Соционика инертные и контактные функции. Различные классификации функций

27.03.2019
Модель "А" Модель А - используемая в соционике модель функционирования психики человека. Эта модель выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках. Модель А получила свое название в честь основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте.

Модель А является развитием так называемой «Модели Ю» - термин, используемый в соционике для обозначения модели Карла Густава Юнга; в ней использовались только 4 функции - программная, творческая, болевая и суггестивная.

Функции в модели А
Модель А

1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция – «программная», «базовая», она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция – «творческая», она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция – «ролевая», «нормативная», по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция – «болевая», место наименьшего сопротивления, по этой функции человек болезненно воспринимает даже нейтральную информацию, возможны неадекватные реакции, по болевой функции человек нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция – «суггестивная», «внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах.
  • 6 функция – «активационная», «референтная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция – «наблюдательная», «ограничительная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но старается ограничить свою деятельность, нередко используются ограничительные аргументы по этой функции.
  • 8 функция – «демонстративная», «фоновая», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Подробное описание функций см. на сайте SOCIOMODEL.RU

Различные классификации функций

  • ментальные функции (1, 2, 3, 4) – характеризуются высокой степенью осознанности
  • витальные функции (5, 6, 7, 8) – характеризуются низкой степенью осознанности
  • сильные функции (1, 2, 7, 8) – зона уверенности, независимости и эффективных действий, сильные функции олицетворяют способности индивидуума.
  • слабые функции (3, 4, 5, 6) – зона неуверенности, сомнений, зависимости от окружающий, подстройки под общество.
  • акцептные функции (1, 3, 5, 7) ориентированы преимущественно на получение информации из внешних источников и ее воспроизведение
  • продуктивные функции (2, 4, 6, 8) ориентированы преимущественно на генерацию новой информации
  • инертные функции (1, 4, 6, 7), образующие левый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на внутреннюю обработку информации, их активность мало зависит от окружающей ситуации
  • контактные функции (2, 3, 5, 8), образующие правый вертикальный блок, ориентированы преимущественно на обмен информации с внешним миром, их работа зависит от окружающей ситуации.
  • ценностные функции (1, 2, 5, 6) – функции, образующие ценности социотипа.
  • неценностные функции (3, 4, 7, 8) – функции, не составляющие ценности для социотипа.

Блоки и кольца

  • Блок «Эго» образуют 1 и 2 функции. Блок сильных, хорошо осознаваемых функций. По блоку «Эго» человек обычно проявляет наибольшую социальную активность, работа по этим функциям наиболее востребована социумом.
  • Блок «Суперэго» образуют 3 и 4 функции. Блок слабых, хорошо осознаваемых функций. По блоку «Суперэго» человек осознает свою слабость, но старается соответствовать требованиям, предъявляемых к нему социумом.
  • Блок «Суперид» образуют 5 и 6 функции. Блок слабых, плохо осознаваемых функций. По блоку «Суперид» человек человек нуждается в помощи социума, легко поддается манипуляциям.
  • Блок «Ид» образуют 7 и 8 функции. Блок сильных, плохо осознаваемых функций. По блоку «Ид» человек проявляет активность, преимущественно направленную на обеспечение собственных потребностей и не стремится к активному обмену информацией.
  • Ментальное кольцо образуют 1, 2, 3, 4 функции. В ментальном кольце находятся хорошо осознаваемые функции, отвечающие за социальную активность человека.
  • Витальное кольцо образуют 5, 6, 7, 8 функции. В витальном кольце находятся плохо осознаваемые функции, отвечающие за индивидуальные потребности человека.

Движение информации в модели А осуществляется в ментальном кольце по циклу => 1 => 2 => 3 => 4 => и в витальном кольце по циклу => 5 => 6 => 7 => 8 =>

Наполнение модели А и расположение соционических функций

Аспекты информационного метаболизма

  • :ЧЛ: — « » (деловая логика) - оценка деловых качеств, стремление к эффективности и целесообразности действий, понимание работы механизмов, технологических процессов, организаторские способности.
  • :БЛ: — « » (структурная логика) - оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
  • :ЧЭ: — « » (этика эмоций) - понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
  • :БЭ: — « » (этика отношений) - оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию.
  • :ЧИ: — « » (интуиция возможностей) - многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, выбор оптимальных решений.
  • :БИ: — « » (интуиция времени) - понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
  • :ЧС: — « » (силовая сенсорика) - ощущение окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, физической силы и волевых качеств людей, оценка расстановки сил, настойчивость, пробивные качества, стремление к лидерству.
  • :БС: — « » (сенсорика ощущений)- восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, стремление к комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Черная и белая логика, черная и белая этика считаются рациональными аспектами, черная и белая интуиция, черная и белая сенсорика – иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные черным цветом, считаются экстравертными, белым цветом – интровертными.

Расположение соционических функций в модели А

Каждому соционическому типу соответствует свое расположение аспектов информационного метаболизма в модели А.

Информационные аспекты расположены в модели А не произвольно, а в соответствии с определенными правилами:

  • если первая функция иррациональная, то вторая - рациональная и наоборот;
  • если первая функция экстравертная, то вторая интровертная и наоборот;
  • если первая функция иррациональная (рациональная), то третья, пятая и седьмая функция также будут соответственно иррациональными (рациональнами);
  • если первая функция экстравертная (интровертная), то третья, шестая и восьмая функция также будут соответственно экстравертными (интровертными);
  • если вторая функция иррациональная (рациональная), то четвертая, шестая и восьмая функции также будут соответственно иррациональными (рациональнами);
  • если вторая функция экстравертная (интровертная), то четвертая, пятая и седьмая функция также будут соответственно экстравертными (интровертными);
  • если в первой функции – логика (этика, интуиция, сенсорика), то в седьмой функции тоже будет логика (этика, интуиция, сенсорика), но другой вертности;
  • если во второй функции – логика (этика, интуиция, сенсорика), то в восьмой функции тоже будет логика (этика, интуиция, сенсорика), но другой вертности;
Таким образом, существует 16 возможных вариантов расположения соционических функций в модели А, соответствующих 16 социотипам.

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна - большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности - это сильные функции. Другие - маленькие и с мутными стеклами - позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно - это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ИЛЭ-«Дон Кихот»

СЭИ-«Дюма»

ЭСЭ-«Гюго»

ЛИИ-«Робеспьер»

ЛСИ-«Максим Горький»

ЭИЭ-«Гамлет»

ИЭИ-«Есенин»

СЛЭ-«Жуков»

СЭЭ-«Наполеон»

ИЛИ-«Бальзак»

ЛИЭ-«Джек Лондон»

ЭСИ-«Драйзер»

ЭИИ-«Достоевский»

ЛСЭ-«Штирлиц»

СЛИ-«Габен»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I -IV ) / В итальные (V -VIII ). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I ,II , V , VI ) / Внеценностные (III , IV , VII , VIII ). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I , II , VII , VIII ) / Слабые (III , IV , V , VI ). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

I базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

II творческая . Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

III ролевая . Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IV болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

V суггестивная . Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VI активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VII ограничительная . Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIII фоновая . Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е. последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I -II , II -III , III -IV , IV -I

Блоки витального кольца: V -VI , VI -VII , VII -VIII , VIII -V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго , блок СуперЭго , блок СуперИд , блок Ид .

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид . Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI -I и VI -V II ) и контактные (II -III и V -VI I I ) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.

Признак “инертность/контактность” направлен на работу с информацией отдельно внутри акцептного и продуктивного блоков функций. Так, один признак информации обрабатывается через свойство контактности, а другой – через свойство инертности. Данное свойство обработки информации реализовано за счёт регулирования процессов возбуждения и торможения в процессе восприятия информации. Так, скорость возбуждения и торможения у инертной функции низкая, а у контактной – высокая. Это свойство задаёт определяемое время на обработку нами информации. Так, на обработку информации инертной функцией выделяется больше времени, нежели на обработку её контактной.

В модели А инертные функции находятся по краям в левом столбце и в середине в правом столбце. Цель их работы состоит в глубокой обработке воспринимаемой ими информации. По своей природе это медленные функции, которым свойственна заторможенность. Проявляется это по большей степени в том, что каждому из нас свойственно обрабатывать с их помощью информацию в тот момент, когда не происходит ее восприятие, то есть начинать обрабатывать ее задолго до возникновения раздражителя и продолжать думать о ней после. Мы много времени обдумываем эту информацию, заостряем на ней своё внимание. При этом нам сложно быстро отреагировать на поступление такой информации, поскольку реакция требует длительной предварительной обработки.

В модели А контактные функции находятся в середине в левом столбце и по краям в правом столбце. Цель их работы состоит в быстром реагировании на источник-раздражитель новой информации. Информация обрабатывается контактными функциями в момент ее восприятия и прекращает обрабатываться, когда восприятие прекращается. По своей природе данным функциям не свойственно глубоко копаться в воспринимаемой ими информации, а также они предпочитают не думать о том, что прошло и не вызывает больше “раздражения”. О такой информации типы не стремятся много говорить и относятся к ней достаточно поверхностно, как к чему-то обычному и не стоящему большого внимания.

К инертным относятся базовая (1), болевая (4), активационная (6) и ограничительная (7) функции. К контактным относятся творческая (2), ролевая (3), суггестивная (5) и фоновая (8) функции.

Наполняясь информационным аспектами, пара блоков «инертный/контактный» задаёт признаки типов “ ” и “ ”.


Так, стратегами являются типы с инертными аспектами БС и ЧС и контактными аспектами БИ и ЧИ, тогда как тактиками являются типы с инертными аспектами БИ и ЧИ и контактными аспектами БС и ЧС.


В свою очередь эмотивистами являются типы с инертными аспектами БЛ и ЧЛ и контактными аспектами БЭ и ЧЭ, тогда как конструктивистами являются типы с инертными аспектами БЭ и ЧЭ и контактными аспектами БЛ и ЧЛ.

Модель А - это модель информационного метаболизма человека. Наполняясь определённым образом информационными аспектами, она формирует тип информационного метаболизма (тип ИМ или ТИМ), другими словами – соционический тип человека. Названа модель А в честь создательницы соционики, литовского социолога . Её изобретение даёт ответ на вопрос, как функционирует соционический тип. С помощью модели А была сформирована концепция взаимодействия соционических типов (интертипных отношений) чего нет, например, у широко применяемой на западе .

Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых задаётся уникальной комбинацией из семи свойств работы, отвечающих за особенности восприятия, обработки и усвоения конкретного аспекта информации. Все функции имеют свои номера и названия, отражающие «образ» их работы. Так, есть (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7) и (8) функции.

Разница между всеми соционическими типами определяется тем, с информацией по каким аспектам работают их функции: например, базовая функция Наполеона работает с аспектом чёрной сенсорики, тогда как базовая функция Достоевского - с аспектом белой этики. Важно понимать, что свойства самих функций от типа к типу не меняются, а меняется лишь положение аспектов в модели. Так, тот же Достоевский, например, воспринимает информацию по аспекту чёрной сенсорики не через базовую функцию, как Наполеон, а через болевую. Этим и объясняется разница в “видении мира” разными типами.

Чтобы лучше понимать, как работают функции, необходимо знать, в каких функциональных блоках они находятся, то бишь какими свойствами функций они задаются. Так, например, активационная (шестая) функция находится в блоках продуктивных, витальных, инертных, шаблонных, слабых, разгрузочных и ценностных функций. Это значит, что она воспринимает информацию через свойства “витальность” и “разгрузочность”, обрабатывает – через свойства “продуктивность” и “инертность”, а усваивает – через свойства “шаблонность” и “слабость” . Также активационная является ценностной функцией, что значит, что всем типам нравится воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию по ней.

Оранжевая ячейка соответствует признаку, окрашенному в оранжевый цвет, белая ячейка - признаку, окрашенному в чёрный цвет. Например, акцептными функциями являются 1, 3, 5 и 7 функции.

Важно также понимать, что не существует более или менее похожих по свойствам друг на друга пар функций. Все функции одновременно похожи и непохожи, поскольку у любой пары из них всегда найдётся три общих (и четыре противоположных) свойства. Так, исходя из таблицы, можно увидеть, например, что суггестивная (пятая) и фоновая (восьмая) функции обе являются витальными, контактными и загрузочными, но отличаются друг от друга тем, что суггестивная является акцептной, ситуативной, слабой и ценностной, а фоновая - продуктивной, шаблонной, сильной и неценностной.

Важно понимать, что когда Вы определяете функции типа по двум/трём свойствам, нельзя делать однозначные выводы о типе человека. Так, например, определив инертность, ментальность и загрузочность восприятия аспекта белой логики (БЛ), можно преждевременно подумать, что типируемый - Максим Горький, сбросив со счетов такие типы как «Робеспьер», «Гексли» и «Наполеон», у которых аспект БЛ воспринимается через те же свойства. Многолетняя практика типирования показывает, что именно так очень часто происходят ошибки в определении соционического типа, когда одни функции принимаются за другие (в данном примере базовую БЛ можно легко спутать с болевой).