Статистическое наблюдение. Понятие статистического наблюдения, его основные этапы

24.08.2019

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Статистическое исследование - это изучение социально-экономических явлений и процессов статистическими методами, т.е. учетноаналитическая работа на основе научной статистической методологии.

Оно должно быть своевременным и оперативным, чтобы иметь возможность решать возникающие проблемы, вмешиваться в ход социально-экономических процессов, предотвращать или уменьшать негативные последствия, разрабатывать мероприятия по их предотвращению в будущем.

Статистическое исследование состоит из трех этапов, содержание которых отражено в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Характеристика этапов статистического исследования

Этап

статистического

исследования

Цель

Полученный результат

Основной

метод

1. Статистическое наблюдение (сбор данных)

Собрать данные о каждой единице совокупности

Первичные данные

Метод массовых наблюдений, обеспечивающий выявление статистической закономерности

2. Статистическая сводка и группировка

Систематизировать полученные первичные данные, выделить качественно однородные группы

Сводные (общие) статистические показатели по отдельным группам и совокупности в целом

Метод группировки, оформление результатов в виде таблиц

3. Статистический анализ (анализ сводных показателей)

Проанализировать сводные (общие) статистические показатели, выявить социально-экономические закономерности, сделать выводы по итогам исследования

Количественная и качественная характеристика сущности явления, законов его развития - объективная база принятия управленческих решений

Метод обобщающих, аналитических показателей (относительных, средних величин, индексов и др.)

Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования; это планомерный, научно-организованный сбор массовых данных о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации. К примеру, сбор информации о населении, организациях, политических событиях, культуре, спорте, рождаемости, правонарушениях, курсе валют, инфляции и многом другом.

Массовый характер наблюдения позволяет освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта.

Совет бывалого статистика. Статистическая закономерность проявляется только при изучении большого массива данных (действие закона больших чисел).

Статистические данные только после обработки (статистического исследования) превращаются в информацию (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

Информация - это важнейший ресурс управления, база для разработки и обоснования актуальных вариантов управленческих решений. Владея информацией, предприятие может оперативно и продуктивно реализовывать поставленные задачи, в том числе осуществлять эффективную инвестиционную, маркетинговую, инновационную, ценовую и другую политику, разрабатывать стратегические планы развития и пр. (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Данные , собранные в процессе статистического наблюдения, должны быть достоверными, полными, своевременными, сопоставимыми, научно обоснованными, общедоступными.

Только тогда они смогут стать основой объективного анализа и принести пользу обществу, предприятию, семье, отдельному человеку.

Обычно выделяют три этапа статистического наблюдения (сбора статистических данных).

  • 1. Подготовка статистического наблюдения.
  • 2. Непосредственный сбор данных.
  • 3. Контроль собранного материала

Статистическое наблюдение (СН) проводится по плану, включающему программно-методологические и организационные вопросы, содержание которых раскрыто в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Характеристика этапов статистического наблюдения

Этап статистического наблюдения

1. Подготовка

статистического

наблюдения

  • 1. Определить цель и задачи СН (зависят от цели статистического исследования).
  • 2. Разработать план СН:
    • а) программно-методологические вопросы:
      • ? объект СН (что обследуется);
      • ? единица совокупности (составной элемент объекта наблюдения, о чем, о ком собирают сведения);
      • ? единица наблюдения или отчетная единица (к кому и куда обращаться за сведениями);
      • ? программа СН и формуляр (документ, бланк);
      • ? форма СН;
      • ? вид СН;
      • ? способ СН;
    • б) организационные вопросы:
      • ? исполнители;
      • ? место проведения СН;
      • ? объективное время СН;
      • ? субъективное время СН;
      • ? инструментарий

2. Непосредственный сбор данных

Сбор статистических данных о каждой единице исследуемой совокупности

3.Контроль собранного материала

  • ? внешний (синтаксический);
  • ? арифметический;
  • ? логический

Объект СН - это чаще всего статистическая совокупность, то явление (процесс), которое хотят изучить, обследовать, информацию о котором собирают в соответствии с целью статистического исследования. Это могут быть:

  • а) физические лица - население страны, студенты, правонарушители, рабочие;
  • б) юридические лица - промышленные предприятия, страховые компании, фермерские хозяйства, школы, больницы, магазины;
  • в) физические единицы - жилые дома, станки, товары, крупный рогатый скот;
  • г) факты - цены, зарплата, рождаемость, смертность, успеваемость, курс доллара.

Совет бывалого статистика. Необходимо определить конкретные границы объекта статистического наблюдения, четко установив его существенные отличительные (ограничительные) признаки, выделяющие его среди других объектов (своеобразный ценз). Это обеспечит в дальнейшем высокое качество собранных данных и всего статистического исследования.

Единица совокупности - это составной неделимый элемент объекта наблюдения. Например, гражданин страны, предприятие, товар, семья, станок и пр. Именно свойства единиц совокупности, их характеристики (признаки) и подлежат измерению, регистрации в процессе наблюдения.

Единица наблюдения - это первичная ячейка, от которой получают статистические сведения о каждой единице совокупности. Например, предприятие, домохозяйство, семья и др.

Отчетная единица - это единица наблюдения в случае, когда наблюдение проводят в форме статистической отчетности.

Прежде чем приступать к сбору данных, необходимо определить конкретное содержание и объем данных, т.е. разработать программу СН (табл. 2.3).

Программа разрабатывается исходя из задач СН.

Для обеспечения качества СН и исследования в целом программа наблюдения должна обеспечить полноту и достоверность собранных данных.

Совет бывалого статистика. Лучше собрать меньше достоверных данных, чем много, но неточных, несопоставимых, недоброкачественных.

Программа СН оформляется в виде статистического формуляра (документа), который может быть представлен на бумажном или электронном носителе.

Конструируя формуляр наблюдения, необходимо учитывать характер СН, особенности его проведения и разработку результатов.

Заполнение статистического формуляра осуществляется в соответствии с инструкцией, которая может быть изложена как в самом формуляре, так и отдельным документом.

Инструкция - это письменные указания, разъяснения по выполнению программы статистического наблюдения. Например, разъяснение вопросов программы, порядка заполнения формуляра, примеры возможных ответов, содержание и методология исчисляемых показателей и пр.

Характеристика программы статистического наблюдения

Таблица 2.3

Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ в отношении каждой единицы совокупности

Требования к программе

  • 1. Оптимальное количество вопросов.
  • 2. Ясная, краткая формулировка вопросов.
  • 3. Рациональная последовательность вопросов.
  • 4. Охват наиболее существенных признаков

Статистический формуляр

Учетный документ единого образца, содержащий адресную характеристику объекта наблюдения и статистические данные о нем. Обеспечивает регистрацию, фиксацию данных

а) списочный

Регистрируются данные о нескольких единицах совокупности. Например, журнал, ведомость

б) индивидуальный

Регистрируются данные только об одной единице совокупности. Например, карточка, бланк статистической отчетности, анкета, переписной или опросный лист

Объективное время наблюдения (интервал или критический момент времени)

Время, к которому относятся данные, полученные в ходе статистического наблюдения (интервал времени - для процесса, момент времени - для состояния)

Субъективное время наблюдения (период наблюдения)

Время, в течение которого осуществляется непосредственная регистрация данных

В соответствии с приказом Росстата формуляр формы федерального СН должен состоять из трех частей: 1) заголовочной; 2) содержательной; 3) оформительской, в пределах которых располагается шесть зон.

В зоне 1 размещается гриф «Федеральное статистическое наблюдение», гриф «Конфиденциальность гарантируется получателем информации», гриф «Нарушение порядка представления статистической информации...влечет ответственность, установленную ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также ст. 3 Закона РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», гриф «Возможно предоставление в электронном виде».

В зоне 2 по центру указывается наименование формы и период, за который (или дату, на которую) предоставляется статистическая информация. Приводится индекс (номер) формы и наименование нормативного правового акта Росстата об ее утверждении, а также периодичность предоставления информации.

В зоне 3 (адресной части) указывается кто (наименование отчитывающейся организации, ее почтовый адрес), кому (ТОГС в субъекте РФ или субъекту официального статистического учета, по установленным адресам) и в какие сроки предоставляет форму. В этой зоне располагается также кодовая часть (код формы по ОКУД, код организации по ОКПО).

В зоне 4 размещается содержательная часть формы, показатели которой могут располагаться в виде графо-клеток или в виде вопросника. Структура содержательной части формы должна быть максимально унифицирована с учетом требований общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для обеспечения единого подхода к процессу автоматизированной обработки статистической информации.

В зоне 5 (на последней странице формы) содержится реквизит «Должностное лицо, ответственное за предоставление статистической информации», с указанием его должности, фамилии, имени, отчества, подписи, номера контактного телефона, E-mail, даты составления документа.

В зоне 6 размещаются указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, являющиеся неотъемлемой частью формы.

Более подробно с требованиями по оформлению формы федерального СН можно ознакомиться в приказе Росстата от 16 апреля 2008 г. №85.

Вопрос. От чего зависит выбор времени СН?

Совет бывалого статистика. Необходимо выбирать такой период времени, в котором объект наблюдения (совокупность единиц) находится

в обычном, наиболее характерном и наименее подвижном состоянии.

При выборе периода СН (его длительности и календарного срока) необходимо учитывать:

  • 1) специфические особенности объекта СН, его размер, состояние;
  • 2) степень срочности обследования (например, перепись материальных запасов во время Великой Отечественной войны);
  • 3) объем программы СН, сложность признаков, подлежащих регистрации;
  • 4) квалификацию и количество имеющихся кадров;
  • 5) наличие и состояние коммуникаций, логистику и др.

Совет бывалого статистика. Срок СН должен быть оптимальным. Короткий срок, как и длительный, снижает качество собираемых данных.

Короткий срок ухудшает качество собираемых сведений, приносит неудобства опрашиваемым лицам, увеличивает количество регистраторов, требует дополнительных ресурсов. Длительный срок ухудшает качество собираемых сведений, так как в наблюдаемом объекте за продолжительный срок сбора данных могут произойти изменения, которые не отслеживаются, не улавливаются СН.

Совет бывалого статистика. Для обеспечения достоверности собираемых сведений, полноты охвата объекта наблюдения необходимо четко установить место проведения статистического наблюдения.

Место проведения наблюдения - это пункт, где непосредственно будет осуществляться регистрация наблюдаемых фактов, заполнение статистических формуляров. Место проведения наблюдения часто совпадает с местом нахождения единицы наблюдения, но не всегда.

Например, при проведении переписи населения переписные листы заполняются по месту жительства, а не работы человека.

На примере переписи населения - масштабного СН, проиллюстрируем рассмотренные выше категории в табл. 2.4.

Характеристика отдельных элементов плана статистического наблюдения на примере переписи населения Крыма 2014 г.

Таблица 2.4

Статистическое

наблюдение

Перепись населения в Крымском федеральном округе со 100%-ным охватом населения

Цель наблюдения

Собрать информацию о численности и составе населения Республики Крым и г. Севастополя

Объект наблюдения

Население Республики Крым и г. Севастополя

Единица совокупности

Лицо, подлежащее учету при переписи населения (постоянно проживающие в Республике Крым и г. Севастополе)

Отчетная единица

Домохозяйство

Программа статистического наблюдения

Пол, дата рождения, место рождения, состояние в браке, гражданство, национальная принадлежность, образование и другие вопросы, ответы на которые необходимо было получить и зарегистрировать в отношении каждого лица, подлежащего учету

Статистический

формуляр

Переписной лист на каждое лицо, подлежащее регистрации, - материальный носитель программы наблюдения

Объективное время наблюдения

Окончание

В процессе сбора и регистрации статистических данных сложно избежать ошибки.

Ошибка статистического наблюдения - это расхождение между величиной показателя, установленного посредством СН, и действительным его значением. Рассмотрим отдельные виды ошибок в табл. 2.5.

Ошибки статистического наблюдения

Таблица 2.5

Вид ошибок СН

1.Ошибка репрезентативности (представительности)

Встречается только при проведении выборочного СН. Это отклонение величины изучаемого признака в отобранной части совокупности (выборке) от величины этого признака во всей совокупности

а)случайная

Поддается количественной оценке, измерению.

Возникает при проведении любого выборочного СН в силу его несплошного характера: выборка заведомо недостаточно точно воспроизводит характеристики, свойства исходной совокупности

  • б) систематическая
  • - преднамеренная,
  • - непреднамеренная

Не поддается количественной оценке. Возникает вследствие нарушения правил беспристрастного (случайного) отбора единиц в выборочную совокупность (умышленного или неумышленного)

2. Ошибка регистрации

Встречается при проведении и сплошного, и несплошного СН. Появляется в процессе регистрации фактов, значений признаков

а)случайная

Описка, оговорка в результате невнимательности, небрежности. Результаты искажаются в противоположных направлениях. При больших совокупностях взаимно погашают друг друга, а потому не очень опасны

  • б) систематическая
  • - преднамеренная,
  • - непреднамеренная

Искажения данных при каждом измерении в одном и том же направлении (завышение или занижение результата). Очень опоены. Бывают умышленные и неумышленные

Ошибки необходимо контролировать - выявлять, исправлять, предупреждать.

Характеристика способов контроля качества статистической информации

Таблица 2.6

Способ контроля

Пример мероприятий по контролю информации

(синтаксический)

Проверка правильности оформления документа, наличия необходимых реквизитов, четкости записей, анализ полноты охвата всех отчетных единиц

  • 1. Указан ли адрес организации в статистическом отчете?
  • 2. На все ли вопросы анкеты даны ответы?
  • 3. Всели подотчетные предприятия прислали отчеты?

Арифметический

(счетный)

Основан на знании количественных связей между показателями

Проверка правильности арифметических значений показателей путем их пересчета

Пересчет: итогов; средних величин; темпов роста; процентов выполнения плана и др.

Логический

(смысловой)

Основан на знании логических взаимосвязей между показателями. Устанавливает только наличие ошибки, а не ее величину

Сопоставление ответов на взаимосвязанные вопросы с целью выявления их логического соответствия

Сопоставление значений возраста и состояния в браке гражданина в переписном листе

Сравнение значений взаимозависимых признаков

Доходов с расходами, фактических данных с плановыми, текущих данных с данными за предыдущий период и пр.

Формы, виды, способы статистического наблюдения

Прежде чем приступить к сбору статистических данных, необходимо определить:

  • 1) все ли единицы совокупности будут обследоваться или только их часть;
  • 2) будет ли сбор данных однократным или систематическим;
  • 3) каким путем будет получена информация об объекте, т.е. необходимо определить форму, вид и способ статистического наблюдения.

Основные организационные формы СН (сбора статистических данных) рассмотрим более подробно в табл. 2.7.

Собирать и регистрировать статистические данные об исследуемом объекте можно по-разному. Различают несколько видов статистического наблюдения (табл. 2.8).

Организационные формы статистического наблюдения

Таблица 2.7

Форма СН

Пояснение

1. Статистическая отчетность

Официальный документ, содержащий сведения о работе подотчетного предприятия (организации, учреждения) за прошедший период времени, предоставляемый в статистические органы регулярно по заранее утвержденной форме и в заранее установленный срок; имеет юридическую силу, документальную обоснованность, обязательность, позволяет осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

Например, форма №2. Отчет о прибылях и убытках за 2016 г.

2. Специально организованное статистическое наблюдение

Проводится:

  • - для уточнения данных отчетности;
  • -для получения данных, не содержащихся в отчетности;
  • -для тех явлений, которые не могут быть охвачены обязательной отчетностью

Перепись

Сплошное СН массовых явлений с целью определения их размера и состава по состоянию на определенную дату.

Например, Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г., Всероссийская перепись населения 2010 г., переписи неустановленного оборудования

Единовременный учет

Сплошное наблюдение массовых явлений, которое основывается на данных опроса, осмотра, документальных записей.

Например, переоценка основных фондов предприятия, учет остатков товаров в магазине

Единовременное обследование

Несплошное наблюдение отдельных массовых явлений по определенной тематике, осуществляется периодически или единовременно.

Например, выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах

3. Регистр

Список или перечень единиц объекта наблюдения с указанием необходимых признаков по каждой единице совокупности, который регулярно обновляется и пополняется. Например, регистры населения, домашних хозяйств, земельного фонда, предприятий

4. Мониторинг

Непрерывное наблюдение за состоянием определенной среды, совмещаемое с текущей оценкой, анализом, прогнозом. Например, мониторинг экологического состояния естественных водоемов, итогов валютных торгов

По времени регистрации данных различают непрерывный и прерывный виды СН (табл. 2.9).

Способ сбора статистических данных зависит:

  • 1) от задач и программы статистического наблюдения;
  • 2) имеющихся ресурсов;
  • 3) уровня культуры населения.

Виды статистического наблюдения (по степени охвата единиц статистической совокупности)

Таблица 2.8

Вид СН

Пояснение

1. Сплошное

Обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (субъекты, объекты). Например, перепись населения, перепись жилого фонда

2. Несплошное

Обследованию подвергается только часть изучаемой совокупности

а) монографическое

обследование

Очень подробное, детальное описание отдельной единицы совокупности, характерной в каком-либо отношении (типичной, лучшей, худшей). Главное внимание уделяется качественным, а не количественным характеристикам

Например, обследование лучшей школы, типичной библиотеки, единственного в городе фитнес-центра

б) наблюдение

основного

Обследованию подвергаются наиболее крупные единицы изучаемой совокупности, в которых сконцентрирована преобладающая часть изучаемого признака. Единицы, обладающие незначительной величиной этого признака, обследованию не подвергаются

Например, изучение состава и динамики преступности в тех районах города, где проживает большинство жителей

в) выборочное наблюдение

Обследованию подвергается часть единиц совокупности, отобранная по специальным правилам, базирующимся на принципах беспристрастного, случайного отбора, но выводы переносят на всю генеральную совокупность

Например, опрос общественного мнения, обследование бюджетов домашних хозяйств, проверка качества продукции

Виды статистического наблюдения (по времени регистрации данных)

Таблица 2.9

Вид СН

Пояснение

Пример

1. Непрерывное (текущее)

Постоянная, без перерывов регистрация фактов по мере их возникновения. Характеризует итог развития явления за определенный период времени («непрерывная видеосъемка процесса»)

Учет объема выполненных работ в течение квартала, регистрация заключенных браков в течение года

2. Прерывное

Сбор данных проводится с перерывом, время от времени, по мере необходимости в информации.

Характеризует состояние явления на определенный момент времени («моментальная фотография явления»)

а) периодическое

Проводится через равные промежутки времени

Учет явок и неявок на работу

б) единовременное (разовое)

Проводится без соблюдения строгой периодичности или вообще только один раз

Перепись населения, переоценка основных фондов предприятия

Способы статистического наблюдения

Таблица 2.10

Способ СН

Пояснение

Пример

1. Непосредственное наблюдение

Регистратор путем личного непосредственного измерения (подсчета, осмотра, замера, оценки, взвешивания) устанавливает факт, подлежащий регистрации, и производит запись в статистическом формуляре

Инвентаризация имущества, снятие остатков товаров в магазине, осмотр места происшествия

2. Документальное наблюдение

Статистические сведения регистрируются на основе документа, удостоверяющего их

Составление статистической отчетности на базе бухгалтерских документов

3. Опрос (устный, письменный)

Статистические сведения получают от опрашиваемых лиц в письменной или устной форме

а) экспедиционный

Специально выделенное лицо (регистратор) опрашивает обследуемое лицо и с его слов заполняет формуляр наблюдения

Всероссийская перепись населения

б) анкетный

Добровольное, анонимное, самостоятельное заполнение анкет (опросных листов), рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати, без предварительной договоренности об обязательном их представлении статистическим органам, по сравнительно узкому кругу проблем

Социологические, маркетинговые обследования, опросы лиц потерявших работу вследствие закрытия предприятий

в) корреспондентский

Регистрация фактов на месте их возникновения физическими лицами, которые добровольно в установленные сроки присылают информацию в статистические органы. Это субъективная, экспертная оценка явления

Обследование процесса продвижения товаров на региональных рынках

г) явочный

Обследуемое лицо является в орган, производящий учет, где с его слов или на основе документов регистрируют данные и заполняют формуляр

Регистрация браков, разводов, рождений в ЗАГСах

д) саморегистрация (самоисчисление)

Статистические документы заполняют сами опрашиваемые на добровольной основе после предварительного инструктажа. Их обеспечивают необходимыми бланками, собирают и проверяют заполненные документы

Обследование бюджетов семей (домохозяйств) в Российской Федерации

2.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки.

Конфуций

Задание 2.1. Сформулируйте цель, укажите объект СН, единицу совокупности, единицу СН при проведении следующих мероприятий:

  • 1) административная контрольная работа по статистике в группах третьего курса колледжа;
  • 2) переоценка основных средств предприятия;
  • 3) инвентаризация в мебельном салоне;
  • 4) Всероссийская сельскохозяйственная перепись;
  • 5) мониторинг цен на продовольственные товары, продаваемые на сельскохозяйственном рынке.

Задание 2.2. Сформулируйте цель исследования и назовите признаки, которые, на ваш взгляд, необходимо включить в программу СН при изучении:

  • 1) движения рабочей силы (прием, увольнение) на предприятии;
  • 2) детских дошкольных заведений района;
  • 3) пассажирских автотранспортных предприятий города;
  • 4) уровня заболеваемости СПИДом в регионе;
  • 5) молодых предпринимателей округа с целью разработки программы по их поддержке;
  • 6) библиотек области.

Задание 2.3. В ходе анкетирования студентам вуза были заданы следующие вопросы: пол, курите ли вы, сколько сигарет в день выкуриваете, хотите ли бросить курить, с какого возраста начали курить, мешает ли вам эта привычка, ваш возраст, почему начали курить, семейное положение, какие методы бросить курить вы используете?

Перечислите эти вопросы в рациональной, с вашей точки зрения, последовательности. Аргументируйте свою позицию.

Сформулируйте возможную цель исследования. Какие вопросы, на ваш взгляд, можно исключить из программы или добавить в нее с учетом заявленной цели?

Задание 2.4. Сформулируйте цель СН и разработайте перечень вопросов программы:

  • 1) выборочного обследования студенческих столовых;
  • 2) анкетирования студентов на тему: «Молодежь и музыка»;
  • 3) учета товарных запасов магазина.

Задание 2.5. Определите вид ошибки СН:

  • 1) «Какая радиостанция, на ваш взгляд, является лучшей?». Опрос проводился среди слушателей радиостанции «Огонек»;
  • 2) при заполнении переписного листа переписи населения Волков И.С. назвал возраст «90 лет», хотя по паспорту ему 88 лет;
  • 3) бухгалтер Цветкова И.Т. не указала дату составления отчета в бланке отчетности;
  • 4) переписчик в переписном листе указал семейное положение Григорьева Д.Л. «не женат», хотя он сказал, что женат;
  • 5) бригадир Фролова М.Я. завысила данные о выработке рабочих бригады с целью получения квартальной премии;
  • 6) экономист Доброва П.Т. заполнила форму федерального СН «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» № П-4 по устаревшей инструкции.

Задание 2.6. Укажите форму, вид и способ СН:

  • 1) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» за 2016 г.;
  • 2) изучение качества обслуживания посетителей кафе «Снежинка»;
  • 3) государственная регистрация актов рождения в Российской Федерации;
  • 4) инвентаризация остатков товаров на складе магазина;
  • 5) изучение динамики цен на потребительские товары, услуги в Российской Федерации;
  • 6) регистрация предприятий, индивидуальных предпринимателей в Статистическом регистре ФСГС.

Задание 2.7. Укажите объективное и субъективное время проведения федерального СН по форме № Б-1 сельхоз за второй квартал текущего года, отчет по которой должен быть представлен в ТО ГС интервьюерами, ведущими обследования рынков, до 20-го числа последнего месяца отчетного квартала.

Задание 2.8. Укажите время (объективное, субъективное), место, органы проведения СН:

  • 1) перепись учебного оборудования в колледже на 1 января текущего года;
  • 2) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» ПАО «Галактика» за 2016 г. Форма № 11 федерального СН;
  • 3) анкетирование клиентов прачечной «Чистюля».

Задание 2.9. Сформулируйте цель СН на тему: «Молодежь и книга». Определите его объект, единицу совокупности, единицу СН, форму, вид и способ СН, составьте программу и разработайте статистический формуляр.

Задание 2.10. Подберите бланки статистических отчетов, первичных учетных документов, анкет в организации, где работают ваши родители, или в Интернете. Проиллюстрируйте на этих примерах структуру документа (формуляра), его необходимые реквизиты.

Задание 2.11. Из практики организаций, где работают ваши родители, покажите примеры использования:

  • 1) различных организационных форм СН;
  • 2) видов СН по степени охвата единиц статистической совокупности;
  • 3) видов СН по времени регистрации данных;

способов СН.

Задание 2.12. Заполните бланк любой формы статистической отчетности, допустив не менее пяти ошибок. Предложите эту форму на проверку другому студенту. Оцените его работу.

Задание 2.13. Используя материалы официального сайта Росстата, сравните программы Всероссийской переписи населения 2010 г. и переписи населения СССР 1989 г.

Объясните причины различий в вопросах переписных листов. Сделайте доклад, компьютерную презентацию на занятиях по статистике (кружке).

Как уже отмечалось выше, планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает в себя программно-методологические вопросы, а вторая - организационные.

Программно-методологическая часть предусматривает:

  • установление объекта наблюдения;
  • определение единицы объекта наблюдения;
  • разработку программы статистического наблюдения;
  • разработку программы разработки материалов наблюдения;
  • проектирование формуляра наблюдения;
  • составление инструкции;
  • определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента. При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называют совокупность, о которой должны быть собраны статистические данные. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельскохозяйственные производители, промышленные предприятия, студенты, население.

Под единицей наблюдения понимают составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек", семья, фермерское хозяйство, коммерческий банк.

Программа статистического наблюдения - это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований:

  • а) программа должна содержать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;
  • б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем - ее обработку и анализ;
  • в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;
  • г) в программу наблюдения должны входить только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;
  • д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

Вопросы программы могут дополняться статистическим подсказом, т.е. вариантами ответов.

Подсказ может быть закрытым или открытым. Закрытый подсказ подразумевает ряд ответов, из которых респондент должен выбрать один или несколько. При открытом подсказе респондент может выбрать один или несколько ответов из предлагаемого перечня или сформулировать на специально выделенном поле формуляра свой собственный ответ.

При планировании обследования, как правило, составляют и программу разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.

Для записи ответов на вопросы программы конструируется формуляр наблюдения. Формуляр наблюдения представляет собой особым образом разграфленный лист (листы) бумаги, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов. Особое внимание при разработке формуляра следует уделить формулировке вопросов. Они должны быть сформулированы кратко и четко, не должны вызывать разночтения. Помимо вопросов программы формуляр включает в себя титульную и адресную части. В титульной части содержится наименование статистического наблюдения, указывается наименование органа, проводящего наблюдение, кем и когда утвержден этот формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики. В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и ряд других сведений. Формуляр, используемый при проведении переписи населения 2010 г., представлен в прил. 2.

Однако насколько четко не был бы составлен формуляр, к нем}" обычно составляется инструкция, которая включает в себя совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто брошюры) или изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, в том числе выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период наблюдения - это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, устанавливается критический момент статистического наблюдения. Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения или предшествует ему.

Организационная часть фиксирует организационные вопросы, которые разрабатываются в целях успешного проведения статистического наблюдения. Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

  • объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);
  • цели и задачи наблюдения;
  • орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;
  • место и сроки наблюдения;
  • подготовительные работы к наблюдению, включающие в себя подбор и обучение персонала, составление списков единиц изучаемой совокупности; в некоторых случаях в эти работы входит рекламная кампания проводимого наблюдения и т.д.;
  • порядок проведения наблюдения;
  • порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;
  • финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

Цель программы статистического наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов социально-экономической жизни.

Объект наблюдения — определенная статистическая совокупность, в кᴏᴛᴏᴩой происходят исследуемые социально-экономические явления и процессы (отдельные граждане, население, предприятия, имущество, природные ресурсы)

Стоит сказать, что каждый объект наблюдения состоит из отдельных элементов — единиц наблюдения, кᴏᴛᴏᴩые будут носителями признаков, подлежащих регистрации.

Единица наблюдения — первичный элемент программы статистического наблюдения. Так например, объктом при переписи населения будет совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый отдельный человек.

Программа статистического наблюдения — перечень признаков регистрируемых в процессе наблюдения. Это перечень вопросов, на кᴏᴛᴏᴩые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения.

Требования к программе статистического наблюдения:

  • Программа должна содержать существенные признаки непосредственно характеризующие изучаемые явления.
  • В программу не следует включать второстепенные вопросы, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют работу по сбору информации, ее обработке и анализу.
  • В программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения информации.

Для записи ответов на вопросы программы наблюдения разрабатывается формуляр наблюдения.
Формуляр наблюдения — ϶ᴛᴏ особым сформированный бланк, в кᴏᴛᴏᴩом содержатся перечень вопросов программы. Статистический формуляр должен быть удобен для чтения, записи и обработки. К формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В процессе статистического наблюдения собирается первичная информация, кᴏᴛᴏᴩая затем подвергается систематизации обобщению и анализу.

От качества первичной информации зависит успех всего исследования, по϶ᴛᴏму к информации предъбудет ряд требований:
1. Достоверность — ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие тому, что есть на самом деле.
Достоверность зависит:

  • Статиста — профессиональная подготовка, организационные навыки, добросовестность.
  • Качества инструментария наблюдения — программа наблюдения, формуляр, инструкция по заполнению.

2. Сопоставимость - сравнимость данных с прошлыми исследованиями. Сопоставимость обеспечивается использованием одних и тех же единиц измерения, наблюдением в одно и тоже время и по единой методологии.

Сбором, обработкой и анализом информации об экономических и социальных процессах в кредитовании занимается банковская статистика . Она разрабатывает программы статистических наблюдений, совершенствует систему показателей, методологию их исчисления и анализа, методы статистического анализа конкретных явлений. Статистика кредита занимается также обобщением сведений о кредитовании, выявлением закономерностей, изучением взаимосвязи использования кредитных ресурсов с эффективностью использования оборотных средств и т.п.  


Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те из них, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.  

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа или статистического формуляра. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования она должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства. Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, иначе полученный ответ может содержать недостоверную информацию.  

Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, то это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, дающие возможность провести арифметический контроль.  

Перечень признаков, значения которых нужно определить у каждой единицы в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения. Для обеспечения единообразного получения данных от отчетных единиц программа оформляется в документе, называемом формой (бланком) отчетности, переписным листом, анкетой.  

От качества программы статистического наблюдения существенно зависит ценность получаемых данных. В. И. Ленин указывал, что правильная программа и обеспечение проверки данных, это - два важнейшие условия успешной статистики 1.  

В широком смысле слова программа статистического наблюдения, как уже было сказано, включает разработку таких вопросов, как объект наблюдения, единица совокупности, единица наблюдения и перечень вопросов, которые кладутся в основу составления форм статистической отчетности и переписных бланков.  

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения наряду с человеком будет являться каждое домохозяйство. Именно эти две единицы наблюдения устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.  

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение  

Наиболее общие задачи, стоящие перед статистикой страхования , можно свести к организации сбора и обработки статистической информации о страховом деле , страхователях и страховщиках классификации и группировке собранной информации расчету тарифных ставок как цены личного и имущественного страхования анализу финансовой устойчивости страховой организации разработке инвестиционных программ и т.п. Сказанное ставит перед статистикой задачи в области развития системы статистического наблюдения в целом, внедрения в практику статистической работы выборочных наблюдений , перехода на международные стандарты учета и статистики.  

Процесс анализа охватывает все стадии статистического исследования . Каждый следующий этап статистической работы зависит от предыдущего. Этап обобщения данных оказывает влияние на статистическое наблюдение - ведь именно тем, что мы хотим получить в результате исследования , определяются границы объекта наблюдения, программа наблюдения (какие признаки мы будем регистрировать у единиц совокупности).  

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Обязательными элементами формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер вторая включает адрес отчетной единицы , ее подчиненность. Формуляр может иметь разные названия отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.  

Перепись - это специально организованное наблюдение с целью получения данных об объектах статистического наблюдения по ряду признаков. Ее характерными особенностями являются одновременность проведения на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием единство программы наблюдения регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.  

Потребность в надежной информации о заработной плате и других формах дохода работников с переходом к рынку и углублением дифференциации в уровне оплаты труда возрастает. Программа государственного статистического наблюдения по труду предусматривает получение данных о структуре заработной платы , уровне оплаты труда по различным отраслям и секторам экономики , географическим районам, по предприятиям и организациям различных размера и форм собственности , для отдельных групп работников, выделенных по возрастному, профессиональному и иным признакам. При ее разработке учитываются конкретные потребности различных пользователей информации . Полученные данные необходимы для анализа социально -экономических процессов , измерения уровня жизни населения, изу-  

В основе второго подхода к исследованию личных доходов Населения лежит обследование бюджетов домашних хозяйств . Оно позволяет получить сведения о доходах различных групп и слоев населения, а также об их потреблении, накоплении и сбережении. Обследование бюджетов домашних хозяйств является одним из методов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. Оно проводится в соответствии с Федеральной программой статистических работ, ежегодно согласуемой с Правительством РФ.  

Отчетность - форма организации статистического наблюдения , при которой сведения поступают в статистические органы от предприятий, организаций и учреждений в виде обязательных отчетов об их деятельности. Для нее характерны а) обязательность представления отчетов по заранее установленной программе (показателям), в установленные адреса и сроки б) обоснованность данных документами, которыми оформляются хозяйственные операции в оперативном и бухгалтерском учете в) юридическая сила отчетов, за достоверность показателей которых ответственность несут руководители предприятий , организаций и учреждений.  

Из краткого анализа направления связей процесса (см. схему 1.1) расширенного воспроизводства мы делаем вывод и о том, с какими сложными явлениями при исследовании экономики СССР как единого целостного организма имеет дело экономическая статистика. При этом необходимо отметить, что с -формированием экономики - как единого народнохозяйственного комплекса - формировалась и советская статистика. В своем поступательном движении она охватывала все более широкий круг массовых явлений общественной жизни, она совершенствовала принципы организации статистического наблюдения , его программу и методологические основы исчисления многообразной системы показателей развития экономики и культуры. Вместе с совершенствованием планирования экономики и управления хозяйственным механизмом статистика превратилась в мощное орудие управления народным хозяйством.  

Такое разделение вызвано различной ролью грузового и пассажирского транспорта в народном хозяйстве , разным характером объектов перевозок, различным типом подвижного состава, различиями в организации самих перевозок. В связи с этим имеются принципиальные различия в программе и приемах статистического наблюдения , в формах статистической документации и в единицах измерения статистических объектов.  

В узком смысле слова программа каждого статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, разработанных в соответствии с целью статистического исследования , которые должны найти свое отражение либо в формах статистической отчетности , либо в переписных бланках и на которые надо получить ясные и достоверные ответы в процессе статистического наблюдения.  

Совершенствование организации статистического наблюдения в России на современном этапе осуществляется на основе концептуальных положений федеральной целевой программы Реформирование статистики в 1997-2000 годах. Важнейшими положениями этой программы являются следующие  

Собранный в процессе

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые нужно получить ответы в процессе сбора статистических сведений по каждой изучаемой единицы. Один и тот же объект может быть обследован с разных сторон. Поэтому состав и содержание вопросов программы наблюдения зависит от задач исследования и особенностей объекта. Она должна охватывать широкий и полный круг сведений. Чем шире программа, тем полнее освещается изучаемое явление. Однако в нее не следует включать лишних вопросов, которые могли бы усложнить и растянуть срок разработки данных. В то же время не следует составлять программу слишком узко, ведь в исследования могут не попасть важные вопросы.

При составлении программы большое значение имеет четкая формулировка вопросов, поскольку в большинстве статистических наблюдений это сложная и трудоемкая работа, в выполнении которой участвуют десятки и даже сотни тысяч (при переписи населения) человек. Поставленные вопросы должны быть одинаково понятными для всех.

Ответы на вопросы программы наблюдения записывают в документ особой формы - статистический формуляр. Он представляет собой первичный документ, в котором фиксируются ответы на вопросы программы по каждой из единиц совокупности, это носитель первичной информации. Формуляры имеют различные названия: форма первичного учета или отчетности, акт, бланк, табель, карточка (фишка), анкета, опросный лист Для всех перечисленных видов формуляров характерны некоторые обязательные элементы: содержательная часть, которая включает перечень вопросов программы, возведенная графа или несколько граф для записи ответов и шифров (кодов) ответов, титульная и адресная части. На титульной странице записывается название статистического наблюдения (например, "Перепись скота в частном секторе"), название организации, которая проводит наблюдения, а также отмечается, кем и когда утвержден формуляр или статистическое наблюдение.

В адресную часть записывают адрес обследуемых (опрашиваемых) единиц наблюдения. Кроме того, в формах статистической отчетности указывается, когда и куда надо отправлять полученную информацию. Правильность данных обследования утверждается подписями ответственных лиц.

В практике статистического наблюдения применяют формуляры двух видов: карточный и списочный

Карточным (или индивидуальным) называется статистический бланк (фишка), который содержит данные только об одном единицу наблюдения. Общее количество карточек должно равняться количеству единиц изучаемой совокупности.

Списочный формуляр - это статистический бланк, в котором регистрируются сведения по нескольким единицам наблюдения. Например, при переписи населения 1970 списочный формуляр было рассчитано на регистрацию в нем сведений по шести лицах, при переписи населения В 1989 г.- по двое.

Формуляры-карты удобны для ручной обработки занесенных в них данных, но требуют значительно больших трудовых и материальных затрат, чем формуляры-списки. Последние более экономичные и удобные для машинной обработки и контроля данных. Карточные формуляры используются при составлении отчетов предприятий и организаций, которые нуждаются в широкой программы статистического наблюдения.

Списке формуляры чаще используются при периодических наблюдениях. Примером такого формуляра может быть переписной лист переписи населения 1989 г.. Конструкция статистических формуляров обусловлено в значительной мере влиянием со стороны технических средств обработки информации. Это находит свое проявление в том, что формуляры статистического наблюдения в некоторых случаях выступают одновременно и непосредственными носителями информации при введении их в ЭВМ. Именно при таких условиях решается вопрос непрерывной технологии автоматизации статистических работ, когда первичная информация заносится в автоматизированный-банк данных (АБД) с помощью перфолент, магнитных лент, магнитных дисков и по каналам связи, которые соединяют вычислительные центры предприятий и государственной статистики.

Влияние автоматизированной системы обработки статистической информации на конструкцию формуляров находит проявление в том, что ответы в них расположены в удобном для шифрования (кодирования) порядке.

Эффективность выполнения разработанной программы наблюдений в значительной степени обусловлено качеством инструктивного материала. Для этого составляют инструкцию (иногда ее называют Статистической инструкции или докладной инструкции).

Инструкция - это документ, который объясняет вопрос программы статистического наблюдения, его цель, порядок заполнения статистического формуляра и частично организационные вопросы. (Инструкция является одним из важнейших документов наблюдения. Она может содержать указания относительно тех вопросов, которые возникают в процессе проведения наблюдения: объект и единица наблюдения, время и сроки проведения, критический момент наблюдения и т. Д.

Во многих случаях необходимы дополнительные объяснения, как правильно понимать данный вопрос и как правильно записать ответ. Как правило, инструкции пишут для лиц, осуществляющих перепись или заполняют формы статистической отчетности. Они очень важны для обеспечения одинакового понимания вопроса во всех спорных и сомнительных случаях. Например, при переписи населения 1989 г.. Ставился вопрос "национальность". Для записи ответа лицам, осуществлявшим перепись, надо было дать определенные указания, чтобы предотвратить разнобоя в ответах. Для этого были даны инструкции, где указывалось: "Записывается национальность, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями. Только в тех семьях, где отец и мать принадлежат к разным национальностям и родители затрудняются сами определить национальность детей, следует отдать предпочтение национальности матери ". Такое уточнение порядка записей на вопрос переписи дает пригоден для обработки первичный материал.

Отсутствие в инструкции толкований определенному вопросу приведет к тому, что каждое лицо (счетчик) будет понимать вопрос по-своему, в результате чего собранные материалы совсем обесценятся.

Указания инструкции должны быть конкретные и четкие, а текст сжатым и лаконичным. Инструкции к формам статистической отчетности основном печатаются на самой форме документа.

Итак, главное назначение инструкции состоит в объяснении содержания вопросов программы, как надо давать на них ответы и заполнять формуляр. Наиболее типичные ситуации должны рассматриваться на примере.

Следует отметить, что методология разработки программы статистического наблюдения в последние 20 лет претерпела довольно значительные изменения в связи с функционированием автоматизированной системы государственной статистики (АСДС), которая обусловила создание автоматизированных банков данных (АБД). Наличие последних позволила ввести в отрасли материального производства регистровую форму статистического наблюдения, которая заключается в создании регистра, или автоматизированной картотеки совокупности единиц статистического наблюдения определенного типа. Переход к автоматизированной статистической информационной системы (ACIC) создает широкие возможности усовершенствования программы наблюдения, а именно: происходит объединение информационных баз государственной статистики, отраслевых и региональных органов управления, предприятий, объединений и других звеньев управления.

Приведем пример разработки программы и проведения статистического наблюдения.

Проводится статистическое наблюдение результатов работы за хозяйственный год арендных сельскохозяйственных предприятий района. Поставлена задача изучить общее производство продукции этими предприятиями и его связь с основными факторами производства. По каждому предприятию данные годовых отчетов и качественной оценки земли.

Разработать программу, провести статистическое наблюдение и осуществить контроль данных.

Рассмотрим последовательность выполнения поставленной задачи по следующим этапам.

1. Выясняют вопрос, что собой представляет продукция предприятий и показатели, по которым определяется ее объем. Известно: а) арендные предприятия производят два вида продукции - растениеводческую и животноводческую; б) объем продукции по каждому продукту учитываются в натуральном выражении, а в цилому- по стоимости в сопоставимых фактических ценах. Исходя из поставленной задачи, изучение общего объема производства продукции, в программу наблюдения включают данные о производстве не отдельных видов продукции, а всей продукции в денежном выражении. Чтобы иметь возможность сопоставления объемов производства продукции по наблюдаемым предприятиях, стоимость продукции берут не в фактических, а в сопоставимых ценах.

2. Выясняют основные факторы, которые определяют объем производства продукции. Теоретически известно, что основными факторами производства в сельском хозяйстве является земля, трудовые ресурсы, основные средства производства, удобрения и корма.

Итак, в программу наблюдения включают показатели объема указанных факторов: 1) площадь сельскохозяйственных угодий, га; 2) площадь пахотных земель, га; 3) среднегодовая численность работников предприятия, чел.; 4) денежные затраты на удобрения; 4) денежные расходы на использованные корма; 6) балл оценки качества земли.

3. Решается вопрос о порядке записи в программе наблюдения избранных показателей. С целью удобства проведения обследования располагают показатели в соответствии с последовательностью их наводнения в формах отчетности: указывают номера страниц, строк, граф, где записаны эти данные. Показатель качества пахотных земель, который берется из материалов оценки почв, записывают в конце программы.

Таким образом, получаем программу в виде: 1) стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего, грн (здесь и далее в скобках указывают номера страниц, строк и граф) 2) в том числе продукция растениеводства, грн. (...) 3) среднегодовая численность работников на предприятии, чел. (...) 4) среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. (...) 5) сумма расходов на органические и минеральные удобрения, грн. (...) 6) площадь сельскохозяйственных угодий, га (...) 7) в том числе пашни, га (...) 8) сумма расходов на вскормлены корма, грн. (...) 9) оценка качества земли, баллов.

4. Разрабатывают форму статистического наблюдения, в который записывают значения признаков по каждому арендному предприятию. Таким формуляром может быть ведомость. Но для нашего случая лучше для каждого предприятия открыть карточки в виде так называемых фишек (рис. 1).

Рис. 1. Формуляр статистического наблюдения (фишка)

Как видим, в форму занесены значения признаков в пронумерованы строки (графы) в той последовательности, в которой они указаны в программе наблюдения: в строку 1 записано стоимость валовой продукции всего, в строку 9 - балл оценки качества земли.

5. Осуществляют статистическое наблюдение, а именно - заносят в фишки значение перечисленных в программе признаков по каждому предприятию, как это показано на примере арендного предприятия "Светоч".

6. Проводят контроль полученной информации (способы контроля материалов наблюдения будут рассмотрены далее).