В чем разница между Sass и SCSS? Важные отличия между Sass и SCSS.

08.07.2019

Пока у меня не возникла одна интересная ситуация пару месяцев назад. CSS никогда не было для меня проблемой (хотя там в принципе ничего сложного то и нет), но я был вдохновлен идеей об использовании переменных для создания нечто вроде линий палитры цветов для шаблонов и веб-сайтов. Палитра с фиксированным числом опций помогает предотвратить смешивание цветов и выделение их из выбранного стиля.

Как же понять, для чего использовать LESS, а для чего Sass? В принципе, они достаточно похожи между собой. Давайте рассмотрим их общие характеристики:

* Mixins – классы для классов.
* Parametric mixins – классы, к которым вы можете применить параметры типа функций.
* Nested Rules – классы внутри классов, которые срезают повторяющийся код.
* Operations – математика в пределах CSS.
* Color functions – редактирование цветов.
* Namespaces – группы стилей, которые могут быть вызваны ссылками.
* Scope – произведение локальных изменений в стилях.
* javascript evaluation – javascript-выражения, определенные в CSS.

Основное различие между LESS и Sass заключается в том, каким образом они производятся. LESS – в библиотеке javascript и, соответственно, выполняет работу на стороне клиента.

Sass, в свою очередь, запускает Ruby и работает на серверной стороне. Многие разработчики не пользуются LESS из-за того, на обработку кода движком javascript требуется больше времени, и в результате мы получаем измененный CSS-код для браузера. Существует несколько путей оперирования. Я пользуюсь тем, когда LESS используется только при процессе разработки. Как только я заканчиваю, я копирую и вставляю результат, полученный в LESS в уменьшитель кода, а затем в отдельный CSS-файл, который должен быть включен вместо файлов LESS. Другой способ заключается в применении для компиляции и минимизации ваших файлов LESS. Оба способа минимизируют наполнение ваших стилей, а также помогут избежать проблем, которые могут возникнуть, в случае если браузер клиента не поддерживает javascript. Это бывает редко, но данную возможность исключать нельзя.

Просим вас также учитывать отзыв от Адама Стковиака (Adam Stacoviak), который был написан после бурных обсуждений статьи от Smashing Magazine в Twitter: «На самом деле, Sass требует Ruby, хотя он и не должен быть скомпилирован в CSS-документ на сервере. Он может быть скомпилирован локально (как было указано в LESS), и этот скомпилированный файл может быть перемещен вместе с вашим проектом, шаблоном для WordPress, для Expression Engine и так далее. Так как это Smashing Magazine, и контингент пользователей может значительно разниться, я предполагаю, что многие из вас используют Mac. Итак, Ruby по умолчанию есть на всех машинах Mac, так что простая установка Sass позволит вам сразу же приступить к работе.

Как только вы установили Sass, вы можете локально конвертировать его в CSS и переправить код с проектом, как я уже рассказывал. Если вы не уверены в том, как начать работу с Sass (или Compass), то мы написали достаточно детальное руководство под названием « » (приступаем к работе с Sass или Compass)». Давайте все дружно поблагодарим Адама!

LESS – больше!

Установка

LESS достаточно просто внедрить в любой проект, над которым вы работаете:

Переменные

Если вы разработчик, то наверняка переменные – ваши лучшие друзья. Если вам требуется несколько раз использовать одну и ту же информацию (например, цвет), настройка переменной имеет огромное значение. Таким образом, вы гарантируете самому себе сплоченность документа и освобождаете себя от постоянного скроллинга документа в поисках нужного hex-значения, чтобы скопировать его и использовать в новом элементе. Вы даже можете позабавиться, добавив или исключив hex-значения, которые вам нужно генерировать. Возьмем данный пример:

@blue: #00c;
@light_blue: @blue + #333;
@dark_blue: @blue - #333;
Если мы применим данные стили к трём div’ам, то у нас получится эффект градации, созданный при помощи добавления и исключения значения к и от естественного синего:


Переход от @light_blue к @blue к @dark_blue.

Единственная разница между переменными в LESS и Sass заключается в том, что LESS использует «@», а Sass – «$». Существует также и другие отличия, но их не так сложно изучить.

Mixins

По возможности, мы можем создать стиль, предназначенный для использования повторно в одном и том же документе таблиц стилей. Никто не запрещает вам использовать несколько классов, применять их к элементам в HTML, но вы также можете сделать это, не закрывая документ CSS. Нужно лишь использовать LESS. Для того чтобы продемонстрировать это, я ставил некоторый отрывок кода, посредством которого можно стилизовать два элемента на странице.

Border {
border-top: 1px dotted #333;
}

article.post {
background: #eee;
.border;
}

ul.menu {
background: #ccc;
.border;
}
У вас получится нечто похожее на то, что вы надеялись получить, вернувшись в HTML-документ и добавив класс «.bordered» к обоим элементам. Но важно учесть то, что вы реализовали это, не закрывая документ CSS. Это работает следующим образом:


Как article, так и неупорядоченный список разделяют между собой стиль границы.

С помощью Sass вы объявляете «@mixin» приоритетным для стиля для того, чтобы определить его как mixin. Далее вы объявляете «@include» для того, чтобы вызвать его.

@mixin border {
border-top: 1px dotted #333;
}

article.post {
background: #eee;
@include border;
}

ul.menu {
background: #ccc;
@include border;
}
Параметрические Mixins

По типу того, как вы используете функции в CSS, данная функция может быть особо полезной для тех, кто охотно использует и без того, казалось бы, безграничные возможности современных CSS. Самый лучший и полезный пример её использования относится ко множеству префиксов производителей браузеров, с которыми сталкиваемся по время перехода от CSS2 к CSS3. Nettuts+ опубликовали от Джеффри Уэя (Jeffrey Way), которая включает в себя детальную информацию о внедрении файла, полностью состоящего из полезных параметрических mixin’ов. Статья охватывает ваши любимые параметры CSS3 с префиксами производителей. Например, простой mixin для управления закругленными углами в различных формах:

Border-radius(@radius: 3px) {
-webkit-border-radius: @radius;
-moz-border-radius: @radius;
border-radius: @radius;
}
В данном случае, класс «.border-radius» имеет радиус в 3 пикселя по умолчанию, но вы можете ввести любое угодное значение, и получить закругленные углы. Например, «.border-radius(10px)» закруглит углы на 10 пикселей.

Синтаксис в Sass очень похож на LESS. Просто для переменных используйте «$», и вызывайте mixin’ы посредством методов «@mixin» и «@include», о которых я упоминал ранее.

Selector Inheritance (наследственность селектора)

Давайте рассмотрим кое-что, чего нет в LESS. С помощью данной возможности, вы можете применить селектор к уже ранее установленному селектору без нужны прибегать к формату с разделением через запятую.

Menu {
border: 1px solid #ddd;
}

Footer {
@extend .menu;
}

/* will render like so: */
.menu, .footer {
border: 1px solid #ddd;
}
Nested Rules (Разветвленные правила)

Разветвление классов и id в CSS – это, наверное, наилучший способ оградить ваши каскадные таблицы стилей от смешения с, либо наоборот направить их на взаимодействии с другими добавленными таблицами. Но данный подход зачастую может повлечь за собой хорошие объемы кода. Используя селектор типа «#site-body .post .post-header h2», у нас получается очень приятный глазу код, который занимает достаточно много пространства. С помощью LESS вы можете разветвлять id, классы и элементы как вам будет угодно. Используя пример, приведенный выше, вы можете сотворить нечто вроде этого:

#site-body { …

Post-header { …

&:visited { … }
&:hover { … }
}
}
}
}
Приведенный выше код абсолютно идентичен некрасивому селектору, о котором мы упомянули в предыдущем абзаце, но его гораздо легче прочесть и понять, и занимает он гораздо меньше места. Вы также можете в стилизации элементов сослаться на их псевдо-элементы используя «&» – в данном случае эта функция схожа с «this» в javascript.

Операции

Здесь будет примерно то, чего вы и ожидаете: использование точных чисел или переменных для произведения математических операций в стилях.

@base_margin: 10px;
@double_margin: @base_margin * 2;

@full_page: 960px;
@half_page: @full_page / 2;
@quarter_page: (@full_page / 2) / 2;
К слову, я знаю, что я также могу разделять элементы на 4 и получать переменные типа «@quarter_page», но мне хотелось бы продемонстрировать то, что здесь также уместно правило с круглыми скобками. Скобки также будут обязательными, если вам захочется провести операцию внутри параметра. Например, «border: (@width / 2) solid #000».

Sass гораздо более универсален в случае с цифрами, нежели LESS. Он был встроен в конверсионные таблицы для комбинирования сравниваемых единиц. Sass может работать с неопределенными единицами измерений, а также выявлять их. Данное свойство было представлено в попытке укоренить значимость библиотеки против изменений, которые были внесены в W3C.

/* Sass */
2in + 3cm + 2pc = 3.514in

/* LESS */
2in + 3cm + 2pc = Error
Функции цветов

Ранее я уже упоминал о том, как LESS помогает мне орудовать с цветовой схемой в процессе написания кода. С этим также нераздельно связана и функция цветов. Предположу, что вы используете стандартный синий цвет по всему документу стилей, и вам хочется применить данный цвет к отправной кнопке «Submit» в форме. Вы можете открыть Photoshop или любой другой редактор, чтобы получить оттуда hex-значение (для цвета, который немного светлее или темнее). Либо вы можете просто использовать функцию цветов, предусмотренную в LESS.

Submit {
padding: 5px 10px;
border: 1px solid @blue;
background: -moz-linear-gradient(top, lighten(@blue, 10%), @blue 100%); /*Moz*/
background: -webkit-gradient(linear, center top, center bottom, from(lighten(@blue, 10%)), color-stop(100%, @blue)); /*Webkit*/
background: -o-linear-gradient(top, lighten(@blue, 10%) 0%, @blue 100%); /*Opera*/
background: -ms-linear-gradient(top, lighten(@blue, 10%) 0%, @blue 100%); /*IE 10+*/
background: linear-gradient(top, lighten(@blue, 10%) 0%, @blue 100%); /*W3C*/
color: #fff;
text-shadow: 0 -1px 1px rgba(0,0,0,0.4);
}
Функция «lighten» в прямом смысле осветляет цвет по процентной шкале. В данном случае, функция осветлит основной синий на 10%. Данный способ позволяет вам изменять цвет градированных элементов и любые другие элементы с таким же цветом, просто изменяя сам основной цвет. Это может предложить вам значительные возможности в процессе оформления. К тому же, если вы использовали параметрическую функцию (из тех, что описаны выше), вы можете облегчить себе работу над браузерными префиксами, превратить их в нечто вроде «.linear-gradient(lighten(@blue), @blue, 100%);».

С другой стороны, у вас получится достаточно красивый эффект:


Так и получилась наша красивая градированная кнопка Submit, основанная на переменной.

Существуют и другие цветовые функции для затемнения или изменения цветности цветов, а также для вращения цветового колеса к другим цветам. Я рекомендую вам попробовать их для того, чтобы выяснить – какие функции больше всего вам пригодятся.

Условности и контроль

Ещё одна достаточно полезная штуковина, предложенная в LESS. С помощью Sass, у вас есть возможность использовать условные выражения «if { } else { }», а также циклы «for { }». Он поддерживает операторы «and», «or» и «not», а также «», «=» и «==».

/* Sample Sass "if" statement */
@if lightness($color) > 30% {
background-color: #000;
} @else {
background-color: #fff;
}

/* Sample Sass "for" loop */
@for $i from 1px to 10px {
.border-#{i} {
border: $i solid blue;
}
}
Namespaces

Namespaces могут быть использованы для того, чтобы добавить еще один уровень в код CSS, что позволяет нам создавать группы наиболее часто используемых стилей, а затем выбирать их них на ходу. Например, если мы создали группу стилей под названием «defaults», мы можем выбрать из этой группы то, что нам нужно, когда соберемся обработать определенный элемент.

#defaults {
.nav_list () {
list-style: none;
margin: 0; padding: 0;
}
.button () { … }
.quote () { … }
}
Далее, в нашем коде, если мы встречаемся с элементом «ul» внутри элемента «nav», мы будем знать, что нам потребуется стиль default. Итак, мы без труда можем применить его.

Nav ul {
#defaults > .nav_list;
}
Scope (учёт рамок)

Учитывать рамки в программировании – это норма, следовательно, это такая же норма и в LESS. Если вы определите переменную на корневом уровне каскадной таблицы стилей, она будет доступна для всего документа. Если же вы, тем не менее, переопределите переменную и прикрепите её к селектору типа id или class, то она будет доступна лишь с данным значением лишь в рамках данного селектора.

@color: #00c; /* blue */

#header {
@color: #c00; /* red */

Border: 1px solid @color; /* will have a red border */
}

#footer {
border: 1px solid @color; /* will have a blue border */
}
Так как мы заново объявили переменную в селекторе «#header», значение до этой переменной будет отличаться и будет применимо только внутри данного селектора. Всё, что будет до или после него, сохранит значение изначального объявления.

Scope в Sass выполнен немного иным образом. В вышеприведенном коде, когда переменная «@color» изменена на «red», она будет интерпретирована в коде как есть.

Comments (Комментарии)

Данная часть достаточно проста. В LESS валидны два типа комментариев. Стандартный CSS-комментарий «/* comment */» - валиден и будет проведен через обработку и далее представлен. Однострочные комментарии «// comment» также работают, но они не будут проведены и выведены. Следовательно, им можно повесить ярлык «silent».

Импорт

Импорт также вполне стандартен. Стандартный «@import: "classes.less";» работает вполне сносно. Если, тем не менее, вы импортируете другой файл LESS, то расширение файла будет опциональным. Следовательно, и «@import "classes";» также будет работать хорошо. Если вы хотите импортировать что-то без этапа обработки в LESS, то вы можете использовать расширение.css (например, «@import: "reset.css";»).

String Interpolation (Интерполяция строк)

Строчные данные также могут быть использованы в переменных и вызваны в пределах стиля посредством «@{name}».

@base_url = "http://coding.smashingmagazine.com";
background-image: url("@{base_url}/images/background.png");
Escaping

Случаются моменты, когда вам нужно включать значение, которое не валидно для синтаксиса CSS или которое LESS не распознает. Зачастую такая ситуация возникает при необходимости реализовать какой-нибудь хак для нормализации работы приложения в продукции Microsoft. Во избежание ошибок и краха LESS, вам нужно будет исключить их.

Class {
filter: ~"progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(opacity=20)";
}

/* Will actually be outputted like this: */
.class {
filter: progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(opacity=20);
}
javascript Evaluation (Определение javascript)

Это одна из моих любимых частей в работе с LESS: очень просто использовать javascript в стилях. Вы можете использовать выражения, а также обращаться к функциям среды разработки посредством обратного апострофа (`).

@string: `"howdy".toUpperCase()`; /* @string becomes "HOWDY" */

/* You can also use the previously mentioned interpolation: */
@string: "howdy";
@var: ~`"@{string}".topUpperCase()`; /* becomes "HOWDY" */

/* Here we access part of the document */
@height = `document.body.clientHeight`;
Форматирование на выходе

Хотя LESS не имеется настроек при выводе, Sass предлагает 4 версии вывода: ветвистая, компактная, сжатая и расширенная.

Итог

Эти две великолепные библиотеки разделяют много общего. Обе являются превосходными инструментами для дизайнеров, кто разрабатывает код, а также они могут помочь разработчикам работать более эффективно и быстрее. Если вы являетесь фанатом Ruby или HAML, то Sass точно вам подойдет. Как по мне (а я разработчик PHP и javascript), я придерживаюсь LESS, так как его гораздо проще интегрировать, а также осуществлять доступ к javascript-выражениям и атрибутам документа. Я сомневаюсь, что когда-либо прибегал к действительно серьезным навыкам программирования, пока разрабатывал таблицы стилей, но думаю, что стоит попробовать. Если вы пользовались обеими библиотеками, то мне бы хотелось услышать ваше мнение и советы! Наш ресурс всегда рад получать комментарии!

Я много писал в последнее время о Sass , но по некоторым недавним комментариям я понял, что не все четко себе представляют, что такое Sass . Внесем немного ясности:

Когда мы говорим о Sass , мы обычно имеем в виду препроцессор и язык в целом. Мы говорим, например, «мы используем Sass », или «вот примесь Sass ».

Между тем, Sass (препроцессор) допускает два различных синтаксиса:

  • Sass , также известный как синтаксис с отступами;
  • SCSS , CSS-подобный синтаксис.
История

Первоначально Sass являлся частью другого препроцессора — Haml , который придумали и написали разработчики из Ruby.

Поэтому стили Sass использовали Ruby-подобный синтаксис, без скобок, без точек с запятой и строгих отступов, например:

// Переменная!primary-color= hotpink // Примесь =border-radius(!radius) -webkit-border-radius= !radius -moz-border-radius= !radius border-radius= !radius .my-element color= !primary-color width= 100% overflow= hidden .my-other-element +border-radius(5px)

Как видите, по сравнению с обычным CSS разница ощутимая! Даже если вы пользователь Sass (препроцессора), вы можете видеть, что это сильно отличается от того, к чему мы привыкли.

Переменная обозначается через ! , а не $ , символ присвоения значения = , а не : . Довольно необычно.

Но так Sass выглядел до версии 3.0, выпущенной в мае 2010 года, в которой был представлен совершенно новый синтаксис под названием SCSS или Sassy CSS .

Его целью было приблизить синтаксис Sass к CSS , сделав его более совместимым с CSS :

// Переменная $primary-color: hotpink; // Примесь @mixin border-radius($radius) { -webkit-border-radius: $radius; -moz-border-radius: $radius; border-radius: $radius; } .my-element { color: $primary-color; width: 100%; overflow: hidden; } .my-other-element { @include border-radius(5px); }

SCSS определенно более близок к CSS , чем Sass . Разработчики Sass потрудились над тем, чтобы сделать оба синтаксиса ближе друг к другу, заменив ! (знак переменной) и = (знак присвоения) на $ и: из CSS .

Поэтому при запуске нового проекта вы можете задуматься, какой синтаксис использовать. Позвольте мне осветить эту тему и пояснить все плюсы и минусы каждого из синтаксисов.

Плюсы синтаксиса Sass с отступами

Хотя этот синтаксис может казаться вам немного странным, у него есть несколько интересных моментов. Прежде всего, он короче и его легче набирать. В нем нет скобок и точек с запятой, они не нужны.

Даже лучше! В нем не нужны @mixin или @include , когда достаточно простого символа: = и + .

Также синтаксис Sass обеспечивает чистые стандарты кодирования из-за использования отступов. Так как неправильный отступ может сломать всю таблицу стилей .sass , здесь в первую очередь обеспечивается, чтобы код был чистым и надлежащим образом отформатированным.

Существует только один метод составления кодов Sass : составлять их правильно.

Но будьте осторожны! Отступы имеют логическое значение в Sass . Когда применяется отступ блока селектора, это означает, что это вложенный селектор.

Например:

Element-a color: hotpink .element-b float: left ... выводит следующий код CSS: .element-a { color: hotpink; } .element-a .element-b { float: left; }

Простой факт смещения .element-b на один уровень вправо означает, что он является дочерним элементом от .element-a , что приводит к изменению результативного CSS -кода. Так что, будьте осторожны с отступами!

Как сторонний наблюдатель, я думаю, что синтаксис на основе отступов, вероятно, больше понравится команде, работающей в основном с Ruby/Python , нежели команде PHP/Java программистов (хотя не факт, я хотел бы услышать и обратные мнения).

Плюсы SCSS синтаксиса

Для начала — он полностью совместим с CSS . Это означает, что вы можете переименовать файл CSS в .scss , и он будет работать, как ни в чем не бывало.

Создание SCSS , полностью совместимого с CSS , всегда было приоритетом для поддержки Sass с самого момента релиза SCSS , и, на мой взгляд, это серьезный аргумент.

Кроме того, они стараются следить, за тем, что может стать валидным синтаксисом CSS в будущем, и реализовать это (отсюда @directives ).

Так как SCSS совместим с CSS , он практически не требует дополнительного обучения. Синтаксис почти тот же: в конце концов, это просто CSS с некоторыми дополнениями.

Это важно для начинающих разработчиков: они смогут быстро начать составлять код, почти ничего не зная о Sass .

Кроме того, он более читаем, так как конкретные конструкции уже имеют смысл. Когда вы видите @mixin , вы знаете, что это объявление примеси; когда вы видите @include , вы знаете, что это вызов примеси.

Нет никаких привязок, и все имеет смысл без интерпретации.

Также почти все существующие инструменты, плагины и демо-презентации для Sass разрабатываются с помощью синтаксиса SCSS . Этот синтаксис становится все более ориентированным на профессионалов и выбирается ими по умолчанию (если не является единственно возможным).

В основном в силу указанных выше причин. Например, становится все труднее найти подсветку чистого синтаксиса Sass с отступами; как правило, доступны только варианты подсветки SCSS .

Заключение

Выбор в любом случае остается за вами, но если у вас нет действительно веских причин использовать синтаксис с отступами, я бы настоятельно рекомендовал использовать SCSS , а не Sass . Это не только более просто, но и более удобно.

Как-то я попробовал синтаксис с отступами, и он мне понравился. Особенно его краткость и простота. Я уже хотел было перевести все свои рабочие коды на Sass , но в последнюю минуту передумал.

Я рад, что не совершил этот шаг, потому что сейчас мне было бы очень трудно работать с некоторыми инструментами, если бы я использовал синтаксис с отступами.

Кроме того, обратите внимание, Sass никогда не обозначается аббревиатурой из прописных букв, независимо синтаксис ли это или язык программирования. В то время как SCSS всегда обозначается большими буквами. Хотите узнать почему? Ознакомьтесь с SassnotSASS.com !

Перевод статьи «What’s the Difference Between Sass and SCSS » был подготовлен дружной командой проекта

Каковы основные задачи препроцессора, и какой выбрать: SASS или LESS, разберем в данной статье. Для начала необходимо определить, препроцессор – что это такое? Это средство или инструмент, который изменяет определенный код, преобразуя его с помощью различных возможностей. На вход процессора идет код, который описан различными синтаксическими конструкциями. Данные конструкции понятны только данному инструменту. Он может замещать различные сложные конструкции языка или наоборот добавлять новые. На выходе из программы получается код более низкого качества с удаленными конструкциями.

Для лучшего понимания термина препроцессор рассмотрим пример. На вход данной программы идет код, который содержит различные слова, проблемы, запятые и точки. При наличии функции замены ключевого слова в краткой его форме, то есть в аббревиатуре, на полное название, то на выходе получим предложение с расширенной записью. Это самое примитивное понимание, что такое препроцессор. По-существу в нем заложены более сложные команды и возможности.

Итак, данная программа предлагает различные конструкции для простоты и повышения скорости разработки и поддержки стилей.

Обычно код направлен на особенности человека:

  • Читабельность.
  • Структурированность.
  • Производительность.
  • Также при рассмотрении препроцессоров программисты сталкиваются с понятием синтаксический сахар. Это некоторые дополнения в язык программирования, которые не влияют на получение каких-либо дополнительных возможностей, но улучшают читабельность.

    Основные виды

    Наиболее распространенными вариантами являются LESS, SASS и Stylus. Итак, как уже было определено выше плюсы использования таких инструментов — это улучшение контента текста, структурированности и производительности. Однако, немногие разработчики используют такие программы в работе, так как считают, что работа с ними сложна и многие функции не ясны.

    Программа является самой популярной в данной проблеме. Данная программа была разработана в 2009 году командой программистов. Он обладает всеми функциональными возможностями на базовом уровне. Основным недостатком является отсутствие условных конструкций и циклов. Главное преимущество данного инструмента – это ясность и простота в применении, его функциональные возможности можно расширить с помощью различных плагинов.

    Syntactically Awesome Style Sheets

    SASS является самым мощным препроцессором. Его разрабатывала целая команда программистов. Он был основан в 2007 году в качестве модуля для HAML и, кроме того, написан на Ruby (есть порт на C++). Также он обладает более широким спектром возможностей по сравнению с другой программой. Чтобы расширить возможности Syntactically Awesome Style Sheets, можно использовать многофункциональную библиотеку Compass. Программа SASS имеет два варианта синтаксиса: Sass и SCSS.

    Это самый молодой и перспективный инструмент. Его основали в 2010 году. Препроцессор Stylus является самым удобным и расширяемым препроцессором.

    Обычно программист уже работает с LESS. Любой файл считается валидным LESS-файлом. При этом, нет необходимости в расширении файла. При взятии обычного CSS-кода поместим его в файл с тем же именем, но с расширением.less. По факту был получен идентичный файл без ошибок и с точным содержанием. Разница между файлами была только в наличии пустых строк после селекторов. Таким образом, при использовании данного инструмента времени на компиляцию уходит намного меньше. Поэтому действие данного средства направлено на конкретные цели, построения удобной структуры. Это можно выполнить и с обычным CSS, но удобства при этом будет меньше.

    Основные факторы в выборе

    Согласно функциональным характеристикам Sass определенно лучше других программ по многим параметрам. Но если работа уже проходит с помощью Less, нет никакого смысла его менять. Как было указано выше, SASS позволяет применять Compass, что приводит к облегчению при работе с префиксами. У других программ нет проекта Compass, так как язык инструмента довольно сложен. SASS имеет логические и циклические операторы. Сайт LESS красивый и удобный по сравнению с другими сайтами.

    При работе с правилами @media программист добавляет блоки с ними внизу страницы стилей. Это приводит к разъединению стилей. Less и Sass – оба инструмента, которые решают эту проблему, математика в них в целом похожа. По скорости работы оба препроцессора обладают хорошими показателями.

    Разработчики обоих вариантов продолжают их дальнейшее совершенствование.

    Согласно отзывам и комментариям программистов оба инструмента могут быть использованы с равными возможностями. Syntactically Awesome Style Sheets по некоторым данным имеет более низкую скорость по сравнению с другими. Некоторые считают, что Stylus сегодня превзошел оба препроцессора.

    Итак, точного решения вопроса об использовании Less и Sass нет, так как они оба обладают хорошими свойствами и функционалом. Поэтому выбор определен целями и задачами программиста.

    От автора: прежде всего, что такое препроцессор? Вкратце препроцессор – это программа, модифицирующая данные под входные требования другой программы. Препроцессоры CSS – это скриптовый язык, расширяющий возможности обычного CSS переменными, правилами вложенности, функциями и логическими блоками.

    Зачем мне его использовать?

    Часто вы будете попадать в ситуацию, когда придется использовать одинаковое значение для определенного свойства в разных местах. Например, сначала вы указали красный первичным цветом сайта. Потом вам необходимо сменить его на зеленый.

    С переменными вам не нужно искать и заменять все упоминания красного в стилях. Вы один раз определяете значение переменной, например, «primary color», а затем используете эту переменную как значение.

    Значение primary color меняется в одном месте. Можно также импортировать CSS файлы из других источников, не думая о количестве сетевых запросов, так как перед компиляцией их все можно объединить в один файл.

    Благодаря вложенной природе CSS препроцессоров, вы получите компактный код с таким же результатом. В основе LESS и SCSS лежит принцип DRY, который расшифровывается как «Don’t repeat yourself» или «не повторяйтесь».

    Препроцессоры. Быстрый старт

    Что не так с LESS?

    В сети уже полно обсуждений о том, что лучше: LESS или SCSS. Поэтому я не буду подробно раскрывать обе темы. Вместо этого я расскажу про маленькие проблемы, которые у меня возникли с LESS.

    SCSS использует символ $ для определения переменных, а LESS – @. Поскольку CSS тоже использует символ @ для медиа запросов, импортов и keyframe анимации, это может ввести разработчиков в заблуждение.

    Символ $ не используется в CSS. Символ @ есть в SCSS, но он используется для директив @if , @else , @each, @for и @while.

    Хотя этот сценарий реален не для всех, лучше использовать разные идентификаторы для разделения элементов.

    SCSS поддерживает традиционные логические выражения типа if/else, блоки и циклы. Guarded миксины в LESS легче для глаза, но их сложнее понять.

    Можно сделать с помощью LESS…

    … или просто с помощью SCSS.

    LESS определяет лишь один guarded миксин. Поэтому нельзя просто передать второй аргумент и обработать его в том же миксине, продублировав код для всех возможных сценариев. На самом деле, LESS (меньше) значит больше (игра слов).

    Я знаю, что можно сократить код, используя аугментированные значения в качестве имен свойств для этого случая, но проблема в том, что я не могу условно сопоставлять две разные части одного и того же миксина с LESS.

    С таким кодом головной боли больше…

    Препроцессоры. Быстрый старт

    Изучите азы работы с препроцессорами Less и Sass с полного нуля менее чем за 2 недели

    … чем с таким.

    Чтобы достичь такого же результата с помощью LESS, мне пришлось предопределять все, писать миксин, получать позицию индекса, итерировать его с моей логикой до тех пор, пока значение индекса не станет равным нулю, и вызывать миксин вручную.

    Хотя это лично мое мнение, мне кажется, что SCSS в целом лучше обрабатывает значения вычислений и математические значения.

    Что с этим не так?

    LESS, с другой стороны, гораздо сложнее. Например, когда я использую его, я не пытаюсь проводить вычисления. Но даже если бы я это делал, с каких пор 100% минус 50px равно 50%?

    LESS, почему ты игнорируешь значения с единицами изменений?

    Зачем ты заставляешь меня учить твои костыли, когда я уже знаю CSS?

    И последнее. Благодаря проекту LibSass, у SCSS есть много оберток для других языков, например, C, Go, PHP, Python, Dart и т.д.

    Почему мы решили отказаться от LESS в угоду SCSS?

    Пока мы разрабатывали JotForm Cards, нам нужно было предварительно обрабатывать значения переменных – предварительная компиляция и кеширование на стороне сервера одновременно; и все это нужно было сделать идеально.

    Мы хотели, чтобы пользователи могли настраивать внешний вид форм. Чтобы любые изменения мгновенно и одновременно отображались и кэшировались на сервере. Ради наших пользователей мы не хотели запускать клиентскую LESS-оболочку, потому что это потребует вычислительной мощности клиента — и много чего может пойти не так.

    Мы не начали цикл разработки с целью перехода от LESS к SCSS. Но на полпути, занимаясь этими незначительными проблемами, отсутствие достойной обертки для LESS стало последней каплей.

    При этом различия между LESS и SCSS менее важны, чем то, что их объединяет. В конце концов, не имеет значения, какой препроцессор вы используете, если вы его используете.

    Пытаться управлять огромным проектом с одним CSS-файлом и традиционной структурой CSS намного сложнее, чем использовать препроцессор с парой проблем.

    Синтаксис SASS мне импонирует больше чем SCSS за его краткость. Но большая вложенность стилей в SASS может быстро ликвидировать все преимущества его краткости. В любом случае разницу между SASS и SCSS не принципиальна. LESS оказался ближе к SCSS чем к SASS. И, в общем, это тоже самое. Отличий не много, но парочка из них принципиально меняют расстановку сил.

    1. LESS - может client-side с использованием JS.

    Точнее он не то чтобы может, он на это и расчитан. Обычная практика использования LESS-кода:

    Это потом уже к нему прикрутили возможность компиляции на сервере (и на js и на ruby).

    На первый взгляд какое-то странное свойство. Зачем компилить на стороне клиента, если можно отлично скомпилить на сервере и отдавать уже готовую ужатую CSS как мы привыкли с SASS?

    Причина становится видна после изучения невзрачных самых послених строках документации к LESS :

    @height: `document.body.clientHeight`;

    Вот такая маленькая одинокая строчка дает возможности о которых только мечтали верстальщики с начала освоения стилей. Вызов из CSS ява-скрипта на стороне клиента и учет фактических параметров браузера при создании стилей.

    Тоесть у нас появилась возможность сначала загрузить DOM, а потом под него создать специальный CSS прямо на стороне клиента. Дальше сами думаейте какие возможности этот открывает.

    Нужно ли это вашему проекту это вопросу другой. Понятно что все привыкли к клиентской неизвестности/независимости и верстке в стиле «делаем универсально, чтобы более-менее показывалось у всех на всех разрешениях». Но это не повод забывать что теперь такая возможность есть и с ней вы можете делать, к примеру, ну очень резиновую верстку.

    2. LESS, в отличии от SASS/SCSS не имеет логики.

    В LESS нет if/then, for и т.п. Хотя, учитывая то, что в него легко встраивается JS думаю логику вполне возможно прикрутить. Не пробовал.

    3. В LESS проще миксинг + миксить можно классы.

    Очень понравилось то, что в LESS можно включать в определение свойства других классов. Собственно класс и является миксином. Это еще одна особенность которой нет в SASS/SCSS. Вы можете включить в LESS обычный CSS файл и использовать его классы для определия своих свойств. Например:

    Wrap {
    text-wrap: wrap;
    white-space: pre-wrap;
    white-space: -moz-pre-wrap;
    word-wrap: break-word;
    }
    pre { .wrap }

    Резюме

    За исключением 1-го пункта разница не велика и выбор большена любителя.

    Лично для меня LESS выглядит более привлекательным из-за своей простоты. Циклы и условия в стилях мне еще никогда не были нужны. Классические утилиты типа «box-shadow, linear-gradient, darken" в LESS есть.

    Да, под SASS написано уже множество готовых библиотек (