаваемые через стек.
Стек - это линейный список, записи в котором выбираются, вставляются и удаляются с одного конца, называемого вершиной стека. Это обеспечивает доступ к записям по «принципу магазина»: последний вошел, первый вышел (Last In First Out - UFO).
Индексные регистры SI и DI используются для адресации (а также для выполнения операций сложения и вычитания). Регистр SI (Source Index) - индекс источника и регистр DI (Destination Index) - индекс приемника применяются в некоторых операциях со строками или символами.
Адресация оперативной памяти имеет особенности, связанные с ее разбиением на сегменты и использованием сегментной группы регистров для указания начального адреса сегмента. 16-разрядный адрес, получаемый в блоке формирования адреса операнда на основе указанного режима адресации, называется эффективным адресом (ЭА). Иногда эффективный адрес обозначается как ЕА (Effective Address). 20-разрядный адрес, который получается в результате сложения эффективного адреса и увеличенного в 16 раз значения соответствующего сегментного регистра, называется физическим адресом (ФА).
Именно физический адрес передается из микропроцессора по 20-адресным линиям, входящим в состав системной шины, в оперативную память и используется при обращении к ее ячейке на физическом уровне. При получении эффективного адреса могут применяться все основные режимы адресации, рассмотренные выше, а также некоторые их комбинации.
Прямая адресация предполагает, что эффективный адрес - часть команды, так как ЭА состоит из 16 разрядов и соответствующее поле команды имеет такую же длину.
При регистровой косвенной адресации эффективный адрес операнда находится в базовом регистре ВХ или в одном из ин-
Обозначение имени регистра в квадратных скобках указывает на содержимое соответствующего регистра. Фигурные скобки - символ выбора одного из трех возможных вариантов.
При регистровой относительной адресации эффективный адрес равен сумме содержимого базового или индексного регистра и смещения:
j disp8 I j disp 16 j
Обозначения disp8 и disp 16 указывают на 8- или 16-разряд-ное смещение соответственно.
Эффективный адрес при базово-индексной адресации равен сумме содержимого базового и индексного регистров, определяемых командой:
] у
Наиболее сложен механизм относительной базово-индексной адресации. Эффективный адрес в этом случае равен сумме 8- или 16-разрядного смещения и базово-индексного адреса:
эА=Л вх П + Л 01 П+1 айр8 ,1.
1 |ВР]} 1 1 авр1б
Форматы двухоперандных команд представлены на рис. 3.2. Пунктиром показаны поля, которые в зависимости от режима адресации могут отсутствовать в команде.
КОП d w md reg r/m
1 байт disp L
сімр і і і |
[ disp Н |
бкр Н І |
Рис. 3.2. Форматы двухоперандных команд микропроцессора 18086: а - формат команд типа Я Я и /?5; б - формат команды с непосредственным операндом
Поле КОП содержит код выполняемой операции. Признак указывает на длину операндов. При ы= 1 операция проводится над словами, а при н> = 0 - над байтами. Признак (1 указывает положение приемника результата. Признак с1=, если результат записывается на место операнда, закодированного в поле ге%, и с! = 0, если результат записывается по адресу, закодированному полями (т(1, г/т).
Следующий байт команды, называемый постбайтом, определяет операнды, участвующие в операции. Поле ^ указывает регистр регистровой памяти согласно табл. 3.3.
Поля тс! и г/т задают режим адресации операнда (табл. 3.4).
Таблица 3.3. Регистры памяти
Таблица 3.4. Режимы адресации операнда
(ВХ) + (81) (ОБ) |
(ВХ) + (Б1) + сПзрБ (ОБ) |
(ВХ) + (Б1) + сПвр 16 (ОБ) |
|||
(ВХ) + (01) (ОБ) |
(ВХ) + (01) + (И8р8 (ОБ) |
(ВХ) + (О!) + сИвр 16 (ОБ) |
|||
(ВР) + (81) (вв) |
(ВР) + (Б1) + сИэрБ (вБ) |
(ВР) + (Б1) + (Шр16 (ББ) |
|||
(ВР) + (01) (вБ) |
(ВР) + (01) + сИэрБ (вБ) |
(ВР) + (01) + с1 вр 16 (8Б) |
|||
(Б1) + (Нерв (ОБ) |
(Б1) + сИ8р16 (ОБ) |
||||
(оо + аврв (ОБ) |
(01) + сН8р 16 (ОБ) |
||||
сИвр 16 (ОБ) |
(ВР) + сНврБ (вБ) |
(ВР) + сП8р16 (вБ) |
|||
(ВХ) + с!вр8 (ОБ) |
(ВХ) + сП8р16 (ОБ) |
В табл. 3.4, помимо определения режима адресации оперативной памяти, указан также сегментный регистр, используемый по умолчанию для получения физического адреса. Применение другого сегментного регистра возможно введением специального префикса (дополнительного байта, который записывается перед командой).
В командах, использующих непосредственный операнд, признак 5 вместе с признаком определяет разрядность непосредственного операнда, записываемого в команде, и разрядность выполняемой операции (табл. 3.5).
Таблица 3.5. Разрядности операций
Изменение естественного порядка выполнения команд программы осуществляется с помощью команд передачи управления. К ним относятся команды переходов, циклов, вызова подпрограммы и возврата из нее, а также некоторые другие. Классификация команд переходов в ПЭВМ представлена на рис. 3.3.
Физический адрес выполняемой команды определяется содержимым указателя команд 1Р и сегментного регистра команд
С8. Команды, меняющие значение обоих этих регистров, называются командами межсегментных переходов , а меняющие только значение 1Р, - командами внутрисегментных переходов.
Регистровая адресация. Операнды (источники и приемники) - это внутренние регистры МП: АХ, ВХ, СХ, ОХ, 8Р, ВР, 81, 01, а в операциях пересылки - дополнительные сегментные регистры.
Пример 3.3. МОУ АН, ВН.
Непосредственная адресация. Операнды - это константы, непосредственно задаваемые в команде МП (байты, слова, двойные слова).
Пример 3.4. МОУ АН, -2.
Адресация ячеек памяти. При вычислении адреса в памяти используются две составляющие - сегмент и смещение относительно его начала.
Пример 3.5. МОУ У1, 31Ь.
При прямой адресации в команде указывается то смещение, которое соответствует размещению в памяти соответствующего операнда. Обычно считается, что операнды находятся в сегменте данных 08. Прямая адресация используется, когда явно известен адрес операнда, например, при работе с системными областями памяти.
При косвенной адресации смещение соответствующего операнда в сегменте содержится в одном из регистров МП, например МОУ [ВХ], АЬ. Косвенная адресация позволяет легко организовывать доступ к сложным элементам данных, например к массиву данных. Для обозначения косвенной адресации название регистра заключают в квадратные скобки (ВХ - регистровая адресация, а [ВХ] - косвенная). Обычно в качестве регистра косвенной адресации используются: [ВХ], , и [ВР]. Для [ВХ], , неявно подразумевается сегмент 08, а для [ВР] - сегмент 88.
Косвенная адресация по базе означает, что исполнительный адрес вычисляется как сумма содержимого соответствующего регистра и некоторой константы. Этот способ адресации используется для доступа к полям структуры, начальный адрес которой задается в регистре, а смещение соответствующего поля - константой, записанной непосредственно в команде (применяются базовые регистры [ ВХ], [ВР] с соответствующими сегментами 08, 88).
Прямая индексная адресация эквивалентна косвенной по базе. При этом используются регистры 81, 01 и соответствующий 08-сегмент.
Пример 3.6.
МОУ Х3, О (аналогично МОУ [ХЗ + 01], 0);
МОУ ХЗ[ВХ][ОХ + 2], АН (ХЗ - адрес массива).
Адресация по базе с индексированием. В этом случае исполнительный адрес определяется как сумма трех составляющих: содержимого двух регистров и константы, задаваемой непосредственно в команде.
Пример 3.7.
База - ВХ, ВР. Индексы - 81, 01.
[ВХ + 81], [ВХ + 01] - с сегментом Э8.
[ВР + 81], [ВР + 01] - с сегментом 88.
В общем случае при использовании косвенной адресации исполнительный адрес можно представить следующим образом:
ЕА= [Регистр базы] + [Индексный регистр] + Константа.
Любая из этих компонент может отсутствовать.
Команды пересылки данных имеют общий формат с двумя операндами - источником и приемником,
например МОУ, .
Пр и мер 3.8. Команды пересылок данных:
МОУ АН, ВН
МОУ АН, ВХ
МОУ ОБ, В1, где В1 - адрес ячейки.
Команда ХСНО, - обмен операндов используется для любых РОН и переменных в памяти, кроме двух ячеек памяти.
Ниже приведены примеры команд.
Примеры арифметических команд:
Примеры команд сдвига:
Примеры логических команд:
AND, OR, XOR, NOT.
Примеры команд передачи управления:
Примеры дополнительных команд:
Примеры команд ввода/вывода:
Примеры команд работы со строками:
MOVS, CMPS, OUTS.
Команды безусловных переходов производят модификацию регистра IP или регистров IP и CS без предварительного анализа каких-либо условий. Существует пять команд безусловных переходов. Все они имеют одинаковую мнемонику JMP и содержат один операнд. Конкретный формат команды определяется соответствующим префиксом и приведен в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Машинные коды некоторых команд
Байт кода команды |
Схема операции |
|||
md reg r/m |
г(г/т) - г + г/т |
|||
md 000 r/m |
г/т = г/т + |
|||
(data H) |
ас - ас + |
|||
md reg r/m |
г{г/т) - г{г/т) - (г/т)г |
|||
md 101 r/m |
г/т = г/т - |
|||
(data H) |
ас = ас - |
|||
001000dw |
md reg r/m |
г(г/т) = г & г/т |
||
md 100 r/m |
г/т = г/т & |
|||
(data H) |
ас = ас & |
|||
000010dw |
md reg r/m |
г{г/т) = г V г/т |
||
md 001 r/m |
г/т = г/т V |
|||
(data H) |
ас = ас V |
Примечание. В столбце «Схема операции» сокращение «ас» означает регистр-аккумулятор, в качестве которого используются регистр АХ при = 1 и регистр АЬ при = 0.
При прямом безусловном внутрисегментном переходе новое значение указателя команд 1Р равно сумме смещения, закодированного в соответствующем поле команды, и текущего значения 1Р, в качестве которого используется адрес команды, записанной вслед за командой перехода. Команды прямых межсегментных переходов содержат помимо нового значения 1Р и новое значение сегментного регистра С5.
Команды косвенных переходов (внутрисегментных и межсегментных) передают управление на команду, адрес которой определяется содержимым регистра или ячеек оперативной памяти, на которые указывает закодированный в команде перехода постбайт.
Команды условных переходов - только внутрисегментные. По формату и способу формирования нового значения 1Р они аналогичны команде прямого внутрисегментного перехода с 8-разрядным смещением. Отличие их заключается в том, что в командах условного перехода механизм формирования нового значения 1Р включается лишь при выполнении определенных условий, а именно при определенном состоянии регистра флагов.
При невыполнении проверяемого условия в 1Р остается его текущее значение, т. е. адрес команды, следующей за командой условного перехода.
Ниже приведены примеры команд переходов различных типов.
Команды условного перехода:
IP- IP+ 2, если условие не выполнено;
IP= IP+2 + disp L, если условие выполнено.
Пример 3.9.
JZ MARK; переход на метку MARK, если ZF = 1.
Команды прямого внутрисегментного перехода:
IP= IP+ А + disp, где А - длина команды перехода (А = 2 или А = 3 в зависимости от длины смещения).
Пример 3.10.
JMP short ptr MARK; переход на метку MARK с использованием 8-разрядного смещения;
JMP near ptr MARK; переход на метку MARK с использованием 16-разрядного смещения.
Команды прямого межсегментного перехода:
IP=JP_H, IP_L CS= CS_H, CS L.
Пример 3.11.
JMP far ptr MARK; переход на метку MARK к команде, находящейся в другом сегменте.
Обработка информации в ЭВМ осуществляется путём программного управления.
Программа представляет собой алгоритм обработки информации, записанной в виде последовательности команд, которые должны быть выполнены машиной для получения результата.
Команда ЭВМ представляет собой код, определяющий операцию вычислительной машины и данные, участвующие в операции. В явной и неявной форме команда содержит также информацию об адресе, по которому помещается результат операции, и об адресе следующей команды.
По характеру выполняемых операций можно выделить следующие группы команд:
команды арифметических операций для чисел с фиксированной или плавающей запятой;
команды десятичной арифметики;
команды передачи данных (MOV AX, 0FFFh);
команды операций ввода/вывода (IN, OUT);
команды логических операций (AND, OR, NOT);
команды передачи управления (управление циклом – LOOP, условные переходы – JAE, JB);
команды задания режима работы машины и др.
Форматы команд ЭВМ
В команде, как правило, содержатся не сами операнды, а информация объект адресах ячеек памяти или регистрах, в которых они находятся. Код команды можно представить состоящим из нескольких полей, каждое из которых имеет свое функциональное назначение.
В общем случае команда состоит из:
операционной части (содержит код операции);
адресной части (содержит адресную информацию о местонахождении обрабатываемых данных и месте хранения результатов).
В свою очередь, эти части, что особенно характерно для адресной части, могут состоять из нескольких полей.
Структура команды определяется составом, назначением и расположением полей в коде.
Форматом команды называется заранее оговоренная структура полей ее кода с разметкой номеров разрядов (бит), определяющих границы отдельных полей команды, или с указанием числа разрядов (бит) в определенных полях, позволяющая ЭВМ распознавать составные части кода.
Важной и сложной проблемой при проектировании ЭВМ является выбор структуры и форматов команды, т.е. ее длины, назначения и размерности отдельных ее полей. Естественно стремление разместить в команде в возможно более полной форме информацию о предписываемой командой операции. Однако в условиях, когда в современных ЭВМ значительно возросло число выполняемых различных операций и соответственно команд (в компьютерах с CISC-архитектурой более 200 команд) и значительно увеличилась емкость адресуемой основной памяти (более 64 Мб), это приводит к недопустимо большой длине формата команды.
Вместе с тем, для упрощения аппаратуры и повышения быстродействия ЭВМ длина формата команды должна быть по возможности короче, укладываться в машинное слово или полуслово. Решение проблемы выбора формата команды значительно усложняется в микропроцессорах, работающих с коротким словом.
Проследим изменения классических структур команд.
Чтобы команда содержала в явном виде всю необходимую информацию о задаваемой операции, она должна, как это показано на рис. 1 (б), содержать следующую информацию: А1, А2 - адреса операндов, А3 - адрес результата, А4 - адрес следующей команды (принудительная адресация команд).
Рис. 1. Структуры команд: а) обобщенная, б) четырехадресная, в) трехадресная, г) двухадресная, д) одноадресная, е)безадресная
Такая структура приводит к большей длине команды и неприемлема для прямой адресации операндов основной памяти. В компьютерах с RISC-архитектурой четырехадресные команды используются для адресации операндов, хранящихся в регистровой памяти процессора.
Можно установить, как это принято для большинства машин, что после выполнения данной команды, расположенной по адресу К (и занимающей L ячеек), выполняется команда из (K+L)-ой ячейки. Такой порядок выборки команды называется естественным. Он нарушается только специальными командами (передачи управления). В таком случае отпадает необходимость указывать в команде в явном виде адрес следующей команды.
В трехадресной команде (рис. 1, в) первый и второй адреса указывают ячейки памяти, в которых расположены операнды, а третий определяет ячейку, в которую помещается результат операции.
Можно условиться, что результат операции всегда помещается на место одного из операндов, например первого. Получим двухадресную команду (рис. 1, г), т.е. для результата используется подразумеваемый адрес.
В одноадресной команде (рис. 1, д) подразумеваемые адреса имеют уже и результат операции и один из операндов. Один из операндов указывается адресом в команде, в качестве второго используется содержимое регистра процессора, называемого в этом случае регистром результата или аккумулятором. Результат операции записывается в тот же регистр.
Наконец, в некоторых случаях возможно использование безадресных команд (рис. 1, е), когда подразумеваются адреса обоих операндов и результата операции, например, при работе со стековой памятью.
С точки зрения программиста, наиболее естественны и удобны трехадресные команды. Обычно в ЭВМ используется несколько структур и форматов команд разной длины. Приведенные на рис. 1. структуры команд достаточно схематичны. В действительности адресные поля команд большей частью содержат не сами адреса, а только информацию, позволяющую определить действительные (исполнительные) адреса операндов в соответствии с используемыми в командах способами адресации.
Входное воздействие в виде двоичного кода, предназначенное для управления микропроцессором, называется командой (или инструкцией). Ее главная функция – выполнение операций над данными. Команда предписывает шаги по реализации микропроцессором заданной операции, представляющей собой функционально завершенное действие, которое определяется типом используемых данных, источником их получения, операцией над ними, приемником размещения результата, источником получения следующей команды . Машинное представление команды в памяти, состоящее из ряда нулей и единиц, называется объектным кодом команды. Для лучшего восприятия команды используется ее символическое обозначение или мнемокод.
Каждая команда должна содержать сведения, необходимые для ее выполнения. Сведения кодируются. Для кодировки каждой группы сведений выделяется свое поле. Совокупность полей, содержащих необходимые сведения для выполнения требуемой операции, называют форматом команды. В формате команды должны быть определены:
Способы уменьшения формата команды. Рас смотрим гипотетическую ситуацию. Допустим, что в формате команды:
Рис. 5.20.
Как видно из рис. 5.20, несмотря на скромные возможности команды, ее общая длина составляет достаточно большое число (52) бит. Для сокращения количества разрядов команды часть информации должна быть задана неявно и не должна зависеть от особенностей конкретной команды.
Наиболее употребительными являются следующие способы сокращения длины кода команды:
Следует отметить, что в одних процессорах все команды имеют одинаковую длину, в других – разную длину. Одинаковая длина всех команд упрощает декодирование, однако требует большего пространства, поскольку все команды должны быть такой же длины, как самая длинная. Команды могут быть короче слова, равными слову или длиннее слова. В процессорах с неймановской архитектурой команды и данные имеют одинаковую длину и поступают в процессор по шине данных. Поэтому для отличия команд от данных в процессоре предусмотрены средства, обеспечивающие:
Форматы команд 8-разрядного процессора. Длина команды составляет от 1 до 3 байт. Код операции всегда размещается в первом байте команды. Второй и третий байты отводятся под непосредственные данные, адрес порта или ячейки памяти. В командах допускается явное задание только одного адреса памяти. Поэтому система команд процессора относится к классу одноадресных команд.
Форматы команд процессора 8086 изображены на рис. 5.21, где обозначено: ОРС (Operation Code) – код операции; X – биты кода
Рис. 5.21.
операции; dst, src – указатели приемника и источника данных; port – адрес порта; data – данные; addr – адрес памяти; LB, НВ – младший и старший байты.