Лайтрум работал быстрее. Используйте оптимальные настройки импорта

16.04.2019

Как и любой другой программой, с Lightroom иногда случаются неприятности. Она может перестать запускаться, начнет жутко тормозить, выдавать какие то ошибки и загадочные сообщения.

Чтобы избежать проблем, во первых не надо делать типичных ошибок при работе с программой, о которых вы можете прочитать в статье « «.

Как быть если Lightroom «сломался»? Главное — не паниковать.

Затем — всегда иметь резервную копию каталогов. Вы наверняка замечали, что Lightroom периодически просит сделать вас back up каталогов. Вы закрываете это окошко или делаете то что вам рекомендовано? Может пора таки обратить внимание на совет, пока не стало поздно?

В идеале, кроме бекапа каталогов, стоит делать резервную копию исходников, но при большом количестве снимков, это может стать проблематично.

Зато имея резервные копии каталогов и исходников, можете спать спокойно. Что бы не случилось, вы не потеряете свои снимки.

Теперь рассмотрим список наиболее типичных проблем, возникающих с Lightroom и что с этим делать.

Lightroom не открывается

Варианты решения. Во первых, банальная перезагрузка компьютера. Может и смешно, но помогает.

Если не помогло, то в первую очередь удалите файл с расширением.lock, который блокирует каталог, пока вы с ним работаете.
В обычной ситуации, файл удаляется автоматически, после закрытия Lightroom. Но иногда, если работа была завершена некорректно, может остаться и мешать запуску.

Узнайте больше на сайт

Данный файл находится там же, где и все файлы текущего каталога. По умолчанию это

  • Windows: \Users\[имя пользователя]\Pictures\Lightroom
  • Mac OS: /Users/[имя пользователя]/Pictures/Lightroom

Если файла.lock не было или удаление не помогло, попробуйте удалить файл с настройками Lightroom

Искать его нужно здесь:

  • В Mac OS X: /Library/Preferences
  • В Windows: c:\Users\[имя пользователя]\AppData\Roaming\Adobe\Lightroom\Preferences\

В Windows это файлы с расширением.agprefs в Mac — .plist

Если каталог по прежнему не открывается и у вас есть резервная копия, попробуйте ее открыть вместо текущего каталога.

На худой конец, попробуйте полностью удалить Lightroom и установить заново. При это желательно установить самую последнюю версию.

Lightroom тормозит

Оптимизация работы лайтрум под максимальное быстродействие — это отдельная тема. Но основные советы следующие.

Узнайте больше на сайт

Первым делом попробуйте оптимизировать каталог File -> Optimize Catalog.
Увеличьте размер кеша для Lightroom. Кроме того, будьте уверены, что на диске, где расположен файл кэша достатчно свободного места.
Узнать где расположен кэш и изменить его размер можно в меню Edit->Preferences (Lightroom->Preferences на Mac) на закладке File Handling

Лайтрум довольно требователен к ресурсам компьютера. Поэтому для быстродействия — закройте все ненужные программы, обновите лайтрум до последней версии, а так же будьте уверены что с оперативной памятью компьютера все в порядке.

Lightroom показывает ошибку при экспорте

Самое простое, для начала попробовать перезапустить Lightroom. Если вы используете какие либо плагины, которые были применены в процессе обработки, убедитесь в том, что плагины работают корректно.
Не используйте неофициальные русификаторы для лайтрум — кто их сделал и как, никому не известно. Удалите файл настроек, как было написано выше.

Узнайте больше на сайт

Lightroom не показывает превью или само фото

Во первых попробуйте удалить папку с превью ваших снимков. Она находится там же где и все файлы каталога. В Windows - это папка с названием каталога и.lrdata на конце, в Mac — файл с таким же названием. Попробуйте обновить драйвер видеокарты и профиль монитора.

Lightroom ведет себя странно

Тут может быть большое количество «странностей», но их лечение в основном происходит шаманскими методами. Проверьте наличие достаточного месте для кэша Лайтрума, обновите драйвера видеокарты и профиль монитора, будьте уверены что с жестким диском и оперативной памятью все в порядке.

Универсальный способ решения проблем

Не забывайте обновлять лайтрум. Как правило в обновления включены не только новые камеры, о чем пишется в официальных пресс релизах, но и множество найденных и исправленных ошибок в самой программе. Поэтому есть вероятность того, что в очередном обновлении ваша проблема будет уже решена.

Тормозит обработка? Мы расскажем, как ускорить работу Lightroom без покупки нового компьютера.

С каждым годом RAW-файлы становятся всё больше, а каждая версия Lightroom всё более ресурсоёмкой. Проблему можно решить с помощью грамотной настройки программы.

Используйте оптимальные настройки импорта

После импорта лайтрум делает превью фотографий для быстрого просмотра.

Чтобы ускорить работу и не загружать компьютер, выбирайте значение Minimal. Как правило, половину брака можно отсортировать без необходимости увеличивать изображение. Для остальных фотографий можно выборочно создать превью.

Minimal - это JPG маленького размера, встроенный вашей камерой в RAW-файл. Это самый быстрый способ создать превью. В модуле Library вы как раз видите минимальные превью.

Embedded & Sidecar - эти превью чуть больше, чем минимальные, но также сгенерированы камерой. Требуют чуть больше времени.

Standard - это превью, которое позволяет посмотреть фотографию на весь экран. Его размер задается в настройках каталога (об этом чуть позже). То есть если вы хотите увеличить фото до размера экрана - это ваш выбор.

1:1 - превью всего изображения. Они будут делаться дольше всего, но позволят вам приблизить фотографию и не ждать, пока она подгрузится. Когда вы открываете фотографию в масштабе 100%, Lightroom генерирует превью данного размера.

Увеличьте размер папки с кешем

Кеш - это временные данные, которые программа сохраняет не в оперативную память, а на жесткий диск. Соответственно, чем больше места вы выделите, тем проще работать программе.

Для этого зайдите в меню Edit - Preferences (Win) или Lightroom - Preferences (Mac) и откройте вкладку File Handling.

Здесь вы можете установить размер папки кеша. Если жесткий диск позволяет - ставьте сразу 20 Gb. Этого должно хватить для всех ваших нужд.

В этом же разделе настроек можно очистить кеш, нажав Purge Cache.

Проверьте размещение папки кеша

В этой же вкладке вы можете выбрать папку для кеша.

Основной жесткий диск, на котором установлена операционная система, находится в постоянной работе, записывает файлы, обновляет данные - короче, он и так нагружен работой.

Если у вас несколько жестких дисков, то лучше разместить папку кеша Lightroom на диск, на котором нет файлов операционной системы. Это ускорит работу, потому что жесткий диск не будет занят другой работой.

Кстати, папку с каталогом также лучше держать на отдельном диске.

Не размещайте папку кеша на внешний USB-диск. Во-первых, скорость самих внешних дисков слишком мала. Во-вторых, скорость USB-соединения недостаточна для быстрой записи. Купить второй жесткий диск в компьютер дешевле и проще, чем подключаться по USB.

Подберите размер стандартного превью

Как я писал выше, стандартное превью необходимо, чтобы просмотреть кадр на весь экран. Например, если у вас экран с разрешением 1920 x 1080, вам нужно будет выбрать ближайший размер, то есть 2048 пикселей.

Зайдите в меню Edit - Catalog Settings (Win) или Lightroom - Catalog Settings и выберите вкладку File Handling. Установите необходимый размер превью.

Preview Quality - это качество превью, его можно смело ставить на Medium (среднее).

И заодно можете указать максимальный срок хранения превью 1:1, по истечении которого данные будут удалены. Изначально в программе стоит 30 дней.

Отключите автоматическую запись данных в XMP

При обработке в Lightroom вы не изменяете сам RAW-файл, а лишь применяете различные настройки к нему. Вся информация об этих настройках сохраняется в каталоге «Лайтрум» и отдельно в XMP-файле.

Если вы откроете папку с RAW и XMP в стороннем Lightroom или Camera RAW, вы сразу увидите все изменения фотографии, они автоматически подгрузятся из XMP.

Я всегда сохраняю данные в XMP, чтобы, если даже потеряется файл с каталогом лайтрума, все данные по обработке сохранялись вместе с RAW-файлами. Тем более, что один XMP-файл вести около 7 Кб.

Минус сохранения XMP - при каждом изменении фотографии происходит автоматическая запись информации в файл, что замедляет работу диска. Особенно если вы изменяете сразу 20–30 фотографий.

Для отключения автоматической записи зайдите в меню Edit - Catalog Settings (Win) или Lightroom - Catalog Settings и выберите вкладку Metadata. Уберите галочку с пункта Automatically write changes into XMP.
Я рекомендую сохранять данные в XMP вручную после обработки фотосессии. Для этого в разделе Library выберите нужные файлы, зайдите в меню Metadata и выберите Safe Metadata to Files.

Оптимизируйте каталог Lightroom

Lightroom постоянно записывает изменения в файл каталога (файл с расширением.lrcat). Со временем скорость работы с файлом каталога падает, особенно если его объём превышает 10 000 файлов. Накапливаются лишние данные, связанные с удаленными файлами, и ещё какой-то шлак.

Оптимизация каталога ускоряет работу. Для этого зайдите в меню File - Optimize Catalog (Win и Mac) и запустите оптимизацию. Она может занять несколько минут, зависит от объёма каталога.

Выделите больше свободного места на жестком диске

Кеш Lightroom содержит временные файлы и превью фотографий. Однако у компьютера и операционной системы также есть свой кеш, в Windows он называется файлом подкачки.

Чем больше свободного места на диске, тем больше может использоваться для сохранения временных файлов кеша. Когда свободное место заканчивается, часть данных удаляется и заменяется новыми, но проблема в том, что для работы вам могут быть нужны все файлы, которые физически не помещаются на диск.

Профессионалы советуют выделять 25% ёмкости жесткого диска для файла подкачки операционной системы.

P.S.

Каждый совет по отдельности поможет ускорить работу Lightroom, а все вместе они должны дать заметный прирост скорости.

Помимо этого, конечно, желательно иметь мощный процессор, достаточно большое количество оперативной памяти, SSD-диск хотя бы в качестве основного (для дополнительного это выйдет достаточно дорого).

— оправдание слабое. Может быть Adobe когда-нибудь и ускорит Lightroom, но это ещё когда будет, а работать надо сейчас.

Очевидно, что «ускорить» — очень неконкретный глагол. Быстрее всего Лайтрум будет работать, если в каталоге оставить одну фотографию размером в 500×500 пикселей. И ничего с ней не делать, только смотреть. Скорость будет фантастической. Но в реальном мире задачи чуть более серьёзные. Поэтому под «ускорить» мы будем подразумевать увеличение скорости в следующих операциях:

  • Всё связанное с обработкой файлов. А именно: импорт/экспорт, массовое переименовывавывавывание, копирование/пе ремещение, создание превью, просмотр большого каталога, массовое назначение ключевых слов и рейтингов и т. п.
  • Индивидуальная обработка фотографии. В первую очередь это локальные коррекции.
  • Непосредственная производительность лично вас в работе с Лайтрумом. Удобные клавиатурные команды, трюки, облегчающие жизнь.
  • Пакетная обработка на заданную тему. Например, мне приятно давить шумы в фотографиях. Встроенным шумодавом я не очень доволен, значит дорога мне к Neat Image. Ещё к таким задачам относится склейка панорам, HDR, увеличение резкости.

У каждого свои критерии, что такое «большой тормозной каталог фотографий». У кого-то размер файлов такой, что Лайтрум летает на гигабайте оперативки. Кому-то не хватает и восьми. Так что давайте условимся: «большой каталог» — такой каталог, который тормозит вашу машину.

Вот мои мысли на тему ускорения в вышеперечисленных операциях. Для начала, общие вещи. Которые однако могут быть известны не всем.

  • Быстрое железо быстрее, чем медленное железо. Свежая мысль, да? От её банальности она не становится менее актуальной. Железо для Лайтрума должно быть быстрым. Как показали мои тесты, главные bottleneckи — размер RAM, скорость RAM, скорость процессора, скорость жесткого диска, наличие свободного места на жёстком диске. Быстрый жёсткий диск проявит себя при массовой работе с файлами. Быстрая оперативка — при любой обработке, а главное — в локальных коррекциях. Большой объём RAM — при массовой работе с файлами. У меня Лайтрум стал резко быстрее работать, когда я увеличил память с двух до шести гигабайт. Быстрый процессор скажется на скорости преобразования в DNG и при локальных коррекциях. Многоядерность Лайтруму по сердцу. NB: если вы подключаете внешний жёсткий диск с фотографиями, старайтесь подцепить его через eSATA , а не через USB. Прирост скорости коллосальный.
  • Windows x64 . Потому что на x32 нельзя использовать больше 4Gb RAM. Лайтрум умеет использовать больше, если ему создать условия. Их три: версия Лайтрума для x64, ОС х64 и больше 4Gb памяти. Ускорение из моего опыта значимое, проявляется при массовой обработке. И когда одновременно работает Photoshop.
  • Оптимизировать диски, назначить фиксированный размер файлу подкачки.
  • Идеальный случай: в системе четыре RAID . На одном операционная система, на другом — Лайтрум, на третьем — каталог, на четвёртом — фотографии. Поскольку мы живём не в сказке, то исходим из наличия железа. Хотя бы разнесите на разные диски каталог и фотографии.
  • Лишние процессы в системе не всегда ускоряют работу. Проверьте, не занимает ли какая-то утилита процессор и диск? Всё, что она берёт себе, недополучает Лайтрум.
  • DNG обрабатываются как правило быстрее, чем оригинальные RAW камер. Не говоря о других преимуществах. Преобразовать картинки в DNG можно независимо от Лайтрума с помощью Adobe DNG Converter. Ставите его на обработку новой порции фото, а сами работаете в Лайтруме над другим проектом.
  • Если создать превью заранее (поставить генериться на ночь), то при просмотре каталога на каждом файле не будет теряться время на генерацию.
  • Много-много файлов в каталоге = медленный-медленный просмотр. Разбивайте картинки на порции, в каждой из которых не больше 500-600 фоток.
  • При массовой обработке фотографий в плане каталогизации (назначение ключевых слов, рейтингов) отключите «Catalog Settings: Metadata: ». Лайтрум тогда будет писать все изменения в свою базу данных, не трогая фотографии. Что существенно ускоряет. Главное, после обработки не забудьте выделить все изменённые фотографии и нажать Ctrl-S (Metadata::Write metadata to file), чтобы записать изменения в файлы. Потом же, когда изменения будут редкими, можно включить эту опцию обратно, чтобы не думать о сохранении.
  • Просмотр в Develop Module обязательно включает генерацию превью 1:1. А в Library Module — нет. Если вы собираетесь сперва просмотреть фото в разумном размере, определите этот разумный размер (вряд ли он будет больше вашего монитора) и создайте Standard Preview с означенным размером. Если вы вообще всё поймёте по thumbnails, превью можно не делать вовсе.
  • Хорошая фоновая музыка позволяет держать темп при обработке фотографий.
  • Запомните и используйте клавиатурные эквиваленты . Лайтрум на них очень щедр.
  • Любите presets, они ваши друзья. Огромное количество операций можно стандартизировать и создать для них пресеты.
  • Два монитора удобны для одновременного просмотра каталога с превьюхами и обработки фотографии. Но Лайтрум как-то странно работает со вторым монитором, начиная через какое-то время тормозить.
  • Поставьте Лайтрум версии не ниже 2.3 . У предыдущих версий баг — утекает память, от чего через какое-то время тормозит решительно всё.
  • Ключевые слова надёжнее встроенного механизма коллекций. И значимо облегчают поиск нужной фотографии. Продумайте свою иерархию ключевых слов, запишите её и последовательно используйте.

На ключевых словах остановлюсь поподробнее. Я писал об оптимизации каталогизации — с коллекциями и т. п. Я вам соврал. На самом деле есть способ быстрее.

  1. Определяем иерархию ключевых слов, аналогично коллекциям. Создаём эти ключевые слова (теги) — в правой панели в Library. В иерархии. Если есть фотографии городов Сидней и Нижний Тагил, их можно объединить в общую тему «города». Если есть фото кошки и фото собаки, объединяем их в категорию «звери» — соответственно, «звери:кошки», «звери:собаки».
  2. Среди ключевых слов задаём «метаслова»: теги, начинающиеся с какого-то символа. Например, с «@», «§» или «%». Эти теги будут описывать не фотографию, а важные нам свойства. Например, я сделал теги «§meta:§we_are» , «§meta:§private» , «§meta:§exclude» . В фотографиях «я на фоне Пекина» художественности обычно мало, так что можно назначить таким фотографиям тег «§meta:§exclude» и в дальнейшем показываеть только те кадры, у которых этого тега нет. C этими тегами можно делать . Например, велеть не включать этот и все низлежащие теги в итоговое экспортируемуе изображение.
  3. Создать Keyword Sets — в каждом из которых по девять ключевых слов, лучше всего описывающих какую-то ситуацию. Например, главное, связанное с фотографированием города; главное, связанное с фотографированием животных. Разумеется ключевые слова выбираем из готового набора. Это очень экономит время — когда вы изначально унифицируете и определяете ключевые слова. Не приходится думать: «чёрт, какое же ключевое слово я выбрал для этого: "дерево" или всё таки "деревья"?».
  4. Теперь назначение ключевых слов становится значительно более лёгкой и быстрой задачей. Дело в том, что в Library, в правой панели, разделе Keywording есть два поля. Одно: Keyword Suggestions — идеи Лайтрума на тему того, какие ключевые слова лучше всего подходят в случае этой фотографии. Не знаю, как у других, но у меня Лайтрум ошибается в 90% случаев. Поэтому я это поле закрыл. Второе поле гораздо полезнее: это Keyword Set. В нём вы можете выбирать один из созданных ранее наборов ключевых слов, или же Recent Keywords — недавно использовавшиеся ключевые слова. Выделив нужные фотографии, нажимаем Alt и видим, как рядом с ключевыми словами в табличке 3×3 появились цифры — расположенные так же, как на цифровой клавиатуре. Нажав «Alt-цифра» мы назначаем или удаляем нужное ключевое слово. Перемещаться между Keyword Sets можно с помощью Alt-0.

    NB. Вы не забыли отключить «Catalog Settings: Metadata: Automaticaly write changtes to XMP »? Отключите и машина будет работать быстрее.

  5. Чем удобны ключевые слова: вы можете выбирать именно те фотографии, которые вам нужны. Например, «все фотографии города N, в которых нет людей и есть машины». Для этого над фотографиями есть Library Filter: Text. Выбираем «keywords» и пишем в поле поиска «город N, -машины, -люди». Вуаля.
  6. Начнём с назначения ключевых слов тем фотографиям, которые исключаем из выборки. У меня это все фотографии, содержащие приватные сцены или бытовуху типа «мы на фоне чего-то». Назначим им ключевое слово «§meta:§exclude»; выберем все фотографии, где этих тегов нет («Library Filter:Text:"-§meta:§exclude"») и создадим коллекцию (например «Pure Photos»), в которую поместим все выбранные фотографии. В дальнейшем работа будет идти внутри этой коллекции.
  7. Ключевые слова лучше назначать «сверху вниз». Вначале общие («города», «город N», «город K»). Потом выбирать фотографии только из одной области (как описано в предыдущем пункте) и уже идти по ним детальнее, назначая теги «люди», «дома», «машины», «заведени е для чаепития» и т. п.
  8. Если нужно назначить слово, которого нет в списке, нажмите Ctrl-K, введите его и нажмите Enter. Можно ввести сразу несколько слов, через запятую.
  9. Фотографии, для которых уже гарантированно не будут назначаться слова, можно из выдачи убрать, пометив их флагом Pick (клавиша «P») и указав в Library Filter:Atribute, что нужно показывать только фото, не отмеченные флагом. Таким образом я сразу убирал личные фото с нашими физиономиями, чтобы не мешались.
  10. По идее до назначения ключевых слов полезно пройтись по фотографиям и объединить в стеки серии, HDR и исходники для панорам. И вы можете это сделать, но при назначении ключевых слов всё равно придётся все стеки разворачивать (Photo:Stacking:Expand All Stacks). К сожалению, в Лайтруме нельзя назначить ключевые слова оптом для всех сгруппированных фотографий. На форумах Лайтрума недовольство этим фактом — одна из ключевых тем, так что можно надеяться, что Adobe исправится в ближайшее время.
  11. Для «разбрасывания» ключевых слов есть ещё один удобный инструмент — «Keyword Painting» (Ctrl-Alt-K). Он эффективен, когда надо быстро назначить какое-то одно слово сразу многим разбросанным по каталогу фотографиям. Курсором-пульверизатором тычете в нужные фотографии, и слово добавляется. Или, если оно уже назначено, убирается.
  12. Теперь, когда ключевые слова назначены (и метаданные сохранены в файлы — «Ctrl-A, Ctrl-S»!), можно создать несколько коллекций. Для быстрого доступа к каким-то выборкам, чтобы не набирать «Город N» или «Люди». И запихнуть в эти каталоги нужные фотографии. Можно поступить ещё проще — создать Smart Categories, в которых идёт выборрка фотографий с нужным набором ключевых слов — но это замедлит машину.

Метод может на первый взгляд показаться несколько сложным и громоздким. Однако при обработке тысяч фотографий он весьма удобен и быстр. Собственно, пока что это самое быстрое, что я придумал. Добавьте сюда лёгкий поиск по фотографиям. Ведь ключевые слова могут индексироваться не только Лайтрумом, но и множеством других каталогизаторов и поисковиков, включая Google Desktop. Когда через годик вы захотите найти фотографии на тему «Токио ночью», вы оцените свою предусмотрительность.

И ещё. Ключевые слова можно разделить на следующие группы:

  • Описательные теги. Это слова, описывающие время, место и что изображено. Это первое, что назначается фотографиям. «Время:Ночь, Города:Париж, Сооружения:Эйфелева Башня».
  • Служебные, метатеги. Всякие «исключить из показа», «уже напечатано», «доработать в фотошопе». Они не должны появляться в итоговых графических файлах, но удобны для внутреннего рабочего процесса.
  • Технические теги. Иногда полезно включить теги, описывающие технические особенности съёмки или обработки. «Объективы:Широкоугольники», «Формат:Пан орамы», «Цвет:Монохром», «Стилизация:Infrared». В первую очередь эти теги интересны самому автору. Только не надо включать сюда то, что и так ясно из Exif (при условии, что ваш каталогизатор умеет искать и по exif).
  • Message. На большинстве стоковых сайтов фотографии описываются также тегами, описывающими некие абстрактные категории, с которыми связана фотография. Это абстрактные категории цвета («красный»), яркости («темнота»), эмоций («радость»), отношений («любовь») и т. п. Посмотрите пример на fotolia.com. Такие ключевые слова полезны, если вы должны подобрать какую-то иллюстрацию на заданную тему — например, для статьи. Но назначать их конечно непросто, и наверное это стоит делать только для уже реально хороших фотографий.

На этом с ключевыми словами закончим и перейдём к трюку, позволяющему радикально ускорить работу с каталогом в поездке . Собственно, всё. Информация по ссылке. Добавлю, что за исключением вращения кропнутых фотографий, всё остальное прекрасно себя зарекомендовало.

Напоследок коснусь такой важной темы, как экспорт готовых фотографий . Например, для публикации в Интернете.

До сих пор я использовал замечательный плагин LR2/Mogrify . Он может рисовать рамки вокруг фоток, добавлять подписи и логотипы, но почему-то очень медленный. Кроме того, есть ещё одна проблема. Хорошо бы использовать нормальный шумодав и повышатель резкости. И всё это — одним кликом, автоматически.

Так что теперь я отказался от Mogrify в пользу обработки Фотошопом. Процесс выглядит так:

  1. В Фотошопе создаётся Action, который делает из итоговой большой фотографии то, что нужно. Включая в себя: а) шумодав вначале; б) предварительное увеличение резкости; в) уменьшение размера до нужного («File:Automate:Fit Image…»); г) повышение резкости для веба; д) повторный шумодав; е) рисование рамки и вклеивание логотипа. Экшны делаются разные, на разные условия съёмки и итоговые размеры картинки. Для тёмных кадров шумодав должен быть посильнее, для портретов — поменьше.
  2. Этот Action сохраняется, как Droplet в папку Export Actions в рабочей директории Лайтрума. Главное — указать «Override Action "Save As" Commands» и «Destination: "Save and Close"».
  3. В Lightroom в окне Export этот дроплет указывается в качестве Export Action , а изображение ему шлётся полноразмерное, JPEG без потерь .
  4. Чтобы не указывать всё это каждый раз, создаём export presets с нужными настройками.
  5. Всё. Никаких Mogrify, качество на порядок выше, скорость адекватная, вся работа делается автоматически, пока мы пьём чай. Один клик, и фотография полностью подготовлена к публикации.

Сравните. Первая фотография — полученная «родными» средствами Lightroom, с его шумодавом и LR/2 Mogrify. Время генерации: ~30 секунд.

А теперь дроплет с шумодавом и двухступенчатым увеличением резкости. Время работы: ~60 секунд, из которых большую часть взял шумодав.

На мой взгляд, соотношение «время генерации/качество» явно в пользу последнего. Особенно если учесть, что вручную эти операции заняли бы куда больше времени.

Самое главное — в нашем распоряжении теперь весь инструментарий Фотошопа, мощные шумодавы и шарперы.

Если мы ещё не знаем, что будем делать с фотографиями, и хотели бы обрабатывать их дальше в Лайтруме — только без шумов и глупостей, то действия такие:

  1. Как описано выше, создаём дроплет, убирающий шумы и первоначально повышающий резкость. Не меняющий размер изображения.
  2. Делаем в лайтруме export preset, который кидает изображение в этот дроплет — кидает в формате TIFF или PSD, 16-битный цвет. 16 бит для того, чтобы не было потерь при переходе из RAW в TIFF и можно было дальше играть с экспозицией. Лучше выбрать для изображения отдельную папку. После экспорта автоматом добавить получившееся в каталог .
  3. Запускаем этот export preset для выбранных фотографий. Фотошоп обрабатывает их по взрослому, потом Лайтрум подцепляет их обратно. Теперь можно делать с ними что угодно — в Лайтруме и/или в Фотошопе.

Лайтрум — мощнейший инструмент для серьёзного фотографа. Он не лишён недостатков, однако тенденция его развития мне нравится. Надеюсь, со временем Лайтрум станет быстрее и ещё эффективнее. Но наверное к этому моменту у нас будут камеры, которые делают RAW ещё большего размера, чем сейчас. Так что о скорости придётся думать всегда.

В продолжение темы ускорения софта, предназначенного для обработки фотографии, хочу поговорить об ускорении RAW-конвертера Adobe Photoshop Lightroom. Ранее я опубликовал заметку об . В случае с ускорением Lightroom ситуация во-многом общая. Текста много, всё под катом.

Работа в Lightroom состоит из следующих фаз:

(1) Импорт фотографий с флешки или HDD-фотобанка на диск компьютера
(2) Отбраковка и разнос по коллекциям фотографий с целью облегчения дальнейшего их поиска
(3) Пост-процессинг снимков с целью улучшения их качества, устранения и компенсации ошибок съёмки
(4) Экспорт снимков в формате TIFF или JPEG, предназначенном для неких нужд (дальнейшего пост-процессинга, публикации, передачи заказчику)

Поэтому, в случае с Lightroom, ускорить можно следующее: импорт фотоснимков, оперирование над ними, экспорт снимков на диск. Причём, ускорить можно как процедуру обработки кадра программой (если у вас медленный ПК, можно поменять часть его комплектующих эффективным образом), так и собственную продуктивность - скажем, если компьютер довольно мощный, можно дать нагрузку так, чтобы работа была выполнена быстрее, ресурсы задействованы более эффективно. Проще говоря, потратить меньше человекочасов на вывод результата.

Фаза (1) - Импорт

Первая половина фазы (1) - копирование данных с внешнего носителя, вторая - создание (если это не отключено) превьюшек стандартного либо полного размера. При копировании критическим местом (для быстрых флешек) является производительность картовода. Например, карта памяти CF Sandisk Extreme Pro может отдавать данные на скорости до 90 мегабайт в секунду, в то время как даже лучший USB-картовод не способен обеспечить скорость копирования свыше примерно 35 мегабайт в секунду, ибо ограничен интерфейсом. Использование более быстрых картоводов с иным интерфейсом может значительно ускорить процесс. Производительность дисковой подсистемы компьютера мало влияет на результат, если копирование идёт с более медленного носителя. Современные жёсткие диски записывают данные на скорости свыше 100 мегабайт в секунду. Однако, если импорт кадров идёт с быстрого внешнего HDD (скажем, eSATA), внутренний диск компьютера может оказаться медленее.

В дальнейшем RAW-исходники будут читаться с того носителя, на который их скопировал Lightroom. Поэтому, я не рекомендую импортировать снимки с внешнего USB-HDD или HDD-фотобанка методом "Add". При дальнейшей работе это может изрядно затормозить процесс. Итак, при первой фазе на производительность импорта влияет, в основном, только скорость картовода. И только затем начинается настоящий workload.

Во второй половине фазы (1) Lightroom производит первичный рендеринг всех скопированных кадров в свою базу данных, чтобы вы могли на основе этих рендеров произвести отбраковку. При этом в базу записывается снимок в разрешение Standard (задаётся в настройках), который может быть 1024/1440/1680/2048 пикселей по длинной стороне кадра. Либо, вы можете сказать Lightroom производить рендеринг превьюшек размера 1:1 (для 16-мегапиксельного снимка это будет 4896x3264 пикселей). Эта процедура столь же ресурсоёмка, как полноценный рендеринг обработанных кадров. Даже очень многоядерные процессоры в этой фазе загружаются работой по полной.

Ускорить время рендера предварительных изображений можно, указав меньший размер превьюшки. Тогда и база меньше места займёт, и скорее процесс закончится, и быстрее к отбраковке перейти можно. Если же перейти к отбраковке до того, как Lightroom создаст миниатюры, процесс будет выглядеть так - "читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем". На фоне происходящего параллельно рендера миниатюр это может отнимать у компьютера все ресурсы. Даже мой 8-ядерный десктоп такая задача ставит почти на колени.

Но, есть у миниатюр-превьюшек свой недостаток. Если вы производите отбраковку не только по миниатюрам, но ещё и зумите в процессе отбраковки картинку, для сравнения мелких деталей, Lightroom зашьёт ваш ПК, потому что процесс будет выглядеть так: "читаем превью с диска -> показываем -> [зум] -> читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем -> сохраняем превью 1:1 в базу". Во избежание таких временных потерь есть смысл дать Lightroom задание сразу делать превьюшки 1:1 - навигация по превьюшкам в каталоге останется столь же быстрой, места на диске уйдёт немного, но зум при отбраковке станет почти "бесплатным".

Поскольку вторая процедура весьма ресурсоёмка, и фактически идентична полноценному рендеру, ускорить её можно путём замены процессора, добавлением оперативной памяти, заменой жёсткого диска на более производительный, на RAID-массив или SSD.

Если же у вас уже очень мощный компьютер (типа Mac Pro с двумя процессорами, или даже десктоп на последних многоядерных Core i7), много памяти, быстрые диски и т.д., можно ускорить весь процесс импорта, распараллелив операции. Скажем, вы вставляете флешку с фотографиями за два дня. Запускаете импорт и говорите Lightroom перенести в базу на диске только фото за первый день. Когда Lightroom приступает к рендеру превьюшек, вновь запускаете диалоговое окно Import и даёте ему задание начать перенос снимков второго дня. Получается ускорение из-за того, что в один и тот же момент Lightroom производит рендер превьюшек (загружены: процессор, оперативная память, диск на чтение), и копирование новых RAW (загружен интерфейс USB, диск на запись).

Кстати, в целом на современном компьютере это и есть способ эффективного улучшения нагрузки на компьютер - давать Lightroom сразу две или более задачи.

Вывод по фазе (1): ускорить Ligtroom в фазе импорта можно а) покупкой быстрого картовода б) распараллеливанием процесса импорта.

Фаза (2) - отбраковка, работа с каталогом

Софтверную фазу (2) я обсуждать буду не во всех аспектах, в рамках этой статьи. У меня речь идёт больше об аппаратной начинке компьютера и её сбалансированности, нежели о софт-приёмах. Рекомендую почитать об ускорении Lightroom в этом ключе у юзера necronom . Я имею ввиду тегирование, быстрый поиск, оптимизацию базы данных Lightroom. Об этом у necronom написано достаточно. Мы же поговорим вновь об аппаратных ресурсах.

Первостепенно нужно помнить , что при первой установке Lightroom предлагает сохранять свою базу изменений снимков в папке User/My Pictures. От этого категорически нужно отказаться - выброс неимоверной кучи файлов и подпапок в папку My Pictures это самый действенный вариант замедлить компьютер, его загрузку, старт Windows. Подчеркну, страдает даже не Lightroom, а именно весь компьютер - это папка попадает под антивирусные проверки, её контент индексирует и пытается забивать в кэш система поиска Windows Vista и Windows 7. Наконец, её индексируют всякие iTunes в поисках снимков для переноса на iPhone/iPad.

Теперь переходим к самой отбраковке. В ходе этого процесса вы выбираете снимки, листаете их, сравниваете. Всё это время Lightroom качает в память и выгружает из неё большое количество превьюшек. Скажем, я обычно отбраковывая снимки так - иду курсорными кнопками по отснятому, на понравившемся нажимаю английскую B. Снимок попадает в Quick Collection. Далее всем снимкам Quick Collection я присваиваю одну звезду. Снимки без "звездного статуса" идут все вместе в полное удаление с диска. Соответственно, для меня критично, чтобы снимки листались быстро.

Как выяснилось, здесь огромную роль играет... нет, не производительность процессора, даже не количество памяти. Скорость дисковой подсистемы (!) - вот фактор, тормозящий сортировку и отбраковку. Ускорить Lightroom здесь можно путём замены диска на более производительный.

Но (!) на скорость здесь влияет не столько линейное чтение, сколько время доступа. Скажем, если взять RAID0-массив и SSD-диск с одинаковой скоростью чтения в 200 мегабайт в секунду, на SSD с его крошечным временем доступа Lightroom будет летать, а на RAID0 с его задержками, тормозить сильнее, чем на одиночном жёстком диске. Простой пример - у меня БД Lightroom в настоящий момент занимает 98,8 гигабайт. В папке, куда складываются превьюшки, XMP-файлы и другая служебная информация (не RAW) находится 107055 файлов в 90781 каталоге. Когда всё это лежало на RAID-массиве, на тупой подсчёт места, занимаемого всей этой папкой на диске, уходило порядка 10 (!) минут. На SSD эта процедура занимает, дай бог, секунд пятнадцать.

Объясняется все просто - RAID имеет огромную пропускную способность но дикое время доступа. В папке сотни тысяч файлов. Просто пошариться между ними, найти нужный, занимает очень много времени у дисковой подсистемы. Если бы речь шла о копировании одного большого файла, или даже копировании сотни RAW-файлов, RAID0 был бы на уровне SSD. Но много мелких файлов, непрерывные оперции ввода-вывода выкашивают систему.

Вывод по фазе (2): быстрый диск (в идеале SSD или RAM-диск) - лучшее место для хранения базы данных Lightroom. Не стоит БД с библиотекой RAW-файлов, то есть местом, где вы храните исходники фотографий. Они вообще должны быть на разных дисках. В идеале.

Фаза (3) - пост-процессинг снимков

В третьей фазе Lightroom используется для изменения параметров снимка, в том числе: баланса белого, яркости, насыщенности, чёрной и белой точек, тонирования, зональной и точечной обработки. Все эти операции производятся не над превьюшкой, а над RAW-файлом. Но модификации, насколько мне удалось выяснить, подвергается не целиковый многомегапиксельный файл (это было бы жутко ресурсоёмко), а своего рода mini-RAW, имеющий разрешение экрана, производная от полного RAW. Это легче всего заметить при полном зуме. Берёте снимок и перетаскиваете. Если бы происходил рендер всего кадра, то появившееся из-за краёв экрана изображение было бы уже зашумодавленнным, со всеми настройками. А оно почти эталонное, и только когда вы отпускаете мышку, происходит рендер и подгрузка.

В процессе полностью задействован центральный процессор, оперативная память. Для подгрузки RAW используется дисковая подсистема (во время самого процесса, до операции Sync или Copy/Paste настроек, минимально, т.к. более одного кадра за раз вы не обрабатываете). Ускорить здесь Lightroom можно неожиданным образом - уменьшив разрешение экрана.

Скажем, при прочих равных, на 30-дюймовом мониторе с разрешением 2560x1680 субъективный пост-процессинг будет занимать больше ресурсов, чем на мониторе с разрешением 1280x800, просто потому, что mini-RAW на экране занимает меньше пикселей экрана. То есть Чтобы лучше понимать - скажем, когда вы сдвигаете полозок баланса белого на одно деление, движок RAW-конвертера полностью с нуля перерендеривает mini-RAW. Он заново, с нуля, производит коррекцию яркости, контраста, шумодава, виньетирование и все остальные настройки.

Анализируя ускорение Lightroom, я специально наблюдал за загрузкой ядер процессора и загрузкой оперативной памяти в процессе работы в интерфейсе. Так на 4-ядерном процессоре простой сдвиг полозка баланса белого на одно деление рывком подбрасывал загрузку всех четырёх ядер до 70%, с почти нуля. На двухпроцессорной восьмиядерной системе скроллинг по стопроцентному зуму и кроп с поворотом приводил к подскоку загрузки одного из восьми ядер до 100%, остальных семи примерно до 15-20%, с совокупной загрузкой системы до 41 процента. А это немало, согласитесь.

Аналогичным образом системе загружается при всех остальных операциях - при зональной обработке, например если вы давите пыль или дефекты кожи лица инструментом Spot Removal Tool. При кропе, поворотах картинки, шарпенинге, шумодаве и т.д.

Чтобы ускорить эту фазу обработки и сделать работу в интерфейсе более гладкой и плавной, лучше всего поменять процессор на более быстрый. Движок Lightroom отлично умеет использовать все ядра доступных процессоров (хоть два, хоть двенадцать). Если вас сильно напрягает медлительность системы и нет возможности обзавестись более быстрым процессором, есть смысл подумать об отказе от использования второго монитора либо о мониторе с меньшим разрешением. На худой конец (очень не советую) изменить в меньшую сторону разрешение имеющегося экрана.

А что с видеокартами? Да ничего. Ligtroom не использует ресурсы видеокарт так, как многие ожидают. Он не передаёт рендер RAW-файла и масштабирование JPEG процессору видеокарты, он даже не оперирует со слоями так, как это делает Photoshop. Поэтому да, хорошая быстрая видеокарта для LR, особенно в двухмониторной конфигурации, это нужная вещь, но о каком-то преимуществе топовой двухчиповой модели или SLI-спарки над каким-нибудь Radeon 5770 речи не идёт в принципе.

Фаза (4) - экспорт

Фаза 4 наиболее ресурсоёмка. В этот момент Lightroom работает так: сначала читает полноразмерный RAW с диска, затем производит над ним манипуляции в памяти, после этого выводит результирующий снимок в заданном формате для записи на диск. Ещё LR может в процессе масштабировать кадры, добавлять "шарп на размер". То есть у нас начинается всё с интенсивных дисковых операций чтения (RAW-файлы на 16 мегапикселей занимают около 20 мегабайт, около 25 мегабайт для 21 мегапикселя, свыше 50 мегабайт у среднеформатных камер на 30 мегапикселей и т.д.). Затем производятся мощные вычисления в оперативной памяти процессором. Затем опять дисковые операции на запись.

В зависимости от ситуации, баланс может меняться. Скажем, если вы экспортируете в JPEG, снижается объём записываемых на диск данных - файлы на 16 мегапикселей занимают мегабайт по пять-десять. Если же экспорт идёт в TIFF, каждый записанный кадр может занимать уже по 100 мегабайт, в том же разрешении.

Для ускорения Lightroom здесь критично разнести дисковые операции по разным накопителям. У меня библиотека RAW-файлов лежит на одном диске, база данных LR с информацией о внесённых изменениях на другом, рендер результата производится на третий. Таким образом я не заставляю один и тот же диск почти одновременно производить операции чтения и записи.

Что касается загрузки процессора, то на 8-ядерной системе простой экспорт загружает все ядра равномерно до 55%. Это оставляет мне место для запуска одновременно ещё 1-2 потоков экспорта. Скажем, если мне нужно отдать клиенту 900 снимков, три сотни из них я экспортирую первым потоком, ещё три другим, и последние три третьим. Тогда загрузка системы подскакивает до 80% и выше. На LR2 удавалось увидеть ситуацию загрузки системы до 100%. На менее многоядерной системе может происходить загрузка всех ядер до 100% даже на одном потоке экспорта.

Общий вывод по ускорению Lightroom

Внимательные читатели могли заметить, что выше я практически ничего не сказал об оперативной памяти. Скажем так, это ещё один весьма критичный фактор компьютера. На системе с 1-2 гигабайтами памяти (а так многие работают до сих пор) всё может упираться в дисковую подстему на всех фазах, просто потому, что LR не хватит физической оперативки и он будет агрессивно использовать виртуальную память компьютера. Особенно сильно это скажется на фазе отбраковки, очень сильно пострадает время экспорта снимков. Поэтому, я всегда рекомендую компьютеры для обработки фото оснащать 64-битными версиями Windows, Photoshop и LR, устанавливать в них как минимум 6 гигабайт памяти. Только это, без замены процессора и дисковой системы, даст ощутимый прирост как плавности работы в интерфейсе, так и скорости экспорта. А на компьютере с достаточной производительностью процессора и большим количеством памяти серьёзно ускорить процесс отбраковки помогает перенос базы данных LR на SSD-диск с его громадной скоростью чтения и чрезвычайно низким временем доступа.

Именно из всех озвученных выше соображений скажу сразу - нетбук это худшее, на чём можно оперировать LR. Для фотографа лучше подойдёт небольшой ноутбук на недорогом Core i3, если во главе стола стоит компактность техники.

Вы задумывались, как ускорить работу Lightroom и увеличить производительность? Да, лайтрум – прекрасная программа для профессиональной работы с фото, но иногда она не столь быстра, как хотелось бы. Как оптимизировать Adobe Photoshop Lightroom?
Можно поставить в систему SSD – отличный вариант, да дорогой. Сделаем бесплатно.

Погуглив статьи по этой теме, Вы в основном найдёте советы по поводу a) изменения настроек кэша Adobe Camera RAW и б) отключения автоматического создания.XMP файлов. Лично я это делать не люблю: в случае сбоя с каталогом Lightroom Вы теряете всю работу по обработке RAW-файлов. (Да, эти.XMP файлы можно сохранить на диск вручную из Lightroom, но будете ли Вы об этом помнить?)

Так что предлагаю другой метод. Идея проста: отключить некоторые не нужные Вам в работе модули (плагины) Lightroom, и программа будет запускаться и работать ощутимо быстрее.

Архитектура программы Adobe Photoshop Lightroom такова, что функциональные блоки сохранены в виде отдельных файлов в папке программы. Вы решаете, какие модули отключить:

AdobeHelpClient.lrmodule - справка Lightroom. Редко нужен, имеется только в версии для Mac OS X.
Develop.lrmodule - один из основных модулей. Отключать не следует.
Import.lrmodule - используется для пополнения каталога новыми фотографиями. Отключать не следует.
MultipleMonitor.lrmodule - модуль отвечает за работу многомониторной конфигурации. Если Вы не из тех счастливчиков, которые работают с двумя мониторами, можете отключать.
Print.lrmodule - поддержка печати. Что касается меня, я почти никогда не печатаю фото дома, только в профессиональной лаборатории.
Slideshow.lrmodule - позволяет Вам показывать слайдшоу. Если это нужно только время от времени, можно отключить. * Имейте в виду, что этот модуль каким-то образом нужен для работы в мультимониторной конфигурации.
Web.lrmodule - используется для создания веб-галерей. Можете отключить, если в основном работаете над сортировкой и обработкой фото.
Версия для Windows ещё включает Gallery.lrmodule . Отключать не советую.

Я отключаю AdobeHelpClient, Print и Slideshow.

Так как их отключить? Вот как:

Mac OS X


2. Откройте Finder, перейдите в папку Applications и найдите "Adobe Photoshop Lightroom 2.app". Щёлкните значок правой кнопкой и выберите "Show Package Contents":

3. Откроется новое окно Finder, перейдите к /Contents/PlugIns/ и выделите ненужные файлы модулей. Переместите их куда-нибудь недалеко, например, прямо в родительскую папку Contents:

4. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу.

Windows XP/Vista/7

1. Завершите работу Lightroom, если он у Вас открыт.
2. Откройте проводник и перейдите в папку C:Program FilesAdobeAdobe Photoshop Lightroom 2.6 .
3. Выделите файлы.lrmodule, которые собираетесь отключать:

4. Вырежьте их (Ctrl-X) и вставьте, скажем, в родительскую папку.
5. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу!

Теперь Вы видите меньше активных модулей в правой верхней части окн
а программы лайтрум. Пакет запускается и работает быстрее, а также использует меньше оперативной памяти.