Всемирная паутина и интернет. Всемирная паутина опутала весь мир

04.05.2019

Научно-технический прогресс не стоит на месте, а пребывает в постоянном развитии, поиске, совершенствовании. Пожалуй, самое полезное изобретение человеческого гения – Интернет, было придумано сравнительно не так давно, по меркам развития цивилизации. По своей сути он представляет собой уникальный инструмент обмена данными.

Интернет (Сеть, Internet) — виртуальная среда, гарантирующая доступ к информационным ресурсам, элементами которой выступают персональные компьютеры. Они объединены в единую схему и наделены неповторимыми признаками адресации, использующие высокоскоростные линии связи с главными компьютерами.

Интернет – это огромная сеть, объединяющая бесчисленное количество устройств. Она служит для обмена информацией, которая существует в этой сети в различных формах. В наше время уже не только компьютеры могут подключаться к интернету. Мобильные телефоны, планшеты, игровые консоли, прочие гаджеты и даже телевизоры могут без труда выходить в сеть в любой момент.

Значимость данного информационного пространства бесспорна и по причине потрясающих возможностей коммуникации, между пользователями всех устройств, подключенных к Сети.

В техническом плане, онлайн пространство сформировано за счет бесчисленного множества компьютерных устройств соединенных друг с другом. Миллиарды пользователей ПК, проживающие в разных странах, ежедневно общаются между собой, передают и принимают полезную информацию, скачивают массивы цифровых данных в виде приложений, программ, утилит; смотрят видео, слушают музыку.

Онлайн среда обладает еще одним важным свойством – безграничными возможностями хранения информации. Через Internet передается личный опыт, кроме того, это – уникальная площадка информирования масс для современных СМИ и колоссальное хранилище мировых знаний.

Что представляет собой Интернет?

Для того, чтобы владельцы ПК, проживающие на разных континентах, могли свободно пользоваться услугами поиска сетевых ресурсов – на дне океана проложены магистральные кабели по которым круглосуточно перекачивается полезная информация.

Персональный компьютер управляется специальными протоколами. Это своеобразная инструкция, позволяющая устанавливать правила общения между устройствами. Единый критерий построения программного протокола – IP-адрес. Благодаря такой структуре любой участник получает собственный цифровой адрес, с помощью которого происходит поиск и идентификация.

К примеру, после ввода в строку браузера имени «novichkam.info» через считанные мгновения клиент оказывается на веб-площадке, предлагающей помощь новичкам. В техническом плане, программный робот просто находит код IP-адреса, который присвоен конкретному сайту.

Машинный алгоритм, включает следующие операции:

  1. запрос фиксируется главным сервером, где хранится имя нужного тематического массива данных;
  2. происходит нахождение в памяти имени данного ресурса, т.е. обнаружение необходимого IP-адреса;
  3. клиент попадает на web-сайт.

Существуют и другие протоколы, например HTTP. Запросы в иной способ осуществляются с добавлением префикса http://

Что такое всемирная паутина (WWW)

Для большинства представителей целевой аудитории большой интерес представляет определение сервиса Интернета в качестве Всемирной паутины (World Wide Web) в сокращении (WWW или просто WEB). Под ее определением понимается совокупность взаимосвязанных веб страниц, доступ к которым предоставляют ограниченное количество ПК, подключенных к Сети.

Набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML с переходами по ссылкам, размещенный на электронной площадке, получил название web-сайта. Ознакомиться с контентом того или иного веб-сайта можно, активизировав работу браузера по поиску адресного имени.

Веб - сегодня позиционируется в качестве наиболее востребованного и популярного сервиса онлайн пространства, т.е. интернета. Важным элементом WEB выступают гипертекстовые ссылки. Кликнув на ссылку нужного документа или запросив в браузере уникальный URL (именной код, путь), человек может просматривать нужный массив текста.

Система адресации

При введении в поисковую строку неверного адресного имени или переходу по битой ссылке браузер оперативно просигнализирует об ошибке (подтвердит отсутствие нужной страницы). Нередко по запросу человек получает доступ к рекламному (мошенническому сайту).

В этой ситуации, следует исправить неточность в поле запросной строки, не пытаясь исследовать рекламный web-сайт из соображений безопасности. Дело в том, что данные площадки могут быть заражены вирусом. Если же ресурс создан с целью мошенничества, то нелишним будет ознакомиться с нашим разделом , где отлично расписаны самые популярные способы обмана в сети.

В адресе любого сайта главное – домен, который служит для простоты запоминания. Домен, как правило, отображает адрес главной страницы. Вместе с тем, следует понимать, что для технического скачивания страницы, компьютерное устройство использует IP с протоколом «12.123.45.5» . Согласитесь, эту комбинацию намного сложнее запомнить, чем доменное имя нашего сайта .

Важно знать, что ввод «http://» или префикса «WWW» в поисковой строке вовсе НЕ обязателен. Лучше воспользоваться услугами поисковой системы, где допущенная ошибка будет немедленно подкорректирована, а ввод домена возможен без зоны, вызывающей путаницу.

Что нам дает интернет?

  • неограниченного общения и коммуникации

Многие ищут здесь единомышленников, общаясь на популярных социальных проектах и форумах. Другим нравится уникальный сервис личного общения при помощи ICQ или Skype. Посетители website знакомств рассчитывают найти здесь свою вторую половину;

  • безграничные возможности развлечений и организации личного досуга

Здесь можно бесплатно слушать популярные музыкальные треки, наслаждаться новинками фильмографии киностудий, играть в различные игры, включая азартные, знакомиться с произведениями современных авторов и классиков литературного жанра, проходить опросы, тесты и т.д.

  • самообразование

В среде массовой коммуникации можно не только читать полезные статьи, но и участвовать в тренингах, мастер-классах, просматривать видео-уроки;

  • творческое развитие личности

Здесь можно повстречаться с редкими людьми, посещать их профессиональные проекты для творческого и личностного совершенствования;

  • покупка товаров и услуг

Клиенты виртуальных супермаркетов, могут купить товар, не выходя из дома. В режиме онлайн можно приобрести акции промышленных компаний, заказать билеты, забронировать номер гостиницы и пр.;

  • новые способы заработка

В Internet существует больше видов заработка. К примеру, можно открыть интернет-магазин, создав собственный блог (website). Тем, кто только пробует свои силы на этом поприще, проще начать с фриланса: писать статьи под заказ, продавать фото, предлагать услуги создания и продвижения разных проектов, заниматься веб-дизайном и программированием.

  • многое другое. Информация на нашем сайте поможет вам узнать не просто все возможности этой глобальной сети, но и отлично , находясь в ней.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Все мы с вами живем в эпоху глобального интернета и пользуемся терминами сайт, веб, www (World Wide Web — всемирная паутина, глобальная сеть) довольно часто и особо не вдаваясь в то, что же это такое.

Тоже самое я наблюдаю и у других авторов, да и обычных собеседников. «Сайт», «интернет», «сеть» или аббревиатура «WWW» стали для нас настолько обычными понятиями, что даже задумываться об их сути не приходит в голову. Однако первый вебсайт появился на свет всего лишь каких-то двадцать лет назад. А что такое интернет?

Ведь он имеет довольно длинную историю, однако, до появления глобальной сети (WWW), 99.9% жителей планеты даже не подозревали о его существовании, ибо он был уделом специалистов и энтузиастов. Сейчас же о всемирной паутине знают даже эскимосы, в языке которых это слово отождествляется со способностью шаманов отыскивать ответы в слоях мироздания. Так давайте же откроем для себя — что такое интернет, сайт, всемирная паутина, и все остальное.

Что такое Интернет и его отличие от глобальной паутины WWW

Самым замечательным фактом, который сейчас можно констатировать, является то, что Internet не имеет владельца . По сути это объединение отдельных локалок (благодаря принятым когда-то общим стандартам, а именно протоколу TCP/IP), которое поддерживается в рабочем состоянии сетевыми провайдерами.

Есть мнение, что из-за все возрастающего медийного трафика (видео и другого тяжелого контента, перемещаемого тоннами в сети) вскоре случится коллапс Интернета из-за его ограниченной на текущий момент пропускной способности. Основной проблемой в этом плане является обновление сетевого оборудования, составляющего глобальную паутину, на более скоростное, что в первую очередь сдерживается необходимыми при этом дополнительными расходами. Но думаю, что проблема будет решена по мере назревания коллапса, да и уже существуют отдельные сегменты сети работающие на высоких скоростях.

Вообще, в свете тог, что интернет по сути ничей, следует упомянуть, что многие государства, пытаясь внедрить цензуру в глобальной сети, хотят отождествить ее (а именно его самую популярную на данный момент составляющую WWW) со .

Но под этим хотением на самом деле нет никакой почвы, потому что интернет это всего лишь средство коммуникации или, другими словами, носитель информации сравнимый с телефоном или даже обычной бумагой. Попробуйте применить санкции к бумаге или ее распространению по планете. Отдельные санкции отдельные государства, на самом деле, могу применять только к сайтам (островкам информации в сети), которые становятся доступны пользователям посредством всемирной паутины.

Первые предпосылки создания глобальной паутины и интернета были предприняты... Как вы думаете в каком году? Удивительно, но аж в дремучем 1957. Понадобилась такая сетка, естественно, военным (и, естественно, США, ну куда же без них) для связи в случае развертывания военных действий с применением ядреного оружия. Создавали сеть довольно долго (около 12 лет), но это вполне объяснимо тем, что в то время компьютеры находились в зачаточном состоянии.

Но тем не менее их мощности вполне хватало на то, чтобы к 1971 году получить возможность между военными ведомствами и ведущими университетами США. Таким образом протокол передачи Емайл стал первым способом использования интернета для нужд пользователей. Еще через пару о том, что такое интернет уже узнали за океаном. К началу 80x были стандартизированы основные протоколы передачи данных (почтовый, ), а так же появился протокол так называемых новостных конференций Usenet, который был похож на почтовый, но позволял организовывать что-то похожее на форумы.

А спустя еще несколько лет появилась идея создания системы доменных имен (DNS — сыграет важнейшую роль в становлении WWW) и появился первый в мире протокол для общения через интернет в реальном времени — IRC (в русском разговорном — ирка). Он позволял чатиться в сети. Фантастика, которая была доступна и интересна очень и очень малому числу жителей планеты Земля. Но это только пока.

На стыке 80x и 90x годов происходят настолько значимые события в истории развития инфраструктуры, что они, собственно, и предопределили ее дальнейшую судьбу. Вообще такое распространение глобальной сети в умах современных жителей планеты обязано практически одному единственному человеку — Тиму Бернерсу-Ли :

Бернерс-Ли является англичанином, родившимся в семье двух математиков, посвятивших свою жизнь созданию одного из первых компьютеров в мире. Именно благодаря ему мир узнал, что такое интернет, сайт, электронная почта и т.п. Изначально всемирную паутину WWW (World Wide Web) он создал для нужд ядерных исследований Церн (тот самый коллайдер находится у них). Задача состояла в удобном размещении всей имеющейся у концерна научной информации в их собственной сети.

Для решения этой задачи он придумал все, что сейчас является основополагающими элементами WWW (то, что мы и считаем интернетом, немного не понимая его суть). За основу он взял принцип организации информации, называемый . Что это такое? Данный принцип был придуман задолго до этого и заключался в такой организации текста, когда линейность повествования заменялась возможностью перехода по разным ссылкам (связям).

Интернет — это гипертекст, гиперссылки, Урлы и железо

Благодаря этому гипертекст можно читать в разной последовательности, тем самым получая различные варианты линейного текста (ну, вам это, как пользователям интернета со стажем, сейчас должно быть понятно и очевидно, но тогда это была революция). В роли узлов гипертекста должны были , которые мы сейчас называем просто ссылками.

В результате, всю существующую сейчас в компьютерах информацию можно представить как один большой гипертекст, включающий в себя бесчисленное множество узлов (гиперссылок). Все, что было разработано Тимом Бернерсом-Ли, было перенесено с локальной сетки ЦЕРНа в то, что мы сегодня называем интернетом, после чего Web (веб) стал бешеными темпами набирать популярность (первые пятьдесят миллионов пользователей World Wide Web были зарегистрированы всего лишь на протяжении первых пяти лет существования).

Но для реализации принципа гипертекста и гиперссылок понадобилось с нуля создать и разработать сразу несколько вещей. Во-первых, нужен был новый протокол передачи данных, которым стал всем вам сейчас известный протокол HTTP (в начале адресов всех веб сайтов вы найдете упоминание о нем или о его защищенной версии HTTPs).

Во-вторых, был разработан с нуля , аббревиатура которого сейчас известна всем вебмастерам в мире. Итак, мы получили инструменты для передачи данных и создания сайтов (набора веб страниц или web документов). Но как же ссылаться на эти самые документы?

Первый позволял идентифицировать документ на отдельном сервере (сайте), а второй позволял подмешать в идентификатор URI доменное имя (полученное и однозначно указывающее на принадлежность документа вебсайту, размещенному на определенном сервере) или IP адрес (уникальный цифровой идентификатор абсолютно всех устройств в глобальной или локальной сети). Про читайте поподробнее по приведенной ссылке.

Осталось сделать всего лишь один шаг для того, чтобы всемирная паутина WWW, наконец-то, заработала и стала востребована пользователями. Знаете какой?

Ну, конечное же, нужна была программа, которая бы на компьютере пользователя могла отображать содержимое любой запрошенной в интернете (с помощью URL адреса) веб страницы. Такой программой стал . Если говорить про сегодняшнее время, то основных игроков на этом рынке не так уж и много, и обо всех из них я успел написать по небольшому обзору:

  1. (IE, MSIE) - старая гвардия еще в строю
  2. (Мазила Фаерфокс) - еще один ветеран не собирается сдавать позиций без боя
  3. (Гугл Хром) - амбициозный новичок, которому удалось захватить лидерство в максимально короткие сроки
  4. — любимый многими в рунете, но постепенно теряющий популярность браузер
  5. — засланец из яблочного стана

Тимоти Джон Бернерс-Ли самостоятельно написал программу первого в мире Internet обозревателя и назвал его, не мудрствуя лукаво, World Wide Web. Хотя это и не было пределом совершенства, однако именно с этого браузера началось победное шествие всемирной паутины WWW по планете.

Вообще, конечно же, поражает тот факт, что все необходимые инструменты для современного интернета (имеется в виду его самая популярная составляющая) были созданы всего лишь одним человеком за столь короткое время. Браво.

Чуть позже появился первый графический браузер Мозаика, от которого ведут начало и многие из современных обозревателей (Мазила и Эксплорер). Именно Мозаика стала той каплей, которой не хватало, чтобы появился интерес к интернету (а именно к всемирной паутине) у обычных жителей планеты Земля. Графический браузер — это уже совсем другое дело, чем текстовый. Все любят смотреть картинки и лишь немногие любят читать.

Что примечательно, Бернерс-Ли не получил каких-то жутко больших сумм денег, которые, например, в результате получили или , хотя сделал он для глобальной сети, наверное, все же больше.

Да, со временем в дополнение к разработанному Бернерсом-Ли языку Html добавился еще и . Благодаря этому часть операторов в Html стала не нужна, а им на замену пришли гораздо более гибкие инструменты каскадных таблиц стилей, которые позволили существенно повысить привлекательность и гибкость дизайна у создаваемых сейчас сайтов. Хотя в изучении правила CSS, кончено же, более сложны, чем язык разметки. Однако, красота требует жертв.

Как устроены интернет и глобальная сеть изнутри?

Но давайте посмотрим, что такое Web (www) и каким образом осуществляется размещение информации в Internet. Тут мы с вами вплотную столкнемся с тем самым феноменом, который называется website (web — сетка, а site — место). Итак, что же такое «место в сети» (аналог места под солнцем в реальной жизни) и как его, собственно, получить.

Что же такое интет? Итак, он состоит из невидимых и не имеющих большого значения для пользователей каналообразующих устройств (маршрутизаторов, коммутаторов). Сеть же WWW (то, что мы называем Web или всемирной паутиной) состоит из миллионов веб серверов, которые представляют из себя программы, запущенные на немного модифицированных компьютерах, которые в свою очередь обязательно должны быть подключены (в режиме 24 на 7) к глобальной паутине и использовать для обмена данными протокол HTTP.

Веб сервер (программа) получает запрос (чаще всего от браузера пользователя, который открывает ссылку или же ввел Url в адресной строке) на открытие документа, размещенного на этом самом сервере. Документ в простейшем случае представляет из себя физический файл (с расширение html, например), который лежит на жестком диске сервера.

В более сложном случае (при использовании ) запрашиваемый документ будет сформирован программным способом на лету.

Для просмотра запрошенной страницы сайта используется специальное программное обеспечение на стороне клиента (пользователя) под названием браузер, который умеет отрисовывать закачанный фрагмент гипертекста в удобоваримом виде на том устройстве отображения информации, где этот самый обозреватель установлен (ПК, телефон, планшет и т.п.). В общем-то все просто, если не вдаваться в детали.

Раньше каждый отдельный вебсайт размещался физически на отдельном компьютере. Связано это было в основном со слабой вычислительной мощностью имеющихся на тот момент ПК. Но в любом случае, компьютер с программой web сервера и размещенном на нем сайтом обязательно должен быть круглосуточно подключен в интернету. Осуществить это в домашних условиях довольно сложно и дорого, поэтому для хранения веб сайтов обычно пользуются услугами специализирующихся на этом хостинг-компаний.

Услуга хостинга в силу популярности WWW является сейчас довольно востребованной. Благодаря растущим со временем мощностям современных ПК у хостеров появилась возможность размещать помногу вебсайтов на одном физическом компьютере (виртуальный хостинг), а размещение одного сайта на одном физическом ПК стало называться услугой .

При использовании виртуального хостинга всем размещенным на компьютере (тот, который называется сервером) вебсайтам может быть присвоен один IP адрес, а можете быть и отдельный каждому. Сути это не меняет и лишь косвенно может влиять на размещенный там Website (плохое соседство на одном IP может плохо сказаться на — поисковики иногда гребут всех под одну гребенку).

Теперь давайте немного поговорим за доменные имена вебсайтов и их значение во всемирной паутине WWW. Каждый ресурс в интернете имеет свое доменное имя. Причем может сложиться ситуация, когда у одного и того же сайта может быть несколько доменных имен (в результате получаются зеркала или же алиасы), а так же, например, на для многих ресурсов может использоваться одно и то же доменное имя.

Так же для некоторых серьезных ресурсов существует такое понятие, как зеркала. В этом случае файлы сайта могут находиться на разных физических компьютерах, а сами ресурсы иметь разные доменные имена. Но это все нюансы, только запутывающие начинающих пользователей.

Структура и принципы Всемирной паутины

Графическое изображение информации во Всемирной паутине

Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет , расположенных по всему миру. Веб-сервер является программой , запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов англ. Uniform Resource Identifier ). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов англ. Uniform Resource Locator ). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён англ. Domain Name System ) - доменное имя (или непосредственно . Основная функция веб-браузера - отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки . Большая часть информации в Вебе представляет собой именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык англ. HyperText Markup Language ), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, ма́стера по разметке называют веб-мастером или вебмастером (без дефиса). После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл , такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт . В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки веба основаны на технологии URL.

Технологии Всемирной паутины

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XML. XML (англ. eXtensible Markup Language ) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS , которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, - система обозначения ресурсов англ. Uniform Resource Name ).

Популярная концепция развития Всемирной паутины - создание семантической паутины . Семантическая паутина - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру . Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования . Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса, в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework ), который основан на синтаксисе англ. RDF Schema ) и англ. Protocol And RDF Query Language ) (произносится как «спа́ркл» ), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

История Всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли в меньшей степени, Роберт Кайо . Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML. В году он работал в фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. «Enquire» , можно вольно перевести как «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

Существует также популярное понятие Web 2.0 , обобщающее сразу несколько направлений развития Всемирной паутины.

Способы активного отображения информации во Всемирной паутине

Информация в вебе может отображаться как пассивно (то есть пользователь может только считывать её), так и активно - тогда пользователь может добавлять информацию и редактировать её. К способам активного отображения информации во Всемирной паутине относятся:

Следует отметить, что это деление весьма условно. Так, скажем, блог или гостевую книгу можно рассматривать как частный случай форума, который, в свою очередь, является частным случаем системы управления контентом. Обычно разница проявляется в назначении, подходе и позиционировании того или иного продукта.

Отчасти информация с сайтов может также быть доступна через речь. В Индии уже началось тестирование системы, делающей текстовое содержимое страниц доступным даже для людей, не умеющих читать и писать.

Организации, занимающиеся развитием Всемирной паутины и Интернета в целом

Ссылки

  • Знаменитая книга Бернерса-Ли «Плетя паутину: истоки и будущее Всемирной паутины» он-лайн на английском языке

Литература

  • Филдинг, Р.; Геттис, Дж.; Могул, Дж.; Фристик, Г.; Мазинтер, Л.; Лич, П.; Бернерс-Ли, Т. (Июнь 1999). "Hypertext Transfer Protocol - http://1.1 ". Request For Comments 2616. Information Sciences Institute.
  • Бернерс-Ли, Тим; Брэй, Тим; Конноли, Дэн; Коттон, Пол; Филдинг, Рой; Джекл, Марио; Лилли, Крис; Мендельсон, Ной; Оркард, Дэвид; Уолш, Норман; Уиллиамс, Стюарт (Декабрь 15, 2004). "Architecture of the World Wide Web, Volume One ". Version 20041215. W3C.
  • Поло, Лучано World Wide Web Technology Architecture: A Conceptual Analysis . New Devices (2003). Проверено Июль 31 2005.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "World Wide Web" в других словарях:

    World-Wide Web

    World wide web - Ne doit pas être confondu avec Internet. Le World Wide Web, littéralement la « toile (d’araignée) mondiale », communément appelé le Web, parfois la Toile ou le WWW, est un système hypertexte public fonctionnant sur Internet et qui … Wikipédia en Français

    World Wide Web - ˌWorld ˌWide ˈWeb written abbreviation WWW noun the World Wide Web COMPUTING a system that allows computer users to easily find information that is available on the Internet, by providing links from one document to other documents, and to files… … Financial and business terms

Говоря об Интернете, часто имеют в виду именно Всемирную паутину. Однако важно понимать, что это не одно и то же.

Структура и принципы

Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет , расположенных по всему миру. Веб-сервер - это компьютерная программа , запускаемая на подключённом к сети компьютере и использующая протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны в ответ на HTTP-запрос динамически генерировать документы с помощью шаблонов и сценариев .

Для просмотра информации, полученной от веб-сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа - веб-браузер . Основная функция веб-браузера - отображение гипертекста . Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссылки . Большая часть информации в Вебе представляет собой именно гипертекст.

Для создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language «язык разметки гипертекста»). Работа по созданию (разметке) гипертекстовых документов называется вёрсткой , она делается веб-мастером либо отдельным специалистом по разметке - верстальщиком. После HTML-разметки получившийся документ сохраняется в файл , и такие HTML -файлы являются основным типом ресурсов Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт .

Гипертекст веб-страниц содержит гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Для определения местонахождения ресурсов во Всемирной паутине используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator ). Например, полный URL главной страницы русского раздела Википедии выглядит так: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница. Подобные URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI (англ. Uniform Resource Identifier «единообразный идентификатор ресурса») и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System ). Доменное имя (в данном случае ru.wikipedia.org) в составе URL обозначает компьютер (точнее - один из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного веб-сервера. URL текущей страницы обычно можно увидеть в адресной строке браузера, хотя многие современные браузеры предпочитают по умолчанию показывать лишь доменное имя текущего сайта.

Технологии

Для улучшения визуального восприятия веба стала широко использоваться технология CSS , которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, - система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name ).

Популярная концепция развития Всемирной паутины - создание семантической паутины . Семантическая паутина - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования . Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса, в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework ), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области - это RDFS (англ. RDF Schema ) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language ) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

История

Основная статья: История Всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и, в меньшей степени, Роберт Кайо . Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP , URI /URL и HTML . В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр. conseil européen pour la recherche nucléaire , CERN ) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. Enquire , можно вольно перевести как «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер , называвшийся «httpd », и первый в мире гипертекстовый веб-браузер , называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG -редактором (сокр. от англ. what you see is what you get - что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года , а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде NeXTStep и начала распространяться по Интернету летом 1991 года .

Майк Сендал (Mike Sendall) покупает в это время компьютер «NeXT cube» для того, чтобы понять, в чём состоят особенности его архитектуры, и отдаёт его затем Тиму [Бернерс-Ли]. Благодаря совершенству программной системы «NeXT cube» Тим написал прототип, иллюстрирующий основные положения проекта, за несколько месяцев. Это был впечатляющий результат: прототип предлагал пользователям, кроме прочего, такие развитые возможности, как WYSIWYG browsing/authoring!… В течение одной из сессий совместных обсуждений проекта в кафетерии ЦЕРНа мы с Тимом попытались подобрать «цепляющее» название (catching name) для создаваемой системы. Единственное, на чём я настаивал, это чтобы название не было в очередной раз извлечено всё из той же греческой мифологии. Тим предложил «world wide web». Всё в этом названии мне сразу очень понравилось, только трудно произносится по-французски.

Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 года на первом веб-сервере , доступном по адресу http://info.cern.ch/ , (). Ресурс определял понятие «Всемирной паутины », содержал инструкции по установке веб-сервера, использования браузера и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом , потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

На первой фотографии, появившейся во Всемирной паутине, была изображена пародийная филк -группа Les Horribles Cernettes . Тим Бернерс-Ли попросил у лидера группы отсканированные фотографии после музыкального фестиваля «CERN hardronic festival».

И всё же теоретические основы веба были заложены гораздо раньше Бернерса-Ли. Ещё в 1945 году Ванна́вер Буш разработал концепцию Memex - вспомогательных механических средств «расширения человеческой памяти ». Memex - это устройство, в котором человек хранит все свои книги и записи (а в идеале - и все свои знания, поддающиеся формальному описанию) и которое выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью. Оно является расширением и дополнением памяти человека. Бушем было также предсказано всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедийных ресурсов с возможностью быстрого поиска необходимой информации. Следующим значительным шагом на пути ко Всемирной паутине было создание гипертекста (термин введён Тедом Нельсоном в 1965 году).

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя консорциум Всемирной паутины (англ. world wide web consortium , в сокращённой записи W3C ), основанный и до сих пор возглавляемый Тимом Бернерсом-Ли. Данный консорциум - организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи консорциума - обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «рекомендациями», англ. W3C recommendations ), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все рекомендации консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

Перспективы развития

В настоящее время наметились два направления в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина .

  • Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных .
  • Социальная паутина полагается на пользователей, выполняющих упорядочивание имеющейся в сети информации.

В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналы , OPML , микроформаты XHTML). Частично семантизированные участки дерева категорий «Википедии» помогают пользователям осознанно перемещаться в информационном пространстве, однако, очень мягкие требования к подкатегориям не дают основания надеяться на расширение таких участков. В связи с этим интерес могут представлять попытки составления атласов Знания.

Существует также популярное понятие Web 2.0 , обобщающее сразу несколько направлений развития Всемирной паутины.

Способы активного отображения информации

Представленная в сети информация может быть доступна:

  • только для чтения («пассивно»);
  • для чтения и добавления/изменения («активно»).

К способам активного отображения информации во Всемирной паутине относятся:

Это деление весьма условно. Так, скажем, блог или гостевую книгу можно рассматривать как частный случай форума, который, в свою очередь, является частным случаем системы управления контентом. Обычно разница проявляется в назначении, подходе и позиционировании того или иного продукта.

Отчасти информация с сайтов может также быть доступна через речь. В Индии уже началось тестирование системы, делающей текстовое содержимое страниц доступным даже для людей, не умеющих читать и писать.

Безопасность

Распространение

В период с 2005 по 2010 год количество веб-пользователей удвоилось и достигло отметки двух миллиардов . Согласно ранним исследованиям и 1999 годов , большинство существующих веб-сайтов не индексировалось корректно поисковыми системами, а сама веб-сеть оказалась крупнее, чем ожидалось . По данным на 2001 год было создано уже более 550 миллионов веб-документов, большинство из которых, однако, находилось в пределах невидимой сети . По данным на 2002 год было создано более 2 миллиардов веб-страниц , 56,4 % всего интернет-содержимого было на английском языке , после него шёл немецкий (7,7 %), французский (5,6 %) и японский (4,9 %). Согласно исследованиям, проводимым в конце января 2005 года , на 75 разных языках было определено более 11,5 миллиарда веб-страниц, которые были индексированы в открытой сети . А по данным на март 2009 года , количество страниц увеличилось до 25,21 миллиарда . 25 июля 2008 года инженеры программного обеспечения Google Джессе Альперт и Ниссан Хайай объявили, что поисковик Google засёк более миллиарда уникальных URL -ссылок .

Памятник

См. также

Примечания

  1. «Web как „следующий шаг“ (NextStep) революции персональных компьютеров».
  2. LHC: The first band on the web
  3. IBM разработала голосовой интернет
  4. Ben-Itzhak, Yuval . Infosecurity 2008 – New defence strategy in battle against e-crime , ComputerWeekly , Reed Business Information (18 April 2008). Проверено 20 апреля 2008.
  5. Christey, Steve and Martin, Robert A. Vulnerability Type Distributions in CVE (version 1.1) (неопр.) . MITRE Corporation (22 May 2007). Проверено 7 июня 2008. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  6. “Symantec Internet Security Threat Report: Trends for July–December 2007 (Executive Summary)” (PDF) . XIII . Symantec Corp. April 2008: 1-2. Проверено 11 May 2008 .
  7. Google searches web"s dark side , BBC News (11 May 2007). Проверено 26 апреля 2008.
  8. Security Threat Report (неопр.) (PDF). Sophos (Q1 2008). Проверено 24 апреля 2008. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  9. Security threat report (неопр.) (PDF). Sophos (July 2008). Проверено 24 августа 2008. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  10. Fogie, Seth, Jeremiah Grossman, Robert Hansen, and Anton Rager. Cross Site Scripting Attacks: XSS Exploits and Defense . - Syngress, Elsevier Science & Technology, 2007. - P. 68–69, 127. - ISBN 1-59749-154-3 .
  11. O"Reilly, Tim. What Is Web 2.0 (неопр.) 4–5. O"Reilly Media (30 September 2005). Проверено 4 июня 2008. Архивировано 15 апреля 2013 года.
  12. Ritchie, Paul (March 2007). “The security risks of AJAX/web 2.0 applications” (PDF) . Infosecurity . Elsevier. Архивировано из оригинала (PDF) 2008-06-25. Проверено 6 June 2008 .
  13. Berinato, Scott . Software Vulnerability Disclosure: The Chilling Effect , CSO , CXO Media (1 January 2007), стр. 7. Архивировано 18 апреля 2008 года. Проверено 7 июня 2008.
  14. Prince, Brian . McAfee Governance, Risk and Compliance Business Unit , eWEEK , Ziff Davis Enterprise Holdings (9 April 2008). Проверено 25 апреля 2008.
  15. Preston, Rob . Down To Business: It"s Past Time To Elevate The Infosec Conversation , InformationWeek , United Business Media (12 April 2008). Проверено 25 апреля 2008.
  16. Claburn, Thomas . RSA"s Coviello Predicts Security Consolidation , InformationWeek , United Business Media (6 February 2007). Проверено 25 апреля 2008.
  17. boyd, danah; Hargittai, Eszter (July 2010). “Facebook privacy settings: Who cares?” . First Monday . University of Illinois at Chicago. 15 (8). Используется устаревший параметр |month= (справка)
  18. Lynn, Jonathan . Internet users to exceed 2 billion … , Reuters (19 October 2010). Проверено 9 февраля 2011.
  19. S. Lawrence, C.L. Giles, "Searching the World Wide Web, " Science, 280(5360), 98-100, 1998.
  20. S. Lawrence, C.L. Giles, "Accessibility of Information on the Web, " Nature, 400, 107-109, 1999.
  21. (неопр.) . Brightplanet.com. Проверено 27 июля 2009.

Интернет – это система связи и одновременно информационная система – среда общения людей. В настоящее время существует много определений этого понятия. На наш взгляд одним из определений Интернета, наиболее полно характеризующим информационное взаимодействие населения планеты, является: «Интернет–это сложная транспортно–информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки, например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».

Появление Интернета дало толчок развитию новых информационных технологий, ведущих не только к изменению сознания людей, но и мира в целом. Однако всемирная компьютерная сеть не была первым открытием подобного рода. Сегодня Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники – телеграф, телефон и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства – стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения и обмена информацией. Надо добавить, что и возможности не только стационарного, но и мобильного телевидения стали использоваться в Интернете уже в полной мере.

История Интернета начинается примерно в 60-годы XX века.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет.

Леонард Клейнрок в июле 1961 г. опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации. В статье он представил преимущества своей теории перед существующим принципом передачи данных – коммутацией каналов. В чем различие этих концепций? При коммутации пакетов – отсутствует физическая связь между двумя оконечными устройствами (компьютерами). При этом необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению. При коммутации каналов на время передачи информации два компьютера физически соединяются « каждый с каждым». В период соединения происходит передача всего объема информации. Это соединение сохраняется до окончания передачи информации, т. е. также как это и было при передаче информации по аналоговым системам, обеспечивающим коммутацию соединений. При этом коэффициент использования информационного канала минимален.

Для проверки концепции пакетной коммутации каналов Лоренс Робертс и Томас Мерилл в 1965 году соединили компьютер TX-2 в Массачусетс с компьютером Q-32 в Калифорнии с помощью низкоскоростных телефонных коммутируемых линий. Таким образом, была создана первая в истории (хотя и маленькая) нелокальная компьютерная сеть. Результатом эксперимента стало понимание того, что компьютеры с разделением по времени могут успешно работать вместе, выполняя программы и осуществляя выборку данных на удаленной машине. Стало ясно и то, что телефонная система с коммутацией каналов (соединений) абсолютно непригодна для построения компьютерной сети.

В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов. Эскиз сети ARANET, состоящий из четырех узлов – эмбрион Интернета представлен на рис. 6.1 .

На этой ранней стадии велись исследования, как по сетевой инфраструктуре, так и по сетевым приложениям. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения.

В декабре 1970 года сетевая рабочая группа (Network Working Group, NWG) под руководством С. Крокера завершила работу над первой версией протокола, получившего название Протокол управления сетью (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971 – 1972 годах были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети, наконец, смогли приступить к разработке приложений.

В 1972 году появилось первое приложение – электронная почта.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. В июле этого же года Робертс добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пересылки и подготовки ответа.

С тех пор электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта стала тем же, чем в наши дни является Всемирная паутина – исключительно мощным катализатором роста обмена всех видов межперсональных потоков данных.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG) представила универсальный протокол передачи данных и объединения сетей – TCP/IP. В современном Интернете используется именно этот протокол.

Тем не менее, переход ARPANET с протокола NCP на TCP/IP состоялся только 1 января 1983 года. Это был переход в стиле «Дня X», требующий одновременных изменений на всех компьютерах. Переход тщательно планировался всеми заинтересованными сторонами в течение нескольких предшествующих лет и прошел на удивление гладко (однако, он привел к распространению значка «Я пережил переход на TCP/IP»). В 1983 году перевод ARPANET с NCP на TCP/IP позволил разделить эту сеть на MILNET, собственно сеть для военных нужд, и ARPANET, использовавшуюся в исследовательских целях.

В этом же году произошло еще одно важное событие. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) разработал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). Эта система позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.acm.org) в Интернет–адресах.

В этом же 1983 году в университете Висконсии был создан сервер доменных имен (Domain Name Server, DNS). Данный сервер (DNS) автоматически и скрытно от пользователя обеспечивает перевод словарного эквивалент сайта в IP-адрес.

С всеобщим распространением Сети за пределы США появились национальные домены первого уровня ru, uk, ua и т. д.

В 1985 году, Фонд Национальной Науки (NSF) принял участие в создании собственной сети NSFNet, которая вскоре была подключена к Интернету. Первоначально в состав NSF входили 5 суперкомпьютерных центров, впрочем, меньше, чем в APRANET, а скорость передачи данных в каналах связи не превышала 56 кбит/с. В то же время, создание NSFNet стало заметным вкладом в развитие Интернет, поскольку позволило по-новому взглянуть на то, как можно использовать Интернет. Фонд поставил задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключенным» к единой сети, а потому приступили к созданию сети с более быстрыми каналами, которая бы объединила многочисленные региональные и локальные сети.

На основе технологии ARPANET в 1986 г. была создана сеть NSFNET (the National Science Foundation NETwork – Сеть Национального научного фонда), в создании которой приняли непосредственное участие NASA и Министерство энергетики. Было соединено шесть крупных научно-исследовательских центров, оснащенных новейшими суперкомпьютерами, расположенных в разных регионах США. Основной целью этой сети было предоставление научным центрам США доступа к суперкомпьютерам, на основе опорной межрегиональной сети. Сеть работала на базовой скорости 56 Кбит/с. При создании сети стало очевидным, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т. к. проложить такое количество кабеля не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решили создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения соединялись со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютерным центрам через один из своих узлов, таким образом, суперкомпьютерные центры были соединены вместе. При такой конструкции любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей .

Одна из проблем, существовавшая в то время, заключалась в том, что ранние сети (в том числе ARPANET) строились целенаправленно в интересах узкого круга заинтересованных организаций. Они должны были использоваться замкнутым сообществом специалистов; как правило, этим работа сетей и ограничивалась. Особой потребности в совместимости сетей не было, соответственно, не было и самой совместимости. В это же время в коммерческом секторе начали появляться альтернативные технологии, такие как XNS от компании Xerox, DECNet, а также SNA от IBM. Поэтому под эгидой DARPA NSFNET, совместно со специалистами из подведомственных тематических групп по технологии и архитектуре Интернета (Internet Engineering and Architecture Task Forces) и членами Сетевой технической консультативной группы NSF, были разработаны «Требования к Интернет-шлюзам». Эти требования формально гарантировали совместимость частей Интернета, находящихся в ведении DARPA и NSF. Помимо выбора TCP/IP как основы NSFNet федеральные агентства США приняли и реализовали ряд дополнительных принципов и правил, сформировавших современный облик Интернета. Что очень важно, NSFNET проводило политику «всеобщего и равного доступа в Internet». В самом деле, чтобы американский университет мог получить от NSF средства на подключение к Интернету, он, как было записано в программе NSFNet, «должен обеспечить доступность этого подключения для всех подготовленных пользователей в университетском городке» .

NSFNET поначалу работала вполне успешно. Но настало время, когда она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям пользоваться и множеством информационных данных к суперкомпьютерам не относящимся. Пользователи Сети в научных центрах, университетах, школах и т. п. поняли, что им теперь доступно море информации и что они получили непосредственный доступ к своим коллегам. Поток сообщений в Сети нарастал все быстрее и быстрее, пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. NSF передала компании Merit Network Inc. контракт, по которому Merit при участии IBM и MCI должна была обеспечивать управление опорной сетью NSFNET, осуществить переход на более скоростные каналы Т-1 и продолжить ее развитие. Растущая опорная сеть уже объединяла более 10 узлов.

В 1990 году понятия ARPANET, NFSNET, MILNET и др. окончательно ушли со сцены, уступив место понятию Интернет.

Размах сети NSFNET в сочетании с качеством протоколов привели к тому, что к 1990 году, когда окончательно разукомплектовали ARPANET, семейство TCP/IP вытеснило или значительно потеснило во всем мире большинство других протоколов глобальных компьютерных сетей, а IP уверенно становился доминирующим сервисом транспортировки данных в глобальной информационной инфраструктуре.

В 1990 г. Европейская организация по ядерным исследованиям (European Organization for Nuclear Research) организовала крупнейший Интернет-сайт в Европе и обеспечила доступ в Интернет Старого света. С целью оказания помощи в продвижении и содействия концепции распределенных вычислений через Интернет CERN (Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

В основе технологии WWW лежат: определение спецификаций URL (Universal Resource Locator, всеобщий указатель ресурса), HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) и собственно язык HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста). Текст можно разметить в HTML с помощью любого текстового редактора. Страницу, размеченную в HTML, часто называют Web-страницей. Для просмотра Web-страницы используется клиентское приложение – Web-браузер.

В 1994 г. образовался консорциум W3C (W3 Consortium), который объединил ученых из разных университетов и компаний (в том числе Netscape и Microsoft). С этого времени комитет стал заниматься всеми стандартами в мире Интернета. Первым шагом организации стала разработка спецификации HTML 2.0. В данной версии появилась возможность передачи информации с компьютера пользователя на сервер с помощью форм. Следующим шагом стал проект HTML 3, работа над которым началась в 1995 г. Впервые была введена система CSS (Cascading Style Sheets, иерархические таблицы стилей). CSS позволяет осуществить форматирование текста без нарушения логической и структурной разметки. Стандарт HTML 3 так и не был утвержден, вместо него был создан и принят в январе 1997 г. HTML 3.2. Уже в декабре 1997 г. W3C принимает стандарт HTML 4.0, в котором идет разделение на логические и визуальные теги.

К 1995 году темпы роста сети Интернет показали, что регулирование вопросов подключения и финансирования не может находиться в руках одного NSF. В 1995 году произошла передача региональным сетям оплаты за подсоединение многочисленных частных сетей к национальной магистрали.

Интернет вырос далеко за пределы того, каким его видели и проектировали, он перерос те агентства и организации, которые его создавали, они более не могли играть в его росте доминирующую роль. Сегодня это мощная всемирная сеть связи, основанная на распределенных коммутационных элементах - хабах и каналах связи. С 1983 года Интернет растет по экспоненте, и едва ли ни одна деталь сохранилась с тех времен, – Интернет все еще работает на основе набора протоколов TCP/IP.

Если термин «Интернет» первоначально использовался для описания сети, построенной на базе Интернет – протокола IP, то сейчас это слово приобрело глобальный смысл и лишь иногда применяется в качестве названия набора объединенных сетей. Строго говоря –Интернет, это любой набор отдельных в физическом смысле сетей, которые соединены между собой единым протоколом IP, что позволяет говорить о них, как об одной логической сети. Бурный рост Интернет, вызвал повышенный интерес к протоколам TCP/IP, в итоге появились специалисты и компании, которые нашли для него и ряд других приложений. Этот протокол начал использоваться для построения локальных вычислительных сетей (LAN - Local Area Network) даже тогда, когда не предусматривалось их подключение к сети Интернет. Кроме того, TCP/IP стал применяться при создании корпоративных сетей, которые взяли на вооружение Интернет – технологии, в том числе WWW (World Wide Web) – мировую паутину, чтобы наладить эффективный обмен внутрикорпоративной информацией. Эти корпоративные сети получили название «Интранет» и могут либо подключаться, либо нет к сети Интернет.

Изобретателем всемирной паутины считается Тим Бернерс-Ли, являющийся автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он для собственных нужд написал программу «Энквайр» («Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных. Для осуществления проекта им были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Им был написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года. Первый в мире Web –сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить Web –сервер, как использовать браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный Тимом Бернерсом-Ли. Данный Консорциум – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи Консорциума – обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «Рекоменда́циями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все Рекомендации Консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

В настоящее время всемирную паутину образуют миллионы Web –серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Web –сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные Web–серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System) – доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее – одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного Web –сервера .

Для просмотра информации, полученной от Web –сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа – Web –браузер. Основная функция Web –браузера – отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки. Большая часть информации в Webе представляет из себя именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, мастера по разметке называют веб-мастером. После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт. В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки «веба» основаны на технологии URL.

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XHTML и XML. XML (англ. eXtensible Markup Language) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, – система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина. Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных. Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML).

Одним из самых современных и экономичных видов связи стала Интернет-телефония. Днем ее рождения можно считать 15 февраля 1995 года, когда фирма VocalTec выпустила свой первый soft-phone – программу, служащую для обмена голосом по сети IP. Затем Microsoft выпустил в октябре 1996 года первую версию NetMeeting. А уже в 1997 году стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты.

Почему обычная междугородная и международная телефонная связь так дорога? Объясняется это тем, что во время разговора абонент занимает целый канал связи, причем не только когда говорит или слушает собеседника, но и когда молчит или отвлекается от разговора. Так происходит при передаче голоса по телефону обычным аналоговым способом.

При цифровом же способе информацию можно передавать не непрерывно, а отдельными «пакетами». Тогда по одному каналу связи можно посылать информацию одновременно от многих абонентов. Этот принцип пакетной передачи информации подобен перевозке множества писем с разными адресами в одном почтовом вагоне. Ведь не «гоняют» же один почтовый вагон для перевозки каждого письма в отдельности! Такое временное «пакетное уплотнение» позволяет намного эффективнее использовать существующие каналы связи, «сжимать» их. На одном конце канала связи информация делится на пакеты, каждый из которых, подобно письму, снабжается своим индивидуальным адресом. По каналу связи пакеты многих абонентов передаются «вперемежку». На другом конце канала связи пакеты с одним адресом снова объединяются и направляются своему адресату. Такой пакетный принцип широко используется в сети Интернет .

Имея персональный компьютер, звуковую карту, совместимые с ней микрофон и наушники (или звуковые колонки), абонент может с помощью Интернет-телефонии позвонить любому абоненту, у которого имеется обычный городской телефон. При этом разговоре он также будет платить только за пользование Интернетом. Перед началом пользования Интернет-телефонией абоненту – владельцу персонального компьютера необходимо установить на него специальную программу.

Для пользования услугами Интернет-телефонии не обязательно иметь персональный компьютер. Для этого достаточно иметь обычный телефон с тональным набором. В этом случае каждая набранная цифра уходит в линию не в виде разного количества электрических импульсов, как при вращении диска, а в виде переменных токов разной частоты. Такой тоновый режим есть в большинстве современных телефонных аппаратов. Для пользования Интернет-телефонией с помощью телефонного аппарата нужно купить кредитную карточку, и позвонить на мощный центральный компьютер-сервер по указанному на карточке номеру. Затем автомат сервера голосом (по выбору на русском или английском языке) сообщает команды: набрать с помощью кнопок телефонного аппарата серийный номер и ключ карточки, набрать код страны и номер своего будущего собеседника. Далее сервер превращает аналоговый сигнал в цифровой, отправляет его в другой город, в находящийся там сервер, который снова преобразует цифровой сигнал в аналоговый и отправляет его нужному абоненту. Собеседники разговаривают как по обычному телефону, правда, иногда чувствуется небольшая (на доли секунды) задержка ответа. Напомним, что для экономии каналов связи голосовая информация передается «пакетами» цифровых данных: ваша голосовая информация расчленяется на отрезки, пакеты, называемые Интернет-протоколами (IP).

В 2003 году была создана программа Skype (www.skype.com), совершенно бесплатная и не требующая от пользователя практически никаких знаний ни для ее установки, ни для использования. Она позволяет разговаривать в режиме видеосопровождения с собеседниками, находящимися у своих компьютеров в разных концах света. Для того чтобы собеседники могли видеть друг друга, компьютер каждого из них должен быть снабжен web-камерой.

Вот такой длинный путь в развитии средств связи проделало человечество: от сигнальных костров и барабанов до сотового мобильного телефона, который позволяет практически мгновенно связаться двум людям, находящимся в любых точках нашей планеты. При этом, несмотря на различные расстояния, у абонентов создается ощущение личного общения.