Процедуры автокалибровки в цветных лазерных принтерах Hewlett Packard семейства CLJ. Нужно ли калибровать цветные принтеры

26.01.2019


Благодарим компанию Epson за предоставление сканера Epson Perfection 4990 Photo для проведения тестов к этой статье.

Чтобы использовать возможности вашего фотопринтера по-максимуму, вовсе не нужна дорогая аппаратура. Подробная пошаговая инструкция для тех, кто хочет откалибровать свой принтер в домашних условиях.

Все теоретические знания о цвете и цветопередаче нам нужны, разумеется, только для того, чтобы научиться воспроизводить цвета с максимально возможным качеством. У фотографа – как любителя, так и профессионала – сегодня есть два пути получения качественных цветных отпечатков. Это печать в фотолаборатории – и тогда всю заботу о цвете и его воспроизведении берёт на себя (или не берёт, в соответствии с обыкновенным нашим разгильдяйством) оператор, или же печатать самостоятельно, как правило, на цветном струйном принтере.

И хотя вендоры всячески стараются сделать свои принтеры максимально простыми в работе и постоянно улучшают качество печати, подводных камней в этом деле всё ещё немало.

Не будем забывать, что чернила – это либо раствор красителей, либо коллоид, взвесь микрочастиц краски, как правило, в воде. А бумага – это некая поверхность с опредёленной пористостью, шероховатостью, своим собственным «белым» цветом (надеюсь, тут вопросов не возникнет?), толщиной, отражающей способностью…

Вспоминается старая добрая история:

Жил-был принц. И мечтал он повстречать настоящую принцессу.

И жила-была принцесса. И ждала она, что найдёт её самый настоящий принц, нежно её коснется, поцелует…

И вот однажды две эти жабы встретились.

Сказка умалчивает, что там вышло у двух земноводных. Но вот при «встрече» чернил и бумаги – а особенно от разных вендоров – зачастую ничего хорошего, при стандартных настройках печати, не выходит: физические и химические процессы впитывания и полимеризации чернил зачастую малопредсказуемы.

Для того, чтобы компенсировать различия в цветопередаче, существуют так называемые цветовые профили. Это, по-существу, таблицы коррекции цветового воспроизведения. В них указывается, на сколько в ту или иную сторону необходимо сдвинуть цветовые координаты для того, чтобы данное устройство на этом конкретном типе бумаги, используя именно данные чернила, печатало с тем качеством, которое нас устроит.

Так что, по-хорошему, процесс калибровки должен выполняться для каждой новой партии бумаги и чернил, которые вы будете использовать. Полиграфисты об этом прекрасно знают. Для того, чтобы запустить в тираж, к примеру, художественный альбом, раньше (да и теперь, откровенно говоря, несмотря на все системы управления цветом) основная часть времени тратилась не на печать тиража, а на подбор удовлетворительного сочетания красок с имеющейся партией бумаги.

Можно поступить проще. «Зарезать» цветовое пространство, искусственно его сузить. Когда мы выбираем пространство sRGB, мы именно так и делаем.

Зарезанное цветовое пространство воспринимается лучше, чем несбалансированное.

Глаз как будто «выставляет» самую яркую и самую тёмную точку изображения, а затем рассматривает всё то, что находится между ними. И если относительный перепад яркостей и цветов близок к оному же реального объекта, то глаз будет воспринимать картинку как реалистичную. И «останется доволен» изображением.

А вот если положить рядом два отпечатка, один из которых выполнен с использованием «зарезанного» цветового пространства, а другой – расширенного и сбалансированного, вот тогда и только тогда глаз (если, конечно, это не тренированный глаз фотографа или полиграфиста) опознает лучший отпечаток.

Надо сказать, что бытовая фотография часто грешит малой контрастностью отпечатков, «выцветшими» цветами. Потребители продукции мини-лабов к этому давно привыкли. Но данная-то статья не для них написана. Простой потребитель не будет распечатывать фотографии на фотопринтере, тем более пытаясь вытянуть всё возможное из его настроек. А вот мы – постараемся.

Для настройки – калибровки печатающих устройств – созданы денситометры и калибраторы. Принцип их работы в общем-то одинаков. Они считывают информацию о цвете в контрольных точках тестового изображения. Затем эту информацию можно использовать для построения цветового профиля.

Рано или поздно светлая мысль должна была прийти в голову и производителям софта. Ведь планшетный сканер на настоящий момент является весьма продвинутым инструментом для считывания цветовой информации. Оптический диапазон 4 D, заявляемый, к примеру, Epso"oм, заведомо перекрывает динамический диапазон любого изображения, отпечатанного на белой непрозрачной бумаге, посему было бы вполне логично применить сканеры и для колориметрии.

Соответствующий софт написан. Вообще-то таких программ существует несколько, но «под рукой» у меня оказалась программа ProfilerPro.

ProfilerPro – это не самостоятельная программа, а плагин для Adobe Photoshop. Лично меня это только радует – люблю, когда графические выдумки разных производителей вызываются из старого доброго фотошопа. Так вот, с помощью ProfilerPro можно построить цветовые профили для принтеров. Разумеется, для самой разнообразной бумаги и чернил.

Работает плагин не только со сканерами – с калибраторами он тоже вполне совместим. Создатели программы предусмотрели несколько режимов работы программы. Построение профиля может выполняться по результатам измерений денситометра либо путём анализа отсканированного тестового изображения.

Но, впрочем, давайте по порядку.

Практическая задача, которую я себе поставил при написании данной статьи, – это построение цветовых профилей для моего принтера. У меня установлен Epson1290, оснащённый капсульной системой непрерывной подачи чернил от resetters.com. Благодаря тому, что СНПЧ у меня капсульная, я могу легко менять чернила. Пользуюсь я обычно чернилами OCP или WWM. А печатаю, как правило, на бумаге Ломонд.

Здесь я подробно опишу, как строить цветовой профиль для рабочего пространства RGB.

Устанавливаем плагин.

В настройках фотошопа выставляем рабочее цветовое пространство Adobe RGB.

После установки плагина у нас в меню появляются два новых пункта – DoctorPro и ProfilerPro.

Там, разумеется, тоже выставляем режим «без цветокоррекции»

И вот в результате сканирования имеем такой результат. Видно, что таблица напечатана с искажениями. Переходы цветов неравномерны, более тёмные участки таблицы отпечатались светлее, чем соседние светлые. Сохраняем результат в *.tif.

Строим профиль. Для этого открываем ProfilerPro и выбираем пункт D – Построение профиля из отсканированной таблицы.

Первое, что мы делаем – это проверяем профиль на профпригодность.

Для этого вновь печатаем калибровочную таблицу, но уже выставив наш профиль.

В результате печати у нас получается вот такая таблица, которая уже гораздо ближе к оригиналу. Меня цветопередача с таким профилем устраивает полностью.

Я построил профили как для чернил ОСР, так и для чернил WWM. Если раньше я мог чётко сказать, какими чернилами напечатано то или иное изображение, то теперь результаты печати практически одинаковы. Теперь даже забавно вспоминать, что я иногда менял чернила с целью получить лучший результат. К примеру, голубые тона лучше получались с чернилами WWM, а зелёные – с ОСР. Сейчас необходимость в этом отпала.

Возникает резонный вопрос – а нужно ли предварительно калибровать сканер для того, чтобы потом его использовать как измерительный инструмент?

При экспериментах с калибровкой я использовал два разных сканера. Это и Epson Perfection 1650 . Результаты, полученные на этих сканерах, практически одинаковы. Оба сканера использовались в режиме «без цветокоррекции» без каких-либо цветовых профилей.

Однозначно ответить: «нет, сканер калибровать не нужно» я не могу. Может быть, ваш сканер потребует предварительной калибровки. Вероятно, этому будет посвящена следующая статья. А сейчас могу лишь повториться – используя два различных сканера, я получил замечательные, полностью удовлетворившие меня профили.

. Компания Инк-Маркет

Стоимость построения и точность индивидуального профиля для принтера, зависит от типа выбранной мишени. Разные мишени содержат разное количество полей (измеряемых цветовых секторов). Чем больше полей, тем более точный профиль получится в итоге. Если для печати Вы используете хотя бы один не оригинальный компонент (бумагу или чернила), то мы рекомендуем «Расширенную» мишень 2040 полей .

Вы можете выбрать калибровку по следующим мишеням:

1. «Стандартная» 1336 полей — 3000 руб.
Для бумаги формата 10*15 см — 8 листов.
Для бумаги формата A4 (21*29,7 см) — 2 листа.

2. «Расширенная» 2040 полей — 3500 руб. (усилена проработка теней, серых и телесных оттенков).
Для бумаги формата 10*15 см — 13 листов.
Для бумаги формата A4 (21*29,7 см) — 3 листа.

В цены входит приезд специалиста в пределах МКАД. За МКАД: +20 руб/км.

Стоимость построения профиля для дополнительного типа бумаги:
1336 полей - 2000 руб.; 2040 полей - 2500 руб.

В зависимости от объема работ - действуют скидки. Звоните!


Калибровка цветного лазерного (светодиодного) принтера: построить профиль можно в том числе и для цветного лазерного принтера, но с некоторыми особенностями для этих устройств:
- необходимо чтобы принтер печатал равномерно по всему листу;
- возможно незначительное «уползание» цветов в процессе эксплуатации или после замены картриджей.
Стоимость калибровки принтера А3 и выше формата или с PostScript драйвером - 4000 руб. с приездом специалиста.
Стоимость калибровки принтера для промышленной (коммерческой) печати — от 4500 руб .


Калибровка 3D принтера: также построить цветовой профиль можно и для цветного 3D принтера. Для этого необходимо распечатать плоскую (высотой пару миллиметров) пластину формата А4 с цветовыми полями.
Стоимость калибровки - 4500 руб. с приездом специалиста.


Калибровка керамического (декольного) принтера: для калибровки необходимо закрепить изображение мишени на ровный носитель (например плитку).
Стоимость калибровки - 4500 руб. с приездом специалиста.

Т.к. после распечатки мишеней на струйном принтере краска на бумаге должна просохнуть, услугу желательно заказывать заблаговременно. Предварительный заказ позволяет удаленно распечатать мишени которые будут сохнуть пока к Вам едет специалист. Мы сами распечатаем мишени с Вашего компьютера подключившись к нему удаленно с помощью специальной программы. Вам нужно только запустить приложение и сказать нам ID и временный пароль.

Либо, Вы можете распечатать мишени самостоятельно пользуясь . Пожалуйста, будьте предельно внимательны!
Перед приездом специалиста (перед распечаткой мишени) необходимо сделать некоторые обязательные действия (смотрите ниже).

Профиль строится под конкретное печатное устройство для определенного типа бумаги и чернил. Другими словами, профиль для глянцевой Lomond может не подойти, например, для матовой бумаги того же производителя. С краской ситуация аналогична. Желательно запастись достаточным количеством однотипных чернил (марка, серия, дата производства) чтобы не пришлось строить профиль заново в случае если Ваши чернила закончатся в магазине.

Перед приездом специалиста (перед распечаткой мишени) необходимо выполнить следующее:
1. Прочистить сопла (дюзы) струйного принтера так чтобы все они печатали идеально. Принтер не должен «полосить» (делать светлые полоски от не печатающих сопел).
2. Откалибровать печатающую головку принтера.
3. Освободить один USB-порт на задней панели системного блока.
4. Убедиться, что учетная запись имеет права Администратора, т.е. возможна беспрепятственная установка новой программы.
Все остальное сделает наш специалист!

Для чего нужно калибровать принтер?

Как и любое устройство работающее с цветом, принтер выдает действительно правильные цвета только после процедуры калибровки. После построения индивидуального профиля для Вашего печатающего устройства, Вы сможете получать распечатки изображений очень близкие к тому как они видны на калиброванном мониторе. Ваш принтер заработает по новому и в полной мере его возможностей и цветового охвата. Вы полюбите печатать на Вашем принтере т.к. теперь нужный результат получить очень просто. Никаких сюрпризов!

Под каким источником освещения нужно оценивать распечатку?
Самый идеальный вариант — это специальное освещение стандарта D50 (5002 K) или D65 (6504 К) — имитация дневного, полуденного света. Оно достигается специальными лампами при полной изоляции от стороннего света, чаще в специальных просмотровых боксах. Применяемые лампы дают равномерное спектральное распределение энергии — это дает более полную передачу цветов отпечатка (в отличии от бытовых, дешевых осветителей, даже если их цветовая температура близка к стандартным). Т.к. отпечатки обычно просматриваются в совершенно различных условиях освещения, в качестве среднего принимается стандарт D50 и под него строится профиль принтера.

- Мы ценим каждого своего Клиента;
- Мы знаем и любим ту работу которую делаем;
- Мы не обещаем того чего не можем, и всегда делаем больше чем обещали;
- Мы на связи для Вас с 10:00 до 20:00 каждый день;
- Мы успешно откалибровали более 1580 мониторов и 790 печатных устройств;
- У нас, семилетний опыт калибровки оборудования, с 2010 года;
- У нас, знание потребностей Клиентов и понимание вопросов правильной работы.

Мы отлично выполняем калибровку принтеров HP, Epson, Canon и многих других с помощью новейшего профессионального спектрофотометра i1 Pro 2 от X-Rite, а также используем другие инструменты из набора i1 Publish Pro 2. Наше экстра точное оборудование имеет сертификат соответствия стандартам ISO 13655 и ISO 12647.

Правильная калибровка принтера подразумевает создание рабочего профиля, созданного под конкретное печатающее устройство, картридж, бумагу. Соответственно, если нам вздумается заменить один из компонентов другим, то весь процесс придется начинать с самого начала. Приятные новости заключаются в том, что калиброванию подлежат любые устройства, предназначенные для распечатки файлов. Причем нам совершенно неинтересно, распознают ли они рабочие профили, подключены ли они к нашему компьютеру… Главное, чтобы аппарат обладал способностью принимать цифровые графические файлы.

Нужно заметить, что калибровка принтера — процесс, чрезвычайно схожий с настраиванием монитора. Хотя в плане практического исполнения они немного отличаются. Вернемся, однако, к главному.

Первым делом надо сказать вот о чем. Установка точки черного, как, собственно, и белого, не имеет смысла для отпечатка. Дело в том, что первая задается не только свойствами выбранной бумаги, но также и красителя. В то время как первая — исключительно отражательной способностью бумаги.

Кроме того, калибровка принтера никак не связана с таким понятием, как поскольку она все-таки к окраске поверхности никоим образом не относится. А вот к свойствам излучения — пожалуйста.

Для осуществления грамотной настройки нам понадобится распечатать тестовый файлик. Он содержит немалое количество полей, окрашенных во все цвета радуги. Следующий этап — промеривание каждого из них специальным устройством, которое носит название калибратора. Этот процесс способствует получению обратной связи для настроечной программы. Сравнив исходные и полученные значения цветов, можно создать ICC профиль. Он будет полностью соответствовать текущему сочетанию чернил устройства для печати и бумаги.

Еще один важный момент. Важно понимать, что осуществляемая нами калибровка принтера (hp, например) — управление цветом с использованием профиля, который является аппаратно-созданным.

Следовательно, все иные методы, используемые для этой же цели, следует отключить! Сделать это очень просто. Идем в настройки драйвера нашего устройства и выставляем там что-нибудь типа «No color management» или же «No color adjustment» («Не использовать управление цветом» или «Не использовать настройку цвета»). Обратите внимание: у разных аппаратов название данного пункта может отличаться. Поэтому, если проводится калибровка принтера Canon, то не факт, что вы найдете в настройках приведенные выше варианты.

На следующем этапе события развиваются следующим образом. В случае, когда выполнена калибровка принтера, подключенного к нашему ПК, при отправке фотографий или иных графических файлов на печать, просто применяем созданный профиль. Поверьте, сделать это очень просто: активируем опцию «печать» и внимательно читаем доступные варианты действий. Такой вариант представляется наиболее простым, если речь идет о печати из ACDSee или Photoshop. Хотя нужно признать, что с любыми другими приложениями последовательность действий аналогична. Конечно же, при условии, что требуемая опция ими вообще поддерживается.


От цветной лазерной печати мы ждем точной цветопередачи, сочных и, самое главное, натуральных цветов. Однако, как и во всей печатающей технике, для получения качественной и точной цветопередачи требуется выполнение определенных процедур калибровки цвета. Эти процедуры подразумевают настройку печатающего устройства таким образом, чтобы цвет, полученный на бумаге при распечатке, совпадал с цветом, отображаемым на экране дисплея. К сожалению, недостаточно откалибровать принтер один раз. В процессе его эксплуатации калибровка должна производиться периодически, чтобы цвета постепенно "не уходили". О том, как это делается в современных лазерных принтерах, рассказывается в этой статье.

Оказывается, недостаточно откалибровать цветопередачу принтера один раз при вводе его в эксплуатацию. Калибровку приходится выполнять периодически. Дело в том, что цветопередача в лазерных принтерах определяется очень многими параметрами и условиями. К соображениям, исходя из которых необходимо регулярно проводить калибровку принтера, можно отнести следующие:
- характеристики фоторецепторов (фотобарабанов и фоторемней) сильно зависят от количества сделанных на них отпечатков, потому что с течением времени чувствительность фоторецепторов падает;
- характеристики фоторецепторов сильно зависят от их температуры;
- характеристики тонера находятся в прямой зависимости от его влажности и температуры;
- величина высоковольтных напряжений коротронов, валов переноса и проявки изменяется при колебаниях температуры и влажности;
- характеристики лазеров, формирующих изображение, также изменяются стечением времени и при изменениях температуры (при нагреве лазеров их мощность снижается, с увеличением ресурса принтера лазер также теряет свою выходную мощность).
Таким образом, однажды настроенный принтер требует все новых и новых процедур настройки, причем количество этих процедур находится в прямой зависимости от объема печати.
На основании того, что калибровка принтера является достаточно трудоемкой и должна осуществляться периодически, разработчики решили, что она должна выполняться автоматически, без вмешательства пользователя. Задачей этой процедуры является сохранение заданных параметров цвета.
Периодичность процедуры рекалибровки, естественно, определяется характеристиками и параметрами самого принтера: ресурсом его работы, допустимой месячной нагрузкой, типом используемого тонера, типом и характеристиками фоторецепторов и т.п. Другими словами, период рекалибровки задается производителем принтера, исходя из соображений качества печати.
Рассмотрим основные принципы автоматической калибровки принтеров Hewlett Packard семейства CLJ (Color LaserJet). В принтерах этого семейства река-либровка производится с учетом количества отпечатанных страниц. При увеличении ресурса картриджа тонер и фотобарабан постепенно деградируют, что приводит к нестабильности цветопередачи, а точнее - к нестабильности плотности изображения (density image). Для стабилизации качества изображения в принтерах Color Laser Jet предусмотрены два типа процедур автокалибровки:

1. Калибровка плотности (процедура DMAX).
2. Калибровка полутонов (процедура DHALF).
Но в некоторых моделях принтеров, например на "НР CLJ3500/CLJ3700", предусматривается три типа процедур автокалибровки:
1. Калибровка под условия окружающей среды (Environmental control).
2. Калибровка плотности DMAX.
3. Калибровка полутонов DHALF.

Процедура DMAX

С помощью этой процедуры регулируется напряжение смещения на проявительном вале. Процедура DMAX выполняется на принтере в следующих случаях:
- при включении питания;
- после замены картриджа;
- через определенное количество отпечатанных страниц;
- через определенный период времени работы принтера;
- при получении команды от пользователя (драйвера принтера) на проведение калибровки.
Кроме того, в принтерах, имеющих возможность калибровки в зависимости от условий окружающей среды, процедура DMAX может осуществляться и в том случае, если окружающие условия претерпели значительные изменения после проведения последней калибровки DMAX, т.е. она проводится, если на принтере выполнялось несколько калибровок Environmental control.
Процедура калибровки DMAX происходит следующим образом:
1. На промежуточном барабане переноса или на ленте переноса, обозначаемой в документации ITB или ЕТВ, по краям формируются две полосы шаблона плотности. Каждый цвет формируется несколько раз при разных уровнях напряжений на проявительных валах, т.е. все цвета в этом шаблоне представлены несколькими прямоугольниками с разной плотностью (рис. 1).

Рис. 1. Полосы шаблона плотности

2. Шаблоны считываются датчиками регистрации цвета. Таких датчиков, как правило, два и они расположены по краям промежуточного носителя (рис. 2).

Рис. 2. Датчики регистрации цвета

Эти датчики обеспечивают точное совмещение цветов и контролируют плотность тонера. Последняя функция используется для цветовой калибровки принтера. Датчики - оптического типа, они работают на отражение светового потока. В составе датчика имеется светоди-од (LED), формирующий световой поток фиксированной мощности, и фотодиод (PD), считывающий отраженный от шаблона свет и формирующий на выходе сигнал, прямо пропорциональный мощности падающего не него светового потока. Таким образом, на выходе датчиков формируются аналоговые сигналы, амплитуда которых соответствует плотности шаблона.
3. Сформированные таким образом сигналы считываются микроконтроллером и обрабатываются его управляющей программой. В результате анализа полученных данных микроконтроллер устанавливает уровень смещения (проявительного напряжения), соответствующий наилучшему значению плотности тонера.

Процедура DHALF

С помощью этой процедуры корректируются данные о градациях цвета, пересылаемые форматером на контроллер. Общий порядок процедуры DHALF выглядит следующим образом:
1. После калибровки DMAX на проявительных валах устанавливается оптимальный уровень смещения и его значение уже не изменяется. Именно поэтому процедура DHALF проводится только после процедуры DMAX.
2. Форматер пересылает на контроллер данные, описывающие различные градации каждого цвета.
3. Контроллер формирует на промежуточном носителе (барабан или лента) шаблон с такими градациями цвета, которые заданы форматером.
4. Сформированный шаблон считывается теми же самыми датчиками регистрации цвета. Полученные на выходе датчиков сигналы, описывающие каждую градацию цвета, пересылаются обратно на форматер.
5. Управляющая программа форматера сравнивает данные, которые были отправлены на контроллер, с данными, полученными от него. В результате анализа этих данных форматер корректирует цифровые коды полутонов таким образом, чтобы они как можно точнее соответствовали формируемому изображению.
Обобщая информацию о калибровках DMAX и DHALF, можно сказать, что процедура DMAX обеспечивает калибровку печатающего механизма, а процедура DHALF обеспечивает подстройку форматера под параметры печатающего механизма.

Процедура ENVIRONMENTAL

Кроме рассмотренных выше процедур в некоторых моделях принтеров имеется процедура Environmental control - калибровка под параметры окружающей среды (влажность и температуру). Для контроля параметров окружающей среды в принтер устанавливаются датчики температуры и влажности. Эти датчики в принтерах "НР CLJ 3500/3700" устанавливаются на внешней стороне вытяжного вентилятора, т.е. датчики обдуваются воздухом из принтера и контролируют температуру и влажность внутри принтера.
На выходе рассматриваемых датчиков формируется два сигнала: один показывает уровень влажности (HUMSNS), а другой - значение температуры (ТЕМ-SNS).
В зависимости от показаний этих датчиков контроллер механизмов принтера изменяет следующие напряжения:

1. Напряжение смещения на проявительных валах.
2. Напряжение на коротронах первичного переноса.
3. Напряжение на коротроне вторичного переноса. Расположение этих элементов на принтерах "НР
CLJ 3500/3700" приведено на рис. 3.

Рис. 3. Расположение проявительных валов, коротронов первичного и вторичного переноса в принтерах НР CLJ 3500/3700

Процедура горизонтального совмещения цветов

На цветопередачу лазерного принтера большое влияние оказывает точность совмещения цветов. В упрощенном варианте это можно объяснить на следующем примере. Если лазерный принтер должен отпечатать зеленую точку, то на самом деле принтер ставит рядом две точки - голубую и желтую. Так как размеры точек малы, и ставятся они вплотную друг к другу, то наш глаз, неспособный различать очень мелкие детали, эти две точки воспринимает как зеленый цвет. Однако если расстояние между точками увеличится, то мы уже сможем их различить, и вместо зеленой точки будем наблюдать две рядом стоящих точки желтого и голубого цвета, т.е. зеленый цвет уже не может быть воспроизведен. Для того чтобы точки разного цвета "опечатались" вплотную друг к другу, требуется очень точная синхронизация многих узлов принтера. Какую бы из технологий цветной печати мы не взяли, видно, что разные цвета, составляющие полноцветное изображение, наносятся на бумагу или промежуточный носитель поочередно и в формирована i цвета участвуют четыре картриджа.
Примечание. В струйной печати применяется 4 и более картриджей (до 6-8). Но эти картриджи с чернилами дополнительных цветов являются лишь града-циями основных цветов: черного, желтого, голубого и пурпурного. Классическаяполноцветная печать осуществляется либо в 3, либо в 4 прохода
Так как все картриджи в той или иной мере отличаются друг от друга, а также возможны различные неточности и люфты при их установке и позиционировании, говорить о хорошей точности совмешения цветов в лазерных принтерах пока не приходится, Кроме того, необходимо учесть и температурные деформации механизмов принтера во время печати. Таким образом, для точного совмещения цветов в цветном лазерном принтере необходимо обеспечить коррекцию следующих параметров:
- начальная позиция оанирова^кя в горизонтальном направлении;
- масштабный коэффициент грп горизонтальном сканировании;
- начальная позиция вертикальной подачи. Синхронизация цвета в горизонтальном направлении
(начальная позиция и масштаб осуществляется за счет датчиков луча и датчиков скорости сканирующих двигателей, расположенных внутри блока лазера. Калибровка горизонтальной синхронизации, как правило, осуществляется либо на заводе-изготовителе, либо выполняется автономно. Для такой калибровки в принтер могут быть введены дополнительные механизмы (моторы, соленоиды, муфты и т.п, предназначенные исключительно для горизонтального совмещения и ни для чего больше. В работу этих механизмов нельзя вмешаться программно - применением драйвера или встроенных сервисных режимов работы. В некоторых моделях эта регулировка может осуществляться лишь сервисным специалистом, например, путем механического перемещения блоков лазера относительно друг друга, и для этого требуется частичная разборка принтера.
Вопросы горизонтальной синхронизации достаточно объемны и требуют отдельной темы. Тем не менее, проверка горизонтального совмещения цвета многими принтерами проводится каждый раз при замене картриджа, так как после переустановки взаимное положение картриджей нарушается. Кроме того, калибровка горизонтального совмещения может проводиться через определенное количество отпечатанных листов, а также при получении принтером команды на проведение калибровки.
Процедура горизонтального совмещения цвета на промежуточном носителе изображения ITB осуществляется следующим образом:
1. На промежуточном носителе с двух сторон формируется шаблон, состоящий из наклонных штрихов каждого цвета (рис. 4).

Рис. 4. Формирование шаблона с наклонными цветными штрихами

2. Положение этих штрихов считывается датчиками регистрации цвета (те же самые датчики, что использовались в процедурах DM.AX и DHALF), и для каждого штриха определяется момент формирования сигнала этими датчиками. Разница во времени формирования сигналов для различных цветов показывает, насколько картриджи смещены друг относительно друга в горизонтальном направлении (рис. 5).


Рис. 5. Сглаживание сигнала с шаблона датчиками регистрации цвета

3. Полученные данные пересылаются на плату форматера, где анализируются управляющей программой.
4. При формировании изображения форматером генерируются сигналы управления лазерными лучами каждого цвета с учетом временных задержек, которые были получены отдатчиков регистрации цвета. Эти рассчитанные временные задержки позволяют компенсировать горизонтальное расхождение цвета. При этом форматер пересылает на контроллер механизмов подтверждение, что соответствующая корректировка проведена.

Процедура вертикального совмещения цветов

Для вертикального совмещения цветов также используется нанесение шаблона на промежуточный носитель, причем шаблон очень похож на тот, который формируется при проведении калибровок DMAX и DHALF - по обеим сторонам промежуточного носителя формируются прямоугольные зоны четырех основных цветов. Далее датчики регистрации считывают этот шаблон, а контроллер вычисляет интервалы между периодами следования каждого цвета. Полученные значения будут учитываться при формировании полноцветного изображения.
Но можно встретить и более изощренные способы синхронизации цветов. Так, например, на принтерах HP семейства CLJ 4600 калибровка вертикального совмещения цветов осуществляется способами прямой и косвенной калибровки. Обе калибровки проводятся в определенной последовательности и обозначаются CPR (Color Plane Registration - совмещение цветовых планов).
Прямая калибровка заключается в нанесении шаблона на промежуточный носитель и считывании его датчиками регистрации цвета. Этот метод уже был рассмотрен, поэтому больший интерес представляет метод косвенной калибровки.
Косвенная (непрямая - Indirect) калибровка заключается в том, что микроконтроллером оценивается линейная (именно линейная, а не угловая) скорость вращения всех четырех фотобарабанов и вала подачи ремня переноса изображения ITB. Для контроля скорости вращения всех этих валов имеются соответствующие датчики - датчики начальной позиции фотобарабанов и датчик начальной позиции ITB (рис. 6).

Рис. 6. Расположение датчиков начальной позиции фотобарабанов и ITB

Микроконтроллер принтера, получая информацию от этих пяти датчиков, обобщает ее, корректирует и рассчитывает скорость для каждого из пяти двигателей, обеспечивающих вращение фотобарабанов и ремня переноса изображения. Таким образом, микроконтроллером формируется индивидуальная программа управления каждым двигателем, задействованным в процессе создания полноцветного изображения. По мысли конструкторов принтера, косвенная калибровка в сочетании с прямой калибровкой позволит в наилучшей степени обеспечить совмещение цветов в вертикальном направлении и избежать всех искажений цвета, обусловленных неточностями приводов фотобарабанов и ленты. Расположение приводных двигателей фотобарабанов и ITB в "НР CLJ 4600" показано на рис. 7.


Рис. 7. Расположение приводных двигателей фотобарабанов и 1ТВ в лазерном принтере НР CLJ 4600

Фазовая калибровка

Для правильного совмещения цветов при полноцветной печати большое значение имеет еще и точность привода фотобарабанов картриджей, которая зависит от качества зубчатых передач, т.е. от точности совмещения зубчатых колес, наличия люфтов и т.п. Чтобы снизить влияние "механической составляющей" на качество изображения, в принтере проводится еще и фазовая калибровка, задача которой заключается в совмещении четырех двигателей картриджей с их зубчатыми передачами. Такая калибровка является исключительно механической, т.е. вращением двигателей в определенном направлении, и в течение определенного периода времени погашаются все зазоры и люфты зубчатой передачи. После этого микроконтроллер принтера измеряет скорости вращения фотобарабанов и проводится калибровка CPR. Рассмотренная калибровка получила название фазовой калибровки фотобарабанов и обозначается DPC (Drum Phase Calibration).
На примере модели "НР СЫ4600" в таблице приведена информация о том, в какие моменты времени и при каких условиях выполняются процедуры автокалибровки в принтерах Hewlett Packard серии CLJ.

Периодичность и процедуры автокалибровки в принтерах Hewlett Packard серии CLJ

Включение принтера (время проведения калибровки при включении добавляется к общей процедуре инициализации при включении питания, поэтому общая длительность подготовки принтера к работе после включения составляет около 2 минут) DMAX. DHALF 75
Установка одного или нескольких новых картриджей (картриджей, которые раньше в данный принтер не устанавливались DMAX, DHALF,CPR 150
Отпечатано 50 страниц после установка в принтер картриджа. Если счетчик принтера определяет 50-ю страницу во время распечатки задания, то сначала текущее задание допечатывается до конца, и только потом начинается процедура калибровки. DMAX, DHALF 75
Отпечатано 1000 страниц после проведения последней калибровки Калибровка начинается только после того как будет распечатано текущее задание DMAX DHALF 75
Прошло более 8 часов непрерывной работы после проведения последней калибровки, т.е. за эти 8 часов принтер не переходил в режимсохранения энергии. Данная калибровка проводится перед распечаткой первого задания, посланного ча принтер (или заданного через панель управления) после истечения этих 8 часов DMAX DHALF 75
Процедура калибровки запущена выбором соответсвующего пункта меню на управляющей панели DMAX DHALF CPR DPC 280
| Сообщение Отправлено 31 Июль 2012 - 11:10 NorthStar

Добрый день!
У меня возникла проблема с калибровкой L800. Чернила оригинальные, бумага Lomond 230.
Мне друзья прислали файл с плашками - я их распечатал - все по инструкции как тут http://resetters.com...etprint_icc.php и им отправил
Они мне сделали профиль и я установил его на принтер, но принтер стал печатать очень темные картинки (темнее на несколько тонов).
Друзьям начал жаловаться, они приехали ко мне с цветовой плашкой от их профилера (Xrite) и оказалось, что в общем-то принтер печатает так, как это есть на плашке. Сразу возник вопрос - может дело в мониторе? Я попробовал на мониторе яркость настроить так, чтоб приблизительно соответствовало тестовой плашке, но с такими настройками на мониторе просто ничего не видно и работать невозможно. Все очень темное. Так же и фото я печатаю с фотоаппаратов Canon 7D и 550D без какой либо обработки - не может же быть, чтобы все фото сделанные такими камерами и нормальным фотографом на улице в солнечную погоду были темными?
Прошу помочь, так как не пойму совершенно в чем дело....((В чем ошибка? Товарищи, которые профиль делали, разводят руками, мол плашке тестовой соответствует. Они сами не очень в этом разбираются - делают по инструкции все и привет. Сказали, что раньше RGB принтер никогда не профилировали ((
Сейчас вот буду пробовать услугами Resetters воспользоваться, но похоже это очень долго будет, так как я из Москвы.

| Сообщение Отправлено 31 Июль 2012 - 11:50 NorthStar

1 Ребята сами профилированием не занимаются - у них несколько плоттеров сольвентных на которых они печатают. Выпросили этот Xrite у руководства скорее поиграться))
2 На сколько мои непрофессиональные глаза видят - попадание в цвет хорошее. тестовая плашка она матовая, а я на глянценвой бумаге печатаю, но на мой взгляд результат хороший. Там черный - действительно черный. А если печатать со стандартного профиля и драйверов Epson, то вместо черного идет темнозеленый и все цвета на 2-3 тона светлее, чем тестовая плашка. Это даже слепой увидит. Но визуально фото со стандартных драйверов более "красивые".
На фото во вложении - справа стандартные настройки драйвера Epson, а слева с примененным профилем. Чтоб было понятно, что речь идет не о небольшом несоответствии, а о полной фигне.))

Прикрепленные изображения
| Сообщение Отправлено 31 Июль 2012 - 12:35 NorthStar

Ну у меня вопрос совсем не про синий. ((Да и всеравно я не понял - что надо сделать ((
Это же не я профиль делал - но судя по учебным роликам с сайта Xrite - там такой возможности нет.

| Сообщение Отправлено 31 Июль 2012 - 14:08 гога 2

NorthStar
"Ну,Вы,блин,даете..."©
1.Для начала внимательно и несколько дней читайте
2.

их профилера (Xrite)

Какой конкретно? У них есть приборы для контроля беременности...
3.Профилирование(характеризация) печатной системы (принтера) и монитора - это как часики и трусики. Звучит похоже, но вещи совсем разные. Во главе всего стоит "его величество файл",который лежит в компе. И который кто-то говнял по своему разумению. Теперь монитор (в свою сторону) с помощью своего профиля должен правильно показать содержимое файла (картинку),чтобы юзер мог ее говнять,как хочет. Принтер (в свою сторону) с помощью своего профиля должен правильно распечатать то,чо юзер наваял. Вставлять профиль в принтер не надо (ведь не проктолог же) Файл профиля надо кнопкой "вставить"
перенести в папку color (виндовс/систем32/драйвер/колор)и нажать кнопочку "установить".Тогда его можно будет увидеть и исползовать в панели "печать" ФОТОШОПА .
4.Если совсем безвыходно,напишите в личку. Созвонимся. Сделаю бесплатно.