Виды модульных сеток. Модульная сетка в графическом дизайне

15.10.2020

Поговорим о том, как лучше располагать элементы дизайна на странице.

Одна из распространенных ошибок начинающих дизайнеров состоит в том, что они перенасыщают композицию всевозможными элементами и располагают их слишком близко друг к другу.

Они пытаются разместить слишком много информации в маленьком пространстве. Запомните, что свободное пространство — ваш добрый друг . Оно облегчает аудитории процесс чтения вашего материала. Правильно использованное пространство делает ваш проект более изящным и легким для восприятия.

Основная стратегия композиции вашего дизайна должна начаться с разметки . Если вы не хотите, чтобы ваша работа выглядела хаотично, то вам нужно систематизировать всю визуальную информацию. Здесь нам на помощь приходит модульная сетка или, говоря иначе, разметка для расположения элементов на странице. В вебдизайне роль модульной сетки выполняет таблица

.

Вот несколько примеров модульных сеток.
Обратите внимание, насколько разнообразными и уникальными они могут быть.

Для того, чтобы продемонстрировать необходимость использования модульной сетки, здесь я привожу три варианта одной и той же работы.
Два первых варианта — с четко разработанной модульной сеткой, а последний — без.


Пример 1


Пример 2


Пример 3


Посмотрите внимательно на эти примеры и, что называется, почувствуйте разницу. Там, где элементы дизайна расположены в соответствии с модульной сеткой, чувствуется порядок и осмысленность композиции. А вот в последнем варианте без модульной сетки, элементы расположены хаотично и, соответственно, нарушают принципы выравнивания, единства и соответствия.

В композиции первых двух изображений используется традиционная модульная сетка. В первом изображении линии расположены горизонтально и вертикально с равными промежутками.

Отличие второго варианта лишь в том, что линии расположены наклонно . Все элементы композиции привязаны к этим наклонным линиям.

А вот в последнем примере вообще нет никакой модульной сетки . Интервалы между графическими элементами абсолютно случайны и поэтому в композиции отсутствует ощущение единства.

Мой аам совет: всегда используйте модульную сетку для построения красивой и грамотной композиции (ну, конечно, если вы не занимаетесь искусством в чистом виде, где, как известно, нет никаких правил)!

Предвкушаю ваш вопрос: Неужели ты, Боб, каждый раз выстраиваешь модульную сетку, прежде чем приступить к работе. И не лень тебе?

Честно говоря — не всегда, хотя и стараюсь. Но на начальных этапах своей дизайнерской деятельности я не пренебрегал этим важным правилом и добросовестно выстраивал модульную сетку. По мере накопления опыта, вы научитесь работать с воображаемой сеткой без необходимости чертить её на странице, и любое отклонение от задуманной разметки будет заметно аашему взгляду.

Тем не менее, в процессе работы, при необходимости, можно и нарушить структуру модульной сетки. В конце концов, мы ведь , а не математики. Такое нарушение иногда придает работе легкости и свободы выражения. Надо лишь помнить, что эта свобода не должна разрушить общей структуры композиции.


Итак, какие преимущества дает нам модульная сетка?


1. Модульная сетка помогает нам соблюдать один из основных принципов дизайна — принцип выравнивания. Отдельные элементы могут быть ни к чему и не привязаны, но желательно, чтобы элементы находящиеся в группе, были выровнены по отношению друг к другу, а группа элементов — по отношению к другим группам.

2. Модульная сетка помогает соблюдать равномерные интервалы между элементами.

3. Модульная сетка помогает рационально использовать свободное пространство, которое облегчает чтение текста и восприятие всей композиции.


Теперь пример из практики.


Представьте, что ваш заказчик просит вас сделать брошюру из 50 страниц. Вы выполняете работу по всем правилам хорошего дизайна. Страницы брошюры имеют красивую модульную сетку, много свободного места и читать их легко и приятно.

Но заказчик, не понимая подобной эстетики, видит лишь незаполненное свободное пространство и, не желая платить за чистую бумагу, просит впихнуть туда ещё 10 страниц. Как же тогда быть?

Попробуйте объяснить заказчику, что страницы, плотно заполненные содержанием, малопривлекательны и трудны для восприятия, и вряд ли аудитория захочет тратить время на их чтение.

Если заказчик этого не понимает, то предложите ему показать оба варианта своим друзьям и спросить их мнения. Если же ни что не смогло его вразумить, то увы, вам не остается ничего другого, как удовлетворить его желание. Кстати, о подобной ситуации я уже рассуждал в своей статье « »



В завершение дам вам совет.

Не перегружайте свой дизайн! Свободное пространство и поля на странице важны и необходимы для зрительного восприятия. Помните, что задача хорошего дизайна — быстрая передача необходимой информации, поэтому дизайн должен не препятствовать, а помогать усвоению этой информации.

Если страница перегружена информацией и нет четкого разделения элементов на группы, зрителю будет трудно сконцентрироваться на главном и, скорее всего, у него не возникнет желания разбираться во всей этой путанице.

Напротив, когда в основе дизайна лежит малое количество элементов, имеющих четкую структуру композиции, зрителю будет легко и комфортно, и он быстро усвоит необходимую информацию.


В чем секрет хорошего логотипа? В интересной идее? Или, может быть, в правильно подобранном шрифте? Как определить гармоничные пропорции фигур, которые его составляют? Если дизайнер уже примерно представляет общий вид логотипа, целесообразно начинать его проектирование с создания модульной сетки. О ней и пойдет речь в статье.

Что такое модульная сетка

Модульная сетка (МС) — это набор направляющих, которые образуют «каркас» будущего логотипа. Минимальная единица сетки — «модуль» — может быть совершенно разной формы и размера. Так, логотип Twitter образован окружностями разных диаметров:

Логотип Twitter и его модульная сетка

Хоть сетка на рисунке выше, на первый взгляд, и может показаться набором хаотично расположенных окружностей разного размера, это совсем не так — используется всего три диаметра:

  • малый - образует клюв, голову и перья;
  • средний - на его основе создана спина, линии клюва и верхняя часть крыла;
  • большой - определяет форму груди птички.

Благодаря модульной сетке, логотип сайта Twitter выглядит аккуратным, правильным, гармоничным.

Почему модульная сетка — это круто

Если взглянуть на запоминающиеся , можно заметить, что у них есть определенная структура. Внешний вид логотипа Volkswagen хоть и не имеет «кирпичиков»-модулей, но зато подчиняется геометрическим правилам:

Модульные сетки используются в различных видах дизайна. Сложно представить себе веб-сайт интернет-магазина без направляющих, сетки широко распространены в печатной продукции и веб-дизайне . Давайте посмотрим на страницу журнала, сверстанную без использования какой-либо сетки.

Страница, в которой нет никакой модульной сетки

Из-за того, что графические элементы расположены хаотично, в композиции отсутствует ощущение единства, изображение выглядит непрофессионально, некрасиво .

Если выровнять элементы относительно вертикальной модульной сетки, или даже диагональной, — на странице сразу появляется динамика, пространство.

Модульная сетка из вертикальных и горизонтальных линий с одинаковыми промежутками

Размещать элементы можно не только строго вертикально. Ниже — пример, в котором дизайн выстроен по диагонали, а все элементы выровнены между собой.

Но вернемся к логотипам. Они подчиняются тем же принципам и канонам дизайна, что и любые графические объекты. Если требуется создать простой, лаконичный и строгий логотип — модульная сетка будет очень полезна. Она позволит выстроить «скелет» лого, благодаря которому все элементы будут подчиняться определенным стандартам.

Сложный или простой — логотип может быть любым . Даже текстовый лого «Газпрома» имеет свою сетку. В ней модулем является квадрат шириной «x», а все элементы расположены пропорционально с ним.

Логотип «Газпром»

Какие существуют модульные сетки

Все модульные сетки можно условно разделить на несколько групп. Они могут быть:

  • квадратными или прямоугольными;
  • на основе окружностей;
  • комбинированные (воздушные).

Квадратные модульные сетки для логотипов заимствованы из веб-дизайна. В их основе лежат прямоугольники или квадраты, которые и определяют форму логотипа. Ширина букв и интервалы между ними строго регламентированы.

Логотип Nudge создан на основе прямоугольной МС с применением персонального математического подхода. Так, ширина внутренней части равна межбуквенному интервалу. «Хвостики» у символов d и g срезаны под углом 45°.

Логотип nudge на основе прямоугольной сетки

Логотип Toyota основан на прямоугольниках со сторонами a и b. В эту сетку вписаны 3 овала. Пересечение линий овалов совпадает с пересечением прямоугольников — они образуют зрительные центры, то есть те места, в которые в первую очередь будет смотреть человек.

Однако, такая структурность — скорее редкость, чем правило. Гораздо чаще встречаются логотипы на основе МС, состоящей из окружностей или комбинированной сетки.

Модульные сетки на основе окружностей — самый часто встречающийся тип МС. На их основе создано большинство известных логотипов. Базовым модулем является окружность, отталкиваясь от которой и создается логотип. В начале этой статьи мы показали логотип Twitter, состоящий из нескольких окружностей различного диаметра. Одним из самых очевидных логотипов на основе МС, состоящей из окружностей, является логотип Pepsi.

Такая модульная сетка позволяет создавать запоминающиеся логотипы в стиле «минимализм».

«Енот»

Apple также использовала для дизайна своего логотипа модульную сетку на основе кругов. Логотип выглядит идеальным благодаря построению его с использованием кругов Фибоначчи.

Пропорция Фибоначчи («золотое сечение») — соотношение между двумя величинами 1:1,618. Широко используется во всех видах дизайна, так композиция, построенная на основе этого соотношения, лучше всего считывается человеческим глазом.

Дизайн логотипа, основанного на пропорции Фибоначчи, хорошо воспринимается зрителем. На основе «золотого сечения» можно создавать яркие и запоминающиеся лого.

Комбинированные (или воздушные) модульные сетки обычно не заметны глазу. Логотипы на их основе очень легки, красивы и универсальны. Сетка в них играет второстепенную роль. Она определяет расстояние и пробелы между различными элементами, иногда — высоту логотипа, но форма лого не привязана к МС. Прекрасный пример — работа дизайнера Davit Chanadiri, который создает логотипы из пересечения окружностей.

Эффектно в комбинированных модульных сетках выглядит пропорция Фибоначчи и грамотное использование «негативного пространства».

Симметрия и асимметрия в модульных сетках

Симметрия — всегда красиво. Симметричный баланс означает, что вес композиции равномерно распределен по отношению к оси симметрии. Симметричные логотипы выглядят более спокойными и надежными.

Симметричное и асимме тричное расположение элементов

Асимметричные композиции позволяют привлечь внимание к несбалансированности форм, из-за этого асимметричный логотип цепляет взгляд и лучше запоминается. Он выглядит динамичнее, игривее и загадочнее, это следует учитывать при его проектировке. Асимметрия — это всегда ритм и движение, но не стабильность и уверенность.

Симметричный и асимме тричный логотип

Очень сбалансированно выглядят асимметричные логотипы, для построения которых использован принцип «золотого сечения». Он позволяет сохранить общую симметрию композиции, но при этом акцентировать внимание на некоторых элементах, немного их сместив.

В каких случаях модульная сетка будет излишней

Модульная сетка бессмысленна, если элементы логотипа не связаны между собой. В этом случае она будет нелогична, непонятна и неудобна.

Логотип состоит из элементов, не связанных между собой

Не нужно создавать «сетку ради сетки» и пытаться наложить на нее любые логотипы. На примерах ниже видно, где МС уместна, а где — смысла в ней нет.

Логотипы, в которых модульная сетка нужна и не нужна

Еще один случай, когда модульная сетка не нужна — логотип, в котором основную роль играет эмоциональный образ персонажа . Надуманные схемы построения скорее вредят, чем приносят пользу проекту.

«Демонстрация любых схем лишена смысла, когда итоговый эмоциональный образ логотипа заслоняет собой всю геометрию. В примере ниже в первую очередь считывается медведь на велосипеде. Именно он имеет эмоциональное значение. Зритель не станет заморачиваться, насколько совершенно попа медведя круглая и чему равен её диаметр» Иван Богданов, «Бюро Горбунова».

Случай, когда геометричность — вторична

Если геометрические формы сочетаются с плавными, гибкими и кривыми линиями или отрезками — использование МС также будет неуместно. В знаке качества СССР гармония элементов основана на размерах, углах и пересечениях, а не на соотношениях геометрических форм.

7 причин использовать модульную сетку при разработке логотипа

  1. Сетка помогает организовать рабочий процесс.
  2. Ускоряет .
  3. Позволяет создать симметричный или асимметричный дизайн.
  4. Полезна для установки расстояния между буквами.
  5. Позволяет обозначить «безопасную зону» — расстояние от логотипа до других элементов.
  6. Акцентирует внимание на определенной части логотипа.
  7. Помогает достичь визуальной гармонии.

Заключение

Модульная сетка — полезный инструмент при разработке логотипа сайта. С момента выхода в 1981 году книги Йозефа Мюллера-Брокмана «Модульные системы в графическом дизайне» интерес к сеткам то угасает, то вновь разгорается. Они применяются везде: для разработки дизайна интернет-магазина, для определения расположения различных элементов оформления сайта, в логотипах, даже при проектировании интерфейсов. И хотя многие классные логотипы начинаются с наброска на листочке, самый верный способ получить эффектный логотип — обратиться .

Что такое модульная сетка.

Модульная сетка это система построения визуальной информации на основе блоков – модулей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-9", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-9", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Модуль.

Основой модульной сетки является модуль. Модуль происходит от латинского слова modulus – “маленькая мера”. Модулем может выступать любая мера длины, площади или объёма взятая за единицу модульной сетки.

Из истории.

Римский зодчий, Витрувий, в Iвеке до н.э. писал о важности пропорций при построении целого.

Стоит ли говорить о возрасте модульной сетки? Она в буквальном смысле стара как мир. Мы можем видеть пропорциональное модульное деление в древнегреческой архитектуре, когда за основу брался радиус или диаметр колонны и на основе этого деления возводились храмы и сооружения, некоторые из которых сохранились и по сей день.

Для чего нужна модульная сетка.

Модульная сетка позволяет логически структурировать информацию, облегчая тем самым её восприятие. Правильно построенная сетка позволяет легко справиться с вёрсткой как многостраничных изданий так и небольших одностраничных рекламных макетов.

Как правило, ясный и собранный макет оставляет правильное, положительное впечатление. Чёткое и законченное композиционное изложение информации, эстетически более логичное, чем хаотичное. Использование модульной сетки позволяет целиком сосредоточится на информации.

Построение модульной сетки.

Модуль может быть размером в 2 квадратных метра, 3 на 3 миллиметра или 12 на 12 пикселей. Всё зависит от той системы измерений в которой мы его используем.

В веб-дизайне в основном используются модули размером 12, 16 или 24 px. Некоторые рекомендуют брать за основу межстрочное расстояние, что в принципе тоже логично.

Модульные сетки могут быть абсолютно разными. Наиболее примитивной будет сетка состоящая из одинаковых квадратов выстроенных вплотную.

Более сложные модульные сетки используют большее количество элементов. К примеру мы берём за основу модуль Х и получаем сетку с шагом 3Х по горизонтали и 4Х по вертикали. При этом как вертикальные так и горизонтальные блоки разделяются между собой модулем Х.

Нетрудно угадать какой вариант вам понравился, мне лично нравиться первый, тот что слева. У него более явная и чёткая структура. Его найдут более интересным и правильным большая часть людей. Несмотря на то что информация содержится одна и та же, подана она по-разному, а поэтому впечатления после увиденного остаются совершенно разные.

Модульная сетка в айдентике.

Использование модульной сетки в айдентике давно уже стало стандартом. Модульное построение используют начиная с разработки визиток и заканчивают разрабатывая билборды. Использование одной и той же модульной сетки в различных рекламных продуктах создаёт ощущение целостности и единства для всего бренда.

Типографская сетка в журналах и газетах

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-10", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-10", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Типографская сетка является скорее разновидностью модульной сетки из-за специфических особенностей типографского дела.

Журналы просто не могут обойтись без сетки. Чёткая и лаконичная структура притягивает взгляд и облегчает чтение больших объёмов информации.

Модульная сетка не является чем-то обязательным и её использование также дело личных предпочтений и вкусов. Использовать её можно по-разному.

На рисунке 5 вы видите отличный пример использования модульной сетки и сознательное нарушение её границ, что в свою очередь смотрится довольно интересно и заметно оживляет весь разворот.

Редакторы газет одни из первых оценили все прелести модульной вёрстки и на протяжении длительного времени облик газеты незначительно изменился. Мы можем взять в руки газету вековой давности и сравнить её с современной, я думаю что общие черты не претерпели сильных изменений.

Построение модульной сетки в Corel Draw .

Есть несколько вариантов использования сетки в кореле.

Первый это при помощи стандартной сетки. Она отмечена иконкой под номером 1. Нажимая на эту иконку мы активируем сетку. Вы также можете поставить привязку к этой сетке или настроить её по своему желанию.

Второй способ это построение сетки при помощи направляющих. Мы можем сделать направляющие видимыми или невидимыми с помощью иконки под номером 2.

Пример модульной сетки на основе направляющих в кореле на рисунке 4.

Здесь модуль размером 5 миллиметров. С помощью него мы построили более сложную сетку.

Вы можете придумать свой способ, главное чтобы он помогал вам в упорядочивании информации.

Использование модульной сетки в Adobe Photoshop .

Аналогично сетка строиться и в фотошопе. Но здесь дизайнеры пошли дальше и сейчас можно скачать различные плагины для построения модульной сетки с заданными параметрами. Это значительно облегчает и упрощает создание лаконичных дизайн-макетов.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-11", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-11", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Выводы.

Модульная сетка используется повсеместно. Её значение велико, а возможности нельзя недооценивать.

Хотя во многих проектах можно обойтись банальным выравниванием, этот инструмент нужно отнести к разряду обязательных в вашем арсенале, если хотите делать качественный дизайн.

Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик “38 попугаев” научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр – это модули.

Из всего этого мы можем понять, что модуль – это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки.

1. Самый простой тип – блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.


Блочная сетка

3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.


4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.


Итак, как же создать модульную сетку.

1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

Есть один нюанс – нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение – это уже зависит от вашего эскиза.

О чем молчат типографии -

22 ноября 2015 Воскресенье Модульная сетка: инструмент грамотного дизайна

Что такое модульная сетка?

Это невидимый скелет вашего дизайна - система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Какая от нее польза?

Во-первых, модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

А во-вторых, заметно ускоряет выполнение заказа, ведь, согласитесь, работать по шаблону гораздо легче, чем всякий раз заново изобретать велосипед.

Человек издавна пытался понять природу красоты, "разложить" ее на отдельные составные части, "поверить гармонию алгеброй". Древнейший пример использования модульной сетки - средневековый канон, которым пользовались переписчики книг при разметке книжных страниц.

Разворот латинского манускрипта. 1555

Основы же современного модульного проектирования были заложены конструктивистами 1920-х годов.

Обложка журнала. Дизайн Эль Лисицкого. 1922

Постер. Дизайн Герберта Байера. 1926

Однако не сразу их абстрактные построения были осознаны как метод со своей системой правил и закономерностей. Лишь в 1940 году швейцарский дизайнер Макс Билл впервые применил в книжном оформлении модульную сетку.

Книжный переплет. Дизайн Макса Билла. 1944

Постер. Дизайн Макса Билла. 1945

В 1961 году его соотечественник Йозеф Мюллер-Брокман ввел в употребление первые термины модульного подхода к дизайну и опубликовал 28 примеров разработанных им самим сеток. Именно швейцарская школа дизайна, предельно функциональная и лапидарная, усовершенствовала и подарила миру этот инструмент - модульную сетку.

Сетка и книжные страницы. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1959

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1972

Надо сказать, что российские дизайнеры не намного отстали в модульном проектировании от своих западных коллег. Уже в 1960-е годы в Советском Союзе появилась группа единомышленников, использовавших принципы строгого конструирования печатных изданий (впоследствии Сергей Серов в шутку назвал эту школу "советской Швейцарией"). У истоков отечественного модульного подхода к дизайну стояли такие признанные сегодня авторитеты, как Максим Жуков, Михаил Аникст и Аркадий Троянкер.

Книжный переплет. Дизайн Максима Жукова и Аркадия Троянкера. 1970

Книжный разворот. Дизайн Михаила Аникста. 1979

Суперобложка. Дизайн Максима Жукова. 1977

Всего за пару десятилетий был накоплен уникальный опыт и созданы шедевры графического дизайна. Несмотря на это, сегодня, как и 30-40 лет назад, модульную сетку в нашей стране, похоже, по-прежнему продвигают только энтузиасты-одиночки

Обложка буклета. Дизайн Евгения Григорьева. Санкт-Петербург, 2009

Приведем несколько примеров модульного подхода к дизайну из портфолио нашего издательства.

Для каталога художника Евгения Журова был выбран классический книжный формат in quarto с соотношением сторон 3 к 4. Эти пропорции и легли в основу модульной сетки.

Для того чтобы сориентировать на развороте изображения картин, была выделена горизонтальная линия, делящая страницу по вертикали в соотношении 1 к 3. При макетировании каждое изображение располагалось так, чтобы и оно делилось этой линией по вертикали в том же соотношении.

Подобный прием позволил легко и гармонично совмещать друг с другом любые по формату картины - как панорамные, вытянутые по горизонтали, так и высокие, вытянутые по вертикали. При перелистывании каталога живописный ряд приобретает живой, пульсирующий ритм.

Надо ли говорить, что композиции титульного листа и шмуцтитулов, набор вступительной статьи и выходных данных, положение колонцифр на внешних полях страниц также выстраивались с учетом этой горизонтали.

Добавим лишь, что подписи к картинам, напротив, были намеренно сделаны статичными. Они разместились в строго определенных местах и живут как бы отдельно, ничем не отвлекая внимание зрителя от изображений.

Внешний вид нашего тематического календарного каталога был подсказан самим материалом. Этот каталог предназначается для той категории клиентов, которые хотят заказать корпоративный календарь. Каждая тема представлена 12-ю изображениями (по количеству месяцев в году) и помещается на отдельном развороте. Модульная сетка брошюры получилась настолько простая, ясная и открытая, что нет необходимости приводить ее здесь отдельно.

Дизайн открыток из набора "Династия Романовых" (Музеи Московского Кремля), несмотря на ярко выраженную асимметричную композицию, полностью был построен на последовательном делении плоскости по золотому сечению. Совмещение классических, проверенных временем принципов с современными тенденциями порой может привести к интересному результату.

Модульное конструирование просто незаменимо при оформлении серийных изданий. Единожды выстроенная, но хорошо продуманная сетка сильно облегчит работу над новыми выпусками книги, журнала, буклета, газеты. Свободно меняя текст, изображения, цвет, можно без труда получить легко узнаваемый и точно опознаваемый дизайн внутри одной серии.

Необходимо, однако, помнить, что применение модульной сетки не является стопроцентной гарантией удачного дизайна. По одному и тому же шаблону можно создать как произведение искусства, так и посредственную поделку. Каким бы точным, тонким и универсальным инструментом ни была модульная сетка, это всего лишь инструмент, который останется мертвым без фантазии и творческого подхода.

Кроме того, приступая к модульному конструированию, дизайнеру нелишне иметь хотя бы общие представления о пропорциях, форме, цвете, контрасте, ритме…

Но об этом - в следующих наших статьях.

Литература для самообразования:
1. Лаптев В. Модульные сетки: Проектирование многополосных изданий. М.: РИП-холдинг, 2007.
2. Самара Т. Создавая и ломая сетку. М.: РИП-холдинг, 2005.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. М.: Книга, 1984.
4. Bosshard H. R. Der typografische Raster. Z?rich: Niggli, 2000.
5. Elam K., Elsener R. Gestaltungsraster: Ordnungssysteme f?r Schrift. New York: Princeton Architectural Press, 2006.
6. Miller-Brockmann J. Grid systems in graphic designs. Z?rich: Niggli, 1981.