Файловая система мак ос. Как устроена структура файловой системы Mac OS X

14.02.2019

Когда только начинаешь своё знакомство с Mac’ом, бывает сложно сразу разобраться, как устроена файловая система операционной системы Mac OS X, особенно, если вы переходите на Mac с Windows или это у вас первый компьютер (тем, кто до этого работал с UNIX-подобными операционными системами, должно быть проще, потому что Mac OS X построена на базе UNIX, и файловая система у них устроена схожим образом). О том, где и какие находятся файлы, как выглядит путь до определённого файла, как организована структура основных директорий — я постараюсь ответить в этой статье.

Структура фaйловой системы Mac OS X

Файловая система имеет древовидную иерархическую структуру. Для её организации используются директории (они же папки или каталоги) — объекты фaйловой системы, содержащие внутри себя файлы и другие директории. Начинается файловая система с корня или корневой директории, которая находится в «начале» жёсткого диска и в ней содержатся уже все другие директории и файлы на жёстком диске.


Структура директорий

Путь к файлу

Таким образом, у каждой папки или файла имеется адрес, по которому их можно найти, этот адрес называется путь . Начинается он с корневой директории, обозначенной символом слеш « / », далее идут названия директорий, разделённые слешем, до места назначения - директории или файла.


/Users/ixrevo/Documents/Notes/

Например, на скриншоте выше показан путь до директории Notes , находящейся внутри директории Documents , которая, в свою очередь, находится в директории пользователя ixrevo (о пользовательских директориях чуть позже), а она - в папке Users , которая уже располагается в корне диска Macintosh HD .

Путь к текстовому файлу с именем Shopping list.txt , который находится в директории Notes , выглядел бы следующим образом:

Относительный и абсолютный путь

Путь может быть относительным. Это значит, что он начинается от текущей директории, в которой вы находитесь, то есть, он относителен по отношению к ней. Например, если мы находимся в директории Documents , то относительный путь к файлу Shopping list.txt будет выглядеть так: Notes/Shopping list.txt .

Абсолютный путь - это путь, который начинается от корневой директории, он обязательно начинается со слеша:

/Users/ixrevo/Documents/Notes/Shopping list.txt

Основные директории

В корне системного диска (на котором установлена OS X) находятся четыре основные директории:

Директории в корне системного диска
Имя Описание
Applications Это папка, в которой лежат все установленные приложения. Собственно, большинство приложений устанавливаются простым перетаскиванием файла приложения в директорию Applications. Проще всего получить к ней доступ через сайдбар (левая панель) Finder’а.
Library В ней хранятся всевозможные настройки, кэши , а также туда часто приложения складывают какие-либо файлы, которые нужны им для работы. Чего там только нет, начиная от шрифтов и закачивая звуковыми семплами, если у вас, например, установлен GarageBand или Logic Pro .
System Название говорит само за себя. Содержит только одну папку Library , которая похожа на предыдущую Library , но только тут всё относится уже не к установленным приложениям, а к самой Mac OS X. Кстати, приложение Finder находится именно там: /System/Library/CoreServices/Finder.app
Users В этой директории хранятся домашние директории всех пользователей, зарегистрированных на данном компьютере. А в домашних директориях уже хранятся ваши документы, музыка, фото с котиками и прочее.

Хотя если быть честным, в корне диска намного больше директорий, например, dev, usr, etc, var и т.д. Все они скрыты от пользователя. И правильно, что скрыты, потому что они являются наследием UNIX и ничего интересного там в них нет.

Домашняя директория пользователя

Как я уже упоминал, у каждого пользователя есть своя домашняя папка, где лежит всё самое для него ценное, нажитое непосильным трудом. Находится она в папке с незамысловатым названием /Users , а сама называется по имени пользователя, например, у меня она зовётся ixrevo . Кстати, у пути к домашней директории /Users/ixrevo/ есть короткий алиас, который пишется так: ~ (этот символ называется тильда), его можно использовать, чтобы не писать путь целиком, и OS X поймёт, что вы имеете в виду. Остановимся чуть подробней на содержании домашней папки.

Директории в домашней папке пользователя
Имя Описание
Desktop Папка рабочего стола. Всё, что лежит в ней, вы можете увидеть на своём рабочем столе. Я использую её для временного хранения файлов по текущим проектам, но не люблю её захламлять.
Documents Всё, что вы посчитаете документами, стоит складывать в этой папке.
Downloads Папка, куда браузеры по умолчанию сохраняют файлы, скачанные из интернета.
Dropbox Папка , конечно, если он у вас установлен.
Library Скрытая папка. Аналогична предыдущим двум Library , но содержит уже то, что непосредственно относится к текущему пользователю.
Movies Папка для фильмов, сериалов и прочего видео.
Music Папка для музыки, а также место, где по умолчанию хранит библиотеку с вашей музыкой.
Pictures Предполагается хранить здесь фотографии и другие графические изображения. Также в ней по умолчанию iPhoto хранит библиотеку с фотографиями.
Public Папка, файлы в которой будут доступны пользователям локальной сети, если у вас включен общий доступ к файлам .

Вы, конечно же, можете хранить ваши файлы так, как вам будет удобно, но идеологически правильно оставаться в пределах вашей домашней директории.

Любое наше общение с компьютером - редактирование текста или фото, просмотр фильмов и прослушивание музыки, и даже игры - это работа с файлами. Нам кажется, что мы рисуем картинку или убиваем монстров, а на самом деле машина изменяет файлы, записывает, перемещает и даже удаляет. И тот способ, которым операционная система записывает и находит файлы на вашем диске, и как они отличаются один от другого, называют файловой системой.

За годы существования компьютеров появилось немало файловых систем со своими преимуществами и недостатками. Конечно же, Macintosh и PC используют разные файловые системы. А различия непременно порождают проблемы совместимости. И, чтобы знать, как эти проблемы решаются, придется, для начала, разобраться с какими видами файловых систем мы вероятнее всего можем столкнуться.

FAT . Одна из первых файловых систем, появившаяся вместе с PC компьютерами и системой DOS в 1981 году. По сути, представляет собой простую таблицу, в которой записано, где файл находится на диске. Отсюда и название: File Allocation Table - таблица размещения файлов.

FAT32 . В системе FAT были заложены ограничения на максимальный размер файла и диска - не больше 2 Gb. К середине 90х годов, с развитием компьютеров, эти ограничения потребовалось расширить. Так появилась новая система FAT32. Теперь ограничения на размер файла стали 4Gb, а диска - 2Tb. Но, по принципам работы, это была все та же старая FAT, т.е. таблица. В настоящее время FAT32 (как и NTFS, о которой ниже) является основной файловой системой современных Windows-компьютеров.

HFS (Hierarhical File System - иерархическая файловая система). Родилась практически вместе с первыми маками в 1985 году. В HFS каждый файл состоит из двух частей, так называемых, ветви ресурсов и ветви данных. Ветвь данных - это собственно содержание файла, например, текст, изображение, видео или звук. В ветви ресурсов содержится различная служебная информация о файле: даты создания и редактирования, информация о программе создателе, иконка файла, а если этот файл - программа, то и используемый код.

HFS+ К концу 90х годов, Мак-пользователи столкнулись с такими же проблемами, что и пользователи системы FAT, и в 1998 Apple выпустила в свет новую версию - HFS+, в которой снимались все мешавшие жить и трудиться ограничения. Количество возможных символов в имени файле изменилось с 32 до 255, а максимально допустимый размер файла и используемого диска достиг 8Eib. Exbibite - это 2 в 60-ой степени, и, чтобы понять что означает эта запредельная цифра, скажем, что максимальный размер диска на маке превышает максимальный размер в системе FAT32 в четыре миллиона раз! На сегодняшний момент HFS+ является основной файловой системой компьютеров Apple.

- NTFS (New Technologi File System) - новая файловая система, разработанная Microsoft с целью заменить семейство FAT. В отличие от примитивной FAT, NTFS - это сложный алгоритм записи файлов. Основным достоинством системы является надежность и возможность восстановления после сбоев.

Теперь, ознакомившись с различными видами файловых систем, мы просто не можем не задаться вполне ожидаемым вопросом: «а что произойдет, если вынуть диск из Мака и присоединить его к РС? » Ответом на этот вопрос будет простая аксиома, которую, пожалуй, следует всегда применять в вопросах совместимости Мака и PC:

Windows практически не совместима с Mac OS X, но Mac OS X очень хорошо совмещается с Windows.

А это значит, что маковский диск с HFS+ Windows не опознает и воспримет как неотформатированный. Хотя, безвыходных ситуаций не бывает, - при помощи отдельных коммерческих программ, таких как MacOpen, Маковский диск теоретически можно, хотя не без труда, прочитать на РС.

А вот подключение PC диска к Маку довольно просто. Mac OS позволяет читать диски в формате FAT и FAT32, а с появлением Mac OS X 10.3 и диски NTFS. Под диском подразумевается любой носитель информации - это может быть внутренний или внешний жесткий диск (винчестер), флэш-карта, или обычная дискета. При подключении на рабочем столе появится иконка нового диска, и вы сможете работать с ним также как и с остальными. Однако для NTFS дисков есть, все же, существенное ограничение - на Маке они подключаются исключительно в так называемом режиме read-only. Это означает, что вы сможете просматривать структуру диска, открывать и переписывать файлы на свои диски, но не сможете сохранить их, а также записывать новые файлы на такой диск.

PC-пользователям будет любопытно и полезно узнать, что имя PC-диска, которое вы увидите при подключении, это то имя, которое было дано ему при создании (форматировании). На Маках отсутствует буквенное обозначение дисков, например, D или C. В качестве идентификации диска всегда используется его имя, а если это PC-диск, то в качестве имени будет использоваться то, что в Windows называется меткой тома. Поэтому, вместо диска D, мы получим диск SYSTEM или ARCHIVE или же страшное дефолтное название от Windows, вроде FGHYJN009890.

Свежеприобретенный диск перед началом работы всегда и во всех файловых системах форматируют. Диски для Мака обычно форматируют как HFS+ (другое современное название - Mac OS Extended Journaled) - это "родная" файловая система маков. Постоянное использование различных механизмов совместимости с чужими файловыми системами не добавит Маку эффективности. К тому же, установить Mac OS X на что-то, кроме HFS+, нельзя. Если необходимо отформатировать внешний носитель, который предполагается подключать к разным системам, форматируйте его как FAT32(MS DOS File System). Это сделает диск универсальным.

Для работы с дисками можно использовать программу Disk Utility, входящую в комплект Mac OS. Находится она в ApplicationsUtilities. Это комплексная программа, позволяющая выполнять все основные работы с дисками: разбитие диска на несколько логических, форматирование, лечение диска, если произошел какой-либо сбой, и даже создание RAID массива. В подавляющем большинстве случаев вам будет достаточно функций этой утилиты.

Определение типа файла

Теперь стоит сделать лирическое отступление и немного рассказать об одной исторической особенности HFS+. Существующие на настоящий момент операционные системы ведут свою историю в течении уже десятков лет, и их последующие версии - улучшенные и дополненные старые. Например, Windows впервые появилась в 95 году, но, в действительности, это наследница еще более старой системы - DOS, разработанной для самых первых PC, а системы семейства UNIX берут свое начало, чуть ли не со времен первых полетов в космос.

В семействе маков тоже существовал такой "динозавр", теперь его называют Mac OS Classic. Но, вместо инноваций и улучшений, Apple разработала новую систему - Mac OS X, фактически написав ее с нуля. Так что, среди окружающих ее старцев, Mac OS X просто юная девушка, - ее первые версии появились только в 2000 году. При разработке новой системы специалистам из Apple пришлось учитывать вопросы совместимости как со старой Mac OS, чтобы обеспечить переход старых пользователей, так и с Windows, чтобы привлечь новых с доминирующей платформы.

Для определения типа файла система использует сразу три различных подхода. В системе HFS, как было описано выше, любой файл состоит из двух частей: содержания файла и информации о типе файла. Эта информация хранится в отдельном месте - ветви ресурсов в виде специальной текстовой метки. В этом и состоит принципиальное отличие от Windows, где тип файла определяется расширением имени. В подходе Apple есть существенное преимущество - как бы вы не изменяли имя файла, вы не сможете изменить его принадлежность к тому или иному типу, минимизируя риск случайной ошибки.

Однако у описанного подхода есть и недостаток. Популярные протоколы передачи файлов через Intеrnet не поддерживают систему HFS+. При отправлении файла по электронной почте информация о типе файла исчезнет вместе с веткой ресурсов. Это значит, что пересылать маковские файлы через интернет можно только при использовании специальных мак-архивов.

При создании Mаc OS X Apple озаботилась этой проблемой, внедрив в систему механизм определения типа файла при помощи расширения, такой же, как у Windows. Mаc OS X прекрасно распознает типы PC-файлов. Но, в отличие от PC, где расширение имени не может быть больше трех букв, система позволяет использовать расширения, состоящие из бо льшего количества символов. Это значительно увеличивает информативность имени файла и позволяет пользоваться правильными аббревиатурами. Например, популярные графические форматы jpg и tif в действительности называются JPEG и TIFF - при этом система понимает оба варианта написания. Apple пользуется новыми возможностями и дает и собственным файлам вполне информативные расширения имени: .pages - документ созданный в редакторе Pages из комплекта iWork, dspproj - проект DVD диска созданный в DVD Studio Pro и т.д. Таким образом, Mac OS X определяет тип файла используя как и старый Classic подход, для обеспечения преемственности со старыми маками, так и PC поход, использующий расширения имени, при этом расширив его функциональность.

Таким образом, на Маках реализованы три подхода к определению типа файла: старый HFS через ветвь ресурсов, PC - подход через трехбуквенное расширение имени файла и новый, усовершенствованный, через многосимвольное расширение имени файла

При желании, расширения файлов можно скрыть. При сохранении файла укажите флажок Hide Extension (скрыть расширение). Чтобы скрыть расширение уже существующего файла или файлов, нажмите Command-Option-i, предварительно выделив файлы, и выберите флажок Hide Extension в графе Name & Extension.



В 2017 году компания Apple начнёт использовать в своих устройствах новую файловую систему Apple File System (APFS), которая придёт на смену системе HFS+, используемой на компьютерах Maс 1998 года, а та основана на HFS выпуска 1985 года.

APFS представляет собой совершенно новую файловую систему, разработанную для современного аппаратного обеспечения и облачных технологий. Она улучшает шифрование, безопасность и надёжность по сравнению со старыми системами Apple. Как обычно в таких случаях, будут проблемы с совместимостью, но у Apple есть время для их решения, прежде чем новая система станет доступной широкому кругу пользователей.

Первый взгляд на APFS

Пока APFS доступна в бета-версии macOS Sierra 10.12 (преемница OS X Capitan 10.11) для разработчиков.

В ней можно создать образ диска APFS, но с ним доступно не особо много действий – копирование файлов в него и из него, при этом нельзя использовать диск APFS как загрузочный. Всё это должно измениться в 2017 году с появлением новых моделей Mac, iPhone и iPad.

Улучшенная безопасность и постоянное клонирование

Большинство пользователей не заметят ничего радикально нового в устройствах с поддержкой APFS на жёстком диске, но внутри скрыто множество значительных отличий. APFS использует интегрированное шифрование вместо устанавливаемых сторонних техник в существующей функции OS X FileVault, которая медленно шифрует и дешифрует диск целиком.

APFS может шифровать целые диски и отдельные файлы с разными ключами для файла и метаданных, давая гибкий контроль, который может позволить пользователям модифицировать данные в файле без доступа к другим участкам диска.

APFS также позволяет мгновенное копировать папки и диски. Эта технология повысит скорость встроенной функции Sierra, которая автоматически выполняет резервное копирование файлов из папок Рабочий стол и Документы в облачное хранилище iCloud (функцию можно отключить) — об этой возможности мы уже рассказывали в статье «macOS Sierra: новые возможности преемницы OS X «. Функциональность работает уже и на существующих устройствах, но должна стать быстрее с APFS.

Наносекундная точность, улучшенное резервное копирование

Текущая файловая система Apple помечает файлы временными метками с точностью до одной секунды, чего недостаточно для фиксирования изменений в файлах при нынешних скоростях работы устройств. APFS помечает файлы временными метками с точностью до одной наносекунды, что в совокупности с технологией резервного копирования позволяет хранить разные версии файлов, занимая минимум пространства.

Можно ждать в macOS Sierra наличия новой версии функции Apple Time Machine, которая воспользуется преимуществами файловой системы для повышения производительности создания резервных копий. Microsoft создала похожую функциональность в файловой системе NTFS много лет назад, а пользователи Mac теперь смогут работать с похожей технологией «теневого копирования», как в Windows.

Улучшенное распределение пространства

Другие преимущества дисков APFS включают в себя гибкое распределение пространства, так что два «диска» APFS могут одалживать его друг у друга, не довольствуясь только местом, выданным им при создании.

APFS обладает поддержкой «разреженных файлов», которые не заполняют всё распределённое место на диске. Прежние версии OS X уже поддерживают разреженные файлы, но не самым удобным образом и только для разработчиков.

А благодаря быстрому встроенному управлению файлами, нам обещают более надёжную защиту против потери данных при падениях системы.

Оптимизация для флеш-памяти

Другие внутренние новшества включают в себя оптимизацию для работы с флеш-памятью, тогда как технологии в HFS+ созданы для вращающихся жёстких дисков. Те, кто когда-либо подолгу ждали, когда OS X скажет, сколько места занимает та или иная папка, будут рады узнать, что функция быстрого определения размера директорий APFS решит эту проблему.

Если вы собираетесь пользоваться своим компьютером Mac следующие 25 лет, лучше обновиться до APFS до 6 февраля 2040, так как HFS+ после этой даты не сможет создавать временные метки файлов.

Недостатки APFS

Главным является совместимость. Если у Mac есть созданный программой Apple Boot Camp раздел для Windows, то понадобистя драйвер Windows, который сможет прочитать диск APFS, как драйвер от Apple для Windows позволяет читать диски HFS+. Наверняка Apple предоставит такой драйвер до публичного релиза APFS.

Точно так же двойная загрузка с применением Sierra и старых версий OS X не даст доступа к разделу APFS с раздела со старыми версиями. Обычный сетевой доступ к и с диска APFS не будет проблемой, так как APFS поддерживает стандартный сетевой протокол SMB, используемый Windows и всеми остальными.

Вместо заключения

Только разработчикам нужно думать о том, что им предстоит изучать APFS. Остальным новая файловая система даст большую скорость работы системы, усиленную безопасность и надёжность. В июле выйдет публичная бета-версия macOS Sierra, тогда доступ к новой файловой системе смогут получить все желающие.

В возникновении мифа о примитивности и никчемности Mac’ а виноваты его создатели. Они слишком хорошо сделали свою работу. Система Mac’а была сложней и интереснее всех популярных систем того времени, внутри. Внешне все было очень просто, и просто работало.

А зачем пользователю знание подробностей анатомии и физиологии его персонального помощника?

Самая худшая разновидность “экспертов” – нахватавшиеся верхушек дилетанты. Те, кто и в самом деле владел темой, Mac оценили по достоинству. Их не обманула скупая простота интерфейса, они нашли его очень продуманным, логичным и удобным. “Сегодня я увидел, какими будут компьютеры лет через пять”, – говорили они.

А вот “эксперты” пришли в недоумение: кому нужен этот пластиковый “говорящий” ящик, если в нем совершенно невозможно разобраться? Нет ни командной строки, ни текстовых файлов со скриптами или с настройками конфигурации. Ничего нет, вообще! Ну никак не заглянуть ему “в душу”!

Вскрыть корпус? На нем табличка: “Не вскрывать, внутри нет ничего интересного”. Кто-то все-таки вскрыл и, действительно, ничего интересного не нашел. Платы, микросхемы…

Интересно, что они надеялись там увидеть? Крошечного инопланетянина, прикованного к микроскопическому пульту управления, с миской сушеных инопланетных червяков?

Finder и файловая система

Оболочка операционной системы Mac’ов с её первого дня и до сих пор называется Finder. “Тот, кто что-то находит”. На границе 80-х и 90-х, когда объёмы дисковых хранилищ стали большими, возник анекдот: Finder that finds nothing (Finder, который ничего не находит), но в 1984 году, на дискете ёмкостью в 400 K спрятать что-то было нелегко.

Это классическое Mac’овское приложение, написанное Брюсом Хорном и Стивом Капсом. Брюс – гений и перфекционист, “псих-одиночка”. Работать с ним над одной задачей не мог никто и никогда. Но осенью 1983-го, когда до последнего и окончательного срока завершения проекта оставалось всего ничего, Finder “застрял”.

Стив Капс смог найти общий язык с Брюсом. Проблемы были абсолютно объективные, но вдвоем они справились. В декабре 1983 года Finder был готов к выходу в свет. В тот день разработчики Mac’а устроили “день Стива Капса” – все пришли одетыми, как одевался он.

По мнению журналистов, главной функцией Finder было управление файловой системой Mac’а. Добавим в это определение только одно слово: “Главной видимой функцией…”. Это реализация метафоры “рабочего стола”, с документами и инструментами для работы с ними.

Файловая система первого Mac’a называлась MFS (Macintosh File System). В ней не было иерархии директорий, она была “плоской”, как плохая шутка, но для дискеты ёмкостью в 400 килобайт, значительную часть которой съедала система, это было необходимо.

Директории (по Mac’овски – папки) в MFS на самом деле были иллюзией. Их было видно только в Finder. Ссылки на все объекты файловой системы хранились в одном невидимом файле небольшого размера.

Иерархическая файловая система (HFS) была написана намного раньше, но на время её убрали в архив. Вплоть до System 3.0 на Mac’ах использовалась только MFS.

На системной дискете изначально было две папки – System Folder и Empty Folder. В Empty Folder пользователь мог “убрать” свои документы и программы, как в ящик письменного стола. Взяв нужный файл и перетащив его в открытую или закрытую папку. Empty Folder можно было переименовать. И в момент завершения переименования случалось чудо: на рабочем столе немедленно появлялась новая пустая папка с названием Empty Folder.

Файловая система самого первого Mac’а называлась MFS (Macintosh File System), она была предназначена и оптимизирована под односторонние 3,5-дюймовые дискеты с ёмкостью в 400 килобайт, и над ней смеялись. Она была “плоская”. В ней были только “диск” (та самая дискета) и файлы. Иерархии директорий (папок, если по Mac’овски) не было.

При удалении Empty Folder (для этого её надо было перетащить в “урну” (Trash) и выбрать в меню Special команду “Empty Trash”. При опустошении урны уничтожалось всё, что было в ней, – пользователей приучали к мысли, что это невосстановимо. На самом деле, если с момента уничтожения этих файлов не создавалось новых, все еще можно было поправить, с помощью специального инструмента – правда, появился он, как мне кажется, в 1985-м.

Теоретически восстановить файл можно было с помощью 16-ричного редактора, вручную изменив содержимое невидимого списка файлов и папок, но это было за пределами добра и зла: требовалось найти потерянный файл, правильно привести его положение на диске в обозначение, понятное “невидимому файлу”, исправить информацию самого “невидимого файла” и нигде не ошибиться – иначе системная дискета переставала загружать систему. Отправленный в урну по ошибке (или ради эксперимента) файл можно было вернуть на место с помощью команды Put Back в меню File. Если “мусор еще не выносили”.

Имена файлов предназначались для пользователей, файловая система использовала для их идентификации уникальные идентификаторы файлов (числа). В именах файлов и папок можно было использовать абсолютно любые символы, кроме двоеточия.

MFS мог работать с именами файлов длиной до 255 символов, но Finder ограничивал полет фантазии пользователя жалкими 63. В одной из версий (в 3.0, кажется) длину имени файла еще раз ограничили, на этот раз 31 символом. Это ограничение дожило до 1998 года.

То есть, если “системный шрифт для вывода имен файлов в Finder” знал кириллицу, папка могла бы называться “Я. Избранное. За 1984..1987 годы”. А документы в ней, например, “Сказка про беглого бычка”.

Содержимое активного (выбранного) окна при желании можно было распечатать, один в один. Если был принтер. Или отправить по факсу – если был модем и программа отправки факсов.

MFS могла работать с дисковым пространством до 20 Мегабайт, или с 1400 файлами, во времена, когда единственным доступным хранилищем информации были односторонние дискеты ёмкостью в 400 К, эти ограничения были теоретическими.

Объекты файловой системы

Я в предыдущем разделе называл видимые пользователем объекты файловой системы словом “файл”. Это, с точки зрения дизайнеров (в хорошем смысле этого слова) Mac’а, грех. В системе Mac’а файлов не было, были только приложения, документы приложений и документы системы.

Метафора рабочего стола – это такая ролевая игра.

Центральным элементом этой игры были “документы”, двойным кликом по их иконке они открывались, и, если работающее с ними приложение еще не было запущено, открывали и его. (Вроде бы теперь положено “клик” называть “щелчком”, но мне этот термин не очень нравится).

Работу с приложением можно было начать двойным кликом по его иконке – если на диске не было документов нужного типа или если так было удобнее. Или если у приложения не было никаких документов в принципе (игра, 16-ричный редактор диска и тому подобное).

В ролевой игре не участвовали только системные документы, за небольшим исключением двойной клик по их иконкам не приводил ни к каким действиям. Их не стали прятать, и это хорошо. Вам приходилось устанавливать драйвер, например, принтера, в PC DOS? А вот на Mac’е весь процесс состоял в перетаскивании документа системы, например “Image Writer LQ”, в системную папку. Убрать принтер из числа работающих, не удаляя его ценный системный документ (драйвер), можно было, убрав его иконку из System Folder.

Откуда документы и приложения знали, какими иконками изображаться их на экране и как кого открывать? Ведь никаких расширений файлов в MFS не было. Если вы не знали о том, как это делается, но сами задались этим вопросом, я вами горжусь.

Текст хранится в компьютерах в виде последовательности чисел. В эпоху классических ОС каждый символ обозначался байтом, числом длиной в 8 бит. Заглавные и строчные буквы, знаки препинания, цифра, пробел и т. п. А еще – “непечатные” символы вроде “возврата строки”, “звукового сигнала”, “перехода на следующую строку” и им подобные. В наши дни используются значительно более разорительные кодировки, но я вам про них не расскажу.

Инженеры команды Macintosh придумали тип данных, OSType, значение которого было числом, но на экране отображалось как последовательность из 4 букв. OSType применялся в Mac’овской системе для мнемонического обозначения самых разных сущностей.

Тип файла отображался двумя атрибутами типа OSType, первый из которых обозначал его формат (Type Code), а второй (Creator Code), в случае, если файл – приложение, хранил мнемонику APPL, если документ – тип создавшего этот документ приложения. Это не все возможные варианты “создателя”, остальные (системные документы, драйверы и т. п.) нас не интересуют.

Каким бы образом видимый пользователю файл ни оказывался в хранилище MFS или HFS, система тут же заносила сведения о его атрибутах и иконке в специальный файл, не видимый пользователями. Двойной клик по документу включал алгоритм поиска создателя этого документа – приложение с типом файла, равным создателю файла. Если в пределах диска такого не было, искалось приложение, умеющее работать с этим типом документов.

Конфликты? Случались. Но гораздо реже, чем в PC DOS. На Mac’е тип файла обозначался восемью символами вместо трех в PC DOS. Заглавные и строчные буквы в Mac’овском обозначении типов файлов различались, и никто не запрещал использовать в качестве уникальных значений любые символы.

Система первых Mac’ов не поддерживала многозадачность. В любой момент на компьютере работала одна программа, или прикладная, или системная – то есть Finder.

Между тем, в процессе разработки Mac’а быстро обнаружилась потребность в утилитах, которые всегда под рукой. Калькулятор, будильник, карта текущей раскладки клавиатуры и много чего еще.

Решение было найдено. Назвали его Desktop Accessories, или DA’s. Аксессуары рабочего стола. По своей природе это были драйверы специального типа. Жили они в оперативной памяти, выделенной работающему приложению. Можно было запустить любое их число, но при этом запросто можно было нанести ущерб приютившему их приложению.

Доступ к DA’s осуществлялся из меню “Яблоко”, содержание которого не зависело от запущенного приложения. DA писали не только в Apple, но и сторонние разработчики.

Продолжение следует.

Начинающим пользователям Mac OS не легко понять, как устроена иерархия файлов и папок в системе. От части, файловая система унаследована из Unix, которая не так дружелюбна к пользователям, как Maс. Мы вкратце опишем содержимое конкретных папок и их предназначение, и рассмотрим следующие вопросы:
1. Общая структура файловой системы Mac OS
2. Папки Library и Application
3. Домашняя папка пользователя

Apple создала очень простую для понимания файловую систему. Ее корнем является корневой каталог главного раздела жесткого диска. Отсюда начинается иерархическая структура папок, которая определяет общий вид. Файловая система (в дальнейшем просто ФС) разработана так, чтобы каждый объект был привязан к папке, например, большинство приложений привязано к папке Application, а ваши личные файлы к Documents.
Путь (path) означает описание места объекта в ФС. Путь начинается с символа (/) наклонной косой черты, которая указывает, что данный путь начинается с верхнего уровня ФС, далее указывается вся иерархия папок, через которые необходимо пройти, чтобы добраться до указанного объекта.


Библиотечные папки (Library)

Являются конструктивной особенностью ФС, несмотря на идентичность папок с именем Library, каждая из них индивидуальна, а именно, определяет параметры предпочтительной настройки приложения, кэшированные объекты, скрипты.
В системе существуют две папки Library, это /Library и /System/Library. /Library, содержит в себе необходимые объекты для работы большинства приложений, созданные в основном сторонними компаниями. /System/Library содержит объекты, созданные Apple, и только она вправе изменять ее структуру. Вы, конечно, можете что-либо изменить в ней, но только если вы уверенны в своих действиях, иначе результат будет плачевным.

Каждая из библиотечных папок имеет строго выраженную структуру, описанную ниже, но разработчики программ могут вносить свои изменения.
Audio — осуществляет поддержку приложений для работы со звуком.
Automator – содержит стандартные операции для построение схем автоматизаций.
Caches – Кэш приложения, информация которая часто используется системой.
Calendars – папка для хранения информации календарей.
CFMSupport – содержит совместно используемые компоненты, необходимые как ОС так и приложению.
ColorPickers – содержит плагины селекторов цвета и цветовых палитр.
Keychains – содержит все принадлежащие пользователю цепочки ключей.
Documentation – приложения хранят файлы с документацией.
Logs – фалы журналов.
Preferences – параметры предпочтительной настройки приложений и компонентов.
И так далее. Перечислять их можно еще долго, я выделил наиболее часто используемые при работе с приложениями.

Папка Applications
Как можно догадаться из названия, она рекомендуется для установки в нее приложений. Благодаря этому любое установленное, когда либо приложение легко найти в системе.

В принципе в этой папке ни каких вопросов нет. Но есть один небольшой нюанс. Если вам захочется перенести приложениях их папки Application в другое место, но учите что при обновлении программы, тем более, если это продукт Apple, Software Update будет искать приложение по его месту установки, а не там, куда вы его перетащили, поэтому либо не чего не перетаскивайте, либо делайте полную переустановку приложения.

Домашние папки пользователей
Являются стандартными папками в верхнем уровне ФС в вновь установленной системе. В папке Users хранятся личные папки пользователей:
Desktop – элементы находящиеся на рабочем столе
Documents – хранилище для ваших документов
Downloads – многие интернет приложения написанные для Mac загружают файлы именно в эту папку
Movies – файлы видео и рабочая папка iMovie
Music – рабочая папка iTunes
Pictures – папка предназначенная для хранения графических файлов
Public – разместите в ней файлы, которые вы хотите разместить для общего доступа в сети