Что такое сторителлинг. Что такое storytelling? Примеры и правила сторителлинга

05.02.2019

Сегодня перемещение между угрюмым спальным районом и гудящим центром - удел большинства горожан. Современные мегаполисы в основном застраивались в ХХ веке, когда превозносилась технократия и игнорировалась природная среда обитания людей. The Village узнал, как современные технологии помогают городскому жителю быть ближе к природе.

Биобетон и зелёные фасады

Команда Каталонского политехнического университета во главе с исследователем Антонио Агуадо создала новый строительный материал - биологический бетон. Благодаря фосфату магния, который используется в качестве связующего вещества, биобетон сохраняет свои свойства в условиях прорастания в нём растений. Мхи, лишайники и даже некоторые виды грибов могут свободно расти, покрывая весь фасад и при этом не повреждая строительные конструкции здания. Растения на фасаде интенсивно перерабатывают углекислый газ в кислород, служат природной теплоизоляцией, когда снаружи прохладно, и смягчают температуру, когда в городе стоит жара.



Сборка такой живой стены проходит в три этапа. Первый слой - это водонепроницаемая мембрана, которая защищает структурные элементы здания от проникновения воды. Биологический слой бетона наносится поверх мембраны и служит естественным сборником дождевой воды. Финальный слой - это пористое покрытие, которое позволяет воде проникать на второй уровень и сохранять уровень влажности для роста растений.

Искусственное солнце

В полярные ночи солнце не появляется из-за горизонта более 24 часов. Жители северных городов тяжело это переносят - болеют, страдают авитаминозом и депрессией. Для продления светового дня компания Greyworld создала искусственное солнце, которое сейчас активно используют в скандинавских странах. Площадь поверхности солнца составляет 200 квадратных метров, а вес - более 2,5 тонн. Искусственный свет, который излучает солнце, равен свету от 60 тысяч обычных лампочек. В среднем эта технология может продлить световой день на три часа. Например, солнце, установленное на Трафальгарской площади в Лондоне, зажглось за час до рассвета, в 06:50, и погасло спустя два часа после заката, в 19:30. Вокруг солнца на площади установили кресла, в которых можно было отдохнуть и посмотреть на свет. По словам автора проекта Greyworld, их солнце можно увидеть даже из космоса.

Удалённый офис

Под конец рабочей недели офисным работникам часто хочется сбежать из города в лес или хотя бы в парк. Кондиционируемый воздух, шум, вид на унылые автобаны - всё это надоедает и изматывает. Но сегодня всё больше измученных клерков получают возможность работать на открытом воздухе благодаря системе удалённых офисов. Одноместные рабочие капсулы или большие стеклянные коробки для целой команды можно установить на берегу озера, в саду или на заднем дворе своего дома. Британская компания OfficePod , например, предлагает рабочие кабины, в которых есть стол для работы, поверхность для питания, освещение, вентиляция и система отопления. В таком офисе можно работать круглый год. К тому же его можно взять с собой при перемене места жительства или переоборудовать для удовлетворения меняющихся потребностей и обстоятельств. Продолжительность эксплуатации таких мобильных офисов - 25 лет, что превышает срок службы некоторых бизнес-центров.




Система удалённых офисов позволяет сократить количество выбросов углекислого газа в атмосферу, так как на их снабжение требуется меньше энергии, и работники тратят меньше времени, чтобы добираться до работы на общественном транспорте или автомобиле.

Огороды и теплицы
на крыше

Использовать плоские крыши под сады и зоны отдыха начали ещё в ХХ веке. Но тогда они создавались, только если конструкция здания изначально предусматривала давление земли. Сегодня люди научились озеленять любые крыши с помощью гидропоники - искусственного почвенного субстрата. Тонкой прослойки такой почвы достаточно, чтобы выращивать, например, петрушку для жителей всего дома. Для условий русской зимы существуют системы Globe - облегчённые купольные теплицы, придуманные швейцарской фирмой Conceptual Devices . Установка такой системы позволяет снизить затраты на строительство и защищает крыши от биологических повреждений.




«Глобус» делают из бамбука и стекла - конструкция перераспределяет вес таким образом, что её можно разместить на любой плоской крыше без структурной адаптации здания. Глобусы можно легко разбирать и собирать, увеличивая или уменьшая размер теплицы. Одна такая система стандартного размера может целый год кормить свежими овощами четыре семьи.

Агродома

Проект агродома впервые был предложен в качестве новой жилищной стратегии для Китая в 2007-м. Архитекторы Knafo Klimor исходили из того, что в скором времени в китайских городах будут жить полмиллиарда человек. Для того, чтобы эффективно обеспечивать жизнедеятельность такого количества людей, города должны предъявлять новые требования к жилью, санитарным условиям, инфраструктуре. Также необходимо как-то поддерживать достаточное количество рабочих мест, обеспечивать поставки сотни тысяч тонн продуктов ежедневно и поддерживать достойный уровень жизни. По мнению авторов проекта, агродом может решить все эти проблемы. Его идея заключается в том, что часть пространства изначально отводится под общественные теплицы, что обеспечивает сельскохозяйственную свободу жителей: они могут выращивать свою собственную еду, не полагаясь на фермеров, которых сейчас становится всё меньше. К тому же такие теплицы потенциально могут стать для жителей и источником дохода.

Согласно данным проекта, почва в теплицах орошается переработанной водой, собранной из квартир, и дождевой водой, спускающейся с крыш по ливневым стокам. Продукты, произведённые в таких теплицах под контролем жителей дома, могут быть органическими и свободными от химических удобрений. Агродом позволяет людям контролировать то, что они потребляют. Ожидается, что к 2015 году в Китае будет возведено около 10 тысяч таких жилых модулей.

Природные районы

Сейчас в Дании разрабатывают первые климатически адаптивные районы - целые кварталы, реагирующие на изменения погодных условий. Прежде всего это касается управления дождевой водой, которая часто заливает город и делает его недоступным для передвижения пешком. Недавно архитектурная фирма Tredje Natur представила свои планы по развитию квартала Saint Kjeld, на территории которого часто случаются наводнения. Архитекторы решили эту проблему, разработав систему каналов и резервуаров - временных озёр, которые наполняются дождевой водой, освободив 20 % полезной площади. Также они сняли асфальтовое покрытие на всей территории квартала, чтобы горожане могли забыть о том, что они находятся в городе, и отдохнуть. Проект уже утверждён и будет реализован к 2015 году.




Начало года, а в особенности январь месяц, самое лучшее время для начала каких-либо регулярных занятий. Будь то занятия спортом, иностранным языком или же наблюдения за природой. Правильно и продуктивно организовать последнее нам помогут книги.

Смотрим подробности.

Книга "Год в лесу" издательства Вектор.

Месяц за месяцем она будет знакомить юных читателей с жизнью леса. Расскажет о деревьях, животных, птицах, насекомых, цветах, грибах и ягодах. Причем не только расскажет, но и покажет.

В самом конце книги есть несколько страничек с народными приметами по временам года. Иногда народные приметы предсказывают погоду точнее, чем метеобюро прогнозов! Можете проверить сами.

Книга имеет маркировку "6+", огромный формат, неяркие и очень реалистичные рисунки.


Лабиринт
Озон
My-shop
Read.ru

А еще в пару к ней существует книга "Год в лесу". Для тех, кто любит не только есть клубнику с собственной грядки, но и наблюдать круглый год за жизнью в саду.


Лабиринт
Озон
My-shop
Read.ru

Но вернемся снова в зимний лес. В качестве гида в этот раз возьмем книгу издательства Мелик-Пашаев.

Рисунки и текст Петра Ивановича Багина.

Сначала - разворот, посвященный одному времени года. С перечислением месяцев,

а также с общим описанием и рассказами.

Затем - огромные иллюстрированные развороты по месяцам. Вот, например, декабрь.

Рисунки эти очень интересно рассматривать. Вот мышка вылезла из-под снега. Вот у лося отвалился рог. Лиса охотится на тетеревов. А один из них все еще сидит в лунке под снегом и дышит морозным воздухом через крохотное протаявшее отверстие - отдушину. Вот выдра ловит рыбку, а вот необыкновенная птица оляпка путешествует по речному дну, прямо подо льдом и под водой! Обо всем этом можно прочитать в тексте, который сопровождает этот великолепно иллюстрированный книжный разворот.

Интереснейших подробностей (в тексте и рисунках) огромное количество в самые разные времена года. Так интересно найти первым (пусть даже на картинке) птицу, севшую на гнездо, ежа, проснувшегося после зимней спячки, змею на дереве, первые цветы мать-и-мачехи.

Месяц май. Все звериные семейки заняты своими делами.

В сентябре желтеют деревья. И хлопоты у зверей уже другие, осенние.

Закончился год, но книга на этом не заканчивается! Еще несколько замечательных разворотов с интереснейшими подробностями из жизни животных.

Можно разглядеть в деталях устройство муравейника, осиного и шмелиного гнезд.

А также узнать как зимуют гадюки, как кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда, как выглядит новорожденный ёжик и еще много всего интересного. Книгу эту я вам очень рекомендую!


Лабиринт
Озон
My-shop
Read.ru

После двух рассмотренных выше книг у вас возникло желание стать ближе к природе и начать вести собственные записки натуралиста? Тогда третья книга из этой подборки точно для вас!

Автор и художник этой книги - английский натуралист-любитель Клэр Уокер Лесли. Будучи просто музыкантом и художником, она не очень любила выходить на улицу, но однажды прониклась красотами и сюрпризами природы.

И с этого момента всё в её жизни перевернулось. Клэр написала несколько книг о том, как наблюдать за природой. Одну из таких книг мы с вами сейчас и рассматриваем.

Книга небольшого формата, довольно объемная, в мягкой обложке, с весьма солидным содержанием.

Как стать натуралистом и как вести наблюдения за природой.

Вот один из примеров записок натуралиста.

Можно наблюдать за погодой, за облаками, за животными, за растениями. Подмечать, сравнивать, думать и желать выводы. Можно делать рисунки или наброски увиденного. Это тренирует наблюдательность и может стать началом более серьезного увлечения или даже профессии.

В книге множество таблиц для заполнения наблюдателем-натуралистом. А также масса теоретического материала.

Вы узнаете о типах облаков, фазах луны, приливах и отливах, затмениях, созвездиях и многом другом. Далее внимательного и вдумчивого читателя ждут советы по наблюдениям за природой на каждый месяц. Вот, например, несколько разворотов о наблюдениях в январе.

Всего каждому месяцу посвящено в книге целых 8 разворотов.

В феврале мы празднуем день сурка и учимся различать следы животных. В марте радуемся равноденствию и отправляемся в поход по лужам в резиновых сапогах. В апреле рассматриваем и зарисовываем первые весенние цветы и угадываем погоду. Весь последующий год также приготовил для нас немало интересного.

На последних страничках книги (в приложении) есть интересные замечания о безопасности детей на природе, а также список дополнительной рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов. Книга получилась довольно необычной и, конечно же, тоже заслуживает читательского внимания.

Cторителлинг – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления .

Cторителлинг это наука, сочетая такие аспекты, как управленческие, психологические.
Эффективно доносят эту информацию, и мотивируют людей на определенные поступки для достижения конкретных результатов.

Storytelling (сторителлинг) это английское слово.
В переводе на русский — рассказывание различных историй . Они бывают трогательные, смешные, выдуманные образы, реальные персонажи.

Анекдот, сказка, короткая фраза, жизненная история все это относится к разновидности сторителлинга. Еще раньше, в древности, этот способ передачи информации называли — сказительством. Порой часто слышим, что это метафоры.

В любом случаи услышанная информация проникает в подсознание человека, помогает найти правильный ответ на заданный вопрос .

В истории может присутствовать мистика, загадочность, в результате получится поучительное сказание. Подобное направление применяется как неформальное обучение людей.

Применяется сторителлинг для развития:

  • Культуры производства;
  • Передачи жизненного опыта;
  • Тренировки новых работников;
  • Бренда ценного руководителя;
  • Определенных отношений у клиентов к организации;
  • Для подкрепления в корпорации ценностей и коммуникации;
  • В виде маркетингового способа;
  • В бизнесе;
  • В психотерапии;
  • В виде маркетинговых приемов.

Сторителлинг что такое

Примерами историй могут быть рассказы разговорчивых сотрудников о том, за какие действия руководитель фирмы поощряет подчиненных, а за что лишает премии. Данные истории придумываются «на ходу», а могут быть живым, реальным примером.

Главная цель любой истории – показать на личном примере такой поступок . Следовательно, в фирме рождаются небылицы, вымысел, байки.

  • Завершающие три дня сотрудники упорно трудились перед сдачей крупного проекта. Некоторые вообще не ходили домой, дремали по очереди в кабинете начальника.
  • Директор фирмы принимал активное участие в субботнике по благоустройству места отдыха своих подчиненных.

Дэвид Армстронг стал основоположником понимания – под названием «сторителлинг». Свой метод, концепцию описал в книге «Руководство по улучшению работы», в которой рассказал о важных поступках подчиненных из жизни его компании.

С помощью психологического фактора, он придал историям окраску более выразительную, интересную и увлекательную, которая доступно ассоциируется с личным примером, чем зазубренные директивы и кодексы .

Иногда очень сложно принять ответственное решение в определенной ситуации. Мы ищем ответы в книгах, интернете. Но данная ситуация может решиться внезапно. Достаточно позвонить другу, который в свое жизни сталкивался с этой проблемой. Он очень доходчиво объяснит, процесс решения проблемы.

Такое искусство называется сказительством или сторителлингом. Подобные повествования, метафоры быстро запоминаются и сильно влияют на поведение человека. Им доверяют больше.

Основной принцип сторителлинга: понятие сути рассказа слушателем, который активизируется и обрабатывается правым полушарием в виде образов или символов. Следовательно, сторителлинг является прекрасным инструментом для работы головного мозга.

Любая история вынуждена соблюдать классический сценарий. Вначале — вступительная часть с описанием ситуации и событий. В основной, средней части рассказ, как принимали решение данной проблемы. В конце, в заключительной части – каким образом все закончилось.

История вынуждена наслаждаться триумфом, для этого содержать следующее :

  • Если живой персонаж, то гипотетический или реальный субъект. Может быть организация, а так же существо придуманное.
  • Должны в жизни персонажа произойти перемены, важные для него. Иначе история теряет смысл действительности.
  • Эмоционально насыщенная история, чтобы слушатель переживал и связывал себя с главным персонажем. Впоследствии эта история должна рассказываться другим людям, т. е. жить в их сердцах.
  • События должны быть реальными, задать ограничительные рамки т.е. указать место и время происходящего.
  • Благополучной истории нужна конкретность: реальные событие, явление, живые примеры, а не общие фразы, слова. Таким способом передаются другим работникам навыки, снижается стресс у новичков, если их преследует неудача. Или вдохновят на хорошие поступки ради своей компании и достижения карьерного роста.

Сторителлинг используется в каждой семье. Когда близкие родственники рассказывают свои приключения, истории, делятся с внуками, детьми. Сторителлинг укрепляет взаимоотношения, рождает авторитет и уважение.

Сторителлинг что это? Где применяется?

Сторителлингом пользуются копирайтеры, журналисты, писатели, которые вставляют фрагменты художественного описания. И вы невольно представляете картину этого сюжета, представляя атмосферу настоящего. Микро- пересказ способен читающего заинтересовать, побуждая читать до донца, воспринимая в ярких и живых красках.

Пример:
До поздней ночи я представляла нашу встречу с Андреем, которая состоится завтра, в 7 часов вечера после десятилетнего перерыва. И все произошло именно так, как я мечтала… Я захожу в наше кафе, немного волнуюсь. А он как всегда сидит за нашим столиком, около окна. На столе букет белых роз. Такой красивый, родной и очень желанный …

Вразумительно и красиво рассказывать необходимо выступающим перед публикой. Сторителлинг нужен: ведущим мероприятии, актерам, менеджерам компании, которых слушают затаив дыхание. Основная цель — завлекать внимание .

На вечеринку обязательно приглашают веселого и умного человека, который без проблем расскажет захватывающую байку в кругу друзей .

Существуют в настоящее время мастер- классы интересного повествования для мужского населения, где обучают их ремеслу заинтересовывать девушку своей беседой. Проводятся тренинги .

В США сторителлинг является действующей профессией . Этой профессией обучаются, существует ассоциация таких специалистов. Профессиональные работники – рассказчики работают с тяжелобольными пациентами и с помощью выдуманных или реальных историй возбуждают у больных желание продолжать жить и бороться с заболеванием.

Прочитав примеры, теперь вы не будете задавать вопрос «сторителлинг это что?».
Конечно, с помощью сторителлинга или storytelling можно заработать деньги и спасти не одну человеческую жизнь .

Процесс построения увлекательной истории

1. Контент
Ценность отличной информации – это новизна и полезность. Прежде чем начать рассказывать, стройте пирамиду ваших сведений. Сюжет подобран, представьте, чем можно дополнить, чтобы раскрыть тему интересней. Визуальное хорошее оформление дадут всесторонний и захватывающий материал.

2. Доскональное исследование
Подробная проработка любой темы отличается от поверхностной, которая называется вторичным исследованием, а не первичным. Только хороший редактор может быстро погрузиться в новую тему.

3. Украсьте красивыми картинками
Визуальная часть погружает клиента в контент, передает атмосферу, раскрывает тему.
Возможно, фотосессия, инфографика, эмбиент- видео или иллюстрация дополнить к истории.

4. Заголовок
Говорящий заголовок привлечет внимание, вызовет интерес, обозначит тему. Увеличит конверсию заголовок с цифрами, вопросом.

5. Слои чтения

Существуют слои чтения:

  1. -ый — традиционный. Вначале оценивается наработка, потом — по порядку текс читается.
  2. -ой — кросс- чтение. Читаются заголовки, или выборочными частями — врезом. Плюс тексту, если попадется чего — ни будь интересное, текст будет прочитан полностью.

6. Исключите монотонность
Подача всего материала не должна повторяться, а только в разнообразном исполнении.

7. Контраст и единство
Делайте отступы между блоками, текст легче читается. Выберите цвет и дизайн. Используйте один и тот же прием оформления.

8. Тональность текста
Достаточно одного или двух шрифтов — для придания эффектного контраста.

Сторителлингом можно пользоваться в разных сферах деятельности. Главное, чтобы результат был достойный, правдивый и приносил окружающим пользу .

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам.

Что такое сторителлинг

Слово «сторителлинг» происходит от английского «storytelling», что можно перевести как «сказительство» или, в более современной интерпретации, «рассказывание историй». Сторителлинг является эффективнейшим методом донесения информации до аудитории, в котором используются поучительные, трогательные, смешные и другие истории с выдуманными или реальными действующими лицами.

Конечно, рассказывание историй нельзя назвать каким-то новым способом, однако широкой публике в качестве специального метода сторителлинг был представлен лишь в 1992 году руководителем американской компании «Armstrong International» Дэвидом Армстронгом в книге «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». Сторителлинг он рассматривал в качестве инструмента обучения новичков и улучшения показателей работы компаний.

Изначально Армстронг просто применял истории в своей деятельности, но результаты так его впечатлили, что он решил рассказать о них и своем опыте людям, что и сделал, написав вышеназванную книгу. В дальнейшем сторителлинг превратился чуть ли не в целую науку со своими психологическими и управленческими аспектами. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется и книга Аннет Симмонс «Как использовать силу историй», и ее мы тоже советуем вам почитать.

Истории вовсе не должны быть длинными. Это могут быть небольшие жизненные рассказы, метафоры, сказки, анекдоты и даже просто фразы, содержащие информацию и мотивирующие людей к совершению конкретных поступков и действий, достижению конкретных результатов и целей. Из этого можно извлечь огромную пользу для бизнеса, маркетинга, публичных выступлений, менеджмента и т.д.

Используя психологический фактор, можно придумывать красочные, выразительные, интересные и увлекательные истории, ассоциирующиеся у людей с личным примером. Информация проникает в подсознание человека, наводит на определенные мысли, помогает находить ответы на какие-то вопросы. Именно поэтому сторителлинг отлично показывает себя на практике для неформального обучения людей.

Применение сторителлинга

Сториттеллинг – искусство создания историй, традиционно использующееся писателями. Но художественной литературой область его применения далеко не исчерпывается. На сегодняшний день навык привлечения и увлечения публики историями может быть полезен педагогам, предпринимателям, журналистам, психотерапевтам, маркетологам, пиарщикам.

Интересные истории позволят убеждать людей намного сильнее, нежели самые обоснованные аргументы и мотивационные речи, перечисления возможностей и преимуществ. Поэтому сторителлинг применяется и в сфере управления персоналом, торговле, публичных выступлениях, политике. Учитывая то, что люди обожают слушать интересные истории, с их помощью достаточно просто можно подогреть интерес к рассказу.

Искусство рассказчика полезно и для формирования лояльности работников в организациях. Например, на собрании руководитель может рассказать замечательную историю о том, какой путь он прошел, каких успехов достиг, как осознал ценность миссии своей компании, а не читать сотрудникам занудную лекцию о корпоративных целях и ценностях.

Ко всему прочему истории служат прекрасной мотивацией к обучению, что еще раз свидетельствует в пользу того, что сторителлинг может стать действенным инструментом в руках воспитателей, педагогов, бизнес-тренеров и, конечно же, родителей. Подумайте сами: ведь намного интереснее, к примеру, вместе с героем какой-то истории решать какую-то задачу, чем записывать правила и пытаться их понять.

А что касается бизнес-среды и корпоративной культуры, то истории нередко служат здесь своеобразным фольклором – они существуют в полуформальной среде и помогают людям понимать, как нужно и не нужно работать, кто есть кто в команде и т.д. Не нужно забывать и о маркетинге, ведь и в нем истории играют значительную роль – позволяют людям понимать, какие проблемы решают товары и какими преимущества обладают.

А в обычном повседневном общении сторителлинг и вовсе существует столько же, сколько и человек. Тот, кто умеет классно рассказывать истории, всегда сумеет разбавить атмосферу, поднять настроение, донести свою мысль в интересной и необычной форме, произвести впечатление.

Очевидно, что область применения сторителлинга очень широка:

  • культура;
  • производство;
  • бизнес;
  • образование;
  • психотерапия;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • политика;
  • шоу-бизнес;
  • воспитание детей;
  • повседневное общение и другие сферы.

Востребованность специалистов по сторителлингу (профессиональных рассказчиков) настолько велика, что сейчас повсеместно проводятся специализированные тренинги, семинары и курсы. А в США сторителлинг вообще стал профессией, и есть даже ассоциация специалистов данного профиля.

Есть курс по сторителлингу и на 4brain. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, получить не только теоретические знания, но и сразу отработать их на практике – записывайтесь!

Популярность и востребованность навыка обусловлена тем, что сторителлинг позволяет достигать множества целей, очень важных для бизнеса, в продажах, выступлениях, писательстве и остальных областях. Перечислим лишь несколько результатов, которых можно добиться, рассказывая истории:

  • воздействие на подсознание и мышление слушателя, зрителя или читателя;
  • максимально точное донесение информации и мыслей;
  • обучение детей, подростков, студентов и взрослых;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • минимизация конфликтных ситуаций в коллективах и других группах людей;
  • упрощение взаимоотношений между людьми;
  • стимулирование к достижению новых целей, совершению определенных действий;
  • укрепление авторитета;
  • повышение продаж.

И это далеко не все. В уже упомянутых США, например, психотерапевты применяют приемы сторителлинга в работе с тяжелобольными пациентами, успешно пробуждая в них желание продолжать жить и бороться со своими недугами. Получается, что с помощью историй можно не только зарабатывать деньги, но и улучшать жизнь общества и даже спасать человеческие жизни.

Но это становится возможным лишь в том случае, если истории рассказываются правильно. Дальше мы вкратце посвятим вас в секреты этого искусства, но, кроме этого, рекомендуем обратиться к тематической литературе (Дэвид Армстронг, Аннет Симмонс и другие авторы).

Как создать увлекательную историю

Главный принцип сторителлинга заключается в том, чтобы история была понятна человеку и выстраивалась по конкретному сценарию, который поможет решить стоящую перед рассказчиком задачу.

Чтобы рассказ был эффектным и привел к нужному результату, он должен включать в себя несколько составляющих:

  • реальный или вымышленный персонаж (это может быть человек, животное, фантастическое существо, организация или целое государство);
  • события и перемены, жизненно важные для персонажа (в противном случае история бессмысленна);
  • эмоциональная насыщенность (чтобы слушатель ассоциировал себя с персонажем и сопереживал ему; чтобы слушатель сам захотел рассказать эту историю кому-то);
  • реалистичность описываемых событий (события должны быть ограничены конкретным временем и местом);
  • конкретика (история должна быть понятной, содержать живые примеры, четко доносить мысль).

Чтобы найти примеры грамотных историй, не нужно далеко ходить. Просто вспомните, как родители, бабушки и дедушки рассказывают истории своим детям и внукам; как авторы басен и притч доносят до слушателей и читателей их суть.

Но, как вы поняли, сторителлинг – это не только устное мастерство, а еще и письменное. Истории очень эффективно работают, даже если люди читают их в книгах, журналах, газетах или на сайтах и форумах в Интернете. И в случае с визуальным сторителлингом тоже нужно придерживаться ряда правил:

  • Предлагаемая читателю информация должна быть для него новой и полезной. Поэтому перед тем как писать свою историю, автору следует продумать детали. Даже если сюжет уже готов, необходимо подумать, чем он может быть дополнен, как можно еще лучше раскрыть тему и донести мысль.
  • Рассказывая историю, важно разбираться в предмете. Для этого автор обязан прорабатывать тему, изучать ее на глубинном уровне, дабы не создать дилетантский и низкокачественный «шедевр». Не менее важно обладать навыком быстрого погружения в материал.
  • Визуальная история должна сопровождаться картинками или фотографиями. Это позволяет погрузить читателя в атмосферу истории и лучше преподнести материал. Медиаконтент также может включать в себя аудио- и видеоматериалы. С ними история выглядит намного богаче и живее.
  • Уже с первых секунд привлечь внимание и заинтересовать читателя помогают яркие, броские и нешаблонные заголовки. Вспомните примеры заголовков, после прочтения которых вам хотелось прочитать и статью. Умение делать такие заголовки можно назвать настоящим искусством.
  • Не менее важны и подзаголовки. Сегодня многие люди используют кросс-чтение, когда читаются только заголовки/подзаголовки и врезы в текст. Если взгляд цепляется за что-нибудь интересное, человек начинает изучать материал более детально. Заголовки и врезы тоже желательно как-то визуально выделять.
  • Любая история должна преподноситься живым, интересным и разнообразным языком. В ней нет места монотонности, повторению одних и тех же мыслей и идей. Желательно не использовать часто одни и те же слова – стоит заменять их синонимами или иначе выражать мысли.
  • При оформлении визуальной истории нужно придерживаться принципов единства и контраста. Материал должен быть выдержан в одном стиле, а между блоками текста следует делать отступы. Чтобы создать контраст, достаточно использовать всего два разных шрифта.

Соблюдая перечисленные правила, можно создать интересную историю, привлекающую внимание, вызывающую желание узнать ее полностью. Но все же этого еще мало, чтобы получить действительно достойный результат. История будет впечатляющей только тогда, когда автор будет соблюдать основные принципы сторителлинга.

Главные принципы сторителлинга

Не станем спорить, что историю, которая повлияет не слушателя или читателя, прекрасно расскажет профессиональный рассказчик или писатель. Если невнятно бубнить что-то себе под нос, можно загубить самый крутой рассказ, а если безграмотно и бездарно писать, никто просто не захочет читать текст.

Но все же практически любой человек при должном желании и усердии может научиться искусно рассказывать истории, следуя определенным принципам:

  • История не должна быть слишком длинной. При ее создании нужно учитывать, что человек может быть максимально внимательным примерно 20 минут, после чего концентрация снижается.
  • В истории должен присутствовать такой герой, который на сто процентов будет интересен аудитории. Он должен быть похож на «ваших» людей, чтобы они сроднились с ним, примерили на себя его мысли, поступки и решения. При этом помните о том, что одной историей нельзя зацепить абсолютно всех –подстраивать истории нужно под конкретную аудиторию.
  • В истории не должно быть открытого конца. Это значит, что аудитория не должна домысливать ее итог или мораль. Люди должны получать ответы на конкретные вопросы.
  • История не должна быть скучной. Текст (особенно его начало) должен вызывать интерес и желание узнать, что будет происходить дальше. Рассказчик должен пробуждать своим рассказом эмоции: радость, смех, злость, страх, негодование, но никогда не оставлять людей равнодушными.
  • История не должна навязывать людям мнение автора. К конкретным выводам люди должны приходить сами. В частности это касается продаж: нельзя говорить людям, что они что-то должны или им что-то нужно. Нужно, чтобы в них возникло желание иметь что-то.
  • В сторителлинге необходимо использовать метафоры, гиперболы и прочие фигуры речи. Но делать это нужно умело, чтобы среди всех этих «красок» не потерялась основная мысль.
  • В истории должны присутствовать моменты, дающие воображению и мышлению людей новый толчок. Отлично, когда события принимают неожиданный оборот, давая сюжету новые пути развития.
  • При создании историй важно тщательно продумывать детали, такие как обстановка, персонажи, их мнения, характеры и диалоги. Благодаря этому создается интрига, а она служит одной из основ успеха.
  • В истории должны быть неожиданные и даже шокирующие элементы. Именно они заставляют людей запоминать истории, т.к. захватывающие и эмоциональные моменты стимулируют память.
  • При рассказе истории необходимо обращаться к воображению людей, чтобы активизировались их органы чувств. Они должны чувствовать запахи и вкус, слышать звуки, представлять происходящее.

При планировании своего выступления или же просто собираясь рассказать историю в кругу друзей или коллег, рассказчик не должен забывать о том, что в истории всегда должны быть завязка, конфликт (основная часть, кульминация) и развязка. Вся история должна вертеться вокруг проблемы и ее решения.

При этом нельзя злоупотреблять описаниями, чтобы история оставалась емкой и ясной. В ней должно присутствовать только то, что нужно и важно, и никакие лишние подробности не нужны. Помимо прочего следует понимать, что история не должна быть идеальной, т.е. не стоит рассказывать лишь истории успеха и побед. Рассказы о неудачах и поражениях нередко оказывают гораздо более мощный эффект.

И еще одно важное замечание: сторителлинг – это не только правила и принципы, которым нужно следовать. Успех в этом деле во многом зависит от уверенности в себе и своих силах, энтузиазма, увлеченности процессом рассказа и умения импровизировать. Эти качества и навыки необходимо развивать. Тогда сторителлинг превратится в мощный инструмент влияния на людей.

Как научиться сторителлингу

Все люди разные. Одни любят быть душой компании, рассказывать истории и видеть, как окружающие их с упоением слушают. Другие рассказывают что-то сухо, безэмоционально, просто перечисляя факты. Третьи говорят лишь иногда, больше предпочитая слушать. Но в любом случае люди желают быть услышанными и понятыми.

Поэтому сторителлинг – это, во-первых, навык, который нужно, важно и полезно развивать, а во-вторых, навык для каждого. Придумывать истории (или рассказывать реальные) может научиться любой человек. Для этого в первую очередь нужно знать, что «работающая» и увлекательная история состоит из нескольких компонентов: сюжета, смысла, эмоций и сопереживания. Это база.

Сторителлинг способен поднять вашу коммуникацию на качественно новую ступень и сделать ваше общение с людьми более эффективным. Но и применять этот навык нужно грамотно и с умом, а это значит, что нельзя просто один раз его освоить и рассчитывать, что дальше все пойдет по накатанной. Это умение нужно постоянно развивать и оттачивать.

Начать учиться искусству рассказчика можно с просмотра и анализа удачных и неудачных выступлений разных людей, а также своих собственных (даже рассказ истории в кругу друзей вечером у походного костра можно называть выступлением). А материал для своих историй можно брать где угодно: наблюдать за людьми, слушать рассказы окружающих, читать книги, расширять кругозор, проявлять любознательность по отношению к миру и жизни.

Истинный рассказчик черпает вдохновение во всем: в собственной жизни и жизни своих родных и друзей, в рабочей среде и жизни своих коллег, в книгах и фильмах, в проявлениях природы и жизни животных и даже насекомых. Стать источником материала для историй могут и «опыты» с собственным сознанием и жизнью, например, отказ от вредных привычек или освоение нового маршрута по пути на работу.

Развивать фантазию можно множеством способов и упражнений. Одно из таких упражнений называется «Кто этот человек?». Суть очень проста: вы идете по улице или сидите на скамейке, рассматриваете проходящих мимо людей и пытаетесь определить, чем они занимаются, кем работают, как начался их день, что их тревожит, какие мысли роятся в их голове.

Другое не менее эффективное упражнение – это ведение дневника. Наверняка вы время от времени попадаете в какие-то необычные ситуации, слышите интересные рассказы от людей, с которыми общаетесь, знакомитесь с полезными идеями и мыслями. Чтобы все это не затерялось в памяти, ведите записи – вносите в дневник все, что кажется интересным, что можно в перспективе использовать в своих рассказах.

Но все это лирика, и для овладения мастерством сторителлинга мы все-таки рекомендуем учиться ему у профессионалов. Как мы и говорили, сегодня проводятся разные тренинги и мастер-классы. Но если в вашем городе таких нет, у вас есть прекрасная возможность перенять ценный опыт из книг.

Рассмотрим, что такое принцип сторителлинга и почему этот метод повествования скоро станет одним из главных способов донесения информации.

С внедрением интернета в нашу жизнь появилась масса возможностей распространения информации.

Сегодня ни для кого не проблема , найти , почитать рассказ или узнать обучающую информацию.

Пользователи все еще осваивают новые и интересные форматы, которые смогут упростить процесс восприятия информации.

Сторителлинг (от английского storytelling – рассказ истории) – это метод донесения информации зрителю с помощью рассказа истории. Диктор обыгрывает тему, придумывая сюжет и персонажей. Такой метод привлекает слушателей разных групп и интересов.

В русском языке часто можно встретить перевинчивание термина «сторителлинг » на «сказительство ».

Cодержание:

Кратко об истории сторителлинга

Недавно сценаристы всемирно известной мультипликационной компании Pixar начали распространение в массы такого понятия как сторителлинг.

Этот метод рассказа известен уже давно.

Также, он неоднократно встречается в культуре любого народа – те же былины, кобзари и прочие типы сказаний.

По словам сценаристов из Pixar, на отрисовку полнометражного мультфильма уходят годы, а все начинается с истории.

Люди рассказывали истории с тех пор как научились говорить.

Мы рассказываем интересные истории у костра, пишем сценки, скетчи, снимаем фильмы, делаем фото, делимся ими друг с другом и так далее.

Список можно продолжать. Сила историй в том, что они способны объединять людей на эмоциональном уровне.

Вкладывая в любой рассказ что-то из своей жизни и опыта, автор «наделяет» эту историю особой атмосферой, которая и привлекает внимание слушателей и читателей.

Не важно, существуют ли герои рассказа в реальной жизни или нет. Главное, чтобы человек смог понять, что вы хотите донести и почему ему стоит полностью ознакомиться с историей.

Данное видео является отличным примером современного цифрового рассказа.

Все составляющие элементы (картинка, музыкальное сопровождение, смысл) отлично сочетаются между собой, что и заставляет зрителя досмотреть историю до конца:

Цели сторителлинга

Сторителлинг успешно используется в сфере рекламы, бизнеса, интернет-продвижения.

Также, работать с такой техникой донесения информации удобно, если вам нужно быстро обучить персонал, применить психологические практики или создать свой собственный стиль в коучинге.

Цели сторителлинга следующие:

Также, сторителлинг является эффективным средством экономии денежных средств для награждения сотрудников.

В истории есть огромное количество подобных примеров.

Те же рассказы о героях труда в Советском Союзе всегда мотивировали людей на работу, хотя никакой материальной выгоды для простых работников не предусматривалось.

Как видите, метод сторителлинга позволяет добиться совершенно разных целей – от завоевания доверия зрителя до успешной продажи товаров и управления персоналом.

От вас лишь требуется грамотно продумать свою историю, чтобы она «сработала» и была интересна всем.

Правила успешного сторителлинга

Чтобы любая история стала интересна аудитории, автор должен иметь хотя бы основные навыки изложения и донесения мысли.

Также, вам не помешает немного креативности и позитива. В процессе рассказа истории важно не загубить хорошую историю монотонным изложением.

Правила грамотного сторителлинга:

1 Краткость – главное в любом рассказе.

Не следует писать очень объемные тексты. Так может потеряться основная суть. То, что вы хотите сказать, просто затеряется среди десятков примеров и сравнений.

Старайтесь изъясняться лаконично, ведь человек может концентрироваться на чем-либо не больше 20-ти минут (по данным психологических исследований).

После 20-ти минут любому слушателю понадобится немного отдыха. Это может быть кофе-брейк, если ваша речь действительно требует больше времени.

2 Продумайте главного яркого героя.

В любом сторителлинге должен присутствовать герой изложения.

Он должен быть ярким, притягивать внимание и вызывать интерес у слушателя. Публика должна захотеть услышать историю героя до конца.

3 Не следует писать сюжеты с открытым концом.

Такой метод изложения не нравится большинству людей.

К тому же, вашей целью является не заставлять человека додумывать что-либо, а осознать конкретную мысль и задуматься над ней.

4 Не перенасыщайте текст сложными терминами.

Слушатель не должен скучать.

Это очень важно не только на публичных мероприятиях, но и для тех, кто пишет свои блоги, ведет вебинары.

Пользователю намного проще закрыть окно браузера, если ему станет скучно.

Ваша задача – увлечь человека и заставить его дослушать информацию до конца.

5 Не следует позиционировать своем мнение как единственное правильное.

Навязывание чего-либо может вызвать гору критики и никак не повлияет на сознание слушателя.

Не нужно оперировать одними и теми же фактами или мыслями. У человека после вашего сторителлинга должно появиться желание действовать (что-либо делать, покупать и так далее).

6 Старайтесь управлять эмоциями зрителей.

Рассказ, который не вызывает никаких эмоций заранее обречен на провал. Старайтесь оперировать различными шутками или вызывайте радость, страх, переживания, сочувствие. Главное – не оставлять человека равнодушным к проблеме, которая проявляется в вашем рассказе.

7 Используйте сравнения и красивые отступления.

В то же время, их не должно быть много. В противном случае, большое количество метафор перекроет основную мысль истории.

8 Ориентируетесь на аудиторию.

Ваша история не может подходить всем людям, поэтому определитесь с целевой аудиторией – для кого вы рассказываете историю?

Каких мыслей у людей вы желаете добиться? Перед написанием сценария или самого рассказа следует дать себе ответ на эти вопросы.

9 Дружеская атмосфера между автором и слушателями.

Это правило обязательно к использованию в том случае, если вы решили применить метод сторителлинга для доклада, выступления на конференции и на любом другом публичном мероприятии.

Для успешного донесения мысли не следует пытаться казаться умнее, чем все остальные.

Это вызовет только негатив и желание скорее перестать слушать рассказ.

Установите с присутствующими контакт. В процессе изложения задавайте вопросы, интересуйтесь мнением людей.

10 Иллюстрации и наглядные примеры.

Любая история лучше воспринимается, если к ней прилагается достаточное количество инфографики. Это могут быть различные иллюстрации, макеты, таблицы, графики, эскизы и прочая информация.

Это правило обязательно для сторителлинга, который преподносится в виде печатного текста.

Если же вы являетесь докладчиком и будете рассказывать историю сами, продумайте визуальную презентацию, которая закрепит новую информацию и вызовет интерес у слушателя.