Особенности зарядки разных видов автомобильных аккумуляторов. Об аккумуляторах, батарейках: их отличия и особенности

31.01.2019

Автомобильные аккумуляторы отличаются по типам и характеристикам, что достаточно сильно усложняет процесс их выбора для автовладельцев. Ведь характеристики аккумуляторных батарей для автомобилей определяют не только работоспособность автомобиля, но и дополнительных электронных устройств – магнитолы, кондиционера, прикуривателя. В вопросе, какие виды аккумуляторов есть, мы и попробуем сегодня разобраться, приведя краткое описание каждого из них.

Особенности традиционных «сурьмянистых» автомобильных аккумуляторов

Традиционный тип аккумуляторной батареи содержит в своих свинцовых пластинах более 5% сурьмы. Для современных аккумуляторов это уже не характерно, так как процент сурьмы в них разительно снизили. Необходимо это было для того, чтобы предотвратить резкое усиление процесса электролиза, который из-за сурьмы активизируется уже по достижении показателя напряжения в 12 В. Еще одним недостатком таких аккумуляторов является необходимость заливать в них дистиллированную воду, так как из-за испарения воды верхние края электродов постоянно выходят наружу.

Взирая на все это, хотя бы раз в месяц приходится проверять такой аккумулятор и контролировать, на каком уровне находится вода и достигает ли плотность электролита необходимого показателя.

Для чего же тогда в свинец нужно было добавлять сурьму? Делали это исключительно для увеличения прочности пластин внутри аккумулятора. Благодаря прогрессу необходимость в использовании сурьмы сегодня отпала, поэтому встретить так называемые «традиционные» аккумуляторные батареи для авто уже практически невозможно. Использовать такие батареи рационально только на стационарных установках, где они будет проявлять себя как неприхотливые в обслуживании.

Достоинства и недостатки малосурьмянистых батарей

Этот вид аккумуляторных батарей содержит менее 5% сурьмы, благодаря чему отпала необходимость в постоянном контроле уровня электролита в аккумуляторе. К тому же, малосурьмянистые батареи не так интенсивно разряжаются во время простоя (хранения).

В сравнении с сурьмянистыми аккумуляторами, данный тип батарей практически не приходится обслуживать, хотя необходимость в пополнении запаса воды все же периодически возникает. Самым большим достоинством этих аккумуляторов принято считать их «неприхотливость» к электронному оборудованию автомобиля. То есть, даже если к электрической сети будут подключены некачественные приборы, из-за которых постоянно будет меняться напряжение, необратимых изменений с аккумулятором не произойдет (как известно, более современные аккумуляторы в таком случае могут безвозвратно терять свою емкость).



Важно! Характеристики малосурьмянистых аккумуляторных батарей для автомобиля позволяют их использовать только на старых авто, произведенных еще в СССР или в России. Подходят они для таких автомобилей и своей низкой стоимостью.

Чем отличаются кальциевые аккумуляторы?

В этом случае вместо сурьмы в решетки электролитов добавляется кальций, на что при покупке вам укажет специальная маркировка «Са/Са» (маркировка гласит, что в состав пластин обоих полюсов входит кальций). Добиться дополнительной энергоемкости кальциевых аккумуляторных батарей удалось еще и благодаря добавлению в состав их пластин небольших частичек серебра. Благодаря серебру также было снижено внутреннее сопротивление аккумулятора, и значительно вырос коэффициент полезного действия.

К достоинствам данного типа аккумуляторной батареи также следует отнести:

Отсутствие необходимости обслуживать такую батарею, поскольку в процессе ее эксплуатации вода из нее практически не испаряется. Благодаря этому кальциевые аккумуляторы стали необслуживаемыми.

По сравнению малосурьмянистыми аккумуляторами, кальциевые практически не подвергаются саморазрядке. Эта разница между двумя типами батарей составляет около 70%, что говорит о длительном сроке службы кальциевых батарей, а также о возможности их длительного хранения.

Кальциевым батареям не так страшен перезаряд, а электролиз в них благодаря наличию кальция начинается с 16 В.

Но вот если слишком интенсивной зарядки эти батареи не боятся, то если их несколько раз подряд посадить «в ноль», они сразу же потеряют половину своей емкости. Зачастую подобное приводит к необходимости полной замены аккумулятора. Еще один недостаток – чувствительность к перепадам напряжения, поэтому при установке кальциевого аккумулятора необходимо проверить исправность бортовой сети автомобиля.

Встретить такие аккумуляторы чаще всего удается на иномарках, которые относятся к среднему ценовому диапазону. Если же говорить о стоимости самой кальциевой батареи, то она в разы дороже вышеописанных, однако это компенсируется сроком ее службы (но, чтобы он был как можно более длительным, батареей необходимо правильно пользоваться и не допускать полной разрядки).

Общая характеристика гибридных аккумуляторов

Из названия понятно, что данный вид аккумуляторной батареи имеет набор разных пластин. При этом положительные изготавливаются с добавлением сурьмы (но меньше 5%), а отрицательные – с добавлением кальция. Поэтому и обозначаются такие аккумуляторы как «Са+». Благодаря такому подходу удалось добиться:

1. Снижения расхода воды по сравнению с малосурьмянистыми аккумуляторами.

2. Повышения устойчивости батареи к перепадам напряжения, а также к слишком интенсивной зарядке и разрядке.

Таким образом, гибридные аккумуляторы не превосходят по своим качествам вышеописанные, а находятся ровно посередине между ними, если оценивать их качество.

Гелевые и AGM аккумуляторы – в чем особенности?

Если вы интересовались вопросом, какие виды аккумуляторов есть, то наверняка сталкивались и с гелевыми батареями, и с батареями AGM. От всех остальных автомобильных аккумуляторов их отличает то, что электролит внутри них находится не в жидком, а в гелеобразном состоянии.

Необходимость в использовании гелеобразного электролита возникла по причине того, что жидкий электролит очень часто может вытекать из корпуса аккумулятора. Поскольку он является раствором воды и серной кислоты, такая жидкость повреждала не только корпус самой батареи, но и все другие системы автомобиля. К тому же, такой электролит со временем приводил к разрушению свинцовых пластин, что автоматически снижало мощность аккумулятора.

Добиться решения всех этих проблем получилось путем использования гелеобразного электролита. При этом в батареях AGM, помимо гелеобразного электролита, для предотвращения осыпания частичек электродов используется специальный пористый материал, изготовленный из абсорбирующего стекловолокна. Но в целом гелевые и AGM не имеют существенных различий между собой и отличаются следующими преимуществами:

Такие виды аккумуляторов совершенно не боятся наклонов, поэтому даже для эксплуатации их можно устанавливать в любом удобном положении, но все же переворачивать их вверх дном не стоит.

Устойчивы к воздействию вибраций, так как они не приводят к обсыпанию поверхности электродов.

Имеют низкую скорость саморазряда, поэтому если их хранить в заряженном состоянии, они даже через несколько месяцев будут оставаться пригодными для эксплуатации.

Не боятся переразряда, и когда батарея садится, автомобиль этого не чувствует, поскольку высота тока при этом не падает.



Но есть у них и недостатки – гелеобразные батареи очень боятся перезаряда, да и сам процесс зарядки обязательно необходимо проводить постепенно, при использовании низкого тока. Специально для этого выпускаются особые зарядные устройства, которыми мы и рекомендуем пользоваться.

Стоит также учитывать, что гелевые батареи очень плохо работают на морозе, хотя, если не допускать их к эксплуатации при низких температурах и правильно заряжать, они могут прослужить около 10 лет. Но и стоят они при этом недешево, поэтому встретить такой тип аккумуляторной батареи вам может посчастливится только на престижном авто.

Изучаем характеристики щелочных батарей для авто

В автомобильных аккумуляторах роль электролита может выполнять и щелочь. При этом можно встретить сразу два типа таких батарей:

1. Никель-кадмиевые. Положительные пластины электродов в таких аккумуляторах покрываются гидроксидом никеля, а отрицательные – кадмием и железом.

2. Никель-железные. Положительные электроды имеют тот же состав, что и в никель-кадмиевых батареях, а вот отрицательные изготавливаются из железа без использования каких-либо примесей.

Но, независимо от типа пластин, электролит в таких аккумуляторах применяется один – раствор едкого калия КОН. При этом, по сравнению с кислотными батареями, щелочные имеют следующие преимущества:

1. Не боятся переразрядов, и допускается даже хранение в полностью разряженном состоянии.

2. Не боятся избыточной зарядки.

3. Хорошо функционируют при отрицательных температурах.

4. Саморазряд еще ниже, чем в кислотных калиевых батарей.

5. Испарения щелочи не являются вредными для человеческого организма.

6. Такие батареи отличаются большой емкостью.

Что же касается недостатков, то щелочные батареи не способны выдавать одновременно большое количество тока. Это и объясняет большие размеры щелочных батарей, поскольку в них приходится вставлять больше «банок». К тому же и стоят такие батареи дороже, нежели кислотные.

Важно! Щелочные аккумуляторы чаще используются не для старта, а для тяговых функций, поэтому и применяются они преимущественно на грузовых авто.

Какими преимуществами отличается литий-ионный тип аккумуляторных батарей?

Литий-ионные батареи являются наиболее перспективными в современном автомобилестроении. При этом разработчики их постоянно совершенствуют, делая менее токсичными и более доступными в ценовом аспекте.

Преимуществами литий-ионного типа аккумуляторов являются следующие характеристики:

Максимально высокая емкость заряда батареи, которой не достигает ни один другой тип автомобильных аккумуляторов.

Высокое выдаваемое напряжение, позволяющее сделать аккумулятор максимально компактным.

Отсутствие интенсивного процесса саморазряда.

Но все же присутствует у них и целый ряд недостатков , по причине чего сегодня чаще используются свинцово-кислотные аккумуляторы для авто:

Когда температура падает до отрицательных отметок, сила тока, которую отдает аккумулятор, существенно снижается.

Литий-ионный аккумулятор может «пережить» только 500 процедур зарядки-разрядки.

Им характерен процесс «старения» – снижения емкости с возрастом. За 2 года уходит около 20% емкости.

Нельзя допускать глубокой разрядки литий-ионного аккумулятора.

Мощность такого аккумулятора не обеспечивает старт двигателя.

Тем не менее, согласно прогнозам, именно литий-ионные батареи в скором времени будут использоваться на автомобилях. Правда, инженерам придется хорошенько поработать, чтобы устранить все озвученные недостатки данного типа аккумуляторных батарей.

Следует заключить, что на сегодняшний день не существует идеального типа аккумуляторной батареи для авто, поскольку у каждого из существующих есть свои недостатки. По этой причине, при выборе аккумулятора каждый автовладелец должен ориентироваться на особенности своего автомобиля и личные предпочтения.

Подписывайтесь на наши ленты в

Постоянно развивающиеся технологии позволяют усовершенствовать даже те технические устройства, потенциал модернизации которых кажется исчерпанным. А подход к современной технике со старыми знаниями чреват её поломкой или ухудшением работы. Не является исключением и автомобильный аккумулятор. Внешне он изменился мало и многие потребители ошибочно полагают, что под привычной оболочкой скрывается всё та же начинка, что и полвека назад.

На сегодняшний день известны два типа аккумуляторных батарей: необслуживаемые и обслуживаемые. Второй тип был широко распространен еще совсем недавно, каких то 10 лет назад, сегодня в гражданском автомобилестроении их практические не осталось. Всё потому, что им требуется постоянное внимание: проверка уровня электролита, проверка плотности кислоты, доливка дистиллированной воды, дозарядка.

Появились более современные АКБ (необслуживаемые), которым кроме периодической (зависит от условий эксплуатации авто и вида АКБ) дозарядки ничего больше не надо.

Аккумуляторы, которыми мы пользуемся сегодня различаются по технологии исполнения. Встречаются аккумуляторы следующих видов:

  • Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы. Иначе говоря, сурьмянистые;
  • Малосурьмянистые;
  • Кальциевые;
  • Гибридные;
  • Гелевые;
  • Аккумуляторы с использованием AGM-технологии;
  • Щелочные;

Каждый тип аккумулятора имеет свои особенности, свои преимущества и недостатки, требования к эксплуатации. Технологии обслуживания также различаются.

Сурьмянистые аккумуляторы

Эти устаревшие модели в наше время встречаются крайне редко. Сурьма добавляется в состав свинцовых пластин батареи для повышения их прочности. Но её высокое содержание приводит к быстрому выкипанию электролита в процессе зарядки. В устройстве, выполненном по такой технологии нельзя даже сократить интервалы обслуживания. Приходится регулярно, не реже, чем раз в два месяца, проверять уровень электролита в банках аккумулятора и при необходимости доливать дистиллированную воду. Каждый автомобилист, у которого была ВАЗовская классика знает, что это за «батарейки». В отличии от конкурентов обладает слабым пусковым током.

Малосурьмянистые аккумуляторы

Расположив свинцовые пластины в специальных защитных кассетах, инженеры нашли возможность снизить содержание сурьмы в аккумуляторных пластинах. И хотя, такой аккумулятор можно назвать необслуживаемым достаточно условно, выкипание электролита снизилось до минимума. Проверять его уровень необходимо лишь изредка. Низкая стоимость подобных аккумуляторов и их стойкость к капризам бортовой сети автомобиля делает такие аккумуляторы весьма популярными на нашем рынке.

Кальциевые аккумуляторы

Маркировка Ca/Ca на этикетке означает, что перед вами кальциевый аккумулятор. В свинцовые пластины которого для укрепления добавлен кальций. Такое техническое решение позволило минимизировать выкипание электролита и создать батареи, не требующие его долива в течение всего срока службы. Снизились и потери тока в результате саморазрядки аккумулятора (лучшие показатели среди всех). Устойчив к низким температурам, не требует особого внимания. Поэтому имеет право называться необслуживаемым. В России кальциевые АКБ самые популярные на сегодняшний день.

Но в противовес этим явным плюсам появились и минусы: они не терпят сильного разряда и недостатка напряжения в бортовой сети. Стоит один раз сильно разрядить такой аккумулятор в процессе эксплуатации (больше чем на 50%), и зарядить его вновь до положенного уровня вряд ли удастся.

Перепады напряжения, возникающие в бортовой сети, также наносят кальциевому аккумулятору определенный ущерб.

Такие аккумуляторы имеют маркировку Ca+ или Hybrid и являются компромиссом между кальциевыми и малосурьмянистыми батареями. В их положительные пластины добавлена сурьма, а в отрицательные, соответственно, кальций. Обладают всеми плюсами кальциевой АКБ, и более устойчивы к глубокому разряду, как свинцово-кислотные.

Благодаря конструкции и используемым технологиям, испарение воды из электролита в 12 раз меньше, чем требуется по европейскому стандарту для необслуживаемых батарей. В результате гибриды выдают очень высокие показатели по току холодного пуска и емкостям – одно из наиболее ценных качеств дорогих AGM моделей.

Гелевые аккумуляторы и аккумуляторы по AGM-технологии

Преобразование электролита из жидкого в гелеобразное состояние ощутимо повышает устойчивость аккумулятора к ударам и вибрации. Снижается риск возникновения протечки в результате опрокидывания или повреждения батареи. AGM-технология подразумевает, что пространство между аккумуляторными пластинами разделено пористым материалом. Этот материал пропитывается кислотным гелем. Такое решение дополнительно повышает устойчивость аккумулятора к механическим воздействиям. Но для наших условий эксплуатации такие аккумуляторы слабо подходят. Их характеристики снижаются при низких температурах.

На автомобилях с двигателем внутреннего сгорания существует два вида источника тока:

1. Аккумуляторная батарея;

2. Генератор.

Когда электрооборудование автомобиля исправно, то эти два источника энергии работают попеременно. То есть, сначала включается в работу АКБ, с которого подается питание на стартер и происходит запуск двигателя. После того, как мотор заработал, начинает работать генератор, аккумулятор в это время не работает. Производством электрики в машине занимается полностью генератор. Кстати, как проверить генератор авто можно прочитать .

Типы АКБ

Аккумуляторные батареи делятся на два типа:

1. Стартерные (предназначены для запуска движка);

2. Тяговые (в основном используются стационарно).

Принципы работы этих типов АКБ примерно одинаковы, но отличается техническими параметрами устройства самой батареи.

Стартерные аккумуляторы

Если мы рассмотрим группу стартерных аккумуляторов, то они бывают 3 типов:

1. Малосурьмянистые;

2. Гибридные;

3. Кальциевые.

Все эти виды – это разные технологии изготовления пластин, которые используются в батареях.

Малосурьмянистые АКБ

Малосурьмяные источники питания для автомобиля считаются бюджетным вариантом, технология изготовления которых не изменялась на протяжении многих лет. Это те первые аккумуляторы, которые мы еще помним с СССР. То есть, обычная малосурьмянистая намазка используется в пластинах, самая стандартная батарея. К плюсам данного типа АКБ можно отнести то, что она достаточно вынослива. Она не боится таких глубоких разрядов как например, кальциевая технология.

Гибридные аккумуляторы

Отличия данной технологии изготовления батарей состоит в том, что положительная пластина имеет малосурьмяный сплав состава намазки, а отрицательная пластина легирована кальцием. Какие преимущества этой батареи? Преимущества в том, что за счет добавки кальция в минусовой электрод увеличивается пусковой ток (холодный ток пуска двигателя). Также такие аккумуляторы менее подвержены саморазряду. То есть, если аккумулятор не используется длительное время, простаивает, то грубо говоря, он разрядится за более длительное время, нежели обычная малосурьмянистая батарея.

Кальциевый аккумулятор

Преимуществом кальциевых аккумуляторов является то, что за счет добавления кальция в положительную и отрицательную пластину у них еще более увеличен пусковой ток, больше чем у гибридных АКБ. И также еще меньший саморазряд. Они могут полностью сохранять свои свойства около 12 месяцев, без подзарядки. При условии, что они были изначально полностью заряжены. Но есть у них и отрицательный момент. Кальциевые аккумуляторы очень не любят сильный разряд. Допущение глубокого разряда иногда пагубно сказывается на работе такого источника питания автомобиля.

К примеру допустим, есть какой то потребитель тока, который этот аккумулятор разрядил, при чем очень хорошо, а может быть и полностью. Это может быть не выключенное освещение авто или что угодно. Дополнительное электрооборудование рассматривалось в . И если в срочном порядке в течении 3-5 дней не поставить АКБ на зарядку, то в них начинает происходить такой процесс, который называется сульфатация пластин. Давайте остановимся на этом по подробнее.

Сульфатация пластин

Сульфатация – это образование кристаллов на пластинах баратеи, которые блокируют проводимость электрического тока. Следовательно, если рабочая поверхность всех электродов была, допустим ёмкостью 60 А/ч, за счет того что сульфатные отложения образовались на пластине, через эти участки ток уже не проходит и АКБ теряет свою ёмкость. И с 60 А/ч может превратится, к примеру в 45 А/ч, то есть, теряются её характеристики: ёмкость, пусковые токи. Аккумулятор может стать непригодным для дальнейшей эксплуатации на автомобиле.


Сульфатация грозит не только кальциевым, но и всем остальным типам аккумуляторных батарей. Но этот неприятный процесс происходит только тогда, когда батарея разряжена. Так что, следите на напряжением на своём АКБ и заряжайте, если оно падает ниже отметки 12,5 В. И тогда Ваш любимый источник электричества проживет намного дольше!

Зависит легкость пуска двигателя. О том, какие бывают типы автомобильных аккумуляторов и как купить аккумулятор для авто, пойдет речь в данной статье.

Аккумулятор является одним из важнейших элементов автомобиля. Аккумуляторная батарея предназначена для накопления электрической энергии и последующей ее отдачей в качестве единственного источника питания бортовой сети.

Первое, с чем следует разобраться – это типы и виды аккумуляторных батарей.

Автомобильные аккумуляторы бывают трех видов: обслуживаемые, частичного обслуживания и необслуживаемые.

Первый вид в настоящее время встречается очень редко. Корпус батарей выполнен из эбонита, снаружи герметизируется, например, мастикой. В таких аккумуляторах существует возможность замены любого элемента.

Аккумуляторы частичного обслуживания являются наиболее распространенными. Суть обслуживания таких батарей сводится лишь к поддержанию необходимого уровня электролита и контроля его плотности.


Частично обслуживаемый аккумулятор, на нем присутствуют пробки

Необслуживаемый аккумулятор не требует какого-либо вмешательства человека на всем протяжении срока службы. В них применяется особая конструкция пластин и системы конденсирования. Такие батареи признаются самыми качественными на сегодняшний день, поэтому цены на них весьма высоки.

Кроме этого, аккумуляторы различаются по технологиям, используемым в их производстве:

  • Традиционные батареи – свинцово-кислотные. В них электролит представляет собой смесь аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Среди достоинств такого типа аккумуляторов стоит выделить их невысокую стоимость, полное отсутствие «эффекта памяти», а также низкий саморазряд.
  • Более современная – AGM-технология. Потери активного вещества на пластинах при таком типе производства сведены к минимуму, поэтому обеспечиваются высокие мощностные характеристики и более продолжительный ресурс. При выборе аккумулятора для авто стоит учитывать, что AGM-батареи рекомендованы к применению на автомобилях, оснащенных системами рекуперации энергии при торможении и многочисленными потребителями электричества.
  • В гелевых АКБ электролит загущается до определенной консистенции при помощи силикагеля. Такие аккумуляторы, равно как и AGM-батареи, способны обеспечивать большую силу тока в сети независимо от степени разряда. Как правило, гелевые аккумуляторы – необслуживаемые.


Наиболее современный тип — гелевый аккумулятор

При выборе АКБ также стоит учитывать размеры автомобильных аккумуляторов.

Габариты длина/ ширина/высота, мм

Стандарт

Емкость, Ач

Маркировка

Все батареи, исходя из их габаритов, можно разделить на три основных стандарта:

Данный параметр оказывает существенное влияние на выбор аккумулятора для авто, ведь установить АКБ, произведенный для «японца» в вам вряд ли удастся. Ниже приведена таблица основных параметров и размеры наиболее распространенных автомобильных аккумуляторов.

Расположение клемм на корпусе батареи также играет не последнюю роль .
Оно может быть прямым или обратным. Для большинства автомобилей характерна прямая полярность, при которой положительная клемма находится слева, а отрицательная – справа. Аккумулятор при этом находится в положении «клеммы ближе к нам».


Если не учесть расположение клемм, то может не хватить длины провода до клеммы аккумулятора

Размер клемм у аккумуляторов стандартов Европы и Азии также разный. У европейского АКБ положительная клемма имеет 19,5 мм в диаметре, отрицательная – 17,9 мм. Для Азии эти значения составляют 12,7 мм и 11,1 мм соответственно.

Емкость и пусковой ток.

Это две наиболее важные характеристики автомобильных аккумуляторов
Емкость аккумулятора определяет количество энергии, отдаваемой им за единицу времени. Автомобильный АКБ , если напряжение на клеммах составляет примерно 11 В. Число, указанное в маркировке аккумулятора указывает его емкость при +25°С и токе двадцатичасового режима разряда.

Приведем простой пример. При номинальной емкости аккумулятора 55 Ач ток двадцатичасового режима разряда составляет 55/20=2,75 А. То есть при этом значении силы тока аккумулятор отдаст 100% своей емкости в течение 20 часов.

Но какой аккумулятор выбрать, чтобы он соответствовал требуемой емкости? Можно особо не задумываться и брать тот, который рекомендован заводом-изготовителем. Ставить батареи с меньшей емкостью крайне не рекомендуется. Ее может не хватить для запуска двигателя морозным зимним утром, а также будет нарушена нормальная эксплуатация всех электроприборов автомобиля.


Емкость аккумулятора должна соответствовать типу автомобиля

Можно выбрать емкость больше, но не особо увлекаясь. Здесь главное следить за тем, чтобы аккумулятор вошел в предназначенное для него место под капотом автомобиля. В среде автомобилистов бытует мнение о недопустимости установки аккумулятора большей емкости, нежели рекомендуемая, аргументируя это тем, что батарея будет постоянно недозаряжена. Однако это не так. Энергия, потраченная на запуск двигателя, не зависит от емкости АКБ, а соответственно будет с легкостью восполнена генератором за то же время. Также опасения вызваны возможностью быстрого сгорания стартера, что не является правдой. Ток, потребляемый стартером, зависит только от характеристик самого стартера и условий пуска двигателя. Как видите, емкость здесь не играет роли. Для районов с холодным климатом установка АКБ повышенной емкости даже рекомендуется, поскольку на более емких батареях уменьшается просадка напряжения при длительном пуске двигателя, повышается надежность и срок службы аккумулятора.

Что такое пусковой ток?

Это максимальная величина тока, который способен отдавать аккумулятор для запуска двигателя в течение 3-30 секунд при температуре −18°C. Пусковой ток – это относительная величина. С возрастом АКБ теряется ее емкость, а значит и значение пускового тока становится меньше. Задумываясь над тем, какой аккумулятор лучше выбрать, старайтесь отдавать предпочтение батареям с хорошим запасом пускового тока. Например, если для прокрутки стартера требуется 250 А, то выбирайте аккумулятор с пусковым током не менее 350 А.
Стоит заметить, что для автомобилей с дизельным двигателем емкость аккумуляторной батареи, а также ее пусковой ток должны быть на порядок выше, чем у бензиновых собратьев.

Видео — Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля

Покупка аккумулятора – дело ответственное.

В настоящее время существует множество разновидностей и типов аккумуляторных батарей, в них легко запутаться. Проще всего купить аккумулятор для авто с теми же характеристиками, что и отработавший. В Интернете достаточно много сайтов, которые предлагают выбор аккумулятора по марке автомобиля. То есть вы выбираете марку, модель и модификацию своего автомобиля, а вам выдается рекомендуемый тип батареи с требуемыми характеристиками.
Многие автомобилисты руководствуются мыслью, что лучше всего дорогой импортный аккумулятор. Но зачастую такие батареи произведены для Европы, где климат мягче. Дело в том, что в составе сплава клемм используются разные металлы и добавки, в результате чего такие АКБ теряют свою емкость и раньше выходят из строя в суровом климате российских регионов.

Не последнюю роль в выборе автомобильного аккумулятора играет производитель и цена. На нашем рынке наиболее популярны аккумуляторы Bosch, Varta, Volt, Зверь. Аккумуляторы Varta и Bosch – по сути один немецкий бренд, производятся на одном заводе, только на разных линиях. Стоимостью они почти не отличаются. В среднем АКБ для легкового автомобиля обходится в 75-100 $.

Большинство автомобилистов понимают, что со временем аккумулятор нуждается в особом уходе и внимании, а в большинстве случаев – в своевременной замене. И тогда владелец транспортного средства задается вполне резонными вопросами – для автомобиля и какому типу АКБ отдать предпочтение? Сегодня мы попытаемся предоставить полную информацию о том, как подготовиться к покупке, на какие критерии стоит обращать внимание, а также какие эксплуатационные характеристики имеют значение при выборе аккумулятора.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных параметров выбора аккумулятора для автомобиля , давайте познакомимся с наиболее распространенными типами автомобильных аккумуляторов (АКБ).

Типы аккумуляторов для автомобиля

Автомобильные аккумуляторы разделены на три категории: обслуживаемые (заряженные), необслуживаемые, малообслуживаемые.

Обслуживаемые (заряженные) аккумуляторы

Отличительной особенностью таких батарей является то, что добавление электролитного вещества и полная зарядка АКБ происходит в процессе производства. Поэтому такой аккумулятор после изготовления уже готов к эксплуатации. Следует отметить, что в настоящее время в продаже представлено небольшое количество обслуживаемых аккумуляторов, при этом 10 лет назад они являлись одним из наиболее популярных типов автомобильных батарей. Заряженные АКБ время от времени нуждаются в техническом обслуживании – доливе дистиллированной воды в емкостный бак. При коротком замыкании в аккумуляторе достаточно произвести замену пластинного блока, а также 1 или нескольких аккумуляторных банок. Если аккумулятор длительное время не эксплуатируется, срок его годности может составить не более 12 месяцев.

Необслуживаемые аккумуляторы


Принцип работы такого вида аккумулятора в чем-то схож с заряженными АКБ, однако имеются некоторые отличия. Во-первых, благодаря герметичному корпусу, водный конденсат не испаряется наружу, а циркулирует внутри бака. С такой аккумуляторной батареей практически ничего нельзя сделать: на её корпусе нет заливных отверстий и пробок, а это значит, что вам нет необходимости постоянно контролировать долив воды в бак батареи. Такой вид АКБ предназначен для крайне мягких условий эксплуатации.

Малообслуживаемые (сухозаряженные) аккумуляторы


Такой тип батареи занимает большую часть рынка автомобильных аккумуляторов. Их ассортимент широк, да и стоимость их варьируется в зависимости от производителя. Конкретных и жестких ограничений работы и обслуживания такие АКБ не имеют. Такой вид АКБ имеют схожие черты с двумя предыдущими вариантами батарей. Малообслуживаемые аккумуляторы оснащены баком специальной конструкции, имеющего небольшие крышки для контроля уровня электролита. По мере высыхания батареи требуется осуществлять периодический долив необходимого количества жидкости. Батареи такого типа являются достаточно устойчивыми к быстрым разрядам, а также хорошо переносят повышенное напряжение во время зарядки.

По типу материала, используемого для изготовления пластин, АКБ могут быть: кальциевыми и сурьмянистыми.

Кальциевые аккумуляторы

В качестве основного материала в таком типе батареи используют кальций. Кальциевые аккумуляторы имеют небольшие габариты и вес, а также низкий уровень самостоятельной зарядки. Кальциевые аккумуляторы могут быть представлены не обслуживаемыми или малообслуживаемыми. К недостаткам таких батарей относят их высокую стоимость и восприимчивость к глубоким зарядам.

Сурьмянистые аккумуляторы

Для такого типа аккумуляторов в качестве основного материала для изготовления пластин используется свинец в состав которого входит токсичный элемент – сурьма. Такие батареи абсолютно не поддаются утилизации по окончании срока годности (в силу своей токсичности и высокому содержанию газов). Еще одним наиболее распространенным недостатком таких аккумуляторов является быстрый износ и выкипание. Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, такие аккумуляторы все же имеют некоторые достоинства – низкую стоимость и устойчивость к глубоким зарядам.

Не будет лишним осмотреть и пакетированные пластины. Все пластины АКБ находятся в отдельных конвертах-сепараторах, которые препятствуют возникновению между ними короткого замыкания, когда осыпается активная масса. Пластины можно посмотреть, сняв заливную пробку.

Технические параметры


Прежде чем выбрать аккумулятор для авто стоит ознакомиться с основными техническими параметрами изделия: емкость, пусковой ток, расположение клемм, габариты, срок годности и гарантия.

Емкость АКБ является достаточно важным параметром выбора, поскольку определяет общие энергозатраты батареи за временной промежуток. Единицами измерения емкости аккумулятора являются Ампер/час. Например, при подаче пускового тока в 35 А, продолжительность работы батареи емкостью 35А/час составит 60 минут. Как правило, емкость указывается на баке аккумулятора при температуре электролита не более +25 градусов. Стандартные автомобильные аккумуляторы малых объемов для бензинового двигателя имеют емкость 35-55 А/ч, аккумуляторы больших объемов для бензиновых и дизельных двигателей имеют емкость в 80-120 А/ч, в некоторых случаях – 140-20 А/ч.



Предпочтительней купить АКБ с характеристиками, рекомендованными в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если выбрать АКБ с меньшей мощностью, то он выйдет из строя гораздо быстрее. И с пуском в морозы такой аккумулятор будет справляться значительно хуже. При выборе автомобильного аккумулятора большей ёмкости срок его службы всё равно будет меньше из-за постоянной недостаточности зарядки.

При длительной эксплуатации аккумулятора необходимо тщательно следить за уровнем его зарядки. Если АКБ разрядилась на 50%, ее следует снять и оставить на полную подзарядку.

Во время зарядки аккумуляторной батареи вода распадается на кислород и водород. Для недопущения взрыва аккумулятора, для выхода паров в пробках сбоку или сверху проделывают небольшие технологические отверстия. В наиболее простых и дешёвых моделях это просто маленькая дырочка, со временем забиваемая грязью. А в более дорогих моделях, пробки представляют собой клапаны, препятствующие выплеску электролита и имеющим полости для конденсации газов.

При выборе аккумулятора для автомобиля важной технической характеристикой является пусковой ток, предназначенный для проворачивания холодного мотора. Если выбрать АКБ со значением пускового тока выше рекомендованного изготовителем автомобиля, то возникнет угроза спалить стартер. Единицами измерения пускового тока, как и емкости, являются Амперы. Пусковой ток зависит от параметра емкости и отличительных особенностей конструкций аккумуляторов и регламентируется отечественными и европейскими стандартами – ГОСТ, SAE, IEC, EN. Чем выше показатель пускового тока, тем будет выше скорость работы стартера.


Наибольшая нагрузка на аккумулятор идёт при холодном запуске в морозных условиях. Используя простые рекомендации, можно достаточно легко продлить жизнь аккумулятору. Во-первых, перед зимним сезоном следует заменить более жидкой консистенции. Во-вторых, замена требуется и свечам зажигания. Предпочтительней выбрать свечи, имеющие зимнее калильное число. В сильный мороз, прежде чем запустить стартер, необходимо как следует «разогреть» батарею, включив дальний свет несколько раз по 3 секунды. После чего необходимо включить стартер на некоторое время, для того чтобы поршни в цилиндрах разогнали загустевшее масло. Далее можно запускать мотор. Если с первого раза запуск не удался, то следует подождать около 3 минут и повторить операцию. Наиболее эффективным режимом запуска принято считать серию попыток по 10-15 секунд, с паузами в 3 минуты.

Расположение клемм


Следующий не менее важный параметр – полярность или расположение отрицательного и положительного вывода клемм. Расположение клемм может быть разное и отличаться в зависимости от типа аккумулятора и производителя. Положительная клемма может иметь как лево, так и правостороннее положение. Правостороннее расположение положительной клеммы используется на аккумуляторах, предназначенных для автомобилей европейских производителей, левостороннее расположение клеммы – для батареи отечественных автомобилей. Поэтому обязательно обратите внимание на этот показатель при покупке АКБ.

Габариты корпуса

При выборе аккумулятора для автомобиля важно измерить точные габариты корпуса, а по возможности выбрать аналогию старой батареи. Габариты корпуса могут отличаться в зависимости от страны-производителя. Для европейских и отечественных автомобилей подойдут АКБ, соответствующие европейским стандартам, для автомобилей азиатского производства стоит приобретать аккумулятор, выполненный в соответствии с азиатскими стандартами.

Срок годности

Информация о дате выпуска и сроке годности содержится на корпусе аккумулятора. Специалисты советуют приобретать автомобильный аккумулятор, который был произведен не позже 2-3 месяцев от момента поступления в продажу. Ведь так вы гарантированно сможете приобрести качественный товар, соответствующий заявленным производителем характеристикам. Кроме того, советуем приобретать АКБ только проверенных производителей.

Гарантия

Приобретая сертифицированный товар, вы получаете официальную гарантию производителя на бесплатное обслуживание АКБ в случае поломки или обнаружения заводского брака. Поэтому, для того чтобы избежать подделок, лучше осуществлять покупку автомобильного аккумулятора исключительно в специализированных точках продаж. Обязательно стоит поинтересоваться у продавца предоставлением гарантийных обязательств. Если таких гарантий нет, в таком случае лучше выбрать другого более надежного продавца. При покупке АКБ проверьте наличие голографических знаков, кодов страны-производителя и значков качества, попросите при вас проверить исправную работу аккумулятора, напряжение и пусковой ток.


Выбрать аккумулятор для автомобиля
– сложно и трудоемко, но мы надеемся, что смогли помочь вам разобраться в этом вопросе. Приятной и удачной покупки!