Адаптивная верстка media screen. Медиа запросы (@media CSS)

05.04.2019

CSS предоставляет способ отображения содержимого веб-страницы по разному, в зависимости от устройства, на котором оно просматривается, или разрешения экрана (размера области просмотра в браузере) без необходимости изменения самого содержимого. Медиа запросы состоят из выражения, которое ограничивает область действия таблицы стилей и самой таблицы стилей, размещаемой в фигурных скобках.

Синтаксис

@media тип_устройства and|not|only (медиа_особенности) { CSS код; }

Также можно включать различные стили для различных устройств вывода информации с помощью атрибута media тега link:

Типы устройств

Тип Описание
all Используется для всех типов устройств.
aural Используется для синтезаторов речи и звука.
braille Используется для тактильной обратной связи устройств Брайля.
embossed Используется для принтеров Брайля.
handheld Используется для небольших или портативных устройств.
print Используется для принтеров
projection Используется для презентаций, таких как слайды.
screen Используется для экранов компьютеров, планшетов, смартфонов и т.д.
speech Используется для речевых браузеров.
tty Используется для носителей, использующих сетки с фиксированным шагом символов, такие как телетайпы и терминалы.
tv Используется для телеэкранов.

К сожалению тип устройства дает слишком мало информации, поэтому редко используется по прямому назначению. Современные смартфоны и планшеты, ноутбуки и настольные компьютеры идентифицируют себя как тип screen. Поэтому тип носителя обычно используется для различения экранных версий документа от печатных, что позволяет совершенно по разному их оформлять:

/* только для печати */ @media print { /* скрыть меню */ #navigation { display: none; } /* начинать каждую новую страницу с заголовка h1 */ h1 { page-break-before: always; } }

Особенности устройств для медиа запросов

Особенность Описание
aspect-ratio Определяет соотношение ширины и высоты области просмотра. Значение состоит из двух положительных чисел, разделенных прямой косой чертой (слэшем). Первое число представляет собой количество пикселей по горизонтали, второе по вертикали. Может иметь префикс "min" или "max".
color Определяет количество бит на цвет для устройства. Может иметь префикс "min" или "max".
color-index Указывает количество цветов, которое устройство может отображать. Может иметь префикс "min" или "max".
device-aspect-ratio Определяет соотношение ширины и высоты устройства вывода. Значение состоит из двух положительных чисел, разделенных прямой косой чертой (слэшем). Первое число представляет собой количество пикселей по горизонтали, второе по вертикали. Может иметь префикс "min" или "max".
device-height Указывает высоту устройства, такого как экран компьютера (имеется в виду весь экран или страницу, а не только область просмотра). Может иметь префикс "min" или "max".
device-width Указывает ширину устройства, такого как экран компьютера (имеется в виду весь экран или страницу, а не только область просмотра). Может иметь префикс "min" или "max".
grid Определяет как устроен вывод у устройства: на основе сетки или точечный. Если устройство на основе сетки (например, терминал, телетайп или дисплей телефона, поддерживающий только один шрифт), то значение 1, в противном случае значением будет 0.
height Указывает высоту области просмотра, например, окно браузера. Может иметь префикс "min" или "max".
monochrome Указывает количесвто бит на пиксель для устройств с монохромными экранами. Может иметь префикс "min" или "max".
orientation Указывает в каком режиме просмотра находится дисплей: ландшафтном (ширина дисплея больше, чем высота) или портретном (высота дисплея больше, чем ширина).
resolution Указывает разрешение (плотность пикселей) устройства вывода. Может быть указана в dpi (точек на дюйм) или в dpcm (точек на сантиметр). Может иметь префикс "min" или "max".
scan Определяет процесс сканирования телевизионных устройств вывода.
width Указывает ширину области просмотра, например, окно браузера. Может иметь префикс "min" или "max".

Наиболее важными из особенностей устройств для медиа запросов являются min-width и max-width, позволяющие создавать гибкие конструкции, в которых изменение макета сайта происходит на основе области просмотра браузера, установленного на устройстве.

Медиа запросы сочетают в себе тип устройства и условие, состоящее из одной или нескольких особенностей устройства. Например правила в следующем запросе применяются только при просмотре на экране с минимальной шириной области просмотра 600px:

@media screen and (min-width: 600px) {}

Медиа запросы не чувствительны к регистру, но скобки вокруг условия являются обязательной частью синтаксиса запроса. Оператор and здесь используется для объединения типа устройства с условием, но он также может объединять несколько особенностей устройства вместе:

@media (max-width: 500px) and (min-aspect-ratio: 1/1) {}

Этот медиа запрос имеет значение true, если устройство для просмотра имеет максимальное разрешение области просмотра 500px и соотношение сторон 1:1 (квадрат или ландшафтный просмотр). Обратите внимание, что в этом запросе нет типа устройства, поэтому это правило будет применяться ко всем типам устройств.

Логические операторы

В дополнение к логическому оператору and (и), медиа запросы могут включать в себя логическое not (не), only (только) и or (или). Запятая (,) используется в качестве оператора or, то есть каждый запрос рассматривается индивидуально. Это означает, что с помощью запросов, разделенных запятой, можно одно правило @media ориентировать на различные типы устройств и их особенности.

Следующее правило @media применяется либо к устройству с минимальной областью просмотра 700px в ширину, либо если устройство находится в ландшафтном режиме просмотра:

@media (min-width: 700px), (orientation: landscape) {}

Оператор not используется для отрицания условий медиа запроса. Соответствующие стили применяются, если устройство не соответствует указанным вслед за not параметрам. Например следующее правило применяется только в том случае, если экран устройства не 800px в ширину:

@media not screen and (device-width: 800px) {}

Оператор only применяется, когда нужно скрыть правило @media от старых браузеров, которые не поддерживают описываемый синтаксис. Браузеры, которые поддерживают медиа запросы, оператор only просто проигнорируют.

/* Не работает в старых браузерах */ @media only screen and (min-width: 600px) {}

Итак, в этом материале мы затронем весьма интересную тему создания адаптивных HTML страниц путём использования CSS медиа запросов.

Что вообще такое эти медиа запросы CSS? Эти самые запросы представляют собой обрамлённые коды в определённом синтаксисе, которые применяются только если экран пользователя соответствует условию запроса.

Вот пример запроса:

@media screen and (max-width: 600px) {
body {
background: #ccc;
}
/*Ваш код CSS*/
}

Из премера ясно что код будет применяться если экран видимая область для сайта (viewport) конечного пользователя меньше или равен 600 пикселям по ширине.

Внутри такого запроса может быть сколько угодно элементов к которым применяется сколько угодно свойств и все они будут задействованы только когда выполняется условие медиа запроса. Эта система напоминает своим принципом стандартный оператор if(){}, который имеется у большинства языков программирования. Как и в случае с if, медиа запросы могут иметь сразу несколько условий для выполнения вложенного CSS кода. Например:

@media screen and (min-width: 600px) and (max-width: 1000px) {
body {
background: #ccc;
}
/*Ваш код CSS*/
}

Сразу видно что выполняться будет если ширина вьюпорта от 600 до 1000 пикселей.

Как вы уже понились зам запрос строиться так:

@media screen and (УСЛОВИЕ){
/*Код*/
}

Вы наверное обратили внимание на слово screen. Это значит что-то вроде типа устройства куда идёт вывод. Ещё, кроме screen есть: all, projection, tv, print, 3d-glasses. Для мониторов, мобилок это screen , поэтому с ним у нас и все примеры. Вообще вместо него лучше ставить all (для всего), если вы не уверены с какого вентилятора пользователь откроет ваше приложение или игру или что там у вас.

Писать запросы вы можете как в css файлах, так и в самих HTML страницах. Более того вы можете в HTML вы можете создать медиа запросом условие при котором будет подключен файл:

Это файл который подключиться если плотность пикселей составит 2. Применяется в основном для идентификации четвёртого айфона.

Таким самым образом можно отдельно написать CSS файлы для портретной или ландшафтной ориентации:


Это применяется многими веб-девелоперами.

С этим разобрались. Давайте теперь посмотрим какие запросы вообще могут применяться и работать в современных браузерах.

CSS Медиа запросы

Теперь мы посмотрим какие медиа запросы CSS ипользуются чаще всего и возможно вам пригодятся.

Список свойств будет написан с выдуманными параметрами чтобы вы понимали какие значения может содержать то или иное свойство:

min-width:100px - Минимальная ширина окна
max-width:35em - Максимальная ширина окна
max-device-width: 480px - Максимальная ширина устройства (в пикселях)
device-width: 768px - Ширина устройства
device-aspect-ratio: 9/16 - Соотношение сторон
orientation:landscape - Ландшафтная ориентация
orientation:portrait - Портретная ориентация
resolution: 96dpi - Плотность экрана
min-resolution: 192dpi - Минимальная плотность экрана
-webkit-device-pixel-ratio: .75 - Коэффициент плотности экрана (в примере значение 0.75)
-webkit-min-device-pixel-ratio: 1.3 Минимальный коэффициент плотности экрана

О последних параметрах хочется немного поговорить. Добавлю что resolution нестабильно работает. Некоторые устройства не принимают должным образом запрос. А вот -webkit-device-pixel-ratio это собственно условный коэффициент плотности экрана 0.75 это экран с низкой плотностью пикселей, а 2 это Retina.

P.S. Если вы хотите быстро проверить какие CSS запросы работают с вашим устройством и что они собственно отдают, тогда посетите эту страницу вашим устройством.

Нам нравится работать с данными. Мы уделяем много времени изучению аналитической информации о наших веб-сайтах. Любой веб-разработчик, которому это тоже интересно, наверняка заметил, насколько увеличился в последнее время объем трафика с мобильных устройств. За последний год значительно вырос процент просмотров страниц наших основных сайтов со смартфонов и планшетных ПК. Это значит, что все больше посетителей используют устройства с современными браузерами, поддерживающими последние версии HTML, CSS и JavaScript. Однако ширина экранов таких устройств обычно ограничена 320 пикселями.
Реализация
Начнем с того, что семантическая разметка содержания упрощает перекомпоновку страниц в случае необходимости. С помощью таблицы стилей мы создали резиновый макет . Это первый шаг на пути к достижению нашей цели. Вместо атрибута width для контейнеров мы стали указывать max-width . Атрибут height был заменен атрибутом min-height , чтобы крупный шрифт или многострочный текст не нарушал границы контейнера. Чтобы картинки с фиксированной шириной не ломали резиновые столбцы, применяется следующее правило CSS:

Img { max-width: 100%; }
Резиновый макет – хорошая идея, но использование такой компоновки накладывает некоторые ограничения. К счастью, медиа-запросы теперь поддерживаются всеми современными браузерами , в том числе IE9+ и браузерами основной части мобильных устройств. Это позволяет создавать сайты, качество отображения которых в мобильных браузерах не снижается, поскольку они оптимизируются под тот или иной интерфейс. Но сначала необходимо определить, какие особенности смартфонов должны учитываться веб-серверами.

Области просмотра
Когда пиксель не является пикселем? В том случае, если речь идет о смартфоне. Обычно браузеры смартфонов имитируют браузеры настольных компьютеров с высоким разрешением, поэтому страницы отображаются в них, как на экране монитора. Вот почему появился «режим обзора» с мелким текстом, который невозможно прочитать без увеличения. Ширина области просмотра по умолчанию в стандартных браузерах Android составляет 800 пикселей, а в браузерах iOS – 980 пикселей, независимо от фактического количества физических пикселей на экране.

Чтобы переключить браузер в более удобный для чтения режим, необходимо использовать метаэлемент viewport:


Существует множество вариантов разрешения экранов мобильных устройств, но стандартное значение device-width, сообщаемое браузерами, обычно составляет около 320 пикселей. Если ширина экрана вашего мобильного устройства равна 640 физическим пикселям, изображение шириной 320 пикселей будет масштабировано на всю ширину экрана, и в обработке будет использоваться в два раза больше пикселей. Таким образом, вдвое большая плотность пикселей обеспечивает более четкое отображение на небольшом экране по сравнению с экраном настольного компьютера.

Важно, что если в качестве значения элемента width в метатеге viewport указывается device-width, это значение обновляется, если пользователь меняет ориентацию экрана смартфона или планшета. В сочетании с медиа-запросами эта функция позволяет изменять макет страницы при повороте устройства:

@media screen and (min-width:480px) and (max-width:800px) { /* Target landscape smartphones, portrait tablets, narrow desktops */ } @media screen and (max-width:479px) { /* Target portrait smartphones */ }
В зависимости от того, как функционирует и выглядит ваш сайт на экранах различных устройств, может потребоваться использовать разные контрольные точки. Вы можете также использовать медиа-запрос для выбора определенной ориентации без учета соотношения размеров в пикселях, если эта функция поддерживается .

@media all and (orientation: landscape) { /* Target device in landscape mode */ } @media all and (orientation: portrait) { /* Target device in portrait mode */ }

Изменяется расположение контента и масштаб изображений –

Пример использования медиа-запросов
Недавно мы запустили новую версию страницы О Google . Чтобы пользователям устройств с небольшими экранами, такими как планшеты и смартфоны, было удобнее работать с этой страницей, кроме резинового макета мы добавили в ее код несколько медиа-запросов.

Вместо того чтобы нацеливаться на конкретные разрешения экранов, мы задали относительно широкий набор контрольных точек. Если разрешение экрана составляет более 1024 пикселей, страница отображается в своем первоначальном виде на сетке из 12 столбцов. Если оно составляет от 801 до 1024 пикселей, благодаря резиновому макету отображается слегка сжатая версия страницы.

Только при разрешении экрана менее 800 пикселей неосновной контент будет отображаться в нижней части страницы:

@media screen and (max-width: 800px) { /* specific CSS */ }
Последний медиа-запрос предназначен для смартфонов:

@media screen and (max-width: 479px) { /* specific CSS */ }
С этого момента прекращается загрузка больших изображений; блоки контента размещаются один над другим. Мы также добавили дополнительные пробелы между элементами контента, чтобы более четко разграничить разделы.

Эти простые приемы позволили оптимизировать сайт для просмотра на самых разных типах устройств.

Изменяется расположение контента, удалено большое изображение – О Google

Заключение
Важно понимать, что не существует простого решения, которое бы позволило сделать сайты удобными для просмотра на мобильных устройствах и устройствах с узкими экранами. Резиновые макеты хороши в качестве отправной точки, но их использование накладывает некоторые ограничения. Медиа-запросы также помогают оптимизировать сайты, но не следует забывать, что в

И сегодня пора поговорить о таком понятии, как media queries. Что это такое и где его применять мы и разберем в сегодняшнем занятии. Для понятия того, чем же таким важным есть media queries в адаптивной верстке, нам нужно вернуться в CSS2 и посмотреть на правило, которое называлось @media.

Правило @media позволяет указать тип носителя, для которого будет применяться указанный стиль. В качестве типов выступают различные устройства, например, принтер, КПК, монитор и др.

После ключевого слова @media идет один или несколько типов носителя, перечисленных в таблице, если их больше одного, то они разделяются между собой запятой. После чего следуют обязательные фигурные скобки, внутри которых идет обычное описание стилевых правил.

@media screen { /* Стиль для отображения в браузере */ body { font-family: Arial, Verdana, sans-serif; /* Рубленый шрифт */ font-size: 0.9em; /* Размер шрифта */ color: #000080; /* Цвет текста */ } h1 { background: #faf0e6; /* Цвет фона под текстом */ border: 2px dashed #800000; /* Рамка вокруг заголовка */ color: #a0522d; /* Цвет текста */ padding: 7px; /* Поля вокруг текста */ } } @media print { /* Стиль для печати */ body { font-family: Times, "Times New Roman", serif; /* Шрифт с засечками */ } h1, h2, p { color: #000; /* Черный цвет текста */ } }

Как видно с примера выше первая часть стиля задана для обычного браузера указанием типа screen , а вторая часть для вывода на печать и здесь стоит уже тип print . Вы также заметили, что в таблице есть тип handheld , который подходит под мобильные устройства, ну или должен подходить?! А дело в том, что этот тип он не совершенен и не охватывает всевозможные устройства в современном мире. Вот по этой простой причине и были изменены медиа запросы в css3 и сейчас они уже немного по другому работают и задают тип, но все по порядку.

Еще немаловажным есть фактор подключения стилей к самой странице, а их можно подключить вот таким способом:

@media

Как видим с примера выше к одной и той же странице ведут разные стили, но применяться будет какой-то один в зависимости от типа устройства, этот способ пользуется очень большой популярностью, хотя есть и второй вариант, как можно использовать разные стили используя всего лишь один документ css.

Делается это следующим образом в одном документе создаются разные стили под различные разрешения экранов и каждый тип записывается после предыдущего типа стилей, на примере это выглядит вот так:

/* for 480px or less */ @media screen and (max-width: 480px) { .parkNews li { display:block; width:auto; padding-right:0 !important; padding-bottom:20px; } h1 { text-align:center; font-size:2.42857em; } } /* for 768px or less */ @media screen and (max-width: 768px) { .birchNews { float:none; width:auto; } .ourPark { margin-left:0; } .mainContent { float:none; width:auto; } }

Если вы внимательно смотрели на пример выше, то заметили, что идет медиа правило, потом берутся фигурные скобки, а уже внутри идут полноценные записи стилей.

В css3 немного изменился принцип доступных записей типов устройства, мы можем указывать размеры устройства, его ориентацию и многое другое. Также была добавлена возможность использовать логические операторы м, если, только и т.д. К примеру вот такая запись будет говорить о следующем:

@media screen and (max-width: 321px){ }

Здесь указан логический оператор и, первая часть говорит все экраны, мониторы и устройства с шириной не более 321px будут выполнять следующие правила, ну и записываем то, что нам нужно для этого типа устройств. Для полноценного ознакомления с всеми возможностями медиа запросов рекомендую перейти на сайт w3.org/TR/css3-mediaqueries и посмотреть более детально все, что там расписано по этому поводу.

Существует четыре логических оператора записи:

  • and — логический оператор и ;
  • , — логический оператор или ;
  • not — логический оператор нет ;
  • only — логический оператор только .

Приступая к практике верстки при помощи медиа запросов

С теоретической стороной немного поработали, пора приступить к практической, давайте используем нашу заготовку с предыдущего занятия, где есть уже сетка прописанная в стилях и создадим простой каркас в html для практики, у меня это выглядит вот так:

Заголовок второго уровня

Заголовок

Заголовок

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ducimus voluptatum atque, eligendi libero repudiandae voluptas reprehenderit quod id culpa temporibus ratione illo unde aliquam, sit quo neque qui perferendis debitis.

Заголовок

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ducimus voluptatum atque, eligendi libero repudiandae voluptas reprehenderit quod id culpa temporibus ratione illo unde aliquam, sit quo neque qui perferendis debitis.

Я создал заголовок первого уровня обернув его в колонку со 100% шириной, потом создал три блока, которые в свою очередь с заданной шириной при помощи класса.col-4 и получилось, то что вы видите в примере.

Стили используются с прошлого занятия, но ничего нового не произошло, как бы мы сдвигали окно браузера по ширине, а все как было, так и осталось. Дело в том, что мы не прописали правила для медиа запроса с указанием мобильного размера, давайте это сделаем в наших стилях добавив туда вот такой код:

@media screen and (max-width: 320px) { h1{ color: aqua; } .container .cols.col-1, .container .cols.col-2, .container .cols.col-3, .container .cols.col-4, .container .cols.col-5, .container .cols.col-6, .container .cols.col-7, .container .cols.col-8, .container .cols.col-9, .container .cols.col-10, .container .cols.col-11, .container .cols.col-12 {width: 100%;} }

Что я здесь записал, давайте разберем все поподробнее, итак самая первая строка @media screen and (max-width: 320px) — здесь говорится, что для всех экранов и размеров не выше 320px будут применены следующие стили. В самих же стилях для разнообразия сменил цвет заголовка и самое главное всем нашим столбцам задал 100% ширину, теперь не важно какой класс задан тому или иному блоку, он будет иметь 100% ширину.

Давайте сохраним наши стили и откроем получившийся результат в окне браузера сузив его до размеров мобильного устройства и вот, что получится:Никакой горизонтальной прокрутки, блок за блоком разве не красота? Вот такими простыми манипуляциями с медиа запросами мы добились успеха для отображения в размере мобильных устройств.

По традиции весь готовый исходный код под этой картинкой)))

Это еще не все возможности применения и использования медиа запросов в css3, ведь можно даже при помощи after добавлять или удалять контент, блоки для их отображения или сокрытия в различных расширениях браузеров и мониторов, но об этом мы поговорим как нибудь в другом занятии. На этом наше практическое занятие по медиа запросам подошло к концу, спасибо за просмотр и всего хорошего!

Медиа запросы (@media ) позволяют сделать из одного сайта несколько версий дизайна в зависимости от характеристик устройства, на котором осуществляет просмотр. К примеру, на мобильных устройствах экраны небольшие, а значит для них лучше использовать резиновую или блочную верстку, чтобы повысить читабельность.

Примечание
Медиа запросы не делают несколько версий сайта для конкректных устройств, а позволяют сделать несколько вариантов дизайна за счет применения разных стилей. Сделать разные стили гораздо проще и дешевле, чем делать разные сайты.

Синтаксис CSS @Media

@media тип_устройства and|not|only (медиа_особенности ){ ... Описание стилей... }

Где тип устройства может принимать следующие значения:

  • all - для всех типов устройств (по умолчанию используется это значение)
  • braille - для устройств Брайля (для чтения слепыми людьми)
  • embossed - для принтеров Брайля
  • handheld - для смартфонов или портативных устройств
  • print - для принтеров
  • projection - для проекторов
  • screen - для экранов компьютеров, планшетов, смартфонов и т.д.
  • speech - для речевых браузеров
  • tty - для устройств с фиксированным шагом символов, такие как телетайпы и терминалы
  • tv - для телеэкранов

Примечание
Практические все устройства идентифицируют себя как тип screen (смартфоны и планшеты, ноутбуки и настольные компьютеры).

Логические операторы

  • and (и) - логическое И. С помощью него можно задать несколько условий и только при условии, что все они будут выполнены, тогда стиль будет применен
  • or (или) - логическое ИЛИ. Необходимо, чтобы хотя бы одно из условий выполнилось
  • not (не) - логическое отрицание. Условие стоящие за not должно не выполняться
  • only - скрыть правило @media от старых браузеров. Новые браузеры просто не заметят этот оператор

Примечание
Запятая воспринимается как оператор or.

Рассмотрим какие есть медиа особенности.

Медиа особенности
  • aspect-ratio (min-aspect-ratio, max-aspect-ratio) - определяет отношение ширины и высоты области просмотра
  • color (min-color, max-color) - определяет количество бит на цвет для устройства
  • color-index (min-color-index, max-color-index) - определяет количество цветов, которое устройство может отображать
  • device-aspect-ratio (min-device-aspect-ratio, max-device-aspect-ratio) - определяет соотношение сторон экрана устройства через. Записывается через слэш
  • device-height (min-device-height, max-device-height) - определяет всю доступную высоту экрана устройства
  • device-width (min-device-width, max-device-width) - определяет всю доступную ширину экрана устройства
  • grid - отвечает за вывод у устройства. Бывает два вида: сеточный и точечный. Терминалы, дисплей телефона поддерживают только один шрифт, что равносильно значению 1.
  • height (min-height, max-height) - высота области просмотра
  • width (min-width, max-width) - ширина области просмотра
  • orientation ( | ) - определяет в каком положение находится экран (альбомном или портретном)
  • resolution (min-resolution, max-resolution) - определяет разрешение устройства вывода

Из всех выше описанных медиа особенностей лишь два используются наиболее часто min-width и max-width .

Примеры с медиа запросами

Пример №1. Ограничение на максимальную ширину

@media screen and (max-width : 800px ) { ... стили ... }

Например, данный код будет работать для устройств с шириной экрана меньше 800px. Атрибут screen and можно не писать.

Пример №2. Задание диапазона на ширину

@media (max-width : 1024px ) and (min-width : 640px ) { ... стили ... }

Этот код только будет работать только в случае, если ширина экрана находится в диапазоне от 640 до 1024 пикселей.

Пример №3. Исключение диапазона

@media (min-width : 1024px ), (max-width : 640px ) { ... стили ... }

Этот код только будет работать только в случае, если ширина экрана меньше 640 пикслей или наоборот больше 1024 пикселей.

Пример №4. Исключение устройства

@media all and (not handheld ) { ... стили ... }

Стиль будет работать для всех устройств кроме смартфонов handheld .

Чтобы не создавать путаницу в стилях и облегчить загрузку сайта, файлы со стилем для медиа запросов можно подгружать только в том случае, если это необходимо. Делается это через тег link:

Например: