Факты исторического развития компьютерной техники. История развития компьютерной техники - презентация

29.01.2019

Вычислительная техника является важнейшим компонентом процесса вычислений и обработки данных.

Первыми приспособлениями для вычислений были, вероятно, всем известные счетные палочки, которые и сегодня используются в начальных классах многих школ для обучения счету. Развиваясь, эти приспособления становились более сложными.

Человечество научилось пользоваться простейшими счетными приспособлениями тысячи лет назад.

Наиболее востребованной оказалась необходимость определять количество предметов, используемых в меновой торговле.

Одним из самых простых решений было использование весового эквивалента меняемого предмета, что не требовало точного пересчета количества его составляющих.

Для этих целей использовались простейшие балансирные весы, которые стали, таким образом, одним из первых устройств для количественного определения массы.

Принцип эквивалентности широко использовался и в другом, знакомым для многих, простейшем счетном устройстве - абаке или счетах.

Количество подсчитываемых предметов соответствовало числу передвинутых костяшек этого инструмента.

Сравнительно сложным приспособлением для счета могли быть четки, применяемые в практике многих религий. Верующий как на счетах отсчитывал на зернах четок число произнесенных молитв, а при проходе полного круга четок передвигал на отдельном хвостике особые зерна-счетчики, означающие число отсчитанных кругов.

С изобретением зубчатых колес появились и гораздо более сложные устройства выполнения расчетов.

Антикитерский механизм, обнаруженный в начале XX века, который был найден на месте крушения античного судна, затонувшего примерно в 65 (по другим источникам в 80 или даже 87) году до нашей эры, даже умел моделировать движение планет.

Предположительно его использовали для календарных вычислений в религиозных целях, предсказания солнечных и лунных затмений, определения времени посева и сбора урожая и тому подобное

Вычисления выполнялись за счет соединения более тридцати бронзовых колес и нескольких циферблатов; для вычисления лунных фаз использовалась дифференциальная передача, изобретение которой исследователи долгое время относили не ранее чем к 16 веку.

Впрочем, с уходом античности навыки создания таких устройств были позабыты; потребовалось около полутора тысяч лет, чтобы люди вновь научились создавать похожие по сложности механизмы.

В 1623 году Вильгельм Шикард придумал «Считающие часы» - первый механический калькулятор, умевший выполнять четыре арифметических действия. Считающими часами устройство было названо потому, что как и в настоящих часах работа механизма была основана на использовании звездочек и шестеренок.

Практическое использование это изобретение нашло в руках друга Шикарда, философа и астронома Иоганна Кеплера.

За этим последовали машины Блеза Паскаля («Паскалина», 1642 год) и Готфрида Вильгельма Лейбница.

Примерно в 1820 году Charles Xavier Thomas создал первый удачный, серийно выпускаемый механический калькулятор - Арифмометр Томаса, который мог складывать, вычитать, умножать и делить. В основном, он был основан на работе Лейбница.

Механические калькуляторы, считающие десятичные числа, использовались до 1970 годах.

Лейбниц также описал двоичную систему счисления, центральный ингредиент всех современных компьютеров.

Однако вплоть до 1940 годах, многие последующие разработки (включая машины Чарльза Бэббиджа и даже ЭНИАК 1945 года) были основаны на более сложной в реализации десятичной системе.

Джон Непер заметил, что умножение и деление чисел может быть выполнено сложением и вычитанием, соответственно, логарифмов этих чисел. Действительные числа могут быть представлены интервалами длины на линейке, и это легло в основу вычислений с помощью логарифмической линейки, что позволило выполнять умножение и деление намного быстрее.

Логарифмические линейки использовались несколькими поколениями инженеров и других профессионалов, вплоть до появления карманных калькуляторов.

Инженеры программы «Аполлон» отправили человека на Луну, выполнив на логарифмических линейках все вычисления, многие из которых требовали точности в 3-4 знака.

В 1801 году Жозеф Мари Жаккар разработал ткацкий станок, в котором вышиваемый узор определялся перфокартами.

Серия карт могла быть заменена, и смена узора не требовала изменений в механике станка. Это было важной вехой в истории программирования.

В 1838 году Чарльз Бэббидж перешел от разработки Разностной машины к проектированию более сложной аналитической машины, принципы программирования которой напрямую восходят к перфокартам Жаккара.

В 1890 году Бюро Переписи США использовало перфокарты и механизмы сортировки, разработанные Германом Холлеритом, чтобы обработать поток данных десятилетней переписи, переданный под мандат в соответствии с Конституцией.

Компания Холлерита в конечном счете стала ядром IBM. Эта корпорация развила технологию перфокарт в мощный инструмент для деловой обработки данных и выпустила обширную линию специализированного оборудования для их записи.

К 1950 году технология IBM стала вездесущей в промышленности и правительстве. Предупреждение, напечатанное на большинстве карт, «не сворачивать, не скручивать и не рвать», стало девизом послевоенной эры.

В 1835 году Чарльз Бэббидж описал свою аналитическую машину. Это был проект компьютера общего назначения, с применением перфокарт в качестве носителя входных данных и программы, а также парового двигателя в качестве источника энергии. Одной из ключевых идей было использование шестерней для выполнения математических функций.

Часть Разностной машины Бэббиджа, собранная после его смерти сыном из частей, найденных в лаборатории.Его первоначальной идеей было использование перфокарт для машины, вычисляющей и печатающей логарифмические таблицы с большой точностью (то есть, для специализированной машины).

В дальнейшем эти идеи были развиты до машины общего назначения - его «аналитической машины». Хотя планы были озвучены и проект, по всей видимости, был реален или, по крайней мере, проверяем, при создании машины возникли определенные трудности. Бэббидж был человеком, с которым трудно было работать, он спорил с каждым, кто не отдавал дань уважения его идеям. Все части машины должны были создаваться вручную. Небольшие ошибки в каждой детали, для машины, состоящей из тысяч деталей, могли вылиться в значительные отклонения, поэтому при создании деталей требовалась точность, необычная для того времени. В результате, проект захлебнулся в разногласиях с исполнителем, создающим детали, и завершился с прекращением государственного финансирования.

Ада Лавлейс, дочь лорда Байрона, перевела и дополнила комментариями труд «Sketch of the Analytical Engine». Ее имя часто ассоциируют с именем Бэббиджа. Утверждается также, что она является первым программистом, хотя это утверждение и значение ее вклада многими оспаривается.

Реконструкция 2-го варианта «Разностной машины» - раннего, более ограниченного проекта, действует в Лондонском музее науки с 1991 года. Она работает именно так, как было спроектировано Бэббиджем, лишь с небольшими тривиальными изменениями, и это показывает что Бэббидж в теории был прав.

Для создания необходимых частей, музей применил машины с компьютерным управлением, придерживаясь допусков, которые мог достичь слесарь того времени. Некоторые полагают, что технология того времени не позволяла создать детали с требуемой точностью, но это предположение оказалось неверным. Неудача Бэббиджа при конструировании машины, в основном, приписывается трудностям, не только политическим и финансовым, но и его желанию создать очень изощренный и сложный компьютер.

К 1900-у году ранние механические калькуляторы, кассовые аппараты и счетные машины были перепроектированы с использованием электрических двигателей с представлением положения переменной как позиции шестерни.

С 1930 годах, такие компании как Friden, Marchant и Monro начали выпускать настольные механические калькуляторы, которые могли складывать, вычитать, умножать и делить.

Словом «computer» (буквально - «вычислитель») называлась должность - это были люди, которые использовали калькуляторы для выполнения математических вычислений.

В ходе Манхэттенского проекта, будущий Нобелевский лауреат Ричард Фейнман был управляющим целой команды «вычислителей», многие из которых были женщинами-математиками, обрабатывающими дифференциальные уравнения, которые решались для военных нужд.

Даже знаменитый Станислав Мартин Улам уже после окончания войны был принужден к работе по переводу математических выражений в разрешимые приближения - для проекта водородной бомбы.

Первым полностью электронным настольным калькулятором был британский ANITA Мк.VII, который использовал дисплей на трубках «Nixie» и 177 миниатюрных тиратроновых трубок.

В июне 1963 года Friden представил EC-130 с четырьмя функциями. Он был полностью на транзисторах, имел 13-цифровое разрешение на 5-дюймовой электронно-лучевой трубке, и представлялся фирмой RPN на рынке калькуляторов по цене 2200 $. В модель EC 132 были добавлены функция вычисления квадратного корня и обратные функции.

В 1965 году Wang Laboratories произвел LOCI-2, настольный калькулятор на транзисторах с 10 цифрами, который использовал дисплей на ЭЛТ Nixie и мог вычислять логарифмы.

В 1936 году, работая в изоляции в нацистской Германии, Конрад Цузе начал работу над своим первым вычислителем серии Z, имеющим память и (пока ограниченную) возможность программирования.

Созданная, в основном, на механической основе, но уже на базе двоичной логики, модель Z1, завершенная в 1938 году, так и не заработала достаточно надежно, из-за недостаточной точности выполнения составных частей.

Следующая машина Цузе - Z3, была завершена в 1941 году. Она была построена на телефонных реле и работала вполне удовлетворительно. Тем самым, Z3 стала первым работающим компьютером, управляемым программой. Во многих отношениях Z3 была подобна современным машинам, в ней впервые был представлен ряд новшеств, таких как арифметика с плавающей запятой.

Замена сложной в реализации десятичной системы на двоичную, сделала машины Цузе более простыми и, а значит, более надежными; считается, что это одна из причин того, что Цузе преуспел там, где Бэббидж потерпел неудачу. Программы для Z3 хранились на перфорированной пленке.

Условные переходы отсутствовали, но в 1990-х было теоретически доказано, что Z3 является универсальным компьютером (если игнорировать ограничения на размер физической памяти).

В двух патентах 1936 года, Конрад Цузе упоминал, что машинные команды могут храниться в той же памяти что и данные - предугадав тем самым то, что позже стало известно как архитектура фон Неймана и было впервые реализовано только в 1949 году в британском EDSAC.

Американский ENIAC, который часто называют первым электронным компьютером общего назначения, публично доказал применимость электроники для масштабных вычислений. Это стало ключевым моментом в разработке вычислительных машин, прежде всего из-за огромного прироста в скорости вычислений, но также и по причине появившихся возможностей для миниатюризации.

Созданная под руководством Джона Мочли (John Mauchly) и Дж. Преспера Эккерта (J. Presper Eckert), эта машина была в 1000 раз быстрее, чем все другие машины того времени.

Разработка «ЭНИАК» продлилась с 1943 до 1945 года.

В то время, когда был предложен данный проект, многие исследователи были убеждены, что среди тысяч хрупких электровакуумных ламп многие будут сгорать настолько часто, что «ЭНИАК» будет слишком много времени простаивать в ремонте, и тем самым, будет практически бесполезен.

Тем не менее, на реальной машине удавалось выполнять несколько тысяч операций в секунду в течение нескольких часов, до очередного сбоя из-за сгоревшей лампы.

«ЭНИАК», безусловно, удовлетворяет требованию полноты по Тьюрингу. Но «программа» для этой машины определялась состоянием соединительных кабелей и переключателей - огромное отличие от машин с хранимой программой, появившихся позже.

Тем не менее, в то время, вычисления, выполняемые без помощи человека, рассматривались как достаточно большое достижение, и целью программы было тогда решение только одной единственной задачи. (Улучшения, которые были завершены в 1948 году, дали возможность исполнения программы, записанной в специальной памяти, что сделало программирование более систематичным, менее «одноразовым» достижением.)

Переработав идеи Эккерта и Мочли, а также, оценив ограничения «ЭНИАК», Джон фон Нейман написал широко цитируемый отчет, описывающий проект компьютера (EDVAC), в котором и программа, и данные хранятся в единой универсальной памяти.

Принципы построения этой машины стали известны под названием «архитектура фон Неймана» и послужили основой для разработки первых по-настоящему гибких, универсальных цифровых компьютеров.

Первой работающей машиной с архитектурой Фон Неймана стал манчестерский «Baby» - Small-Scale Experimental Machine, созданный в Манчестерском университете в 1948 году; в 1949 году за ним последовал компьютер Манчестерский Марк I, который уже был полной системой, с трубками Уильямса и магнитным барабаном в качестве памяти, а также с индексными регистрами.

Другим претендентом на звание «первый цифровой компьютер с хранимой программой» стал EDSAC, разработанный и сконструированный в Кембриджском университете. Заработавший менее чем через год после «Baby», он уже мог использоваться для решения реальных проблем.

На самом деле, EDSAC был создан на основе архитектуры компьютера EDVAC, наследника ENIAC. В отличие от ENIAC, использовавшего параллельную обработку, EDVAC располагал единственным обрабатывающим блоком. Такое решение было проще и надежнее, поэтому такой вариант становился первым реализованным после каждой очередной волны миниатюризации.

Многие считают, что Манчестерский Марк 1 / EDSAC / EDVAC стали «Евами», от которых ведут свою архитектуру почти все современные компьютеры.

Первый универсальный программируемый компьютер в континентальной Европе был создан командой ученых под руководством Сергея Алексеевича Лебедева из Киевского института электротехники (СССР, Украина).

ЭВМ МЭСМ (Малая электронная счетная машина) заработала в 1950 году. Она содержала около 6000 электровакуумных ламп и потребляла 15 кВт. Машина могла выполнять около 3000 операций в секунду.

Другой машиной того времени была австралийская CSIRAC, которая выполнила свою первую тестовую программу в 1949 году.

В июне 1951 года UNIVAC 1 был установлен в Бюро переписи населения США. Машина была разработана в компании Remington Rand, которая, в конечном итоге, продала 46 таких машин по цене более чем в 1 миллион $ за каждую.

UNIVAC был первым массово производимым компьютером; все его предшественники изготовлялись в единичном экземпляре.

Компьютер состоял из 5200 электровакуумных ламп, и потреблял 125 кВт энергии. Использовались ртутные линии задержки, хранящие 1000 слов памяти, каждое по 11 десятичных цифр плюс знак (72-битные слова).

В отличие от машин IBM, оснащаемых устройством ввода с перфокарт, UNIVAC использовал ввод с металлизированной магнитной ленты стиля 1930-х, благодаря чему обеспечивалась совместимость с некоторыми существующими коммерческими системами хранения данных. Другими компьютерами того времени использовался высокоскоростной ввод с перфоленты и ввод/вывод с использованием более современных магнитных лент.

В 1955 году Морис Уилкс изобретает микропрограммирование, принцип, который позднее широко используется в микропроцессорах самых различных компьютеров. Микропрограммирование позволяет определять или расширять базовый набор команд с помощью встроенных программ.

В 1956 году IBM впервые продает устройство для хранения информации на магнитных дисках - RAMAC (Random Access Method of Accounting and Control). Оно использует 50 металлических дисков диаметром 24 дюйма, по 100 дорожек с каждой стороны. Устройство хранило до 5 МБ данных и стоило по 10 000 $ за МБ. (В 2006 году, подобные устройства хранения данных - жесткие диски - стоят менее 0.001 $ за МБ.)

Следующим крупным шагом в истории компьютерной техники, стало изобретение транзистора в 1947 году.Они стали заменой хрупким и энергоемким лампам.

О компьютерах на транзисторах обычно говорят как о «втором поколении», которое доминировало в 1950-х и начале 1960-х.

Благодаря транзисторам и печатным платам, было достигнуто значительное уменьшение размеров и объемов потребляемой энергии, а также повышение надежности.

Например, IBM 1620 на транзисторах, ставшая заменой IBM 650 на лампах, была размером с офисный стол.

Однако компьютеры второго поколения по-прежнему были довольно дороги и поэтому использовались только университетами, правительствами, крупными корпорациями.

В 1959 году на основе транзисторов IBM выпустила мейнфрейм IBM 7090 и машину среднего класса IBM 1401. Последняя использовала перфокарточный ввод и стала самым популярным компьютером общего назначения того времени: было выпущено 12 тыс. экземпляров этой машины. В ней использовалась память на 4000 символов (позже увеличенная до 16 000 символов).

Многие аспекты этого проекта были основаны на желании заменить перфокарточные машины, которые широко использовались, начиная с 1920-х до самого начала 1970-х гг.

В 1960 году IBM выпустила транзисторную IBM 1620, изначально только перфоленточную, но вскоре обновленную до перфокарт. Модель стала популярна в качестве научного компьютера, было выпущено около 2000 экземпляров. В машине использовалась память на магнитных сердечниках объемом до 60 000 десятичных цифр.

В том же 1960 году DEC выпустила свою первую модель - PDP-1, предназначенную для использования техническим персоналом в лабораториях и для исследований.

В 1961 году Burroughs Corporation выпустила B5000, первый двухпроцессорный компьютер с виртуальной памятью. Другими уникальными особенностями были стековая архитектура, адресация на основе дескрипторов, и отсутствие программирования напрямую на языке ассемблера.

Бурный рост использования компьютеров начался с т. н. «3-им поколением» вычислительных машин.

Начало этому положило изобретение интегральных схем, которые независимо друг от друга изобрели лауреат Нобелевской премии Джек Килби и Роберт Нойс.

Позже это привело к изобретению микропроцессора Тэдом Хоффом (компания Intel).

В течение 1960-х наблюдалось определенное перекрытие технологий 2-го и 3-го поколений.

В конце 1975 года, в Sperry Univac продолжалось производство машин 2-го поколения, таких как UNIVAC 494.

Появление микропроцессоров привело к разработке микрокомпьютеров - небольших недорогих компьютеров, которыми могли владеть небольшие компании или отдельные люди.

Микрокомпьютеры, представители четвертого поколения, первые из которых появился в 1970-х, стали повсеместным явлением в 1980-х и позже.

Стив Возняк, один из основателей Apple Computer, стал известен как разработчик первого массового домашнего компьютера, а позже - первого персонального компьютера.

Компьютеры на основе микрокомпьютерной архитектуры, с возможностями, добавленными от их больших собратьев, сейчас доминируют в большинстве сегментов рынка.

История развития компьютерной техники

Наименование параметра Значение
Тема статьи: История развития компьютерной техники
Рубрика (тематическая категория) Компьютеры

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины

Тема 1.1. Введение

Раздел 1. Аппаратное обеспечение КОМПЬЮТЕРНой техники

Предмет дисциплины – современные средства компьютерной техники (программные и аппаратные) и основы программирования на персональном компьютере. Важно заметить, что для студентов телœекоммуникационных специальностей аппаратные и программные средства компьютерной техники и их компоненты являются, с одной стороны, элементами телœекоммуникационных устройств, систем и сетей и, с другой стороны, основным рабочим инструментом при их разработке и эксплуатации. Овладение основами программирования на языках высокого уровня, используемыми в программном обеспечении телœекоммуникационных узлов, также является необходимым для подготовки специалиста-разработчика средств телœекоммуникаций.

По этой причине целью данной дисциплины является изучение студентами современной компьютерной техники для ориентации и практического использования, формирование навыков работы с системным и прикладным программным обеспечением, а также овладение основами программирования на алгоритмических языках на персональном компьютере.

Задачи дисциплины:

· ознакомление с историей развития компьютерной техники и программирования;

· изучение основ архитектуры и организации процесса обработки данных в компьютерной системах и сетях;

· обзор базовых компонент компьютерных систем и сетей и их взаимодействия;

· ознакомление с наиболее распространенными типами компьютерных систем и сетей;

· обзор структуры и компонент программного обеспечения компьютерной техники;

· обзор наиболее распространенных в настоящее время операционных систем и сред и базовых пакетов прикладных программ, а также практическая работа с ними;

· изучение основ алгоритмизации задач и средств их программной реализации;

· изучение основ программирования и программирование на алгоритмическом языке C;

· изучение технологии программирования в телœекоммуникационных системах на примере Web-технологий.

Программа курса рассчитана на два семестра.

Для контроля овладения студентами материала курса и в первом и во втором семестре предусмотрены экзамены. Текущий контроль будет проводиться на практических занятиях и лабораторных работах.

Потребность в счете возникла у людей с незапамятных времен. В далеком прошлом они считали на пальцах или делали насечки на костях, на дереве или на камнях.

Первым счетным инструментом, получившим широкое распространение, можно считать абак (от греческого слова abakion и латинского abacus, означающих доска).

Предполагается, что абак впервые появился в Вавилоне примерно в 3 тысячелœетии до нашей эры. Доска абака была разделœена линиями на полосы или желобки, а арифметические действия выполнялись с помощью размещённых на полосах (желобках) камней или других подобных предметов (рис. 1.1.1а). Каждый камешек означал единицу вычислений, а сама линия – разряд этой единицы. В Европе абак использовался до XVIII века.


Рис. 1.1.1. Разновидности абака: древнеримский абак (реконструкция);

б) китайский абак (суанпан); в) японский абак (соробан);

г) абак инков (юпана); д) абак инков (кипу)

В Древнем Китае и Японии использовались аналоги абака – суанпан (рис. 1.1.1б) и соробан (рис. 1.1.1в). Вместо камешков использовались цветные шарики, а вместо желобков – прутики, на которые шарики нанизывались. На аналогичных принципах базировались и абаки инков – юпана (рис. 1.1.1г) и кипу (рис. 1.1.1д). Кипу использовалось не только для счета͵ но для записи текстов.

Недостатком абака было использование недесятичных систем счисления (в греческом, римском, китайском и японском абаке использовалась пятеричная система счисления). Вместе с тем, абак не позволял оперировать с дробями.

Десятеричный абак , или русские счеты , в которых используется десятеричная система счисления и возможность оперировать десятыми и сотыми дробными долями, появился на рубеже XVI и XVII веков (рис. 1.1.2а). От классического абака счеты отличаются увеличением разрядности каждого числового ряда до 10, добавлением рядов (от 2 до 4) для операций с дробями.

Счеты практически без изменений (рис. 1.1.2б) дожили до 80 годов прошлого века, постепенно уступив место электронным калькуляторам.


Рис. 1.1.2. Русские счеты: а) счеты середины XVII века; б) современные счеты

Счеты упрощали выполнение операций сложения и вычитания, однако умножение и делœение выполнить с их помощью было довольно неудобно (с помощью многократного сложения и вычитания). Устройством, облегчающим умножение и делœение чисел, а также некоторые другие расчёты, стала логарифмическая линœейка (рис. 1.1.3а), изобретенная в 1618 году английским математиком и астрономом Эдмундом Гантером (впервые логарифмы были введены в практику после работы шотландца Джона Непера, опубликованной в 1614 ᴦ.).

Затем в логарифмическую линœейку был добавлен движок и бегунок из стекла (а затем плексигласа), имеющий визирную линию (рис. 1.1.3б). Как и счеты, логарифмическая линœейка уступила место электронным калькуляторам.


Рис. 1.1.3. Логарифмическая линœейка: а) линœейка Эдмунда Гантера;

б) одна из последних моделœей линœейки

Первое механическое счетное устройство (калькулятор) было создано в 40-х годах XVII в. выдающимся французским математиком, физиком, писателœем и философом Блезом Паскалем (в его честь назван один из самых распространенных современных языков программирования). Суммирующая машина Паскаля, ʼʼпаскалинаʼʼ (рис. 1.1.4а), представляла собой ящик с многочисленными шестеренками. Другие операции, кроме сложения, выполнялись при помощи довольно неудобной процедуры повторных сложений.

Первая машина, позволявшая легко производить вычитание, умножение и делœение – механический калькулятор, была изобретена в 1673 ᴦ. в Германии Готфридом Вильгельмом Лейбницем (рис. 1.1.4б). В дальнейшем конструкция механического калькулятора видоизменялась и дополнялась учеными и изобретателями различных стран (рис. 1.1.4в). С широким распространением электричества в быту ручное вращение каретки механического калькулятора было заменено в электромеханическом калькуляторе (рис. 1.1.4г) на привод от встроенного в данный калькулятор электродвигателя. И механический и электромеханический калькуляторы дожили практически до наших дней, пока не были вытеснены электронными калькуляторами (рис. 1.1.4д).


Рис. 1.1.4. Калькуляторы: а) суммирующая машина Паскаля (1642 ᴦ.);

б) калькулятор Лейбница (1673 ᴦ.); в) механический калькулятор (30-е годы XX века);

г) электромеханический калькулятор (60-е годы XX века);

д) электронный калькулятор

Из всœех изобретателœей прошлых столетий, внесших тот или иной вклад в развитие вычислительной техники, ближе всœего к созданию компьютера в современном его понимании подошел англичанин Чарльз Бэббидж. В 1822 ᴦ. Бэббидж опубликовал научную статью с описанием машины, способной рассчитывать и печатать большие математические таблицы. В том же году он построил пробную модель своей Разностной машины (рис.1.1.5), состоящую из шестеренок и валиков, вращаемых вручную при помощи специального рычага. На протяжении следующего десятилетия Бэббидж без устали работал над своим изобретением, безуспешно пытаясь практически ее реализовать. При этом, продолжая размышлять на ту же тему, он пришел к идее создания еще более мощной машины, которую он назвал аналитической машиной.


Рис. 1.1.5. Модель разностной машины Бэббиджа (1822 ᴦ.)

Аналитическая машинаБэббиджа в отличие от своей предшественницы должна была не просто решать математические задачи одного определœенного типа, а выполнять разнообразные вычислительные операции в соответствии с инструкциями, задаваемыми оператором. Аналитическая машина должна была иметь такие компоненты, как ʼʼмельницаʼʼ и ʼʼскладʼʼ (по современной терминологии – арифметическое устройство и память), состоящие из механических рычажков и шестеренок. Инструкции, или команды, вводились в Аналитическую машину с помощью перфокарт (листов картона с пробитыми в них отверстиями), впервые использованных в 1804 ᴦ. французским инженеромЖозефом Мари Жаккаром для управления работой ткацких станков (рис. 1.1.6).

Рис. 1.1.6. Ткацкий станок Жаккара (1805 ᴦ.)

Одним из немногих, кто понимал, как работает машина и каковы потенциальные области ее применения, была графиня Лавлейс, урожденная Огаста Ада Байрон, единственный законный ребенок поэта лорда Байрона (в ее честь также назван один из языков программирования – АДА). Графиня отдала всœе свои незаурядные математические и литературные способности осуществлению проекта Бэббиджа.

При этом на базе стальных, медных и деревянных деталей, часовых механизмов, приводимых в действие паровым двигателœем, аналитическую машину нельзя было реализовать, и она так и не была построена. До наших дней сохранились лишь чертежи и рисунки, которые позволили воссоздать модель этой машины (рис. 1.1.7), а также небольшая часть арифметического устройства и печатающее устройство, сконструированное сыном Бэббиджа.

Рис. 1.1.7. Модель аналитической машины Бэббиджа (1834 ᴦ.)

Лишь через 19 лет после смерти Бэббиджа один из принципов, лежащих в базе идеи Аналитической машины, – использование перфокарт – нашел воплощение в действующем устройстве. Это был статистический табулятор (рис. 1.1.8), построенный американцемГерманом Холлеритом с целью ускорить обработку результатов переписи населœения, которая проводилась в США в 1890 ᴦ. После успешного использования табулятора для переписи Холлерит организовал фирму по производству табуляционных машин "Тэбьюлейтинг машин компани" (Tabulating Machine Company). С годами предприятие Холлерита претерпело ряд изменений – слияний и переименований. Последнее такое изменение произошло в 1924 ᴦ., за 5 лет до смерти Холлерита͵ когда он создал фирму ИБМ (IBM, International Business Machines Corporation).

Рис. 1.1.8. Табулятор Холлерита (1890 ᴦ.)

Еще одним фактором, способствовавшим появления современного компьютера, стали работы по двоичной системе счисления. Одним из первых, кто заинтересовался двоичной системой, стал немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц, В своей работе ʼʼИскусство составления комбинацийʼʼ (1666 ᴦ.) он заложил основы формальной двоичной логики. Но основной вклад в исследование двоичной системы счисления внес английский математик-самоучка Джордж Буль. В своей работе под названием ʼʼИсследование законов мышленияʼʼ (1854 ᴦ.) он изобрел своеобразную алгебру – систему обозначений и правил, применимую к всœевозможным объектам, от чисел и букв до предложений (эта алгебра затем была названа в его честь булевой алгеброй). Пользуясь этой системой Буль мог закодировать высказывания – утверждения, истинность или ложность которых требовалось доказать, – с помощью символов своего языка, а затем манипулировать как двоичными числами.

В 1936 ᴦ. выпускник американского университета Клод Шеннон показал, что если построить электрические цепи в соответствии с принципами булевой алгебры, то они могли бы выражать логические отношения, определять истинность утверждений, а также выполнять сложные вычисления и вплотную приблизился к теоретическим основам построения компьютера.

Еще трое исследователœей – двое в США (Джон Атанасофф и Джордж Стибиц) и один в Германии (Конрад Цузе) – развивали одни и те же идеи практически одновременно. Независимо друг от друга они поняли, что булева логика может послужить очень удобной основой для конструирования компьютера. Первая грубая модель счетной машины на электрических схемах была построена Атанасоффым в 1939 ᴦ. В 1937 ᴦ. Джордж Стибиц собрал первую электромеханическую схему, выполняющую операцию двоичного сложения (в наши дни двоичный сумматор по-прежнему остается одним из базовых компонентов любого цифрового компьютера). В 1940 ᴦ. Стибиц вместе с другим сотрудником фирмы, инженером-электриком Сэмюелом Уильямсом, разработал устройство, названное калькулятором комплексных чисел – CNC (Complex Number Calculator) способное производить операции сложения, вычитания, умножения и делœения, а также сложения комплексных чисел (рис. 1.1.9). При демонстрации этого устройства был впервые показан удаленный доступ к вычислительным ресурсам (демонстрация проводилась в Дармутском колледже, а сам калькулятор находился в Нью-Йорке). Связь осуществлялась с использованием телœетайпа по специальным телœефонным линиям.

Рис. 1.1.9. Калькулятор комплексных чисел Стибица и Вильямса (1940 ᴦ.)

Не имея ни малейшего представления о работе Чарльза Бэббиджа и о работах Буля, Конрад Цузе в Берлинœе начал разрабатывать универсальную вычислительную машину, во многом подобную Аналитической машинœе Бэббиджа. В 1938 ᴦ. первый вариант машины, названный Z1, был построен. Данные в машину вводились с клавиатуры, а результат высвечивался на панели с множеством маленьких лампочек. Во втором варианте машины, Z2, ввод данных в машину производился с помощью перфорированной фотопленки. В 1941 году Цузе закончил третью модель своего компьютера – Z3 (рис. 1.1.10). Этот компьютер являлся программно-управляемым устройством, основанным на двоичной системе счисления. Как машина Z3, так и ее преемник Z4 использовались для расчетов, связанных с конструированием самолетов и ракет.

Рис. 1.1.10. Компьютер Z3 (1941 ᴦ.)

Мощный импульс дальнейшему развитию компьютерной теории и техники дала вторая мировая война. Она также способствовала тому, что были собраны воедино разрозненные достижения ученых и изобретателœей, внесших свой вклад в развитие двоичной математики, начиная с Лейбница.

По заказу командования военно-морского флота͵ при финансовой и технической поддержке фирмы IBM, молодой гарвардский математик Говард Эйкен принялся за разработку машины, в основу которой легли непроверенные идеи Бэббиджа и надежная технология XX в. Описания Аналитической машины, оставленного самим Бэббиджем, оказалось более чем достаточно. В качестве переключательных устройств в машинœе Эйкена использовались простые электромеханические релœе (причем использовалась десятичная система счисления); инструкции (программа обработки данных) были записаны на перфоленте, а данные вводились в машину в виде десятичных чисел, закодированных на перфокартах фирмы IBM. Первые испытания машина, названная ʼʼМарк-1ʼʼ , успешно прошла в начале 1943 ᴦ. ʼʼМарк-1ʼʼ, достигавший в длину почти 17 м и в высоту более 2,5 м, содержал около 750 тыс. деталей, соединœенных проводами общей протяженностью около 800 км (рис. 1.1.11). Машину стали использовать для выполнения сложных баллистических расчетов, причем за день она выполняла вычисления, на которые раньше уходило полгода.

Рис. 1.1.11. Программно-управляемый компьютер ʼʼМарк-1ʼʼ (1943 ᴦ.)

Для поиска способов расшифровки секретных немецких кодов британская разведка собрала группу ученых и посœелила их неподалеку от Лондона, в изолированном от остального мира поместье. В этой группе были представители различных специальностей – от инженеров до профессоров литературы. Входил в эту группу и математик Алан Тьюринᴦ. Еще в 1936 ᴦ. в возрасте 24 лет он написал работу, с описанием абстрактного механического устройства – ʼʼуниверсальной машиныʼʼ, которая должна была справляться с любой допустимой, т. е. теоретически разрешимой, задачей – математической или логической. Некоторые идеи Тьюринга были, в конечном счете, воплощены в реальных машинах, построенных группой. Сначала удалось создать несколько дешифраторов на базе электромеханических переключателœей. При этом в конце 1943 ᴦ. были построены гораздо более мощные машины, в которых вместо электромеханических релœе содержалось около 2000 электронных вакуумных ламп. Англичане назвали новую машину ʼʼКолоссʼʼ. Тысячи перехваченных за день неприятельских сообщений вводились в память ʼʼКолоссаʼʼ в виде символов, закодированных на перфоленте (рис. 1.1.12).

Рис. 1.1.12. Машина для расшифровки кодов ʼʼКолоссʼʼ (1943 ᴦ.)

На другом берегу Атлантического океана, в Филадельфии, потребности военного времени способствовали появлению устройства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по принципам работы и применению было уже ближе к теоретической ʼʼуниверсальной машинœеʼʼ Тьюринга. Машина ʼʼЭниакʼʼ (ENIAC – Electronic Numerical Integrator and Computer – электронный цифровой интегратор и вычислитель), подобно ʼʼМарку-1ʼʼ Говарда Эйкена, также предназначалась для решения задач баллистики. Главным консультантом проекта был Джон У. Мочли, главным конструктором – Дж. Преспер Экерт. Предполагалась, что машина будет содержать 17468 ламп. Такое обилие ламп отчасти объяснялось тем, что ʼʼЭниакʼʼ должен был работать с десятичными числами. В конце 1945ᴦ. ʼʼЭниакʼʼ был наконец собран (рис. 1.1.13).


Рис. 1.1.13. Электронная цифровая машина ʼʼЭниакʼʼ (1946 ᴦ.):

а) общий вид; б) отдельный блок; в) фрагмент пульта управления

Не успел ʼʼЭниакʼʼ вступить в эксплуатацию, как Мочли и Экерт уже работали по заказу военных над новым компьютером. Главным недостатком компьютера ʼʼЭниакʼʼ была аппаратная реализация программ с помощью электронных схем. Следующая модель – машинаʼʼЭдвакʼʼ (рис. 1.1.14а), вступившая в строй в начале 1951 ᴦ., (EDVAC, от Electronic Discrete Automatic Variable Computer – электронный компьютер с дискретными изменениями) – была уже более гибкой. Ее более вместительная внутренняя память содержала не только данные, но и программу в специальных устройствах – заполненных ртутью трубках, называемых ртутными ультразвуковыми линиями задержки (рис. 1.1.14б). Существенно и то, что ʼʼЭдвакʼʼ кодировал данные уже в двоичной системе, что позволило значительно сократить количество электронных ламп.


Рис. 1.1.14. Электронная цифровая машина ʼʼЭдвакʼʼ (1951 ᴦ.):

а) общий вид; б) память на ртутных ультразвуковых линиях задержки

Среди слушателœей курса лекций об электронных компьютерах, проводившихся Мочли и Экертом в процессе реализации проекта ʼʼЭдвакʼʼ, оказался английский исследователь Морис Уилкс. Вернувшись в Кембриджский университет, он в 1949 ᴦ. (на два года раньше, чем оставшиеся члены группы построили машину "Эдвак") завершил сооружение первого в мире компьютера с программами, хранимыми в памяти. Компьютер получил название ʼʼЭдсакʼʼ (EDSAC, от Electronic Delay Storage Automatic Calculator – электронный автоматический калькулятор с памятью на линиях задержки) (рис. 1.1.15).


Рис. 1.1.15. Первый компьютер с программами,

хранимыми в памяти – ʼʼЭдсакʼʼ (1949 ᴦ.)

Эти первые успешные воплощения принципа хранения программы в памяти явились завершающим этапом в серии изобретений, начатых в военное время. Теперь был открыт путь для широкого распространения всœе более быстродействующих компьютеров.

Эпоха массового производства компьютеров началась с выпуска первого английского коммерческого компьютера LEO (Lyons’ Electronic Office), использовавшегося для расчета зарплаты работникам чайных магазинов, принадлежащих фирме ʼʼLyonsʼʼ (рис. 1.1.16а), а также первого американского коммерческого компьютера UNIVAC I (UNIVersal Automatic Computer – универсальный автоматический компьютер) (рис. 1.1.16б). Оба компьютера были выпущены в 1951 ᴦ.


Рис. 1.1.16. Первые коммерческие компьютеры (1951 ᴦ.): а) LEO; б) UNIVAC I

Качественно новый этап в проектировании компьютеров наступил, когда фирма IBM запустила свою известную серию машин – IBM/360 (начало выпуска серии – 1964 год). Шесть машин этой серии имели разную производительность, совместимый набор периферийных устройств (около 40) и были предназначены для решения разных задач, однако были построены по единым принципам, что существенно облегчало модернизацию компьютеров и обмен программами между ними (рис. 1.1.17).

Рис. 1.1.16. Одна из моделœей серии IBM/360 (1965 ᴦ.)

В бывшем СССР к разработке компьютеров (они были названы ЭВМ – электронные вычислительные машины) приступили в конце 40-х годов. В 1950 ᴦ. в Институте электротехники Академии наук УССР в Киеве была испытана первая отечественная ЭВМ на электронных лампах – малая электронная счетная машина (МЭСМ), спроектированная группой ученых и инженеров под руководством академика С. А. Лебедева (рис. 1.1.18а). В 1952 ᴦ. под его руководством была создана большая электронная счетная машина (БЭСМ), которая после модернизации в 1954 ᴦ. имела высокое для того времени быстродействие – 10000 операций/с (рис. 1.18б).


Рис. 1.1.18. Первые компьютеры в СССР: а) МЭСМ (1950 ᴦ.); б) БЭСМ (1954 ᴦ.)

История развития компьютерной техники - понятие и виды. Классификация и особенности категории "История развития компьютерной техники" 2014, 2015.

  • 5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.
  • 6. Персоналии, повлиявшие на становление и развитие компьютерных систем и информационных технологий.
  • 7. Компьютер, его основные функции и назначение.
  • 8. Алгоритм, виды алгоритмов. Алгоритмизация поиска правовой информации.
  • 9. Что такое архитектура и структура компьютера. Опишите принцип «открытой архитектуры».
  • 10. Единицы измерения информации в компьютерных системах: двоичная система исчисления, биты и байты. Методы представления информации.
  • 11. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.
  • 12. Виды и назначение устройств ввода и вывода информации.
  • 13. Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера.
  • 14. Память компьютера – типы, виды, назначение.
  • 15. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.Д.).
  • 16. Что такое bios и какова его роль в первоначальной загрузке компьютера? Каково назначение контроллера и адаптера.
  • 17. Что такое порты устройств. Опишите основные виды портов задней панели системного блока.
  • 18. Монитор: типологии и основные характеристики компьютерных дисплеев.
  • 20. Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.
  • 21. Опишите технологию «клиент-сервер». Приведите принципы многопользовательской работы с программным обеспечением.
  • 22. Создание программного обеспечения для эвм.
  • 23. Программное обеспечение компьютера, его классификация и назначение.
  • 24. Системное программное обеспечение. История развития. Семейство операционных систем Windows.
  • 25. Основные программные составляющие ос Windows.
  • 27. Понятие «прикладной программы». Основной пакет прикладных программ персонального компьютера.
  • 28. Текстовые и графические редакторы. Разновидности, сферы использования.
  • 29. Архивирование информации. Архиваторы.
  • 30. Топология и разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети.
  • 31. Чтотакое World Wide Web (www). Понятие гипертекста. Документы Internet.
  • 32. Обеспечение стабильной и безопасной работы средствами ос Windows. Права пользователя (пользовательская среда) и администрирование компьютерной системы.
  • 33. Компьютерные вирусы – типы и виды. Методы распространения вирусов. Основные виды профилактики компьютера. Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программ-антивирусов.
  • 34. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.
  • 36. Государственная политика в области информатизации.
  • 37. Проанализируйте концепцию правовой информатизации России
  • 38. Охарактеризуйте президентскую программу правовой информатизации органов гос. Власти
  • 39. Система информационного законодательства
  • 39. Система информационного законодательства.
  • 41. Основные спс в России.
  • 43. Методы и средства поиска правовой информации в спс «Гарант».
  • 44. Что такое электронная подпись? Ее назначение и использование.
  • 45. Понятие и цели защиты информации.
  • 46. Правовая защита информации.
  • 47. Организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 50. Правовые ресурсы Интернета. Методы и средства поиска правовой информации.
  • 5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.

    Основной инструмент компьютеризации - ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

    Основными этапами развития вычислительной техники являются:

    I. Ручной - с 50-го тысячелетия до н. э.;

    II. Механический - с середины XVII века;

    III. Электромеханический - с девяностых годов XIX века;

    IV. Электронный - с сороковых годов XX века.

    I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке - наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты.

    В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

    II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты:

      1623 г. - немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций

      1642 г. - Б.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины.

      из 50 таких машин

      1673 г. - немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.

      1881 г. - организация серийного производства арифмометров.

    Английский математик Чарльз Бэббидж создал калькулятор, способный производить вычисления и печатать цифровые таблицы. Второй проект Бэббиджа - аналитическая машина, предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма, но проект не был реализован.

    Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс

    Заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

    III. Электромеханический этап развития ВТ

    1887 г. - создание Г.Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса

    Одно из наиболее известных его применений - обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM.

    Начало - 30-е годы XX века - разработка счетноаналитических комплексов. На базе таких

    комплексов создаются вычислительные центры.

    1930 г. - В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.

    1937 г. - Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC.

    1944 г. - Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.

    1957 г. - последний крупнейший проект релейной вычислительной техники - в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

    IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.

    V. ЭВМ пятого поколения должны удовлетворять следующим качественно новым функциональным требованиям:

      обеспечивать простоту применения ЭВМ; диалоговой обработки информации с использованием естественных языков, возможности обучаемости. (интеллектуализация ЭВМ);

      усовершенствовать инструментальные средства разработчиков;

      улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества ЭВМ, обеспечить их разнообразие и высокую адаптируемость к приложениям.

    ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ.

    Краткая история компьютерной техники

    1623г. Первая "считающая машина", созданная Уильямом Шикардом. Это довольно громоздкий аппарат мог применять простые арифметические действия (сложение, вычитание) с 7-значными числами.

    1644г. "Вычислитель" Блеза Паскаля - первая по настоящему популярная считающая машина, производившая арифметические действия над 5-значными числами.

    1668г. Вычислитель сера Сэмюэля Морланда, предназначавшийся для финансовых операций.

    1674г. Вильгельм Годфрид фон Лейбниц сконструировал механическую счётную

    машину, которая умела производить не только операции сложения и вычитания, но и умножения!

    1820г. Первый калькулятор - "Арифмометр" Шарля де Кольмара. Продержалось на рынке (с некоторыми усовершенствованиями) целых 90 лет!

    1834г. Знаменитая "Аналитическая машина" Чарльза Бэббиджа - первый программируемый компьютер, использовавший примитивные программы на перфокартах.

    1871г. Бэббидж создал прототип аналитического устройства компьютера и печатающее устройство - принтер.

    1886г. Дорр Фелт создал Comptometer - первое устройство с клавишным вводом данных.

    1890г. В США произведена перепись населения - впервые в этом участвовала "считающая машина", созданная Германом Холлритом.

    1935г. Корпорация IBM (International Business Machines) начала выпуск массовых вычислителей IBM-601.

    1937г. Математик Алан Тюринг создал "математическую модель" компьютера, получившую название "Машина Тюринга".

    1938г. Кондрад Цузе, друг и коллега знаменитого Вернера фон Брауна, создал в Берлине один из первых компьютеров - V1.

    1943г. Говард Эйкен создает "ASCC Mark I" - машину, считающуюся дедушкой современных компьютеров. Её вес составлял более 7 тонн и состоял из 750 000 частей. Машина применялась в военных целях - для расчёта артиллерийских таблиц.

    1945г. Джон фон Нейман разработал теоретическую модель устройства компьютера - первое в мире описание компьютера, использовавшего загружаемые извне программы. В этом же году Мочли и Эккерт создали ENIAC - самый грандиозный и мощный ламповый компьютер той эпохи. Компьютер весит более 70 тон и содержит в себе почти 18 тысяч электронных ламп. Рабочая частота компьютера не превышает 100КГц (несколько сот операций в секунду).

    1956г. В Массачусетском технологическом институте создан первый компьютер на транзисторной основе. В этом же году IBM создала первый накопитель информации - прототип винчестера - жёсткий диск КАМАС 305.

    1958-1959г.Д. Килби и Р. Нойс создали уникальную цепь логических элементов на

    поверхности кремниевого кристалла, соединённого алюминиевыми контактами -

    первый прототип микропроцессора, интегральную микросхему.

    1960г. АТ разработали первый модем.

    1963г. Дуглас Энгельбарт получил патент на изобретённый им манипулятор - "мышь".

    1968г. Основание фирмы Intel Робертом Нойсем и Гордоном Мурем.

    1969г. Intel представляет первую микросхему оперативной памяти объёмом 1 Кб. В этом же году фирма Xerox создаёт технологию лазерного копирования изображений, которая через много лет ляжет в основу технологии печати лазерных принтеров. Первые "ксероксы".

    1971г. ПО заказу японского производителя микрокалькуляторов Busicom команда разработчиков Intel под руководством Теда Хоффа создаёт первый 4-разрядный микропроцессор Intel-4004. Скорость процессора - 60 тысяч операций в секунду. В этом же году команда и исследователей лаборатории IBM в Сан-Хосе создает первый 8-дюймовый "флоппи-диск".

    1972г. Новый микропроцессор от Intel - 8-разрядный Intel-8008. Xerox создаёт первый микрокомпьютер Dynabook, размером чуть больше записной книжки.

    1973г. В научно-исследовательском центре Xerox создан прототип первого персонального компьютера. Первый герой, появившийся на экране, - Коржик, персонаж детского телесериала "Улица Сезам". В этом же году Scelbi Computer Consulting Company выпускает на рынок первый готовый персональный компьютер, укомплектованный процессором Intel-8008 и с 1 Кб оперативной памяти. В этом же году IBM представляет жёсткий диск IBM 3340. Ёмкость диска составляла 16 Кб, он содержал 30 магнитных цилиндров по 30 дорожек в каждом. Из-за этого и был назван "винчестером" (30/30" - марка знаменитой винтовки). И в этом же году Боб Мэткэлф изобретает систему связи компьютеров, получившую название Ethernet.

    1974г. Новый процессор от Intel - 8-разрядный Intel-8080. Скорость 640 тысяч операций в секунду. В скором времени на рынке появляется недорогой компьютер Altair на основе этого процессора, работающий под управлением операционной системы CP/M. В этом же году первый процессор выпускает главный конкурент Intel в 70-х годах - фирма Zilog.

    1975г. IBM выпускает первый лэптоп. Первой музыкальной композицией, воспроизведённой с помощью компьютера, стала мелодия песни The Beatles "Fool On The Hill".

    1976г. Фирма Advanced Micro Devices (AMD) получает право на копирование инструкций и микрокода процессоров Intel. Начало "войны процессоров". В этом же году Стив Возняк и Стив Джобс собирают в собственной гаражной мастерской компьютер серии Apple. А 1 апреля того же года на свет появляется компания Apple Computer. Компьютер Apple I поступает в широкую продажу с весьма сакраментальной цифрой на ценнике - 666. 66$.

    1977г. В продажу поступают массовые компьютеры Commodore и Apple II. Который

    1977г. В продажу поступают массовые компьютеры Commodore и Apple II. Который снабжён оперативной памятью в 4 Кб, постоянной памятью 16 Кб, клавиатурой и дисплеем. Цена за всё удовольствие - 1300$. Apple II обзаводится модной добавкой - дисководом флоппи-дисков.

    1978г. Intel представляет новый микропроцессор - 16 разрядный Intel-8086, работающий с частотой 4,77 МГц (330 тысяч операций в секунду). Основана компания Hayes - будущий лидер в производстве модемов.commodore выпустила на рынок первые модели матричных принтеров.

    1979г. Появление процессора Intel-8088, а также первых видеоигр и компьютерных приставок для них. Японская фирма NEC выпускает первый микропроцессор в этой стране. Hayes выпускает первый модем со скоростью 300 бод, предназначенный для нового компьютера Apple.

    1980г. Компьютер Atari становится самым популярным компьютером года. Seagate Technologies представляет первый винчестер для персональных компьютеров - жёсткий диск диаметров 5. 25 дюймов.

    1981г. Появляется компьютер Apple III. Intel представляет первый сопроцессор. Основана фирма Creative Technology (Сингапур) - создатель первой звуковой карты. Появляется в продаже первый массовый жёсткий диск ёмкостью 5 Мб и стоимостью 1700$.

    1982г. На рынке появляется новая модель от IBM - знаменитая IBM PC AT - и первые клоны IBM PC. IBM представляет процессор 16-разрядный 80286. Рабочая частота 6 МГц. (1,5 млн. операций в секунду). Hercules представляет первую чёрно-белую видеокарту - Hercules Graphics Adapter (HGA).

    1983г.commodore выпускает первый портативный компьютер с цветным дисплеем (5 цветов). Вес компьютера 10кг, цена 1600$. IBM представляет компьютер IBM PC XT, укомплектованный 10 Мб жёстким диском, дисководом на 360 Кб и 128 (позднее 768) Кб оперативной памяти. Цена компьютера составляла 5000$. Выпущен миллионный компьютер Apple II. Появляются первые модули памяти SIMM. Philips и Sony представляют миру технологию CD-ROM.

    1984г. Apple выпускает модем на 1200 бод. Hewlett-Packard выпускает первый лазерный принтер серии LaserJet с разрешением до 300 dpi. Philips выпускает первый дисковод CD-ROM. IBM представляет первые мониторы и видеоадаптеры EGA (16 цветов, разрешение - 630х350 точек на дюйм), а также профессиональные 14-дюймовые мониторы, поддерживающие 256 цветов и разрешение в 640х480 точек.

    1985г. Новый процессор от Intel - 32 разрядный 80386DX (со встроенным сопроцессором). Рабочая частота 16 МГц, скорость около 5 млн. операций в секунду. Первый модем от U. S. Robotics - Courier 2400 бод.

    1986г. На компьютере Amiga демонстрируется первый анимационный ролик со звуковыми эффектами. Рождение технологии мультимедиа. Рождение стандарта SCSI (Small Computer System Interface).

    1987г. Intel представляет новый вариант процессора 80386DX с рабочей частотой 20 МГц. Шведским национальным институтом контроля и измерений утверждается первый стандарт допустимых значений излучения мониторов. U. S. Robotics представляет модем Courier HST 9600

    1988г.compaq выпускает первый компьютер с оперативной памятью 640 Кб - стандартная память для всех последующих поколений DOS. Hewlett-Packard выпускает первый струйный принтер серии DeskJet. Стив Джобс и основанная им компания NexT выпускает первую рабочую станцию, оснащённую новым процессором Motorola, фантастическим для того времени объёмом памяти (8 Мб), 17-дюймовым монитором и жёстким диском на 256 Мб. Цена компьютера - 6500$.

    1989г. Creative Labs представляет Sound Blaster 1. 0, 8-битную монофоническую звуковую карту. Рождение стандарта SuperVGA (разрешение 800х600 точек с поддержкой 16 тысяч цветов).

    1990г. Рождение сети Интернет. Intel представляет новый процессор - 32-разрядный 80486SX. Скорость 27 миллионов операций в секунду. IBM представляет новый стандарт видеоплат - XGA - в качестве замены традиционному VGA (разрешение 1024х768 точек с поддержкой 65 тысяч цветов).

    1991г. Apple представляет первый монохромный ручной сканер. AMD представляет усовершенствованные "клоны" процессоров Intel - 386DX с тактовой частотой 40 МГц и 486SX с частотой 20 МГц. Первая стерео музыкальная карта - 8-битный Sound Blaster Pro.

    1992г. NEC выпускает первый привод CD-ROM с удвоенной скорость (2х).

    1993г. Intel представляет новый стандарт шины и слота для подключения дополнительных плат - PCI. Первый процессор нового поколения процессоров Intel - 32-разрядный Pentium. Рабочая частота от 60 МГ, быстродействие - от 100 млн. операций в секунду. Microsoft и Intel совместно с крупнейшими производителями ПК вырабатывают технологию Plug&Play (включи и работай), допускающую автоматическое распознавание компьютером новых устройств, а также их конфигурацию.

    1994г. Iomega представляет диски и дисководы ZIP и JAZ - альтернативу

    существующим дискетам 1. 44 Мб. US Robotics выпускает первый модем со скоростью 28800 бод.

    1995г. Анонсирован стандарт новых носителей на лазерных дисках - DVD. AMD выпускает последний процессор поколения 486 - AMD 486DX-120. Intel представляет процессор Pentium Pro, предназначенный для мощных рабочих станций. Компания 3dfx выпускает набор микросхем Voodoo, который лёг в основу первых ускорителей трёхмерной графики для домашних ПК. Первые очки и шлемы "виртуальной реальности" для домашних ПК.

    1996г. Рождение шины USB. Intel выпускает процессор Pentium MMX с поддержкой новых инструкций для работы с мультимедиа. Начало производства массовых жидкокристаллических мониторов для домашних ПК.

    1997г. Появление процессоров Pentium II, и альтернативных процессоров AMD K6. Первые приводы DVD. Выпуск первых звуковых плат формата PCI. Новый графический порт AGP.

    1998г. Apple выпускает новый компьютер iMac, отличающийся не только своей мощью, но и потрясающим дизайном. Выпуск процессоров Celeron с урезанной кэш-памятью второго уровня. "Трёхмерная революция": на рынке появляется десяток новых моделей трёхмерных ускорителей, интегрированных в обычные видеокарты. В течение года прекращён выпуск видеокарт без 3D-ускорителей.

    1999г. Выпуск новых процессоров Pentium III.

    2000-2003 гг. Жёсткая конкурентная борьба между Intel и AMD, приведшая к созданию процессоров с ужасающей скоростью 3200 МГц. Это привело и к росту оперативной памяти, объёму жёстких дисков, видеокарт и т.д.

    Боьшинство людей, по-видимому, считают, что термины “вычислительная машина” и “вычислительная техника" синонимами и связывают их с физическим оборудованием, как, например, микропроцессором, дисплеем, дисками, принтерами и другими истройствами, привлекающими внимание людей, когда человек видит компьютер. Хотя эти устройства и важны, всё-таки они составляют только “верхушку айсберга”. На начальном этапе использованаия современного компьютера мы имеем дело не с самим компьютером, а с совокупностью правил, называемых языками программироваания, на которых указываются действия, которые должен выполнять компьютер. Важное значение языка программирования подчёркивается тем фактом, что сама вычислительная машина может рассматриваться как аппаратный интерпретатор какого-нибудь конкретного языка, который называется машинным языком. Для обеспечения эффективной работы машины разработаны машинные языки, использование которых представляет известные трудностидля человека. Большинство пользователей не чувствуют этих неудобств благодаря наличию одного или нескольких языков, созданных для улучшения связи человека с машиной. Гибкость вычислительной машины проявляется в том, что она может исполнять программы-трансляторы (в общем случае онм называются компиляторами или интерпретаторами) для преобразования программ с языков, ориентированных на пользователей, в программы на машинном языке. (В свою очередь даже сами программы, игры, системные оболочки являются ни чем иным, как довольно простая программа-транслятор, которая по мере работы, или игры обращается при помощи своих команд к “компьютерным внутренностям и наружностям”, транслиуя свои команды в машинные языки. И всё это происходит в реальном времени.)

    КОМПЬЮТЕР

    Компьюмтер (англ.computer - "вычислитель"), электромнная вычислимтельная машимна (ЭВМ) - вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации.

    Термин "компьютер" и аббревиатура "ЭВМ", принятая в русскоязычной научной литературе, не являются синонимами. Поскольку существовали механические вычислительные машины, сконструированные без применения электроники, то ЭВМ являются подмножеством компьютеров вообще. В настоящее время словосочетание "электронная вычислительная машина" почти вытеснено из бытового употребления. Аббревиатуру "ЭВМ" в основном используют как правовой термин в юридических документах, инженеры цифровой электроники, а также в историческом смысле - для обозначения компьютерной техники 1940-1980-х годов. Также "ЦВМ" - "цифровая вычислительная машина" в противовес "АВМ" - "аналоговая вычислительная машина".

    При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по определённому алгоритму. Любая задача для компьютера является последовательностью вычислений.

    Физически компьютер может функционировать за счёт перемещения каких-либо механических частей, движения электронов, фотонов, квантовых частиц или за счёт использования эффектов любых других физических явлений.

    Архитектура компьютеров может непосредственно моделировать решаемую проблему, максимально близко (в смысле математического описания) отражая исследуемые физические явления. Так, электронные потоки могут использоваться в качестве моделей потоков воды при моделировании дамб или плотин. Подобным образом сконструированные аналоговые компьютеры были обычны в 1960-х годах, однако сегодня стали достаточно редким явлением.

    В большинстве современных компьютеров проблема сначала описывается в понятном им виде (при этом вся необходимая информация как правило представляется в двоичной форме - в виде единиц и нулей, хотя существовали и компьютеры на троичной системе счисления), после чего действия по её обработке сводятся к применению простой алгебры логики. Поскольку практически вся математика может быть сведена к выполнению булевых операций, достаточно быстрый электронный компьютер может быть применим для решения большинства математических задач, а также и

    большинства задач по обработке информации, которые могут быть сведены к математическим. Было обнаружено, что компьютеры могут решить не любую математическую

    задачу. Впервые задачи, которые не могут быть решены при помощи компьютеров, были описаны английским математиком Аланом Тьюрингом.

    Результат выполненной задачи может быть представлен пользователю при помощи различных устройств ввода-вывода информации, таких, как ламповые индикаторы, мониторы, принтеры, проекторы и т.