Икт в современном мире. Роль информатики и информационных технологий в современном мире

13.07.2019

"Железо ржавеет, не находя себе применения,

стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум

человека, не находя себе применения, чахнет."

Леонардо да Винчи

Если сравнивать жизнь в наше время и жизнь нескольких веков назад, да что там веков, хотя бы века, то, каждый отметит, особых познаний в истории для этого не нужно, что прогресс не заставил себя ждать. Конечно, те времена были полны открытий. Но всё же, люди тех времён уже никогда не узнают и не прочувствуют эту жизнь, жизнь в эпоху информационно-коммуникационных технологий.

Бесполезно говорить о том, что меняются времена, люди, изобретения, ведь это и так ясно. Мир для того и существует, чтобы не стоять на месте, а развиваться и развиваться. Результатом такого развития стали ИКТ, которые в наши дни активно вошли в жизнь каждого человека. Это, бесспорно, очень хорошо, ведь благодаря именно им, люди обогащают свои знания, умения и раскрывают в себе свои таланты.

И это не смотря на то, что ИКТ сделали жизнь людей намного проще и интереснее. Даже учёба в школах и университетах стала наиболее увлекательной.

В нашей школе, да и, наверное, во всех остальных, большинство уроков проводится в «присутствии» ноутбука, проектора и интерактивной доски. Теперь учителям стало легче преподносить знания ученикам, ведь сейчас вместо различных картинок из дополнительной литературы, принесённых учителем, преподаватель может продемонстрировать презентации или фильмы.

ИКТ в жизни школьника

Выступить, с презентацией? Пожайлуста

ИКТ стали неотъемлемой частью жизни школьников. Подготовка к урокам, у многих моих одноклассников, предусматривает обязательное использование Интернет-ресурсов. Особенно по предметам гуманитарного цикла. Сами порой удивляемся, что мы там находим! Правда есть и свои издержки в этом деле. Трудно иногда устоять и не отклониться от целенаправленного поиска нужной информации. Вокруг ведь столько соблазнов. Тут тебе и игры on-line, и самые свежие новости с бесконечными переходами (зачитался, а время - «ту-ту»), и возможность пообщаться с товарищами – эти всплывающие сообщения микроблогов. А как не заглянуть в Мой мир или не зайти на Одноклассников? Вот где требуется проявить характер. Мне это, в общем-то, сделать не трудно. Все-таки 11-й класс – возраст, ответственность. А вот ребятишкам помладше, думаю, нужны какие-то сдерживающие факторы. В лице родителей дома или… в форме фильтрации в школе.

Изменился у подрастающего поколения и способ организации своего досуга. Оглядываюсь вокруг: поем под караоке, сражаемся с виртуальными монстрами или помогаем виртуальным героям, создаем целые цивилизации, летаем, играем в шахматы, читаем, пишем стихи, слушаем музыку, «чатимся», «скайпимся», «емейлимся», короче, общаемся.

В школе на переменах обсуждаем достоинства и характеристики компьютеров, делимся опытом борьбы с вирусами (развелось их!) и исключительно все с флэш, я имею в виду память. Висит такой брелочек на шее, и ты полноценный ученик. У тебя на флэшке презентация к уроку, пара рефератов, фотки, музыка, программка для друга и пр.

Пытаюсь вспомнить, был ли у меня хоть один день за последнее время без использования ИКТ? …Не могу… Наверное, это нормально, в век информации не сохой же пользоваться!.. Соха … Надо бы в Википедии посмотреть - что за зверь такой.

Небольшое исследование

Шпотаковская Е. И. Это всего лишь 2-й класс

Задания, которые я готовила к урокам в последнее время с использованием ИКТ:

  • Сообщение по физкультуре на тему «Волейбол» и по географии на тему «Крупные города США. Финикс» в редакторе Microsoft Office Word;
  • Сочинение-рассуждение по обществознанию на тему «Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек – позвоночника» в Microsoft Office Word;
  • Презентация-проект по обществознанию на тему «Я предприниматель» в редакторе Microsoft Office PowerPoint;
  • Создание личной веб-странички для урока информатики в сфере редактора Microsoft Office FrontPage;
  • Буклеты по истории «Города-герои Великой Отечественной Войны», литературе «Писатели серебряного века», математике в период недели декады математики в редакторе Microsoft Office Publisher;
  • Кроссворд в электронной таблице по информатике, диаграммы по географии в редакторе Microsoft Office Excel;
  • Коллаж по теме «Классицизм в архитектуре» на урок МХК в редакторе Photoshop;
  • Календарь по здоровому образу жизни к уроку физкультуры в редакторе Photoshop.

Наш учитель и наставник в мире информатики и ИКТ

Возможно, у меня субъективное отношение к вопросу использования информационных технологий. Но в нашей школе все действительно обстоит очень серьезно. И это, несомненно, заслуга нашего учителя информатики и ИКТ – Мирошник Любови Викторовны . Сказать, что она хороший учитель – это не сказать ничего… Она находит время учить не только нас, учеников, но и со своими коллегами активно делится знаниями. Вот и сейчас она обучает учителей Приморского края основам работ в вики-среде. Кстати, нас этому она уже научила, мы даже предлагали ей свою помощь, наивные.

Несмотря на то, что Любовь Викторовна очень требовательный учитель, с ней легко общаться и совершенно здорово сотрудничать, например, в каком-нибудь творческом проекте.


Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках филологического цикла как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Гуськова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области

Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества……………………………………………………………………………….3.

Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий……………………………………………………..4.

Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла…………………….………………………………………....7.

Заключение…………………………………………………………………………...11.

5) Литература...………………………………………………………………………….13.

6) Приложения…………………………………………………………………………..14.

1. Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях

современного общества

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.

^ 2. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

(аппаратное обеспечение + программные средства)

Ресурс для создания образовательной среды

информационное

взаимодействие между субъектами образовательного процесса

Осуществляется на базе средств ИКТ с целью психолого-педагогического воздействия

информационная технология обучения

Система применения ИКТ в процессе обучения, с помощью которой можно решить педагогические задачи (в том числе активизировать познавательную деятельность_)

Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках филологического цикла, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках филологического цикла ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

Интенсификация учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Формирование образовательных компетенций:

Формирование языковой компетенции: развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося;

Формирование лингвистических компетенций: самостоятельное получение знаний о науке, ведущих положениях и ученых-лингвистах из цифровых образовательных ресурсов;

Формирование коммуникативной компетенции:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

Осуществление самообразования.

Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Для внеклассной работы по предмету создаю сама электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы:

направление деятельности

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи

анализ образовательной программы;

анализ тематического планирования;

выбор тем;

выбор типа урока;

выявление особенностей материала данной темы.

2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов

подбор готовых образовательных медиаресурсов;

создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего)

3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов

применение на уроках разных типов;

применение во внеклассной работе по предмету;

применение при руководстве научно-исследовательской работы

4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ

изучение динамики результатов;

Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках филологического цикла информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.

^ 3. Система применения информационных технологий обучения на уроках филологического цикла

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в 5 классе в 2003-2004 учебном году, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Для реализации указанной цели на уроках русского языка и литературы на протяжении нескольких лет применяю информационные технологии. Можно выделить определенные временные этапы, которые говорят о росте моей ИКТ- компетенции и качественном изменении уровня применения информационных технологий в обучении ребят на предметах филологического цикла.

2003-2004 учебный год: применение компьютерной техники для создания дидактического материала (индивидуальные карты с заданиями и упражнениями, наглядный материал, памятки).

2004-2005 учебный год: применение ЦОР для подготовки дидактического материала, при организации индивидуальной работы с учащимся.

2005-2006 учебный год: работа с ЦОР на уроках и во внеклассной работе по русскому языку, применение презентационного оборудования, проведение медиауроков. (Приложение 1,3)

2006-2007 учебный год: проведение уроков русского языка в компьютерном классе; организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по литературе, представление проектов в виде мультимедийных презентаций; разработка программы факультатива, представляющего собой интегрированный курс информатики и русского языка; работа в режиме дистанционного обучения, методическая работа с коллегами школы и образовательных учреждений района (Приложения 2, 4)

Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.

деятельностные формы организации учебного процесса

умение работать с информацией

виды познавательной деятельности учащихся

поисковая

поиск и отбор информации

работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы

поисковая

поиск, отбор информации из различных источников;

осмысление, сравнение.

подготовка сообщений, создание творческих работ

поисковая, исследовательская

поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного

подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт

Исследовательская,

научно-исследовательская

анализ информации, полученной из разных источников

подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность

научно-исследовательская

применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.

проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность

Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература». ОАО «Физикон», 2005 и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной ЦОР для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. (Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов и т.д. Такие задания предлагаю учащимся 8-х классов при изучении пунктуации в простом и сложном предложениях).

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. (Использую на уроках в 6-х, 8-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. На уроках в 6 классе при изучении раздела «Имя числительное» учащиеся на словосочетаниях и предложениях могут отработать следующие темы и правила: «Мягкий знак в числительных», «Склонение числительных», «Употребление числительных в речи»). Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. (Комплексный контроль по всему школьному курсу русского языка, а также контроль по отдельным темам можно провести с помощью «1С: Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации». Учащимся 8 класса на уроках контроля нравится работать с ЦОР «1С: Русский язык + Варианты ЕГЭ», так как основной курс по орфографии ими уже пройден, и у ребят появляется возможность с помощью версий ЕГЭ проверить уровень сформированности орфографических и пунктуационных умений).

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. (К уроку литературы в 6 классе по теме «Герои былин» мною был составлен следующий визуальный ряд: репродукции картин В. Васнецова, видеофрагмент «В крестьянской избе», иллюстрации художников к сборникам былин). Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною разработано 10 уроков в 6-8 классах, на которых использовались презентации, созданные в конструкторе ЦОР «БЭНП «Литература», ресурсы сети Интернет, видеофильмы.

За период применения информационно-коммуникационной технологии обучения (2003-2007) мною созданы следующие педагогические, методические и программные продукты:

Разработана модель применения информационной технологии обучения в учебном процессе.

Составлены электронные тесты к урокам русского языка с помощью тестовой оболочки (см. CD-R).

Разработана программа факультатива по русскому языку «Русский язык и компьютер: формирование грамотного письма» (Приложение 2).

Создан банк данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе.

Являюсь составителем сборников («Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы», «Образовательные ресурсы Интернет») и автором статей для учителей школы и района (см. CD-R).

Заключение

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за четыре учебных года позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности остается стабильным, имеет место рост качества образования.

^ Уровень обученности учащихся по русскому языку

Учебный год

обученность, %

качество,%

средний балл

^ Уровень обученности учащихся по литературе

Учебный год

обученность, %

качестово, %

средний балл

Мониторинг уровня образовательных компетенций позволяет сделать вывод о росте, что свидетельствует о перспективе работы по использованию ИКТ как средства познавательной активности.

Для формирования интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы по меньшей мере два условия: интерес самого учителя к деятельности, его увлеченность и привлечение учащихся к активной деятельности по овладению знаниями. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Гплаев Д.А., Белкин П.Ю. Информационная методическая среда. Пособие для специалистов системы РКЦ-ММЦ. – М.: ЗАО «Е-Паблиш», 2006.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2005.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/ утвержденная распоряжением правительства РФ от 29.12.2001.

Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». – М.: Локус-Пресс, 2005.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением английского языка»

Ново-Савиновского района г.Казани

Использование ИКТ на уроках английского языка.

Чабак Лариса Минвалиевна,

учитель английского языка.

Информационные и коммуникационные технологии - совокупность современных средств цифровой техники и программного обеспечения, информационных ресурсов, методов и моделей их использования. В «Словаре методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, под информационными технологиями понимают систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства обучения как аудио, видео, компьютер и Интернет.

Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как:

    Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;

    Независимость - равные возможности при обучении, т.к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;

    Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

    Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Информационно-коммуникационные тех­нологий (ИКТ), используемые на уроках английского языка:

    текстовые редакторы;

    презентации Power Point ;

    электронные таблицы;

    он-лайн тесты;

    интернет ресурсы;

    обучающие программы;

    мультимедийные словари;

    электронные учебники;

    дистанционное обучение;

    интернет олимпиады и многое другое.

1. Использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала – использование электронных энциклопедий и словарей:

При работе с этими источниками информации учителю всегда следует обращать внимание учащихся на необходимость критически оценивать достоверность предложенной информации и при необходимости адаптировать материал.

    Конкретные примеры готовых проектов:

    Готовые проекты могут быть использованы для подготовки к разделу ЕГЭ «Письмо» - написание письменного высказывания с элементами рассуждения. Они позволяют учащимся значительно расширить свой словарный запас и сформировать собственную точку зрения на различные актуальные проблемы. (например )

    4 Тестирование знаний учащихся.

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ

,
студент факультета Маркетинга РЭУ им.

Несмотря на то что информационные технологии и ЭВМ появились в 20 веке, именно 21 век считается информационным. И на это есть ряд причин, которые мы рассмотрим в этой статье далее.

В 20 веке информационные технологии находились в зачаточном состоянии, они рассматривались как потенциальные возможности, и более того, далеко не все верили в их развитие, вследствие чего финансирование этой индустрии, так же, как и её ранние достижения были весьма скромными по сравнению с теми же показателями в 21 веке.

Развитие этой индустрии тормозилось непониманием и недостаточной компетенцией со стороны общества. Обычные люди не придавали должного значения достижениям в области развития информационных технологий. Консерватизм и невежество подобных людей мешал развитию этой индустрии. Однако даже в наше время ещё остаются люди, которые разделяют подобные взгляды на эту научную область, однако теперь их слишком мало для того чтобы создать препятствие для развития этой молодой, но крайне быстро развивающейся науки.

Вернёмся к современным реалиям. Сейчас 2017 год, и достижения в области ИКТ на голову выше, чем в период «зачатия» в середине 20 века. Более того, большинство жителей развитых стран уже не могут представить себе жизнь без этих достижений. Сейчас уже почти у каждого человека есть телефон, компьютер, свободный доступ к интернету, и это далеко не все разработки, которые уже плотно вошли в обиход обычного человека. Среди других инноваций можно отметить так называемые «умные дома», высокотехнологичных роботов, протезы конечностей и многое другое, о чём мы даже не могли и думать 30 лет назад.

Однако стоит отдельно подчеркнуть, что такой уровень информатизации присущ развитым странам, постиндустриальным и в какой-то мере индустриальным, страны же третьего мира переживают глобальную отсталость в этой сфере, поскольку их потребности зачастую сильно отличаются от потребностей людей, живущих в странах «первого» мира. Но несмотря на это глобальные корпорации вроде Google уже серьёзно планируют заняться внедрением достижений компьютерной техники в страны Африки на бесплатной основе. И, возможно, Google может преследовать цель расширить сферу своего географического влияния и, соответственно, потенциальной клиентуры, это даст возможность слаборазвитым странам идти в ногу со временем, и скорее всего решит часть проблем связанных с различными сферами жизни людей в них проживающих.

Стоит так же упомянуть о способности информационных технологий вступать во взаимодействие с другими технологиями. Сейчас ИКТ уже существует в симбиозе с сотнями сфер. В больницах уже давно устанавливается специальное компьютеризованное оборудование, на производствах внедряются станки с числовым программным управлением, даже в наших домах уже можно встретить бытовую технику, которая имеет большую вычислительную мощность, которую в 60-х годах прошлого века имели суперкомпьютеры. Сферы приложения информационно коммуникационных технологий настолько разнообразны, что в перечне оборудования, где они используются, могут спокойно сосуществовать обычный кухонный холодильник с возможностью программной настройки и адронный коллайдер, и такая интеграция произошла сравнительно недавно, каких-то 10 лет назад мы такое только представляли.

С учётом такого стремительного темпа развития и жизнеспособности этих технологий, вполне уместно будет предположить, что к концу 21 века на планете не останется места, где не будет всего того, что сейчас есть только в развитых странах. И более того, если всего за 20 лет информационные технологии уже абсолютно поменяли обыденную жизнь людей, то тяжело делать предположения о том, чего достигнет эта индустрия через 80, 100, 200 лет.

В недалекой перспективе уже существуют технологии виртуальной и дополненной реальности, беспроводные сети со скоростью подключения в три раза большей, чем в настоящее время, и развитие так называемой 3d-печати. Причём эти разработки уже частично доступны обычным людям, т. е. людям со средним заработком. Однако даже знания о существовании таких разработок не дают возможности предугадать, что может быть изобретено уже завтра.

Почему же технологии развивается с такой скоростью? Ответ на этот вопрос скрыт в самой роли этих технологий. Как и любое достижение инженерии, инновации в области ИКТ существуют и пользуются спросом за счёт того, какие преимущества они предоставляют своим владельцам. На данный момент роль ИКТ в жизни общества уже заняла основную, фундаментальную позицию, т. е. если прямо сейчас исчезнут те накопленных достижения в области одного только ИКТ, то мы вернёмся в развитии обратно в начало 20 века. Таким образом, можно сделать вывод, что мы зависим от ИКТ и это необходимая плата за прогресс.

Сегодня благодаря ИКТ, мы имеем возможность связаться с человеком почти в любой части земного шара, не выходя из дома. Мы заставляем роботов делать ту работу, для выполнения которой ранее требовалось большое количество людей, мы создали новую мировую сеть Интернет, принципиально создав новую культуру. Таким образом, технологии стали не только техническим оборудованием для упрощения расчётов или заменой физического труда, но и стали неотъемлемой частью социальной жизни огромного количества людей.

Учитывая такое влияние на общественную жизнь и перспективы развития ИКТ, можно понять, что потенциал достижений ИКТ еще не раскрыт всецело, а темпы и направления развития могут быть ограничены лишь возможностями финансирования оригинальных технологических решений. Идея глобальной информатизации из года в год становится все более возможной, благодаря стараниям людей, принимающих активное участие в развитии этой сферы. В 20 веке люди мечтали о мире, наполненном технологией, мы в 21 веке видим, как мир постепенно ими заполняется, быть может даже переполняется. Наши потомки уже будут жить в таком мире, и в нём роль информационных технологий вероятнее всего будет продолжать расти.

Мир находится на начальном этапе перехода в новую эру стараниями учёных, и на этом пути становления совершенно иного мира, их повсеместно сопровождают информационные технологии, они развиваются и позволяют развивать все сферы нашей жизни, мы реализуем мечты наших предков и оставляем бесценное наследство нашим потомкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Информатизация общества и информационная безопасность. Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №10 (100). С. 72-76. Эволюции форм обучения под влиянием информационно-коммуникационных технологий//Транспортное дело России. 2016. №3. С. 45-46 Основы компьютерных технологий. – СПб.: Корона, 1998. – 448 с. , Практическая информатика, Учебное пособие. М.: АСТпресс, 1999. – 356 с. Основы компьютерной технологии. – М.: АБВ, 1997. – 656 с. , Инновационные информационные системы Interfax в экономическом университете// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №8. С.70-71.

«Глобальные проблемы современного мира» - Наличие глобальных проблем, решить которые в одиночку, разрозненными усилиями невозможно. Тема: Целостность и противоречивость современного мира. Активная преобразующая деятельность людей. Прогрессирует накопление углекислого газа в атмосфере. Загрязнение атмосферы. 2 процесса: «демографический взрыв» в развивающихся странах; недовоспроизводство населения в развитых странах.

«Религия в современном мире» - Буддизм. Роль религии в современном мире. Насчитывается в мире. Признаки мировых религий. Ислам – религия чистоты. Жизненной. Индуизм -. Выполняет роль мировой религии. ТИПЫ религии. Учение о преодолении зла. Группы религий. Религия жизненной силы. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. ПРАВО на СВОБОДУ СОВЕСТИ.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Проблемы войны и мира в современных условиях. Условия недопущения ядерной войны. Север-Юг. Угроза экологического кризиса. Экологическая экспертиза проэктов. План изучения нового материала. Пути преодоления. Ценности и противоречия современного мира. -50-60-освобождение, -70-быстрый экономический рост, -80-замедление,внешние за- имствования.

«Современный мир» - Современный мир начала XXI века. На элективном курсе будут изучены следующие темы: Политическая карта мира в XХ веке коренным образом менялась несколько раз. Наш современный мир многолик и противоречив. Элективный курс для 10 класса «Современный мир». По какому сценарию будет продолжаться развитие мира?

«ИКТ на уроках истории» - Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие: Мультимедиатека школы: Учебные видеофильмы: История государства Российского Романовы. Коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети) телекоммуникации interhet. Уроки отечественной истории Х1Х-ХХ века. Уроки всемирной истории. Уроки отечественной истории до Х1Х века.

«ИКТ в образовательном процессе» - Центр Информационных Технологий. Творческая лаборатория по внедрению ИКТ в учебный процесс. Семинары и круглые столы по применению ИКТ. Повышение эффективности управления ОУ на основе ИКТ. Видеофрагмент музыкального досуга «Веселый оркестр». Приспособления для обработки металла. Обучение основам ИКТ.