Как проверить информацию на достоверность. Является ли сетевая информация достоверной

27.06.2020

Многие новички Интернета думают о нем как о некоем Совершенном Компьютере, источнике Всей Информации Обо Всем. Это не ново: я наблюдал точно такую же модель поведения в конце 80-х годов, когда наплыв свежих пользователей модемов непомерно раздул ряды CompuServe, America Online и других сетевых служб. Тогда, как и теперь, многие новички выходили из себя, если нужная информация оказывалась недоступной. Они бомбардировали старичков такими вопросами, как «Где я могу найти телефонные номера Милуоки, которых нет в телефонной книге?» и «Где полная генеалогия семьи?»

Они хотели самые разные сведения, которые не могли больше нигде найти, и хотели получить их легко и бесплатно. Большинство новичков быстро выходили из заблуждения, что буквально все можно найти в сети. Они, тем не менее, не могли избавиться от чувства оскорбленной гордости тем фактом, что кто-то осмеливается взимать плату за информацию, которую трудно найти (например, дорогие демографические обзоры).

Я говорю все это просто для того, чтобы подчеркнуть, что наше общество придало информации в сети незаслуженный мистический ореол. Может быть, виною тому все эти научно-фантастические фильмы, где действовали всеведущие компьютеры или роботы, а может быть, нашел отражение порыв к исполнению всех желаний. Вероятно, и то и другое.

Независимо от источника или причины, многие из нас ожидают, что у компьютеров под рукой есть все нужные нам сведения или что они, по крайней мере, могут их для нас найти. Такая потребность в информации соблазнительна. Она заставляет обычно рациональных людей полагать, что любая находимая ими информация соответствует действительности, если только она является ответом на заданный вопрос. И они попадают в ловушку.

Очень немногие способны вынести суждение о достоверности и правдивости сетевой информации. Мы можем найти сайты, которые назовем грубыми, неподобающими, неуместными или политически неграмотными. Но только в исключительно редких случаях информация, предоставляемая на сайте, рассматривается с точки зрения ее соответствия действительности.

Это плохо. Потому что в WEB полным-полно недоброкачественной информации.

Проверяет ли кто-нибудь достоверность информации

Точно так же, как в Интернете нет полиции, там нет и центрального издательства, библиотеки или какого-либо учреждения по контролю информации. Информация может быть помещена в сеть любым желающим создать сайт.

Это значит, что в сеть может быть помещено что угодно без опоры на факты и вообще без соотнесения с действительностью. Вы можете найти повествования людей, утверждающих, что общались с НЛО, «подлинную версию» того или иного исторического события и прочие несусветные выдумки, выдаваемые за правду.

В других средствах коммуникации дело обстоит иначе. Газеты, теле- и радиоматериалы, журналы и книжные издательства обычно вполне точны, потому что они проверяют факты и не пытаются (как правило) выдать мнение или теорию за факт.

На сайтах никто не проверяет факты. Думаю, что для многих читателей это очевидно. Я должен, однако, отметить это особо, потому что многие пользователи Интернета относятся к нему так же, как к другим средствам информации. Но многое в Интернете выглядит полноценным только благодаря мистическому ореолу, о котором я упоминал выше, и благодаря легкости, с которой можно придать WEB страницам вид профессиональных публикаций.

Кто угодно может составить сайт, на вид вполне доброкачественный, ничуть не менее яркий и профессиональный, чем сайты, принадлежащие журналу Time, телеканалу ABC, Neir York Times, Wired или другим общепризнанным средствам информации. Смотрите сами: сайт, посвященный еженедельным путешествиям Мики Битско к сердцу солнца в компании пришельцев с Венеры и Песьей Звезды, получил такую же популярность, как Time и Wired.

Неожиданно, но факт вся информация выглядит одинаково. В частности, она выглядит одинаково правдоподобно. Интернет не ставит необходимым условием соответствие информации действительности, и поэтому у потребителей информации нет никакой возможности отличить точный репортаж от пропаганды, реальность от вымысла, факт от фикции. Вымышленную или вводящую в заблуждение информацию в Интернете очень легко выдать за факты.

То же самое относится к слухам. Например, к вирусным шуточкам.

Кто же виноват? Не обширная служба новостей или команда исследователей, а, конечно, Мики Битско - межпланетный путешественник - и тысячи ему подобных. Многие играют тоньше, они просто придают информации нужный уклон или подтасовывают факты, чтобы поддержать свою точку зрения вместо реальной картины. Некоторые выдают свои домыслы за факты. Другие могут вообще быть не в курсе фактов, и сами могут верить в ложную информацию, которую предоставляют. Такие люди никому не подотчетны, и они не потеряют работу из-за распространения ложной информации, намеренной или по невежеству. Если вы не верите их информации, вы не можете объявить им бойкот или протест в средствах массовой информации.

Отсюда два совета:

  • не считайте Интернет таким же средством информации, как телевидение, радио, газеты и журналы. За немногими исключениями, он не имеет с ними ничего общего;
  • не принимайте на веру все, что видите в Интернете.

Не забудьте: свобода слова - хорошая штука, но от нее ложь не становится правдой.

Информационные стратегии в Интернете

Когда вы имеете дело с информацией, найденной в сети, хорошей стратегией будет внимательно рассмотреть ее источник. Материал о торговле наркотиками в сетевой версии журнала Time с большей вероятностью окажется основанным на фактах, чем такой же материал, исходящий от маленькой новоиспеченной политической организации, где искажение фактов всегда стоит на повестке дня. Главным образом это происходит потому, что коммерческие сайты по средствам массовой информации кому-то подотчетны: своим организациям вне сети, своим владельцам и инвесторам, подписчикам и зрителям. Любой источник информации в WEB, имеющий аналог в реальном мире, скорее всего так же надежен, как этот аналог.

Проверяйте информацию, которую находите в сети. Ошибки иногда вкрадываются в материалы, переведенные или измененные еще каким-либо образом, и люди тоже ошибаются. В общем, при малейшем сомнении - проверяйте.

Наконец, подумайте вот о чем. Информацию, доброкачественную или нет, трудно удалить из WEB. Легкость, с которой информация в сети копируется и размножается, гарантирует ее скорое и широкое распространение. Но устранение ее идет куда медленнее. Один бит скверной информации может быть тысячекратно размножен за считанные дни, но возвращение и исправление ее происходит медленно или вообще не происходит.

Ключевые слова

ПОИСК В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ / SEARCH ON THE INTERNET / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ACCURACY OF THE INFORMATION / НЕЧЕТКИЙ ВЫВОД / FUZZY CONCLUSION / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ САЙТА / INTEGRAL RELIABILITY OF THE WEBSITE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации , найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации , представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

  • Система поиска и анализа достоверной информации в сети Интернет

    2016 / Иванова Светлана Михайловна, Ильиченкова Зоя Викторовна
  • Экспертные системы для медицинской диагностики с применением методов теории нечетких множеств

    2016 / Оразбаев Б.Б.
  • 2017 / Морозова Анна Анатольевна
  • Исследование и анализ методов принятия решений на основе нечеткой информации

    2012 / Боженюк Александр Витальевич, Опенько Наталья Сергеевна
  • Подход к обоснованию управленческих решений на основе априорной истинности информации

    2018 / Новиков Владимир Александрович, Демихов Евгений Николаевич
  • Прогнозирование себестоимости постройки судна с использованием аппарата

    2012 / Алехин М. Ю., Раев В. В.
  • Исследование алгоритмов нечёткого вывода в моделях принятия решений

    2009 / Матковская Марина Олеговна
  • Приближенные рассуждения на основе темпоральных нечетких байесовских сетей

    2016 / В.В. Борисов, А.С. Захаров
  • Метод нечетких петрофизических композиций при прогнозировании петрофизических параметров

    2011 / Кобрунов А. И., Кулешов В. Е., Могутов А. С., Художилова А. Н.
  • Медиафакт: между достоверностью и вымыслом

    2018 / Пром Наталья Александровна

ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET S.M. Ivanova

The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equations by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

Текст научной работы на тему «Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет»

УДК 519. 253, 378.147.88 ББК 74.4, 32.973.26.-018.2

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, НАЙДЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

С.М. Иванова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации, найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации, представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

Ключевые слова: поиск в системе Интернет, достоверность информации, нечеткий вывод, интегральная достоверность сайта.

Abstract. The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equa-

ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET

tions by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

Keywords: search on the Internet, accuracy of the information, fuzzy conclusion, integral reliability of the website.

С каждым годом объем различной информации, представленной во всемирной системе объединенных компьютерных сетей Интернет, растет в геометрической прогрессии. «Всемирная паутина» объединяет миллионы компьютеров, множество разных сетей. Каждый год количество пользователей растет на 30- 50%. Одни и те же данные и факты размещаются одновременно на многих сайтах. Но при этом возрастает и вероятность публикации ошибочных сведений. Как следствие, возникает вопрос: «Как среди потока информации выделить ту, которая является достоверной?»

В соответствии с государственной программой российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 гг. и Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС в данный момент уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения . Именно здесь Интернет становится необходимым звеном образовательного процесса, дает возможность получать дополнительные знания, что является важным для развития самообразовательной деятельности. Однако, опираясь на исследования социологов, приходится считаться с тем, что статистически средний пользователь тратит на один поисковый запрос не более 15 минут. Поэтому очень важ-

но, чтобы студенты не только умели организовывать поиск, но и быстро определять, является ли полученная информация достоверной .

Общие принципы достоверности полученной информации

Достоверность информации определяется:

Полнотой,

Целостностью,

Истинностью.

Поэтому при обучении организации процесса поиска следует уделять внимание всем трем составляющим, определяющим качество полученных данных.

Вопросы полноты информации могут быть решены, в том числе, за счет грамотного построения поискового запроса. Целостность информации, представленной на страницах сайта, во многом зависит от корректности ее сохранения и сочетания форм представления с возможностями используемого браузера. Наиболее сложным и важным является умение определять, является ли полученная информация истинной. От этого, в конечном счете, будет зависеть достоверность полученной информации.

Определение обоснованности и точности информации является довольно сложной задачей для пользователя. К сожалению, существует не так много интернет-сайтов, заслу-

живающих полного доверия. К таким можно формально отнести только сайты, созданные учеными или официальными сообществами, где информация отслеживается и рецензируется. В Интернете есть ряд зарезервированных адресов. Например, если доменное имя второго уровня - "gov.ru", то данный ресурс принадлежит правительственной организации. Доменное имя "ac.ru" относит ресурс к различным научным или высшим учебным объединениям (научно-исследовательский Институт или высшая школа). Имя "edu.ru" - это ресурс официальных органов образования. То есть только на интернет-сайтах, относящихся к специальным организациям, вероятность ошибки заведомо небольшая. Если нет возможности провести проверку достоверности найденной информации, опираясь на адрес интернет-сайта или с помощью консультации специалиста, то ее надо каким-либо образом анализировать.

Одним из способов является проверка с помощью ссылок на авторов статьи. Однако он возможен, только если на сайте указаны источники информации и источники данных являются доступными.

Достоверность сложного сообщения часто определяется как среднее арифметическое его составляющих . Предлагается для проверки полноты, целостности и истинности информации, представленной на странице сайте, воспользоваться аналогичным методом. Предполагается, что достоверность информации в целом на различных страницах одного сайта примерно одинаковая.

Так как сайт, как правило, содержит несколько страниц, то не

вся информация, размещенная на нем, является новой для пользователя. В этом случае можно определить интегральную достоверность сайта, опираясь на данные, представленные в его разных разделах. Предполагается, что информация, содержащая на других страницах, может быть оценена студентом с опорой на его базовые знания.

Рассмотрим пример, связанный с поиском одного из способов решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Предположим, что студенту надо изучить метод Холецкого. Даже в том случае, когда на сайте приводится пример решения, нельзя однозначно утверждать, что весь материал является достоверным. Следует отметить, что большинство сайтов, связанных с предоставлением информации о способах решения СЛАУ, содержат, в том числе, два наиболее популярных и распространенных точных метода: метод Гаусса и метод Крамера, которые входят в обязательную образовательную программу. Поэтому студенту предлагается предварительно оценить достоверность представленной информации по известным для них двум методам, являющимися аналогичными тому способу, который они изучают самостоятельно. Возможно, сайт содержит также решение систем уравнений приближенными методами: метод итераций или метод Зейделя. Тогда материал, размещенный на данных страницах, также можно проверить на отсутствие ошибок, однако в силу различия в точности получаемых результатов, достоверность последних страниц сайта должна в меньшей степени влиять на заключение о достоверно-

Рис. 1. Характеристическая функция

условной близости материала, представленного на странице сайта

Рис. 2. Характеристическая функция достоверности материала, представленного на странице сайта

сти информации о методе Холецкого. Таким образом, заключение о достоверности информации, представленной на интересующей студента странице сайта зависит от достоверности остального материала и его условной близости к новому материалу, найденному в сети Интернет.

Аппарат нечеткого вывода достоверности страницы сайта

Для определения достоверности получаемой информации предлагается использовать контроллер Мамдани аппарата нечеткой логики .

Лингвистическими переменными в данном случае будут:

1. оценки условной близости информации на каждой странице сайта, достоверность которой можно оценить, к искомой;

2. оценка достоверности материала пункта 1.

Эмпирически для условной близости материала по тематике можно определить понятия «близкие», «похожие», «есть общее» и «нет совпадений», которые дают полную группу (рис. 1).

Аналогично вводится характеристическая функция определения достоверности каждой страницы сайта, определяемая пользователем (рис. 2).

Далее следует определить правила нечеткого вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Например, если информацию на станице близка к изучаемой и является достоверной, то можно предполагать, что искомая информация 57 классифицируется как полностью достоверная. Полностью все правила вывода представлены в таблице 1.

Каждой странице сайта следует сопоставить соответствующее нечеткое множество и провести его дефаз-зификацию.

Таблица 1

Правила вывода интегральной достоверности страницы сайта

условная достовер-^^близость ность страниць!"^^ близкие похожие есть общее нет совпадений

недостоверный возможная сомнительная условная недостоверная

что-то похожее вероятная возможная сомнительная условная

можно учесть определенная вероятная возможная сомнительная

достоверный полная определенная вероятная возможная

близкие похожие есть общее нет совпадений

Рис. 3. Определенное значение близости

Определение достоверности информации

Рассмотрим применение предложенного нечеткого вывода для определения достоверности сайта целиком на примере изучения решения СЛАУ методом Холецкого.

Был найден сайт, содержащий как информацию о данном методе, так и о ряде других методов реше-

недостоверный

что-то похожее есть

можно учесть достоверный

Рис. 4. Определенное значение достоверности

ния СЛАУ. Рассмотрим одну из страниц, отображающую решение систем линейных уравнений методом Крамера. Пусть значение близости и достоверности конкретной страницы были эмпирически определены следующим образом (вертикальная пунктирная черта на рисунках 3, 4):

Недостоверный

Условная достоверность

■ -сомнительная

достоверность ■-возможная

■ -определённая

достоверность

достоверность

А \ ^ !\ !\ г. «; П

Недостоверный

■ условная достоверность сомнительная достоверность -возможная достоверность = вероятная достоверность -определённая достоверность =полная достоверность

Рис. 5. Информация близка и достоверна

Рис. 6. Информация похожа и достоверна

Недостоверный

Условная

достоверность ■ -сомнительная достоверность ■-возможная

достоверность = вероятная

достоверность > «определённая достоверность =полная достоверность

1 ■ ■ * 1 I \

Недостоверный

Условная достоверность

■ -сомнительная

достоверность > -возможная

достоверность = вероятная достоверность

■ «определённая

достоверность =полная

достоверность

Рис. 7. Информация близка и учитываема

Рис. 8. Информация похожа и учитываема

недостоверный

Условная достоверность

■ "сомнительная

достоверность

■ -возможная

достоверность = вероятная достоверность

■ -определённая

достоверность =полная

достоверность

Рис. 9. Нечеткое множество одной страницы и его дефаззификация

множествами. Всего возможно четыре комбинации.

Если информация на странице близка ко вновь изучаемой со степенью 0,75 и достоверна со степенью 0,9, то, согласно таблице 1, страница полностью достоверная со степенью т^п(0,75;0,9)=0,75 (рис. 5). Если информация похожа со степенью 0,25 и достоверна со степенью 0,9, то она определенно достоверная со степенью т^п(0,25;0,9)=0,25 (рис. 6). Аналогично определяется нечеткий вывод для двух оставшихся комбинаций (рис. 7, 8).

Объединения этих четырех результатов дает общее решение (рис. 9), дефаззификацию которого можно проводить, например, определяя центр тяжести нечеткого множества (обозначен на рисунке белой точкой).

После того, как проведена дефаз-зификация для всех страниц сайта, содержащих известную информацию, итоговую достоверность Интернет-ресурса в контексте изучаемой информации предлагается определять как среднеквадратичное всех центров тяжестей полученных нечетких множеств. Данный результат дает возможность определить, следует ли использовать информацию с исследуемого сайта для обучения.

Заключение

Предлагаемый метод определения достоверности сайта был экспериментально проверен для описанного выше поиска информации о решении СЛАУ методом Холецкого. Наибольшую истинность дали, как и следовало ожидать, интернет-ресурсы, специализирующи -еся на предоставлении различного рода обучающей информации (например, http://www.exponenta.ru). Информационные сайты (рассматривались страницы, связанные с решением систем уравнений и работой с 59 матрицами) имели более низкий результат по шкале достоверности.

При этом следует отметить, что исследование материала на академическом студенческом сайте ВШУ (http://students.uni-vologda.ac.ru) дало хороший результат, однако в разных интернет браузерах информация отображалась по-разному. То есть при ее истинности, определенной согласно нечеткому выводу, условие целостности выполнено было не всегда.

Таким образом, предлагаемый способ определения достоверности информации дает хороший результат при условии выполнения условий полноты

и целостности представленного материала, что может быть реализовано с помощью грамотно построенных поисковых запросов и возможности предварительного поверхностного анализа. Формализация данных параметров также представляется возможной, хотя и требует некоторого навыка поиска по ключевым словам и общей оценки.

Отметим, что данный процесс можно упростить при автоматизации предложенного алгоритма. Это поможет студентам оценить информацию, представленную в сети Интернет, с точки зрения ее достоверности: полноты, целостности и истинности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение правительства Российской Федерации № 792-р от 15 мая 2013 года [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B E % D 0 % B A % D 1 % 8 3 % D 0 % B C % D0%B5% D0%BD% D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 09.02.2015).

2. Ильиченкова, З.В. Аттестационные тесты с функцией мотивации деятельности [Текст] / З.В. Ильиченкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 01 (48). Январь. - С. 283-287.

4. Иванова, С.М. Инновационный подход к восстановлению и фильтрации сигналов в линейных динамических системах [Текст] / С.М. Иванова // Вестник МГТУ Стан-кин. - 2009. - № 3. - С. 83-87.

5. Ильиченкова, З.В. Аксиомы - это интересно [Текст] / З.В. Ильиченкова // Наука и мир. Международный научный журнал. - 2014. -№10 (14). Октябрь. - Том 2. - С. 60-61.

6. Fuzzy logic and fuzzy control / . - URL: http://www.flll.uni-linz.ac. at/abouts/fuzzy (дата обращения: 05.03.2015).

7. Введение в нечеткую логику и системы нечеткого управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (дата обращения: 02.03.2015).

1. Fuzzy logic and fuzzy control, available at: http://www.ffll.um-lmz.ac.at/abouts/fuzzy (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

2. Ilichenkova Z.V., Attestacionnye testy s funk-ciej motivacii dejatenosti, Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2013, No. 01 (48) January, pp. 283-287. (in Russian)

3. Ilyichenkova Z.V., Axiomi - eto interesno? Science and World. International scientific journal, 2014, No. 10 (14) October, Vol. 2, pp. 60-61. (in Russian)

4. Vvedenie v nechetkuju logiku i sistemy nechetkogo upravlenija, available at: http:// www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (accessed: 02.03.2015). (in Russian)

5. Ivanova S.M., Innovacionnyj podhod k voss-tanovleniju i filtracii signalov v linejnyh din-amicheskih sistemah, Vestnik MSTU STANKIN, 2014, No 3, pp. 83-87. (in Russian)

6. Rekomendacii po ocenivaniju nadjozhnosti internet-resursov, available at: http://www. pandia.ru/text/78/227/92345.php (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

7. The order of the government of the Russian Federation No. 792-р of15.05.2013, available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/34 09 (accessed: 09.02. 2015). (in Russian)

Иванова Светлана Михайловна, кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; учитель математики, средняя общеобразовательная школа № 2107 (1840), г. Москва, [email protected]

Ivanova S.M., PhD in Engineering, Associate Professor, Information Systems Department, Moscow state technological University "STANKIN", Mathematics Teacher, Secondary School No. 2107 (1840), Moscow, [email protected]

Подробности Категория: Компьютеры и цифровая техника Просмотров: 3094

Каким данным из Интернета можно доверять

Сегодня Интернет самый популярный источник информации. Оно и понятно – поиск в Сети занимает меньше времени, чем чтение справочной литературы, а тем более визит в библиотеку, просмотр подшивок газет и телевизионных передач.
Пользуются Интернетом и рядовые пользователи – чтобы узнать почему перестал работать пылесос, и государственные чиновники, бизнесмены и коммерческие организации. Для последних оперативно полученная информация это не только комфортные условия труда, но, зачастую, и вполне осязаемая прибыль.
Информация из Всемирной Сети сегодня провоцирует нас к различным действиям.
С помощью медицинских сайтов мы ставим себе диагнозы, назначаем лечение. На автомобильных – проводим удалённую диагностику сложных неисправностей своей машины, на женских форумах обсуждаем как воспитывать детей.
Часто опубликованная информация оказывается действительно полезной для пользователя. Например, обсуждение техники на форуме даёт возможность узнать о недостатках конкретного устройства и как его можно починить самому. Кроме того, владелец такой бытовой техники может оценить – насколько обоснована стоимость ремонта в местной мастерской.
То есть подобные ресурсы полезны, так как занимаются просветительской деятельностью.
Бывает, что обсуждение ведут между собой профессионалы – тогда обмен советами – это в каком-то смысле бесплатное повышение квалификации. И это тоже плюс таких сайтов.

Доверяй, но проверяй

Но доверять всему, что понаписали в Сети слишком наивно и даже глупо, ведь Интернет это зона свободного доступа, где каждый может делать что ему вздумается. Давайте узнаем, как оценить достоверность информации в интернете. Вот какие есть способы для проверки данных:

  1. Проверка фактов Факты выдумать невозможно, так как их достоверность уже установлена. У любых фактических и статистических данных есть источник. Проверьте точность опубликованных фактов и числовых значений, и сразу станет ясно – какие данные использованы на сайте. Хорошо если есть ссылки на авторитетные официальные источники. Если выяснится что эти данные неточные или не соответствуют действительности, то и остальные материалы сайта также не заслуживают доверия.
  2. Поиск других источников Сравнение – самый эффективный способ установления истины. Одну и ту же недостоверную информацию редко публикуют на нескольких сайтах сразу, если только речь не идёт о заказной политической пропаганде. Так что, если одно и то же вы прочитали на разных ресурсах, то информации можно доверять. Но обязательно проверьте первоначальный источник – может оказаться, что все сайты использовали одну ти ту же ложную информацию.
  3. Использования материала другими сайтами Перепечатка данных с сайта другими ресурсами – хороший знак, значит, этот источник пользуется доверием. Чем больше число ссылок есть в Интернете на исходный материал, тем больше его авторитет. То есть это подтверждает подлинность приведенной там информации.
  4. Как выяснить рейтинг сайта Достаточно простой способ проверить правдивость информации, это поинтересоваться репутацией сайта, с которого она взята. Солидные ресурсы обычно пользуются доверием, так как дорожить своей репутацией и не размениваться на сомнительные сенсации. Определить популярность сайта можно через топ «Гугла» и «Яндекса». Другой способ – набираете в поисковике название сайта и слово «отзывы». В принципе плюс к репутации наличие свидетельства о регистрации Онлайн-СМИ, такой сайт несёт ответственность за опубликованную информацию. Не вызывают сомнения и данные, опубликованные на официальных сайтах компаний или административных органов, так как это, по сути, первоисточники.
  5. Кто автор материала? Чтобы выяснить, можно ли доверять статье, поищите информацию о её авторе, познакомьтесь с его работами и отзывами читателей. Если автор статьи опытный журналист или имеет научную степень, то вероятность, что его доводы можно принимать всерьёз, возрастает. Можно попробовать найти в Сети его блоги, аккаунты в социальных сетях и другую информацию, чтобы составить определённое мнение об авторе.

Поиск – дело тонкое

Процесс поиска информации – дело тонкое. Обычно, когда хочешь что-то найти, то точно не знаешь на каких сайтах могут быть интересующие тебя данные. В основном люди используют поисковые сервисы Google и Yandex, реже Yahoo, Rambler и Mail.
Для поиска специальной информации есть особые поисковики:

  • astalavista.box.sk – поиск бесплатного программного обеспечения;
  • www.bigfoot.com – поиск людей;
  • www.lycos.com – поиск музыки, видео, изображений;
  • el.visti.net – поиск рефератов, дипломных работ;
  • www.deja.com – поиск новостей;
  • www.internetri.net – украинский каталог.

Результат во многом зависит от формулировки запроса. Любой поисковик ищет в своей базе данных из миллиардов страниц ту информацию, что совпадает с заданными параметрами. Для этого он использует программу индексации, которая распознает текст, связи, и другие параметры страницы, и сохраняет это в базе данных так, чтобы страницу можно было найти по ключевым словам. После того, как вы ввели поисковый запрос, поисковая машина находит заданные слова в своем индексе. Если бы она искала по всему Интернету, то это бы заняло несколько суток. Но так как поиск идёт в индексе, то некоторые результаты бывают устаревшими. Даже бывает, что страницы уже нет, а поисковик её предлагает в выдаче. В то же время многих свежих страниц в поисковом результате нет. Поэтому если не получилось найти что-то с помощью одной поисковой системы, поищите в другой. Замечено, что Google добавляет новые страницы в индекс намного быстрее – буквально в тот же день, а вот в Яндексе этот процесс может затянуться на неделю и даже больше.

Делаем выводы

Чётко уясните, что вы ищете. Правильно сформулируйте запрос – это сэкономит время и усилия, и позволит отыскать именно то, что вы хотели. Доверяйте официальным сайтам, информационным агентствам, научным институтам и их исследованиям. Можно верить материалам, перепечатанным из реальных источников – учебники и энциклопедические данные. Достоверность информации в интернете высока именно при таком подходе.
Осторожно относитесь к сайтам типа Википедии. Например, на этом сайте информация может быть недостоверной, так как редактирование статей здесь доступно разным пользователям – и опытному профессору, и обыкновенному школьнику. Википедия поможет вам расширить свой кругозор, но ссылаться на неё в серьезных разработках и статьях рискованно.
Отдельно о блогах и блоггерах, так называемых «гражданских журналистах», порой они выкладывают очень интересную информацию, которую в официальных СМИ не публикуют. Но кроме автора блога никто не может подтвердить её достоверность. Поэтому к блоггерским данным нужно относится осторожно и проверять их намного тщательнее. Даже если речь идёт о блоге известной личности или высокопоставленного чиновника.
Руководствуясь перечисленными советами, опытный пользователь легко отличит правду от лжи. Хотя нельзя исключить вероятность, что даже искушённый человек может попасться в ловушку. Красиво оформленные сайты мошенников и жёлтой прессы могут ввести в заблуждение любого.
При этом даже слегка недостоверные сведения способны нанести ущерб в реальной жизни. Например, вы бронируете отель, почитав восторженные «заказные» отзывы, а когда приезжаете на место, то видите не современные апартаменты, а хижину без горячей воды и с удобствами на улице.
Также можно нанести ущерб здоровью бездумно пользуясь методами «народной медицины», которых полно в Интернете. Особенную опасность представляют непатентованные медикаменты, которые якобы избавляют от импотенции, геморроя, подагры и других хворей буквально за несколько дней. Купив такой продукт, вы можете не только потерять деньги, но и нанести вред здоровью.
Так что всегда проверяйте все данные, найденные в Интернете, потому что последствия пользования недостоверной информацией могут быть печальными.

К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.

  • Ссылаясь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
  • Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.

Примите во внимание репутацию автора. В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).

Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.

  • Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
  • Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
  • Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
  • В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
  • Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).

    • Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
    • Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
    • Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
    • Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки (описана выше).
    • Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
  • Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.

    Отличайте научные и ненаучные публикации. Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.

    Используйте учебники только для получения справочной информации. Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.

    • Используйте информацию из учебников только в качестве справочной информации.
  • Учитывайте своевременность информации. Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.

  • Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.

    • Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
    • Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
    • Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
    • Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней.
  • Узнайте альтернативное мнение. Если вы студент, преподаватель, сотрудник или выпускник какого-либо учебного заведения, свяжитесь с профильной кафедрой этого учебного заведения, чтобы выяснить авторитетность того или иного источника информации. Зачастую сотрудники кафедры хорошо осведомлены об авторитетных авторах в их области знаний.

    • Всегда выясняйте альтернативное мнение до окончания проекта. Если авторитетность одного или нескольких источников информации, с которыми вы работаете, ставится под сомнение, то вы рискуете не успеть закончить проект в срок, так как будете искать другие источники информации.
  • Материал из ТолВИКИ

    Интернет является одним из популярных источников информации. Искать данные в Сети, не выходя из дома, просто и удобно. Не нужно часами просиживать в библиотеке для того, чтобы отыскать нужную информацию. Достаточно правильно сформулировать поисковый запрос и можно рассчитывать на точный ответ. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе формируется позитивное отношение к Интернету. Все большее количество пользователей доверяют Википедии и Youtube. Интернет - это зона свободного доступа, следовательно, каждый может принять участие в наполнении его материалами любого содержания. Можно ли слепо доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Насколько она точна и надежна? Как же убедиться в достоверности информации, полученной в сети?

    Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

    В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др. (Викиучебник)

    В соответствии с задачами, которые решаются при использовании информации, существуют различные подходы к определению достоверности информации. Например, в учебных целях можно использовать рекомендации по оцениванию надежности интернет-ресурсов , разработанные Л.А. Серых, руководителем отдела Интернет-технологий Центра развития образования г. Самара . О том, как их применять на практике, можно узнать из задания для старшеклассников , которое было предложено в ходе интернет-игры «Интернет:Доступность-Достоверность-Результат» .

    Для более серьезных задач подойдут рекомендации А.А. Шперха по определению достоверности результатов поиска . Он предлагает использовать пять основных принципов :

    • подтверждение ее, как минимум, из двух независимых друг от друга источников;
    • проверка незаинтересованности источника информации в ее содержании;
    • сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме;
    • проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов;
    • затребование у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения.

    О.И. Подъяпольская, руководитель отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. Новокуйбышевска, в статье "Фейк как феномен современной медиасреды. Инструменты анализа "цифровой" информации" приводит алгоритм поиска доброкачественного медиаконтента и последующей работы с ним:

    1. проводим первичный анализ информационных прецедентов в интересующем нас информационном поле (поиск грамотного представления информации в различных источниках);
    2. составляем «облако ключевых слов» и «облако образов» для последующего информационного поиска;
    3. выбираем поисковую машину с учетом показателей релевантности результатов , полноты охвата сетевой информации и особенности морфологии языка;
    4. составляем эффективный информационный запрос (конкретизированный, с использованием «операторов поиска»);
    5. оцениваем релевантность, достоверность и значимость полученных результатов поиска:
      • проверяемость и фактическое соответствие информации;
      • подтверждение или опровержение информации из нескольких источников;
      • возможность установить первоисточник и его независимость;
      • наличие информационных прецедентов;
      • возможная экспертная оценка содержания информации или ссылка на авторитетный источник;
      • ситуативная идентификация связи «качественный контент-фейк» (например, при обращении к профилю в социальной сети качественные профессиональные персонализированные фото уже дают повод заподозрить фейк);
      • возможность обратиться к автору медиаконента для уточнений.

    Будьте внимательны при копировании материалов из Интернета!
    Не используйте непроверенные данные! Возьмите за правило: вначале проверять, а потом - доверять!
    Для определения надежности сайта используйте рекомендации, опубликованные выше!